Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика»





Скачать 388.42 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика»
страница1/4
Дата публикации17.09.2013
Размер388.42 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Философия > Программа дисциплины
  1   2   3   4



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет бизнес-информатики

Программа дисциплины

« Философия»
для направления подготовки бакалавра

010500.62 «Прикладная

математика и информатика»
Авторы программы:

Доброхотов А.Л., д.филос.н., профессор;

Канаева Н. А., к.филос.н., доцент — kumari53@yandex.ru
Одобрена на заседании кафедры Истории философии «____»____________2010 г.

Зав. кафедрой А.М. Руткевич

Рекомендована секцией УМС «_____» ________________ 2010 г.

Председатель

Утверждена УС факультета философии « ____» ___________________2010 г.

Ученый секретарь
Москва – 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Область применения и нормативные ссылки 3

2. Цели освоения дисциплины 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 4

4. Место дисциплины в структуре образовательной программы 5

5. Тематический план учебной дисциплины 6

6. Формы контроля знаний студентов 6

7. Содержание курса «История философии» 7

8. Образовательные технологии 18

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 19

10. Порядок формирования оценок по дисциплине 22

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 23

12. Материально-техническое обеспечение дисциплины 28



1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки бакалавров 010500.62 «Прикладная математика и информатика», изучающих дисциплину «История философии».

Программа разработана в соответствии с:

  • ФГОС ;

  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ;

  • Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика»;

  • Рабочим учебным планом университета подготовки бакалавров по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика», утвержденным в 201_г.

2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «История философии» являются:

1. Формирование у студентов фонда мировоззренческих идей, необходимых для создания собственного гуманистически ориентированного современного мировоззрения, являющегося необходимой базой жизнедеятельности всякого человека;

  1. 2. Уяснение методологической роли философского знания;

  2. 3. Ознакомление с главными проблемами современности и ролью философов в их постановке и решении.

Философия (греч. – буквально, «любовь к мудрости») в ряду общеобразовательных дисциплин, преподаваемых в высшей школе, занимает особое место. Это обусловлено тем, что она единственная сделала предметом своего изучения не какие-то отдельные аспекты окружающего нас мира или отдельные узко профессиональные виды деятельности, а мир целиком (бытие), многообразные формы отношений человека и мира, все виды человеческой деятельности. Начавшись как онтология (учение о бытии), философия помогла людям осознать, что познаваемая действительность не существует для всех неизменно и единообразно, но будучи «жизненным миром человека», она исторически изменчива, разнообразна и многомерна.

Философское знание о мире выражается в форме теоретических учений, на протяжении всей человеческой истории выполнявших две особо важные для каждого человека функции: во-первых, мировоззренческую, проявляющуюся в том, что результатом всякого философствования является создание целостной картины мира, осознание оснований человеческой жизни, ее цели и смысла; и, во-вторых, методологическую, состоящую в том, что философами были выявлены основания одного из главных видов человеческой деятельности – познавательной. Культура постиндустриального (информационного) общества, на пороге которого стоит сегодняшняя Россия, стала продуктом этой познавательной деятельности. Роль знания как необходимого условия развития общества в современном мире особенно велика. Философия с начала своего возникновения провозгласила обоснованное и доказательное знание фундаментом для философской картины мира, и благодаря этой установке стала аккумулятором общечеловеческого опыта и ценностей.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать содержание концепций, образующих каркас современного мировоззрения носителя Российской культуры.

  • Уметь установить сходства и различия исторических форм и современного философского мировоззрения.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) работы с философскими текстами; способность использовать знание и понимание проблем человека в современной России, смыслов ценностей мировой культуры и развить навыки решения экзистенциальных проблем.




