Скачать 148.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ Методические указания к семинарским занятиям студентов Красноярск СФУ 2012 УДК 577.1(07) ББК 28.98 я 73 СД.Р.2 Замай, Т.Н. Ф 20 Биохимические механизмы адаптации: Методические указания к семинарским занятиям студентов [Текст] / сост. Т.Н. Замай). – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. – 13 с. ISBN 978-5-7638 (для внешних работ – дает РИО) Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 012300 – Общая биохимия. В учебном пособии представлена структура дисциплины, темы лекций и вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях. Кроме того, представлены примерные темы рефератов. УДК 577.1(07) ББК 28.98 я 73 © Сибирский федеральный университет, 2012 ISBN 978-5-7638 (повтор) 1 Цели и задачи изучения дисциплины Дисциплина «Биохимические механизмы адаптации» входит в перечень дисциплин специальности 020208.65 «Биохимия» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Биохимические механизмы адаптации – один из специальных разделов биохимии. Это отрасль знания, тесно связанная со многими науками, особенно с биофизикой, молекулярной биологией, энзимологией, физиологией, патофизиологией и экологией.
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об основных теоретических и методологических подходах к изучению биохимических механизмов адаптации живых организмов, применение полученных знаний и навыков в решении профессиональных задач.
В задачи изучения дисциплины входит:
В результате изучения дисциплины студенты должны: знать: основные закономерности адаптации живых организмов уметь: использовать полученные знания для решения проблем адаптации в норме и при патологии владеть: навыками решения ситуационных задач по биохимическим механизмам адаптации
Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходимо предварительное изучение курсов «Химия», «Биология», «Физика», «Математика», «Биохимия и молекулярная биология», «Биоэнергетика», «Молекулярные механизмы гормональной регуляции». Курс «Биохимические механизмы адаптации» необходим для освоения студентами таких дисциплин как «Медицинская биохимия», «Патологическая физиология». Темы курса дополнят изучение базовых дисциплин профессионального цикла: модуль «Науки о биологическом многообразии», модуль «Биология клетки», курс «Экология и рациональное природопользование», дисциплин вариативной части профиля «Биохимия»: «Патофизиология», «Клеточная сигнализация» и др.
3 Содержание дисциплины 3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах (тематический план занятий)
3.2. Содержание тем лекционного курса
Содержание лекционного курса: Лекция 1. Неспецифические механизмы стресс-реакции. Фазы стресса. Введение (предмет и задачи, краткий исторический обзор). Механизмы поддержания клеточного гомеостаза. Ответ клетки на раздражитель (адаптация, апоптоз, некроз, эволюция). Классификация стрессоров. Стресс-реакция (специфическая, неспецифическая). Фазы стресса. Стресс-реализующие системы. Лекция 2. Механизмы клеточного повреждения. Феноменологические (внешние) проявления повреждения клеток. Последовательность событий при развитии неспецифической реакции клеток на повреждение. Лекция 3. Биохимические механизмы апоптоза. Примеры апоптоза и его причины. Различные пути гибели клетки и их отличия (некроз, апоптоз). Биохимические и морфологические изменения в клетках при апоптозе. Роль белков семейства Вс1-2 в регуляции апоптоза клетки. Проапоптотические белки Bcl. Пути реализации апоптоза. Индукция внеклеточными лигандами, комбинированное действие. Апоптоз, вызываемый МХ белками. MPT – мегаканалы. Проапоптотические белки (цитохром с, апоптоз-индуцирующий фактор (AIF), Smac/Diablo, эндонуклеаза G, аденилаткиназа). Проапоптотические и антиапоптотические белки. Лекция 4. Каспазы. Классификация, регуляция, строение, функция. Апоптоз, зависимый от ЭПР. Апоптоз, включаемый гранзимом В цитотоксических лимфоцитов. Апоптоз, включаемый RGD-пептидами. Потеря клеточного ядра как особая форма апоптоза. Рецепторы смерти. Fas/Fas-L.. Каспазы. Механизм действия каспаз. Апоптосома. Эффекторы каспаз. Апоптоз-специфическая фрагментация ДНК. Феноптоз. Лекция 5. Клеточный цикл. История изучения клеточного