Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра





Скачать 155.14 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
Дата публикации10.07.2013
Размер155.14 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления
010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет бизнес-информатики

отделение прикладной математики и информатики


Программа дисциплины

Механизмы принятия решений в экономических системах

для направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра


Автор программы:

Ф.Т. Алескеров, К.С. Сорокин

Одобрена на заседании кафедры высшей математикина департамента математики факультета экономики 25.02.2013
Зав. кафедрой Ф.Т. Алескеров

Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины "Механизмы принятия решений в экономических системах" устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра изучающих дисциплину "Механизмы принятия решений в экономических системах".

Программа разработана в соответствии с:

Рабочим учебным планом университета по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра, утвержденным 9 июня 2012 г.
2. Цели освоения дисциплины

Целью дисциплины «Механизмы принятия решений в экономических системах» является освоение студентами некоторых разделов теории дизайна экономических механизмов, таких как теория коллективного выбора, теория реализации (implementation theory), теория аукционов и теория кооперативных игр.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные факты теории коллективного выбора, теории реализации, теории аукционов и теории кооперативных игр;

Уметь: строго доказывать все утверждения, сделанные при изложении материала курса;

Владеть:терминологией и методами теории дизайна экономических механизмов.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Общенаучные

ОНК-1

способность к анализу и синтезу на основе системного подхода

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-2

способность перейти от проблемной ситуации к проблемам, задачам и лежащим в их основе противоречиям

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-3

способность использовать методы критического анализа, развития научных теорий, опровержения и фальсификации, оценить качество исследований в некоторой предметной области

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-4

готовность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при работе в какой-либо предметной области

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-5

готовность выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий физико-математический аппарат

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-6

способность приобретать новые знания с использованием научной методологии и современных образовательных и информационных технологий

Стандартные (лекционно-семинарские)

Общенаучные

ОНК-7

способность порождать новые идеи (креативность)

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-1

способность демонстрации общенаучных базовых знаний естественных наук, математики и информатики, понимание основных фактов, концепций, принципов теорий, связанных с прикладной математикой и информатикой

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-2

способность понимать и применять в исследовательской и прикладной деятельности современный математический аппарат

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-3

способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности в соответствии с профилем подготовки, общаться с экспертами в других предметных областях

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-4

способность критически оценивать собственную квалификацию и её востребованность, переосмысливать накопленный практический опыт, изменять при необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-5

способность осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и из других источников

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-5

способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным, профессиональным, социальным и этическим проблемам

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-6

способность формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, профессиональных и этических позиций

Стандартные (лекционно-семинарские)

Профессиональные

ПК-7

способность решать задачи производственной и технологической деятельности на профессиональном уровне, включая разработку математических моделей, алгоритмических и программных решений

Стандартные (лекционно-семинарские)



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку бакалавров по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

Дискретная математика

Теория игр

Теория индивидуального и коллективного выбора

Теория вероятностей и математическая статистика
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

необходимо знать основные факты теории множеств, теории графов, теории игр, теории вероятностей, владеть базовой терминологией этих дисциплин, уметь строить и анализировать логически строгие доказательства математических утверждений.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • Современные методы принятия решений

  • Принятие решений при многих критериях

  • Современные модели теории игр

  • Вероятностно-статистические методы в теории принятия решений

  • Анализ и поддержка решений

  • Математические модели политической экономики


5. Тематический план учебной дисциплины


Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Модули

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего)

48

32

16







Лекции

24

16

8







Семинары

24

16

8







Самостоятельная работа (всего)

60

40

20







Вид итоговой аттестации – экзамен
















Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

72

36







3
















п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СР

Всего

1.

Introduction to the mechanism design.

2

2

4

8

2.

Mechanism and implementation.

4

4

10

18

3.

Social choice functions and social welfare functions. Impossibility theorems.

4

4

10

18

4.

Implementation theory.

4

4

10

18

5.

Applications.

2

2

6

10

6.

Introduction to the cooperative games.

2

2

2

6

7.

Solution concepts: Shapley value and its extensions.

2

2

6

10

8.

Solution concepts: core.

2

2

6

10

9.

Examples of cooperative games and their solutions.

1

1

4

6

10.

Games with limited cooperation.

1

1

2

4



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2

3

4







Текущий

(неделя)

Контрольная работа

8













письменная работа, 180 минут

Домашнее задание




6













Итоговый

Зачет




*










письменный экзамен, 80 минут, просмотр работ проводится не позднее 7 дней после даты проведения экзамена



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Для прохождения контроля студент должен знать основные математические модели и методы теории дизайна экономических механизмов, теории реализации, теории аукционов и теории кооперативных игр, уметь строго доказывать утверждения, сделанные при изложении материала курса и решать задачи.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Задания контрольной работы и зачета состоят из задач, эквивалентных или аналогичных тем, которые были даны студентам в домашних заданиях для самостоятельной работы. На написание зачетной и экзаменационной контрольных работ и контрольной работы дается 80 мин. Любой факт списывания, отмеченный преподавателем, приведет к получению оценки «1» (единица) за данную работу.
    1. Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает работу студентов на лекционных и семинарских занятиях: оценивается активность студентов на лекциях и семинарах, правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения домашних работ (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП, это не форма текущего контроля "Домашнее задание"), задания для которых выдаются на лекционных и семминарских занятиях. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная1= 0.7* Отекущий1 + 0.3* Осам.работа1

Онакопленная2= 0.8* Отекущий2 + 0.2* Осам.работа2

где Отекущий i рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП в i-м модуле

Отекущий1 = Ок/р

Отекущий2 = Одз

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.
Накопленная оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Онакопленная итоговая=накопленная1 + Онакопленная 2):2

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль.
В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = 0.3·Онакопленная итоговая + 0.7·Оитоговый зачет

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический.
7. Содержание дисциплины


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела



Introduction to the mechanism design.

General notions of mechanism design. Examples.



Mechanism and implementation.

Social choice functions (SCF). Social welfare functions (SWF). Mechanism. Implementation theory.



Social choice functions and social welfare functions. Impossibility theorems.

SCF and SWF and their properties: anonymity, neutrality, Pareto-optimality, monotonicity, independence of irrelevant alternatives. Majority rule. Dictatorial rule. Condorcet paradox. Arrowian impossibility theorems. Gibbard-Satterhwaite theorem.



Implementation theory.

Implementation in Nash equilibrium, Bayesian equilibrium, subgame perfect equilibrium. No veto power property.



Applications.

Mechanism design. Auctions. Contract theory. Vicrey auctions.



Introduction to the cooperative games.

Cooperative game with transferable utilities (TU game). Properties of TU games. Strategic equivalence of TU games. A weighted majority game.



Solution concepts: Shapley value and its extensions.

Payoff vector, imputation set. Shapley value and its properties. Shapley value and Harsanyi dividends. Shapley-Shubik power index. Asymmetric extensions of the Shapley value. Probabilistic values. Random-order values. Weighted Shapley values.



Solution concepts: core.

Core. Necessary and sufficient conditions for the nonemptyness of the core. Bondareva-Shapley theorem. The strong ε-core and the least-core. Nucleolus. Core catchers: Weber set.



Examples of cooperative games and their solutions.

Glove game. Bankruptcy game. Cost Games. Library Game. Co-insurance Game. Relation between co-insurance games and bankruptcy games.



Games with limited cooperation.

Games with limited cooperation. Games with coalition structure. Aumann-Drèze value. Owen value. Games with cooperation structure. Myerson value. Average tree solution. Efficient and Fair value. Social capital index.


8. Образовательные технологии

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Занятия по курсу проходят в форме лекций и семинаров, с элементами живого обсуждения, что требует хорошей самостоятельной подготовки студентов, которую следует мотивировать домашними заданиями. Студенты должны быть строго ориентированы на самостоятельное овладение вопросами дисциплины и самостоятельное выполнение заданий, предусмотренных данным курсом. Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью их занятий по данному курсу. Для усвоения материала курса и подготовке к контрольным работам студенты обязаны дома решать задачи, которые им высылает преподаватель. Для выполнения домашних заданий студентов можно разделить на мини-группы по три человека.

Преподаватель должен согласовать с группой время проведения индивидуальных консультаций и регламент электронного общения, а также выслать студентам все необходимые информационные электронные ресурсы (программу курса, литературу, домашние задания, задачи для подготовки к зачетной контрольной работе) или довести до сведения студентов соответствующие адреса в адреса в Интернете, где они размещаются.

Занятия по курсу "Механизмы принятия решений в экономических системах" рекомендуется проводить на английском языке.
9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
    1. Тематика заданий текущего контроля и вопросы для самопроверки



Примерные задания контрольной работы в 1-м модуле

1) Привести пример функции выбора,нерационализируемой никаким бинарным отношением.
1. Дано:

Комитет, состоящий из 11 депутатов, должен избрать председателя. Есть пять кандидатов на эту должность, обозначенных латинскими буквами: a, b, c, d, e. Предпочтения всех депутатов – линейные порядки, представленные столбцами таблицы профиля предпочтений. Альтернатива стоящая в столбце выше другой является более предпочтительной. В первой строке указано количество человек, чьи предпочтения представлены соответствующим столбцом. В случае равенства голосов действует правило старшинства: старший кандидат предпочитается младшему. Порядок старшинства совпадает с алфавитным порядком обозначений альтернатив, самым старшим кандидатом является кандидат a. Требуется: Определить кто будет выбран, если используется:

а) правило Борда,

б) правило простого большинства.

3 деп.

2 деп.

1 деп.

3 деп.

2 деп.

c

b

d

d

e

e

c

a

b

a

d

a

e

e

c

b

d

b

a

d

a

e

c

c

b





2. Требуется: доказать, что ранжирование с помощью правила Борда не является локальной процедурой агрегирования индивидуальных предпочтений.
3. Дано: Коллектив из трех человек N={1, 2, 3}. Pi- бинарное отношение, представляющее предпочтения индивида i, iN.

Требуется: а) Построить списочный механизм, реализующий следующее правило агрегирования индивидуальных предпочтений R=(P1P2)P3; б) указать, есть ли у данной процедуры следующие свойства: 1 - положительная ненавязанность, 2 - отрицательная ненавязанность, 3 - монотонность, 4 - нейтральность, 5 - анонимность, 6+ - положительное свойство Парето, 6- - отрицательное свойство Парето.
4. Требуется: Построить списочный механизм, реализующий правило агрегирования индивидуальных предпочтений

обладающее следующими свойствами: 1 - положительная ненавязанность, 2 - отрицательная ненавязанность, 6- - отрицательное свойство Парето;

и не обладающее следующими свойствами: 3 -монотонность, 4 - нейтральность, 6+ - положительное свойство Парето.
Примерные задания для домашней работы:

1. Consider the three-person game v:





Compute the Shapley value via dividends Harsanyi, via potential and via any other way different from the direct application of the Shapley formula.
2. Prove that if in a game dividends of all coalitions containing at least two players are nonnegative then the game is convex.
3. Consider the 3-person game given by and for all , and . Find the core and the nucleolus.
4. Prove that for every superadditive game the Shapley value belongs to the imputation set, i.e., .
5. Show that a glove game is not convex.
6. Show that a glove game is 1-convex and and the nucleolus.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1 Базовый учебник




1. Алескеров Ф.Т., Хабина Э.Л., Шварц Д.А. Бинарные отношения, графы и коллективные решения. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2006.
11.2 Основная литература


  1. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Задача Эрроу в теории группового выбора (анализ проблемы) // Автоматика и телемеханика. 1983. № 9. С. 127-151.(Есть электронная версия.Высылается студентам по электронной почте.)

  2. Мюллер Д. Общественный выбор III. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007.

  3. Aleskerov F., Kurbanov E. A Degree of Manipulability of Known Social Choice Procedures // Current Trends in Economics: Theory and Applications / Eds. AlkanA., AliprantisCh., YannelisN. N.Y.: Springer-Verlag, 1999. P. 13-27.(Есть электронная версия.Высылается студентам по электронной почте.)

  4. T. Driessen, Cooperative games, solutions and applications, 1988.

  5. G. Owen, Game Theory, 1968 (1st ed.), 1982 (2nd ed.), 1995 (3d ed.)

  6. B. Peleg and P. Südholter, Introduction to the theory of cooperative games, 2003 (1st ed.), 2007 (2nd ed.)

  7. R.B. Myerson, Game theory. Analysis of conflict, 1991.


11.3Дополнительная литература


  1. Adams J., Merrill S. III. Voter turnout and candidate strategies in American elections // The Journal of Politics. 2003. V. 65. P. 161-189.

  2. Aleskerov F. Arrovian Aggregation Models. Dordercht: Kluwer Academic Publishers, 1999.

  3. Ansolabehere S., de Figueiredo J., Snyder J. Why is there so little money in US politics? // Journal of Economic Perspectives. V. 17. P. 105-130.

  4. Laslier J.F. Tournament Solutions and Majority Voting. Berlin: Springer, 1997.

  5. H. Peters, Game theory. A multi-leveled approach, 2008.

  6. The Shapley value. Essays in honor of Lloyd S. Shapley. Edited by Alvin E. Roth.Cambridge University Press, Cambridge, 1988.

  7. H Moulin, Axioms of cooperative decision making, 1988.



Разработчики:

кафедра высшей математики

на факультете экономики ГУ-ВШЭ, профессор, д.т.н., Ф.Т. Алескеров
кафедра высшей математики

на факультете экономики ГУ-ВШЭ, доцент, к.ф.-м.н., К.С. Сорокин

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Система управления качеством» для направления...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная...
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра...
Этот урок еще одна попытка погружения в самую насущную тему. Итогом урока стали слова благодарности друг к другу за искренность и...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма «Методы принятия решений». Гу-вшэ, 2010 г. Министерство...
Методы принятия решений для направления 010500. 62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconРабочая программа дисциплины Решение задач математической физики...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины «Теория вероятностей и математическая статистика»...
Охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего...
Программа дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора» для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск