Скачать 0.81 Mb.
|
Пензенский государственный университет Юридический факультет Кафедра «Коммуникационный менеджмент» Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Современные международные отношения» по подготовке специалиста по связям с общественностью по направлению специальности 350400 «Связи с общественностью» Автор: к.и.н., доцент Милаева О.В. Пенза 2011г. РПД КМ _______ 2011 ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический факультет Кафедра «Коммуникационный менеджмент» Система методического обеспечения учебного процесса«Современные международные отношения» Рабочая программа учебной дисциплиныпо подготовке специалиста по связям с общественностью по направлению специальности 350400 «Связи с общественностью» Экземпляр № 2011 Рецензия на рабочую программу доцента кафедры «Коммуникационный менеджмент» ПГУ Глебова Г.И. по дисциплине «Современные международные отношения» по специальности связи с общественностью Рецензируемая рабочая программа разработана для освоения студентами по специальности связи с общественностью дисциплины «Современные международные отношения», относящейся к общеобразовательному циклу дисциплин ГОС. В программе ставятся цели изучения указанной дисциплины, предусматривающие познавательный, развивающий и воспитательный аспекты освоения дисциплины студентами пятого курса специалитета по связям с общественностью. Структура и содержание курса автором разрабатывается в соответствии с требованиями стандарта по данной дисциплине. Содержание курса предусматривает изучение базовых понятий теории международных отношений, методологии изучения международных отношений, являющихся базой для изучения собственноистории современных международных отношений. Изучение курса автором построено как последовательной рассмотрение международной деятельности основных геополитических регионов и международных организаций, делается акцент на различные направления внешнеполитической деятельности Российской Федерации, что способствует формированию у студентов системного представления о российской внешней политики. В качестве формы проведения практических занятий автором предлагается свободная дискуссия по актуальным проблемам и событиям современной международной жизни. Данная форма предполагает выработку самостоятельного мышления и оценки событий, и является вполне оправданной для студентов пятого курса. Автором рабочей программы разработаны оценочные средства для текущего контроля (доклады,сообщения) и промежуточной аттестации (вопросы к экзамену), а также учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, отражающее современный научный дискурс по данной дисциплине. Содержание и структура рабочей программы соответствует требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по связям с общественностью. В программе учтена специфика направления подготовки, отражена практическая направленность курса. Таким образом, данная рабочая программа, разработанная доцентом Глебовым Г.И., может быть рекомендована для планирования работы в высшем профессиональном учебном заведении по данному направлению. К.филос.наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» В.В. Копытов
На основании государственного стандарта высшего профессионального образования и отвечает требованиям к обязательному минимуму содержания образовательной программы подготовки специалистов по специальности «Связи с общественность». Автор – к.и.н., доцент О.В. Милаева
К. филос. наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» В.В. Копытов
Председатель метод. комиссии ЮФ, д. ю.н., профессор Г. Б. Романовский 4. ПОДГОТОВЛЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ Методической группой кафедры ''Коммуникационный менеджмент''.
На заседании кафедры «КМ», протокол № _1__ от 30.08 2011 года. Зав. кафедрой «КМ», Д. филос.наук, доцент Н.В. Розенберг Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. ОПД.Ф.04. Современные международные отношения Международные отношения как часть процесса глобализации современного мира. Роль информации в системе межгосударственных отношений и мирохозяйственный связей. Информационное измерение международных отношений. Международные отношения как объект исследования. Основные вопросы глобализации и интернационализации международной жизни. Роль внешней политики национальных государств. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Международные отношения после окончания “холодной войны”. Новые геополитические реальности, закат биполярного мира. Формирование новой системы международных отношений. Внешняя политика России. Принципы, цели, приоритеты. Концепция многополярного мира и ее практическая реализация. Деятельность основных международных организаций (ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.) Современные международные отношения Рабочая программа дисциплины
Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Предназначена рабочая программа для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 350400 – «Связи с общественностью», участвующих в процессе изучения данной дисциплины.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Утвержден 14.03.00 рег. № 42 мжд/сп. Направление подготовки специалистов по связям с общественностью, 350400. Учебный план ПГУ по направлению 350000 и специальности 350400 «Связи с общественностью», утвержденный 26.06.2003 г. Семестровый учебный план на текущий учебный год. И 151.30.03 – 2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.
Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 15-недельного семестра (дробью: всего в семестре / в среднем в неделю): Общая 135/9 _________________________________________________________________ Обязательная аудиторная 60/4 Лекции 30/2 Практические занятия 30/2 Лабораторные занятия - Внеаудиторная 75/5 Cамостоятельная работа 75/5 ______________________________________________________________________ Контроль: текущий на занятиях, экзамен.
Знание основных проблем международных отношений необходимо для специалистов ПР в случае контактов с представителями международных структур и при работе в организациях, имеющих выходы на иностранных партнеров.
Дисциплина ''Современные международные отношения» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку специалистов по связям с общественностью. Изучение данной дисциплины базируется на основе следующих дисциплин: «Отечественная история», «Политология», «Мировая экономика». 6. Сводные данные об основных разделах дисциплины
7. Лекции: 7.1. Разделы и их содержание: РАЗДЕЛ 1: Международные отношения как объект исследования.
РАЗДЕЛ 2: Основные параметры современной системы международных отношений.
РАЗДЕЛ 3: Проблема глобализации в международных отношениях.
формационной революци
РАЗДЕЛ 4: Основные проблемы мировой политики.