цикла. Фазы клеточного цикла. G0, G1, S, G2. Митоз. Точки рестрикции. Циклины и циклин-зависимые киназы. Лекция 6. Регуляция клеточного цикла. Регуляция содержания циклинов и циклин-висимых киназ. Ингибирование циклин-зависимых киназ. Контроль клетки за прохождением клеточного цикла. Сверочные точки клеточного цикла. Лекция 7. Механизмы стресса на уровне организма. Гипоталамо-гипофизарная стресс-реализующая система. Стресс-лимитирующие системы (ГАМК-эргическая система, дофаминэргическая система, опиоидэргическая система). Лекция 8. Срочная и долговременная адаптация. Механизмы срочной адаптации. Механизмы долговременной адаптации. Системный структурный след. 3.3 Семинарские занятия Темы семинарских занятий Тема 1. Специфические адаптации. Генотипические и фенотипические адаптации. Вопросы:
Тема 2. Клеточная сигнализация стресса Вопросы:
Тема 3. Белки теплового шока. Вопросы:
Тема 4. Зависимость адаптационных реакций от силы раздражителя. Вопросы:
Тема 5. Адаптационная медицина. Вопросы: 1.Адаптация к гипоксии, ее профилактическое значение. 2. Болезни, вызываемые хроническими стрессами 3. Направления адаптационной медицины. Тема 6. Адаптация к ЭМП. Вопросы:
Тема 7. Стресс-ускоритель эволюции. Вопросы:
Тема 8. Прогрессивная эволюция многоклеточных организмов. Вопросы:
Выполнение рефератов Реферат выполняется в объеме не менее 10 страниц машинописного текста. Реферат содержит оглавление, введение, список использованной литературы. В тексте приводятся ссылки на используемые литературные источники. Количество используемых литературных источников не может быть менее 10. Допускается использование электронных информационных ресурсов с указанием источника. Рефераты выполняются по темам, представленным ниже. Допускается выполнение реферата по теме, не указанной в списке, при условии предварительного согласования данной темы с преподавателем. Темы рефератов:
При подготовке реферата студент пользуется методическими материалами из списка основной и дополнительной литературы, электронными методическими изданиями, методическими указаниями, используемыми в учебном процессе, приведенными в п.4 данной программы. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ» 1.Механизмы поддержания клеточного гомеостаза. Ответ клетки на раздражитель (адаптация, апоптоз, некроз, эволюция). 2. Классификация стрессоров. 3. Стресс-реакция (специфическая, неспецифическая). 4. Фазы стресса. 5. Стресс-реализующие системы. 6. Гипоталамо-гипофизарная стресс-реализующая система. 7. Стресс-лимитирующие системы (ГАМК-эргическая система, дофаминэргическая система, опиоидэргическая система). 8. Стадии адаптации (краткосрочная и долговременная). 9. Системный структурный след. 10. Феноменологические (внешние) проявления повреждения клеток. 11. Последовательность событий при развитии неспецифической реакции клеток на повреждение. 12. Примеры апоптоза и его причины. 13. Различные пути гибели клетки и их отличия (некроз, апоптоз). 14.Биохимические и морфологические изменения в клетках при апоптозе. 15. Роль белков семейства Вс1-2 в регуляции апоптоза клетки. Проапоптотические белки Bcl. 16.Пути реализации апоптоза. 16. Индукция внеклеточными лигандами, комбинированное действие. 17. Апоптоз, вызываемый МХ белками. 18. MPT – мегаканалы. Проапоптотические белки (цитохром с, апоптоз-индуцирующий фактор (AIF), Smac/Diablo, эндонуклеаза G, аденилаткиназа). 19. Проапоптотические и антиапоптотические белки. 21. Апоптоз, зависимый от ЭПР. 22. Апоптоз, включаемый гранзимом В цитотоксических лимфоцитов. 23. Апоптоз, включаемый RGD-пептидами. 24. Потеря клеточного ядра как особая форма апоптоза. 25. Рецепторы смерти. Fas/Fas-L. 26. Каспазы. Механизм действия каспаз. Апоптосома. Эффекторы каспаз. 27. Апоптоз-специфическая фрагментация ДНК. 28. Феноптоз. 29. Механизмы стресса на уровне организма. 30. Срочная и долговременная адаптация. 31. Механизмы температурных адаптаций (биологические антифризы, агрегатное состояние мембранных липидов, аминокислотные замены, компенсация энергетического обмена). 32. Фенотипические и генотипические адаптации. 33. Клеточная сигнализация стресса (МАРК каскады, структура МАРК каскадов). 34. Теория клеточного стресса по Тодорову. Реактивное торможение пролиферации. 35. Белки теплового шока (классификация, характеристика, контроль синтеза белков теплового шока при стрессе, защитные эффекты). 35. Зависимость адаптационных реакций от силы раздражителя. Психоэмоциональное напряжение. 36. Адаптация к гипоксии, ее профилактическое значение. Направления адаптационной медицины. 37. Торможение генетической информации (пенетратность, экспрессивность). 38.Механизмы ускорения эволюции под влиянием стресса у одноклеточных. 39. Механизмы ускорения эволюции под влиянием стресса у многоклеточных.
Информационные ресурсы 1. Биохимия и молекулярная биология. Версия 1.0 [Электронный ресурс]: электрон. учеб.-метод. комплекс / Н.М. Титова, А. А. Савченко, Т.Н.Замай и др. – Электрон. дан. (172 Мб). - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – (Биохимия и молекулярная биология: УМКД № 175-2007/ рук. творч.коллектива Н.М. Титова). 1 электрон. опт. диск (DVD). Систем. требования: Intel Pentium (или аналогичный процессор других производителей) 1 ГГц; 512 Мб оперативной памяти; 94 Мб свободного дискового пространства; привод DVD; операционная система Microsoft Windows 2000 SP 4 / XP SP 2 / Vista (32 бит); Adobe Reader 7.0 (или аналогичный продукт для чтения файлов pdf). – (Номер гос. регистрации в ФГУП НТЦ «Информрегистр» 0320802400 от 21.11.2008 г.).
www.ncbi.nlm.nih.gav. www.molbiol.ru. www. high.stanford.edu. www.wikipedia.org. 4.2 Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения
2. Использование на лекциях доски прямой и обратной проекции (SMART Board) позволяет осуществлять пояснение непосредственно на самой презентации при помощи специальных маркеров, а также использовать через сети Интернет информационные ресурсы и анимации. 3. Электронный вариант задач по биохимическим механизмам адаптации. 4.3 Контрольно-измерительные материалы 1. Банк тестовых заданий для контроля знаний: промежуточное тестирование. 2. Перечень тем рефератов. 3. Зачетные билеты Учебное издание Замай Татьяна Николаевна Биохимические механизмы адаптации Редактор Корректор Компьютерная верстка: Подписано в печать (дата) 2012 г. Формат 60х84/16. (А5) Бумага офсетная. Печать плоская. Усл. печ. л. 0,9. Уч.-изд. л. Тираж 100 экз. Заказ Редакционно-издательский отдел Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79 Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru http://rio.sfu-kras.ru Отпечатано Полиграфическим центром Библиотечно-издательского комплекса Сибирского федерального университета 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а |
Методические указания к семинарским занятиям Часть1 И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с | Методические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология» Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для... | ||
Методические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов... История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским... | Методические указания к семинарским занятиям Часть II И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с | ||
Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей... Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:... | Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям... Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»... | ||
Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям... Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов... | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | Методические указания к семинарским занятиям Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика» | ||
Методические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология» Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию | Методические указания к семинарским занятиям ... | ||
Методические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | История экономических учений методические указания к семинарским занятиям Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,... | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, экзаменационные... | Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов... Поэтому необходимо серьезно и правильно организовать свою подготовку к семинарским занятиям. Это поможет закрепить знания и существенно... |