В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

В результате дисциплины студент

должен:

знать: традиционные и

современные проблемы философии, определяющие современное бытие, и методы

философского исследования; овладеть навыками дискуссий по философской проблематике; научиться анализировать значимые явления с точки зрения их философского смысла

уметь: критически

анализировать философские

тексты, классифицировать и

систематизировать

направления философской

мысли, излагать учебный

материал в области

истории философии;

владеть:

способностью использовать

теоретические

знания философии в

практической деятельности, в том числе – в процессе решения экзистенциальных проблем и в дискуссиях по названным проблемам

ПК – 1

ПК – 2

ПК – 4

ПК – 6

ПК – 8

ПК – 9

ПК – 11

ПК – 13

НИУ ПК – 17

(СЛК-6)

Студент может дать определение истории философии, воспроизводит основные этапы ее эволюции, распознает признаки философствования в текстах разных видов (диалоги, трактаты, поэмы, эссе и т.п.), применяет наиболее используемые философские термины, демонстрирует понимание смысла философских проблем, представляет связи между системами философской мысли, интерпретирует содержание исторически существовавших философских концепций в терминах зсовременной философии, оценивает эффективность философских учений; умеет критически анализировать мировоззренческие концепции

Чтение лекций, проведение семинарских занятий, чтение и конспектирование первоисточников в русских переводах, подготовка эссе по отдельным первоисточникам


























4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку бакалавров по направлению 010500.62 «Прикладная математика и информатика».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • История стран Запада;

  • Культурология;

  • История религий.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

В результате освоения курса студент должен:

        • знать содержание концепций, образующих каркас философии; методологическую роль философского знания; главные проблемы современности и роль философов в их постановке и решении;

        • уметь установить сходства и различия между современным мировоззрением и его историческими формами,

        • получить навык работы с философскими первоисточниками, способность использовать знание и понимание проблем человека в современной России, смысла ценностей современной культуры, и развить навыки решения экзистенциальных проблем.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История и теория науки;

  • Концепции современного естествознания;

  • Философские проблемы конкретных дисциплин.



5. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Особенности истории философии. Возникновение философии

14

2

2




10

2

Античная философия

19

6

4




9

3

Средневековая философия

19

4

4




11

4

Философия Возрождения

12

2

2




8

5

Философия Нового времени

44

6

8




30




Итого:

108

20

20




68


6. Формы контроля знаний студентов








1

2




Текущий

(неделя)

Контроль посещения занятий

*

*




Эссе




*

3-4 тыс. слов

Контроль за ведением конспектов лекций и первоисточников

*

*




Коллоквиум










Домашнее задание

*

*

Подготовка выступлений на семинарских занятиях на 3-5 минут

Итоговый

Зачет












    1. Критерии оценки знаний, навыков


Для получения высокой рейтинговой оценки за курс «История философии» студент не должен пропустить более 50% занятий без уважительной причины, должен предъявить аккуратно оформленные конспекты лекций (с указанием дат и тем лекций) и первоисточников. Выступления на семинарских занятиях готовятся по философским первоисточникам в русских переводах. Выступление должно продемонстрировать понимание студентом философской проблематики текста, умение изложить суть проблем и оценить актуальность решения их изучаемыми мыслителями для современности. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

Проверка эссе до зачета может осуществляться дистанционно (подр. см. п.10).


7. Содержание курса «История философии»

Тема 1. Особенности истории философии. Возникновение философии


Время: аудиторных часов – 4, самост. р. – 10.
Понятие философии. Философия в системе культурных доменов. Философия как тип рационального знания. Особенности истории философии. Возникновение философии. Предфилософия «осевой эпохи». Введение в историю западноевропейской философии

Возникновение философии в Индии. Особенности философствования в Индии. Девять систем (даршан) традиционной индийской философии: астика (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя, вайшешика) и настика (чарвака-локаята, джайнизм и буддизм). Главные проблемы традиционной индийской философии: вечность мира и Атмана, конечность мира в пространстве, отношения души и тела, возможность жизни после смерти, возможность самообусловленности мира и Атмана, вечность переживаний радости и страдания, наличие плода добрых и злых дел. Современная индийская философия: главные направления исследований.

Философия древнего Китая. Философия и мифология. Социально-этическая направленность древнекитайской философии. Главные школы: конфуцианство, даосизм, легизм. Концепции дао в конфуцианстве и даосизме.

План семинарского занятия


Учебные вопросы:

1. Философия как тип рационального знания.

2. Предфилософия «осевой эпохи».