РАЗДЕЛ 5: Россия в современном мире. 1. Распад СССР и внешнеполитические ресурсы новой России. 2. Внешняя политика России в 90 – е годы. 4. Внешнеполитические интересы и задачи России. Современный этап во внешней политике России. Раздел 6: США в современном мире. Российско-американские отношения. 1. Видение американской внешней политики основными общественно-политическими силами США. 2. Основные механизмы, направления, формы осуществления внешней политики США в 1990 – е годы. 3. Внешнеполитическая стратегия администрации Дж. Буша. 4. Российско-американские отношения в 1990 – е годы. Современное состояние российско-американских отношений. РАЗДЕЛ 7: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЕВРОПЕ. 1. Европейская подсистема международных отношений в 1990 – е годы: основные параметры и процессы. 2. Европейская интеграция в 1990 – е годы: создание и развитие Европейского союза. Отношения ЕС – Россия. 3. Место и роль НАТО в Европе в 1990 – е годы. Трансформация НАТО и Россия. РАЗДЕЛ 8: международные отношения на ближнем и среднем востоке. 1. Место и роль Ближневосточной подсистемы в современных международных отношениях. Факторы формирования подсистемы. 2. Итоги советской внешней политики на Ближнем и Среднем Востоке к началу 1990 – х годов. 3. Внешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке. РАЗДЕЛ 9: международные отношения в азиатско-тихоокеанском регионе. 1. Место и роль подсистемы АТР в современных международных отношениях. 2. Расстановка сил в регионе: позиции США, КНР, Японии. 3. Место и роль России в АТР. Россия – КНР. Россия – Япония. РАЗДЕЛ 10: международные отношения в южной азии. 1.Подсистема МО в Южной Азии: характеристики, участники. Проблема Афганистана. 2. Индо – пакистанские отношения. Ядерный фактор в Южной Азии. 3. Политика России в регионе. Российско- индийские отношения. РАЗДЕЛ 11: международные отношения на постсоветском пространстве. 1. Образование СНГ. Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. 2. Взаимодействие государств СНГ в сфере обороны и безопасности. Конфликты на постсоветском пространстве. 3. Внешняя политика России в отношении государств СНГи Балтии. РАЗДЕЛ 13: многосторонние отношения в современном мире. 1. Многосторонние отношения в современном мире. Классификация многосторонних институтов и международных организаций. 2. Роль ООН в современных международных отношениях. Проблемы функционирования и реформы ООН. 3. Миротворческая деятельность ООН: теоретические основы и практика 1990 – х годов. РАЗДЕЛ 14. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
РАЗДЕЛ 15. АФРИКАНСКИЙ РЕГИОН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ. 1. Общая характеристика региона. «Афропессимизм» 1990-х гг. 2. Конфликтные зоны. 3. Попытки создания системы региональной безопасности. 4. Взаимодействие с Западом. 7.2. Форма проведения занятий: лекции. 7.3. Материально – техническое обеспечение: лекционная аудитория.
8.1. Тема 1. Международные отношения как объект исследования.
Тема 2. Методология международных исследований
Тема 3. Основные научные школы исследования международных отношений 1. Классификации современных теорий международных отношений 2.Политический реализм. Неореализм. 3.Либерализм в теории международных отношений. Неолиберализм. 4.Идеализм как школа международных отношений 5. Традиционализм и модернизм. 6.Неомарксизм. 7. Французская социологическая школа. 7. Геополитические теории международных отношений. Тема 4. Глобализация на современном этапе
Тема 5. Международные организации: ООН (ч. 1)
Тема 5. Международные организации (ч. 2)
Тема 6. США в системе международных отношений
Тема 7. Европейский союз в системе международных отношений.
Тема 8. СНГ в системе международных отношений.
Тема 9. Азиатско-тихоокеанский регион в системе международных отношений. 1. Общая характеристика региона. Позиции США в регионе. 2. Внешняя политика КНР в 1990-е годы. 3. Внешняя политика КНР в 2000 – 2011 гг. 4. Взаимоотношения КНР – РФ. 5. Внешняя политика Японии 1990- е годы. 6. Внешняя политика Японии 2000-2011 гг. 7. Русско-японские отношения в 21 веке. Тема 10. Российская Федерация в системе международных отношений.
8.2. Форма проведения занятий: свободная дискуссия, доклады, сообщения. 8.3. Материально – техническое обеспечение: учебники, дополнительная литература, подшивки газет и журналов. 9. Лабораторные занятия – не предусмотрены. 10. Семинарские занятия - не предусмотрены. 11. Другие виды аудиторных занятий - не предусмотрены. 12. Курсовой проект (курсовая работа) - не предусмотрены. 13. Другие виды самостоятельной работы - индивидуальная работа с учебной и дополнительной литературой, источниками, периодическими изданиями (см. График самостоятельной работы студента). 14. Рекомендуемая литература: 14.1. Основная литература:
14.2 Дополнительная литература:
15. Методические материалы: (инструкции и методические указания по проведению занятий, методические указания студентам для выполнения курсовых работ, компьютерные программы и т.д.): учебно-методический комплекс. |
Д ф. м наук А. А. Полежаев Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Протокол №4 «20» декабря 2011г Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Методические указания к семинарским занятиям студентов Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | «актуальные вопросы международных экономических отношений» Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Механизм П. Л. Чебышева для преобразования вращательного движения в качательное Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Глобальное управление как фактор обеспечения международного правопорядка Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Международные отношения В. В. Иванова: Иностранный язык (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Международные... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» разработан для студентов, обучающихся... | ||
Контрольные вопросы для зачета 11 Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 12 Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора»... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные валютно-кредитные отношения» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные отношения» | ||
Международные отношения Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030700.... | ||
Рабочая программа для студентов направления «Международные отношения» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения направление подготовки 031900. 62 «Международные... | Н. А. Бабурина международные валютно-кредитные отношения Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные отношения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... |