3. Значение истории философии.

Литература

Обязательная

Мотрошилова 2000. С.180–183.

Базовый учебник

ИФ 2008. С. 3.

Дополнительная

Виндельбанд 1995.

Гайденко 1980.

Гайденко 1987.

Гайденко 2000.

Гильдебрандт 1997.

Гордер 2006.

Гурина 1998.

Джеймс, Рассел 2000.

Дильтей 2006.

ИФ 1995.

ИФ 1996.

Кюльпе 2007.

Лосев 1964.

Лосский 1911.

Мамардашвили 1992.

Марсель 1995.

Марти 2004.

Ортега-и-Гассет 1991.

Поппер 2000.

ПВФ 2001.

Рассел 1999.

Реале, Антисери 1994—1997.

Соловьев 1989. Т.1. С.15-18.

Степин 2001. Т. IV. С. 195-200.

Франк 1922.

Хайдеггер 1993. С. 85-93.

Хофмайстер 2006.

Челпанов 2010.

Ясперс 2000.

Тема 2. Античная философия


Время: аудиторных часов – 10, самост. р. – 9.
Социальные и исторические условия возникновения античной философии. Соотношение философии, религии, мифологии, науки и обыденного сознания.

Школы и представители древнегреческой философии. Ионийская философия. Милетская школа (VII–VI вв. до н.э.). Фалес (ок. 624–547 гг. до н.э.) – первый философ Древней Греции. Его вклад в разработку математики и астрономии; учение о воде как первоначале всех вещей и явлений. Учение Анаксимандра (610-540 гг. до н.э.) об апейроне. Идея природной закономерности. Антимифологическая направленность учения Анаксимена (ок. 583–526 гг. до н.э.) о воздухе. Естественнонаучные идеи Анаксимена.

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 гг. до н.э.). Идея изменчивости (текучести) мира. Огонь–Логос как первоначало и сущность мира. Циклы космического процесса. Учение о Логосе как законе мироздания и божественной реальности. Диалектика Гераклита: единство и борьба противоположностей, относительность существования и познания противоположностей.

Италийская философия. Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.) и пифагорейцы. Пифагорейская школа как форма научно-религиозного сообщества. Религиозно-этическое учение пифагорейцев о человеке и душе. Число как первоначало и сущность вещей. Учение о мире и “небесной гармонии”. Учение о противоположностях.

Элейская школа. Ксенофан (ок.580–473 гг. до н. э.) – теоретический источник философии элеатов. Парменид (род. 540 или 515 гг. до н. э.). Введение категории бытия и открытие умозрения как метода философии. Учение о бытии и познании: характер бытия, отрицание небытия, противопоставление рационального знания “по истине” чувственному знанию “по мнению”. Зенон Элейский (ок. 490–430 гг. до н. э.): апология идей Парменида в апориях “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”, “Дихотомия”, “Медимн пшеницы”. Смысл апорий Зенона.

Поздняя досократика: Эмпедокл (ок. 490–430 гг. до н. э.), Анаксагор (ок.500–428 гг. до н. э.), Левкипп и Демокрит (ок. 460–370 гг. до н. э.) Атомистика Левкиппа–Демокрита: аргументы атомизма, атомы и пустота, свойства атомов (фигура/форма, размер, поворот/положение в пространстве и порядок), движение, понимание причинности, необходимости и случайности. Учение о множественности миров. Этика и учение о душе. Теория познания, роль чувств и разума в познании. Кризис античного космологизма.

Античный гуманизм и Просвещение: ранняя софистика. Тезис Протагора (ок. 491/481–410 гг. до н. э.): “Человек есть мера всех вещей”. Софистика и кризис демократии.

Сократ (470/469–399 гг. до н. э.). Личность и судьба Сократа. Критика им софистов. Предмет и цель философии Сократа. Основные темы сократических размышлений. Единство сознания, знания и блага (добра). Сократический метод диалога и его компоненты: ирония, майевтика, дефиниция и индукция. Тезис о тождестве истины и блага. Сократические школы.

Платон (427–347 гг. до н. э.): жизнь и творчество. Академия Платона. Учение об идеях. Генезис учения. Структуры бытия в свете эйдологии Платона. Идея Блага. Идея и космос. Идея и материя. Платон о душе. Бессмертие души. Структура души. Мировая душа. Этика Платона.

Понятие справедливости и социальная структура полиса.

Учение Платона о знании. Диалектика. "Восхождение" и "нисхождение". Учение о "беспредпосылочном начале".

Космология Платона. Идея бога-демиурга. Творение как процесс. Структура материи. Платон о государстве. Кастовая структура государства. Идея справедливости. Государство и личность. Платонизм как итог классического периода античной философии.

Аристотель (384–322 гг. до н. э.), его роль в развитии философии и культуры. Размежевание с платоновской школой. Жизнь и творчество Аристотеля. Учение о форме и материи. Понятия возможности и действительности. Четыре причины всех вещей. Учение о сущности: метафизика Аристотеля.

Классификация наук и характеристика научного метода Аристотелем. Роль категорий. Учение о познании. Критика возможностей диалектики и роль логики как инструмента познания.

Физика Аристотеля. Учение о душе. Этика Аристотеля. Поэтика. Учение Аристотеля о государстве. Школа Аристотеля. Начало эллинистической эпохи: Аристотель и Александр Македонский.

Стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Эллинистический синкретизм: неопифагорейство, средний платонизм, гностицизм, герметизм.

Неоплатонизм как синтез античной философии: Плотин (204/205–270), Порфирий (232–301/305), Прокл (412–485).

План семинарского занятия


Учебные вопросы:

1. Учение Платона об идеях.

2. Платон о государстве.

3. Учение Аристотеля о четырех причинах вещей.

4. Классификация наук и характеристика научного метода Аристотелем.
Литература

Обязательная

Аристотель 1975. Т.1.

Платон 19681972: Софист. Тимей. Государство
Базовый учебник

ИФ 2008. С.79–155.

Дополнительная

Асмус 1975.

Васильева 2008.

Гайденко 2000.

Демокрит 1993.

Диоген 1979.

ИФ 1995.

ГФ 2006—2008

Лосев 1964 1992

Лосев, Тахо-Годи 1993

Лукреций 1983.

ПЗС 1995.

Плиний Мл. 1984

Плутарх 1983.

Реале, Антисери 1994. Ч.1. Античность.

Рист 2005.

Сенека 1986.

Секст Эмпирик 1975—1976.

Столяров 1995.

Тацит 1969.

МНМ 2008.

ФРГФ 1989.

Чанышев 2003.

Тема 3. Средневековая философия


Время: аудиторных часов – 8, самост. р. – 11.
Становление христианской философии: апологетика и патристика. Западные и восточные Отцы церкви: культурное и идейное размежевание. Патристика (кон. I–VIII вв.) и схоластика (IX–XIV вв.) – основные этапы в развитии средневековой философии. Роль платонизма в становлении патристики и учения Аристотеля – в формировании схоластики. Восточная (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский и др.) и западная (Тертуллиан, Боэций, Августин Блаженный) патристика.

Круг проблем средневековой философии: соотношение разума и веры, добра и зла, богопознания, доказательства бытия Бога, свободы и предопределенности в человеческой деятельности и др. Реализм, концептуализм и номинализм как основные философские подходы в решении проблемы существования общих понятий – фундамента теоретического знания.

Аврелий Августин (354-430 гг.): первый синтез христианского мировоззрения. Идея креационизма. Вечность и время. Философско-историческая концепция Августина. Учение о борьбе “двух градов”– земного и божественного. Эсхатология Августина.

"Ареопагитики" - онтологическая и богословская система. Становление средневековой философии. Каролингское возрождение.

Фома Аквинский (1225–1274) – крупнейший представитель западной схоластики. Учение о “гармонии веры и разума”, “естественная теология” и доказательства бытия Бога. Теократическая теория государства. Идея народного суверенитета.

Средневековая система образования. Схоластика и мистика XII-XIII вв. Ансельм Кентерберийский и его онтологический аргумент. Бернар Клервосский. Абеляр. Аверроизм. Фома Аквинский. Иоанн Дунс Скот. Гроссетест. Оккам. Основные дискуссии зрелого средневековья: реализм и номинализм, проблема двойственной истины, проблема соотношения сущности и существования. Кризис средневековой философии.

План семинарского занятия


Учебные вопросы:


  1. Первый синтез христианского мировоззрения у Аврелия Августина.

  2. Учение о “гармонии веры и разума” и доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.


Литература

Обязательная

Августин 1991.

Фома Аквинский 1997.

Базовый учебник

ИФ 2008. С. 203–290.

Дополнительная

Абеляр 1993.

Абеляр 1995.

АМФ 1970.

Библия (любое издание).

Бонавентура 1993. С. 132-171.

Боэций 1990.

Жильсон 2004.

ИФ 1995. С. 245-376.

Коплстон 1997.

Коран 1998.

Майоров 1979.

Фролова 2006.

Чанышев 1991.

Шишков 2003.

Тема 4. Философия эпохи Возрождения


Время: аудиторных часов – 4, самост. р. – 8.
Значение термина “Ренессанс”. Эволюция отношения к античности в итальянском Ренессансе: «гуманизация» христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антропологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Последний философ Средневековья – Николай Кузанский (1401–1464). Обоснование Николаем Кузанским безграничности Вселенной.

Многообразие форм гуманистической мысли. Воззрения Данте Алигьери (1265–1321), Франческо Петрарки (1304–1374), Лоренцо Валлы (1407–1457), Марсилио Фичино (1433–1499). Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Религиозная терпимость, универсальные ценности и миролюбие как принципы “философия Христа” Эразма Роттердамского (1466/69–1536), сформулированные в сочинениях “Похвала глупости” и “Жалоба мира”. Лютер (1483–1546) и Эразм: гуманистические парадигмы. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Философия Контрреформации.

Развитие натурфилософии. Магико-алхимическое понимание природы у Парацельса (1493–1541). Гелиоцентрическая картина мира Николая Коперника (1473–1543), идея Джордано Бруно (1548–1600) о бесчисленности миров. Разработка экспериментально-математических методов естествознания Леонардо да Винчи (1452–1519).

Социальные и политические идеи Возрождения. Теория “нового государя” иколо Макиавелли (1469–1527). Коммунистическая утопия Томаса Мора (1478–1535).

Религиозная Реформация. Гуманистические идеи Мартина Лютера, Ульриха Цвингли (1484–1531) и Жана Кальвина (1509–1564). Новые формы покаяния (служение богу и людям через выполнение профессиональных обязанностей, через честное и успешное ведение своих дел) и их роль в формировании и утверждении представления о правах человека.

Вопросы для самостоятельной работы:


  1. Гуманистические идеи Данте, Петрарки, Валлы, Фичино и Эразма Роттердамского (на конкретных текстах).

  2. Развитие натурфилософии в сочинениях Н. Кузанского, Н. Коперника, Дж.Бруно (на текстах по выбору).

  3. Социальная философия Н. Макиавелли и Т. Мора (на текстах по выбору).

Литература

Обязательная

Бруно 1949.

Базовый учебник

ИФ 2008. С.293–324.

Дополнительная

Баткин 1989.

Данте 1961.

ИФ 1996. Кн. II. Философия ХV–ХIХ вв. С.2-68.

Кузанский 1979—1980.

Макиавелли 1982.

Мор 1978.

Петрарка 1998.

Реале, Антисери 1994. Кн. 2 . Средневековье (От Библейского послания до Макиавелли).

Соколов 2003.

Эразм Роттердамский 1971.

Тема 5. Философия Нового времени


Время: аудиторных часов – 14, самост. р. – 30.

Формирование буржуазного общества. Критика религии, догматизма средневековой схоластики. Научная революция XVII в. и ее философский смысл. Наука как парадигма знания. Роль математического естествознания в формировании парадигмы. “Математические начала натуральной философии” И. Ньютона, его картина мира. Возникновение новой философии как обоснования новой онтологии, методологии познания и науки. Основные черты философии Нового времени и ее историческое значение.

Эмпиризм и рационализм. Обоснование опытного познания Фрэнсисом Бэконом (1561–1626). Проект “Великого восстановления наук”, проблема классификации наук. Учение об “идолах” (“пещеры”, “рода”, “площади”, “театра”) человеческого разума. Проблема теории и практики в учении о “светоносных” и “плодоносных” опытах. Разработка Ф.Бэконом индуктивного метода.

Сенсуалистическая философия Дж. Локка (1632–1704), ее основные принципы. Учение о видах опыта и происхождении знания. Эволюция эмпиризма у Локка. Проблема субстанции. Теория первичных и вторичных качеств. Критика учения о “врожденных идеях”. Учение о внешнем и внутреннем опыте, видах идей и их происхождении. Теория образования общих понятий. Идея субстанции как наиболее абстрактное и неясное понятие. Проблема первичных и вторичных качеств. Непознаваемость материальной и духовной субстанций по Локку. Доктрина либерализма Локка и ее влияние на социально-политическую практику. Педагогические идеи Локка

Рене Декарт (1596–1650) как основоположник рационализма Нового времени. Рационалистический метод Р.Декарта. Cogito и “универсальное сомнение” в качестве предпосылки установления истины. “Мыслю, следовательно, существую” – принцип субъективной достоверности как начало новой философии и науки. Роль интуиции и дедукции в познании. “Врожденные идеи”. Принципы декартовского метода. Интуиция и дедукция. Учение о бытии как о субстанции. Онтологическое обоснование философии и науки. Мыслящая и телесная субстанции, их свойства. Предмет философии. Начало современного понимания предмета науки (материя как предмет физики). Физика Декарта (мир – совершенный механизм).

Рационалистическая онтология «Этики». Б.Спинозы (1632–1677). Пантеизм. Учение о единой субстанции, ее атрибутах и модусах. Интуиция, дедукция и чувственное познание. “Геометрический метод”. Теория аффектов и этика. Проблема свободы и необходимости в философии Спинозы. «Богословско-политический трактат».

Б. Паскаль (1623–1662). Логика и методология. Противопоставление «логики сердца и логики ума». Человек и бесконечность. Религиозно-этическая проблематика «Мыслей». Паскаль и Декарт: два пути новоевропейского рационализма.

Н. Мальбранш (1638–1715). Синтез неоавгустинианства и картезианства. Идея «видения в Боге». Окказионализм. Решение проблемы свободы.

Плюралистическая онтология и учение о простых субстанциях – монадах в философии Г.В. Лейбница (1646–1716). Эволюция рационализма у Лейбница: компромиссная модель. «Истины разума» и «истины факта». Полемика с Локком. Принципы метода. Монадология. «Хорошо обоснованные фенмены». Предустановленная гармония и понятие совершенства. Теодицея.

Т. Гоббс (1588–1679). Учение о «теле». Номинализм Гоббса. Теория знаков и философия языка. Механицизм и решение психофизической проблемы. Учение о государстве.

Итоги эволюции английского эмпиризма. Дж. Беркли (1685–1753). Принцип «Esse est percipi». Неоплатоническая онтология Беркли. Репрезентативная теория абстракции.

Д. Юм (1711–1776). Структура сознания по Юму. Идеи и впечатления. Ассоциации как модель синтеза. Деструктивный анализ причинности. Концепция «веры». Социальная философия Д. Юма.

Просвещение как культурное течение XVIII в. Энциклопедизм как культурный феномен. Главные лозунги, идеи и представители: Д. Дидро (1713–1784), Ш. Монтескьё (1689–1755), Ф.М. Вольтер (1694–1778), Ж.–Ж. Руссо (1712–1778), Ф. Хатчесон (1694–1746/47). Вольтер и Руссо: две модели Просвещения. Противостояние их философии истории и антропологии.

Решение проблемы дуализма субстанций французскими материалистами. Идея единственности материальной субстанции со свойствами протяжения, самодвижения и способности чувства у Ж. Ламетри (1709–1751); его произведение “Человек машина”. Идея улучшения общественной жизни путем просвещения правителей. Материалистический монизм П. Гольбаха (1723–1789). К. А. Гельвеций (1715–1771): природа — совокупность материальных тел, образованных из атомов. Атеизм французских материалистов.

Немецкое Просвещение. И.И. Винкельман (1717–1768), Г.Э. Лессинг (1729–1781) и И.Г. Гердер (1744–1803). «Штюрмеры». Философские идеи И.В. Гете (1749–1832) и Ф. Шиллера (1759–1805). Контр-Просвещение: И.Г. Гаман (1730–1788) и Ф.Г. Якоби (1743–1819). Протестантская мистика.

Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества. Романтизм и философия. Стиль, метод и жанры философствования романтиков.

Философия как теория познания в учении И.Канта (1724–1804). Эволюция философских воззрений Канта, “докритический” и “критический” периоды. Проблема объективности знания и ее разрешение И.Кантом. Трансцендентальный идеализм Канта. Его учение о явлении и “вещи-в-себе”, априорных формах чувственности, рассудка и разума в познании. Обоснование им возможности априорных синтетических суждений в теоретическом знании. Критика метафизики. Практическая философия (этика) Канта, ее основные понятия и принципы.

Разрушение традиционного понимания субстанции (духовной и материальной), недопустимость анализа, устраняющего границы опыта и преступающего опыт (“трансцендентного”).

И.Г.Фихте (1762–1814). Учение о диалектической эволюции «Я». Этические идеи. Концепция замкнутого торгового государства.

Ф.В.Й. Шеллинг(1775–1854). Натурфилософия. Философия тождества. Философия искусства. Философия свободы. Период «позитивной» философии. Философия мифологии. Философия откровения.

Философская концепция Гегеля (1770–1831). «Феноменология духа». Идеалистическая диалектика и основные разделы его философской системы: логика, философия природы, философия духа. Противоречие между методом и системой. Историко-философская концепция Гегеля. Философия права. Философия истории. Эстетика.

План семинарского занятия


Учебные вопросы:

  1. Онтология как учение о субстанции в философии Нового времени.

  2. Эмпиризм Нового времени. Ф. Бэкон: эмпирический метод, обоснование опытного знания и роли науки в жизни общества.

  3. Учение Ф. Бэкона об идолах человеческого разума.

  4. Специфика европейского рационализма XVII—XVIII вв. Метод Р. Декарта.

  5. Материалистические идеи «Системы природы» Гольбаха.

  6. Критическая философия И. Канта.

  7. Философская система Г.В.Ф. Гегеля.

Литература

Обязательная

Бэкон 1972. Т.2. С.7—82.

Гегель 1974. Введение. С.84—104.

Декарт 1989. Т.1. С.250—296.
Базовый учебник

ИФ 2008. С.327—575.

Дополнительная

Асмус 1956.

Бэкон 1972. Т.2. С.489—524.

Вольтер 1989. С.620—717.

Вышеславцев 2010.

Гайденко 1979.

Гайм 2006.

Гулыга 1970.

Гулыга 1977.

Гулыга 1982.

Гулыга 1986.

Зиммель 1996.

Кант 1994. С.14-46.

Кассирер 1997.

Кассирер 2004.

Кузнецов 2003.

ЗЕФ 1986.

Лейбниц 1982. Т.1. С.413-429.

Майоров 1973.

Мотрошилова 1969.

Нарский 1973.

Нарский 1974.

Никулин 1993.

Разеев 2010.

Реале, Антисери 1996. Т.3. Новое время.

Соколов 2003.

Соловьев 2005.

Тевзадзе 1979.

ФЭРБР 1983.

Хейде 1995.

Хёсле 1992.

8. Образовательные технологии


Курс «История философии» читается на протяжении 3 модуля. Большая часть предусмотренных Учебным планом часов аудиторных занятий отводится на самостоятельную работу (88), на лекции отводится 10 часов, а материал лекций закрепляется и углубляется на семинарских занятиях (10 часов).

Темы семинаров отражают последовательность тем изучения курса, предполагая обсуждение докладов и дискуссий по содержанию самостоятельно прочитанных студентами переводов первоисточников.

Семинарские занятия могут проходить в различной форме – обсуждение заданных планом вопросов, обсуждение докладов и рефератов, дискуссии, рассмотрение конкретных проблемных ситуаций.

Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателей (консультации при выполнении тематических заданий и помощь в написании эссе), а также, и индивидуальную работу студента в компьютерном классе или библиотеке.

8.1. Методические указания по подготовке эссе


Целью выполнения эссе по истории философии является достижение понимания смысла концепций, выраженных в текстах, а также выработка опыта самостоятельного анализа философских текстов.

Работа над написанием эссе включает в себя такие этапы исследовательского труда, как: собирание и изучение литературы по избранной теме; составление плана; определение цели и задач работы; систематизация и обработка исследуемого материала; собственно написание и оформление работы.

Объем эссе – от 3 до 4 тысяч знаков.

Работа должна включать в себя следующие структурно-содержательные компоненты:

- титульный лист, на котором указаны: название учебного заведения и кафедра, тема работы, фамилия и инициалы автора работы, факультет, курс, номер учебной группы;

- план работы;

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список используемой литературы с указанием в алфавитном порядке авторов, названия и выходных данных используемых источников (место, издательство и год издания);

Во введении должен быть обоснован выбор темы, определены цель и задачи, которые необходимо решить в работе, указаны основные научные источники, использованные автором эссе.

В основной части последовательно раскрывается содержание сформулированных вопросов. При написании текста работы приветствуется изложение мыслей своими словами, высказывание собственного отношения к рассматриваемым текстам. Текст эссе не должен включать биографических сведений. Он может содержать повествования и описания, но в необходимых размерах для формирования собственных аналитических выводов. Эти выводы могут строиться с учетом достижений специалистов, чьи имена и работы должны быть указаны, но не ограничиваться ими. Собственные выводы и оценки нужно стараться сформулировать, исходя из собственной мировоззренческой и текстологической базы.

В заключении делается краткое обобщение полученных результатов, формулируются выводы.

На завершающем этапе работу следует тщательно проверить, если необходимо - исправить орфографические ошибки, знаки препинания, стилистические погрешности.

Эссе может сдаваться как в печатном, так и в электронном виде. Параметры текста в Word: шрифт Times New Roman Cyr, 14, полуторный интервал. Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего - 20 мм, нижнего - 25 мм. Нумерация листов сквозная, на титульном листе номер страницы не проставляется, на следующем листе ставится цифра «2» в середине верхнего поля.

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Текущий контроль осуществляется в форме проверки конспектов и заслушивания выступлений на семинарских занятиях с проставлением оценки. Формой итоговой отчетности по спецкурсу является зачет с рейтинговой оценкой. Допуском к зачету считается выполнение эссе объемом 3-4 тыс. знаков по самостоятельно выбранному переводу на русский язык индийского философского первоисточника.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины “Философия науки“ для направления 010400. 62...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 62 «Прикладная...
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Система управления качеством» для направления...
Повышение достоверности оценки качества подготовки водителей общественного транспорта
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Теория индивидуального и коллективного выбора»...
Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины для направления 010400. 62 «Прикладная математика...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Дискретная математика» для направления 010500....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Информационная безопасность для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная...
Программа дисциплины Английский язык для направления 080400. 62 Прикладная математика и информатика подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Современные методы принятия решений  для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400....
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины и управление жизненным циклом для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Безопасность информационных сетей для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Герменевтика» для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма «Методы принятия решений». Гу-вшэ, 2010 г. Министерство...
Методы принятия решений для направления 010500. 62 "Прикладная математика и информатика" подготовки бакалавра
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconРабочая программа дисциплины Решение задач математической физики...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный университет путей...
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины «Модели корпусной лингвистики» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 010400. 68 "Прикладная...
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconПрограмма дисциплины Архитектура ЭВМ для направления 010400. 68 «Прикладная...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлений подготовки 010400....
Программа дисциплины «Философия» для направления подготовки бакалавра 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» iconСценарий познавательно-развлекательного марафона «информатика наш друг»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск