Методические указания к семинарским занятиям Красноярск





Скачать 198.52 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Дата публикации11.01.2015
Размер198.52 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Литература > Методические указания
Министерство образования и науки Российской Федерации

Сибирский федеральный университет

Генетика
Методические указания к семинарским занятиям


Красноярск

СФУ

2011

УДК (узнавать в библиотеке по тел. 2912-761)

ББК (там же)

Г (авт. знак дает РИО. Буква по первой фамилии или по названию)

Рецензенты: И.О. Фамилия, должность, место работы.


Составитель И.Л. Милютина
Г 20 Генетика: Методические указания к семинарским занятиям [Текст] / сост. И.Л. Милютина. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2011. – 15 с.

ISBN 978-5-7638-????-? (для внешних работ – дает РИО)

Тел. 8-913-522-4987
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Генетика». Пособие содержит тематический план лекций и семинарских занятий. В пособие даны рекомендации для подготовки к семинарам, график занятий и список литературы по темам семинарских занятий. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности – «Биохимия».


УДК (повтор)

ББК (повтор)

© Сибирский

федеральный

университет, 2011


ISBN 978-5-7638-????-? (повтор)

СОДЕРЖАНИЕ


Общие сведения ……………………………………………………………


4

1. Содержание и методика подготовки к семинарским занятиям ………


4

2. График выполнения семинарских занятий в течение семестра………


11

Библиографический список …………………………………………………


11



общие сведения

Преподавание генетики осуществляется путем чтения курса лекций и проведения семинарских занятий с контролем приобретенных знаний, навыков и умений. На семинарских занятиях изучаются способы решения различных типов генетических задач соответственно пройденному теоретическому материалу, более подробно обсуждаются ключевые и трудно усваиваемые моменты, на семинарах также проводится входной контроль и устный опрос студентов, презентация подготовленных студентами рефератов. Закрепление полученных знаний проводится во внеучебное время в ходе выполнения самостоятельной работы – решения задач из предложенных разделов сборников задач по общей и молекулярной генетике.

При оценке успеваемости студентов по дисциплине «Генетика» значительное внимание уделяется текущему контролю успеваемости и итоговой аттестации. Текущая аттестация – аттестация во время семестра, включает аттестацию на семинарских занятиях.

Текущий контроль осуществляется путем входного контроля, устного опроса в ходе решения задач или обсуждения сложных для понимания вопросов.

В процессе самостоятельного изучения курса генетики каждый студент должен выполнить входной контроль. Для этого в конце занятия студент получает у преподавателя тестовые задания, ответы на которые готовит в период до следующего занятия дома, используя рекомендуемую учебную литературу по соответствующей теме.

Контроль проводится в начале каждого занятия. Такой контроль позволяет определить степень усвоения студентом учебного материала и предусматривает: самостоятельную работу с учебной литературой, позволяющей решить предложенные варианты задач.

Для промежуточного контроля проводятся две письменные контрольные работы по блокам (темы 2-6 и темы 7-13, соответственно на 7-й и 13-й неделе семестра). Контрольно-измерительные материалы состоят из задач и тестовых вопросов (всего 6-7 заданий на вариант). Время, отведенное на каждую контрольную работу – 45 минут. По результатам работ на семинарском занятии подробно разбираются задачи и вопросы, вызвавшие наибольшие затруднения.

На семинарские занятия в процессе изучении дисциплины «Генетика» отводится 32 часа, из них 2 часа – на контрольные работы и для защиты рефератов - 6-8 часов в течение семестра. Рефераты представляются в виде презентаций или устных докладов.
1. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ
Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет и методы генетики

Основные этапы развития генетики. Общая характеристика типов наследственности и изменчивости. Методы генетики: гибридологический, статистический метод χ, генеалогический, цитологический, секвенирование, ПЦР, гибридизация нуклеиновых кислот, рестрикционный анализ.

Тема 2. Закономерности наследования моногенных признаков, открытые Г.Менделем

Эксперименты Г.Менделя на горохе огородном. Гибридизация. Моногибридное, дигибридное, полигибридное и анализирующее скрещивания

Законы Менделя: закон единообразия первого поколения, закон расщепления, закон независимого комбинирования признаков. Условия существования менделевских закономерностей. Понятия: ген, генотип, фенотип, аллель, доминантный, рецессивный, гомозигота, гетерозигота. Система обозначений в генетических записях.

Тема 3. Взаимодействие генов

Типы взаимодействия между аллелями одного гена: полное доминирование, неполное доминирование, множественный аллелизм, кодоминирование. Наследование групп крови по системе АВ0 у человека. Взаимодействие между неаллельными генами: комплементарность, эпистаз (доминантный и рецессивный), полимерия. Плейотропия. Летальные гены. Экспрессивность и пенетрантность.

Тема 4. Цитологические основы наследственности: кариотип и распределение генетического материала в ходе деления клеток

Кариотип, идиограмма. Аутосомы и половые хромосомы. Морфологические признаки хромосом. Клеточный цикл. Регуляция клеточного цикла. Апоптоз. Стадии митоза. Клоны и примеры природного клонирования. Стадии мейоза. Кроссинговер.

Тема 5. Сцепление генов

Хромосомная теория наследственности. Сцепленные гены и группы сцепления. Эксперименты Т.Моргана на дрозофиле, доказывающие сцепление между генами. Группы сцепления. Частота рекомбинации. Генетическое картирование.

Тема 6. Сцепление с полом, генетика пола

Признаки, сцепленные с полом. Хромосомный механизм определения пола у человека, дрозофилы. Т.Моргана, доказывающие сцепление ряда признаков с полом. Типы сцепления с полом. Наследование дальтонизма и гемофилии у полом. Типы сцепления с полом. Наследование дальтонизма и гемофилии у человека.

Наследование при нерасхождении половых хромосом. Исследование полового хроматина. Балансовая теория определения пола. Признаки, ограничиваемые полом. Определение пола у различных организмов: прогамное, сингамное, эпигамное. Соотношение полов. Искусственная регуляция соотношения.полов.

Тема 7. Молекулярные основы наследственности: структура ДНК и гена

Доказательства генетической роли нуклеиновых кислот. Опыты по трансформации у пневмококков и эксперименты Херши и Чейз на бактериофагах.

Строение полинуклеотидной цепи. Модель ДНК, предложенная Уотсоном и. Криком. Формы молекулы ДНК: А, В, Z.

Принцип кодирования генетической информации. Теория «один ген - один фермент». Эксперименты Дж.Бидла и Э.Татума, данные Гаррода по алкаптонурии. Основные свойства генетического кода. Рамка считывания. Гипотеза «качания».

Кодирующая и некодирующая ДНК. Кодирующая ДНК: уникальные последовательности, повторяющиеся последовательности, мультигенные семейства и кластеры генов. Сателитная ДНК и спейсерные участки.

Определение гена с молекулярныой точки зрения. Регуляторные и структурные области гена. Экзоны и интроны.

Тема 8. Организация ДНК у различных организмов

Организация генома прокриот. Плазмиды. Эписомы. Фактор F+.

Организация эукатиотической ДНК в линейные хромосомы. Хроматин. Гистоны, нуклеосомы. Уровни компактизации хроматина. Хромосомы типа ламповых щеток, политенные хромосомы. Внеядерная наследственность. Геном хлоропластов. Геном митохондрий. Организация генома вирусов. Ретровирусы.

Тема 9. Механизмы экспрессии и регуляции экспрессии генов

Транскрипция. Промоторы прокариот и эукариот. РНК-полимеразы. Механизмы транскрипции у прокариот: инициации, элонгации и терминации. Факторы транскрипции. Особенности транскрипции и посттранскрипционной модификации у эукариот. Сплайсинг.

Контроль инициации транскрипции у прокариот. Теория Жакоба-Моно Модель индукции-репрессии на примере lac-оперона; trp-оперона; белка-активатора катаболизма. Контроль на стадии инициации эукариотических генов. Энхансеры. Контроль на других стадиях генной экспрессии: аттенуация, альтернативный сплайсинг.

Трансляция. Характеристика аппарата и механизмов трансляции у прокариот и эукариот. Сигналы трансляции. Моно- и полицистронность. Инициация, элонгация и терминация трансляции. Регуляция белкового синтеза и контроль генной экспрессии на стадии трансляции: маскирование и редактирование мРНК. Механизмы регуляции активности генов, связанные с перестройками в ДНК: механизм фазовой вариации, «кассетный» механизм, соматическая рекомбинация при образовании иммуноглобулиновых генов.

Тема 10. Механизмы сохранения генетической информации: репликации и репарации ДНК

Полуконсервативный механизм репликации ДНК. Эксперименты Мезельсона и Сталя, доказывающие полуконсервативный механизм репликации ДНК. Типы репликации и точки начала репликации у про- и эукариот. Репликационная вилка. Синтез на лидирующей и отстающей цепях. Ферменты репликации. Репродуктивное старение клеток, связанное с концевой недорепликацией хромосом. Эффект Хейфлика и механизмы иммортализации. Теломеразный механизм поддержания бессмертных клеток. Механизмы репарации: эксцизионная и прямая репарация. Ферменты репарации. Репликативная и пострепликативная репарация. Значение метилирования дочерней цепи. SOS-репарация E.coli

Тема 11. Генетическая изменчивость: мутации

Типы генетической изменчивости.

Мутации: классификация, частота. Мутационная теория. Этапы мутагенеза Природные и антропогенные мутагены. Генные мутации: замены (транзиции, трансверсии), делеции, инсерции; мисенс и нонсенс-мутации. Международная система обозначения мутаций по амнокислотному типу с использованием однобуквенного кода и по нуклеотидному типу. Хромосомные мутации: внутри- (инверсии, делеции) и межхромосомные (реципрокные и нереципрокные, робертсоновские транслокации) мутации. Геномные мутации: полиплоидные и анеуплоидные. Номенклатура хромосомных мутаций.

Механизмы действия мутагенов. Мутагены, действующие на единичный нуклеотид: дезаминирование, депуринизация, алкилирование оснований и т.д. и действующие на пару нуклеотидов: образование тиминовых димеров и др.

Мутагены, вызывающие разрыв полинуклеотидной цепи. Другие мутагены: интерклирующие и аналоги оснований. Радиационный мутагенез. Методы оценки мутагенного воздействия. Нормирование дозы мутагенов.

Тема 12. Генетическая изменчивость: рекомбинации и транспозиции

Общая рекомбинация. Белок RecA E.coli. Миграция ветви. Обмен с перемещением цепей. Конверсия генов. Сайт-специфическая рекомбинация. Мобильные элементы генома. Транспозоны прокариот (IS-элементы и Tn). Механизмы транспозиции. Эукариотические транспозоны. Процессированные псевдогены.

Тема 13. Популяционная генетика и элементарные процессы эволюции

Популяция с генетической точки зрения, генофонд. Панмиктическая популяция. Генетическая структура популяции. Закон Харди-Вайнберга, следствия. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: отбор: естественный и искусственный, мутации, поток генов, дрейф генов, избирательность скрещивания.

Механизмы, лежащие в основе образования новых генов и кариотипов.

Тема 14. Модификационная изменчивость и реализация генетической программы развития в ходе индивидуального развития

Типы модификаций. Фенокопии и морфозы.

Молекулярно-генетические механизмы клеточной дифференцировки и детерминация. Комбинаторная схема дифференциальной экспрессии генов. Постоянство генома и изменение экспрессии генов в ходе развития. Переключение генов в эмбриогенезе. Гомеобоксы и гомеозисные мутации.

Тема 15. Генетическая инженерия

Молекулярное клонирование. Основные приемы генной инженерии. Применение генно-инженерных методов. Получение генов. Создание рекДНК. Векторы: структура и требования к векторной молекуле. Используемые при конструировании рекДНК ферменты: рестриктазы, лигазы, обратная транскриптаза. Библиотеки генов: геномные и кДНК. Применение клонирования в бактериальных клетках. Способы физического картирования генов. Использование генно-инженерных методов в биотехнологии. Принципы создания трансгенных растений и животных.

Тема 16. Генетические основы селекции

Породы и сорта, штаммы микроорганизмов с полезными свойствами. Наследование количественных признаков. Типы отбора в селекции. Типы скрещиваний в селекции. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Использование мутационного процесса и генной инженерии в селекции.
Темы практических занятий (семинаров):
Тема 1. Моногибридное и дигибридное скрещивания, метод χ2 : решение задач. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] – 31-34; [7] – 75-91, 107-115; [12] – (I) 37-63; [33] – 23-38

Основные вопросы; Система обозначений в генетических записях. Моногибридное, дигибридное, полигибридное и анализирующее скрещивания Закон независимого наследование признаков. Формы взаимодействия аллельных генов (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование). Применение метода χ2 для решения соответствия экспериментальных данных той или иной гипотезе (на примере моно- и дигибридного расщепления).

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1 (разделы 1, 2), 2 (разделы 1, 2), 3 (разделы 1, 2), 4 (главы I-IV)
Тема 2. Взаимодействие генов: решение задач. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] – 34-39; [7] - 115-122, 128-132, 175-181; [12] – (II) 334-359; [33] – 39-54

Основные вопросы; Взаимодействие неаллельных генов: а) комплементарность, б) эпистаз –доминантный и рецессивный, в) полимерия – кумулятивная и некумулятивная. Летальные гены. Пенетрантность и экспрессивность признака.

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(раздел 3), 2 (разделы 1, 3), 3 (раздел 3), 4 (глава V, VIII)
Тема 3. Знакомство с цитогенетическими методами. Изучение кариотипа. Хромосомные мутации – количественные и структурные абберации. 4 ч

3.1. Знакомство с цитогенетическими методами. Изучение кариотипа.

2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] – 244-253; [33] – 55-68

Основные вопросы; Этапы цитогенетического исследования. Методы подготовки и окрашивания препаратов – G-, С- и Q-окрашивание. Нормальный полиморфизм хромосом. Строение хромосом человека. Классификация хромосом человека – группы A (хромосомы 1-3), B (хромосомы 4-5), C (хромосомы 6-12), D (хромосомы 13-15), E (хромосомы 16-18), F (хромосомы 10-20), G. (хромосомы 21-22), Х - хромосома, Y - хромосома.

Самостоятельная работа – идентификация хромосом человека по фотографии кариотипа

3.2. Хромосомные мутации – количественные и структурные абберации. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] – 54-76; [7] – 214-224; [12] – (III) 32-71; [33] – 318-369

Основные вопросы; Хромосомные мутации: внутри- и межхромосомные мутации. Геномные мутации: полиплоидные и анеуплоидные.

Самостоятельная работа –решение задач из сборников 1 (раздел 9), 2 (раздел 6), 3 (раздел 8).
Тема 4. Сцепление с полом, сцепление генов: решение задач. Построение генетических карт на основании частот рекомбинации. 4 ч

4.1. Сцепление с полом. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] – 350-368; [7] – 123-128, 147-168; [12] – (I) 67-87; [33] – 85-95

Основные вопросы; Хромосомный механизм определение пола. Соотношение полов. Наследование признаков, сцепленных с полом. Одновременное наследование признаков, сцепленных с полом, и аутосомных. Нерасхождение половых хромосом.

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(раздел 4), 2 (раздел 4), 3 (раздел 4), 4 (глава VII)

4.2. Сцепление генов, построение генетических карт на основании частот рекомбинации. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [6] - 42-50; [7] – 234-297; [12] – (I) 129-144, 227-254; [33] – 97-111

Основные вопросы; Группы сцепления. Наследование несцепленных, полностью и частично сцепленных генов. Кроссинговер, рекомбинантные гаметы и генотипы. Принципы построения генетических карт эукариот и прокариот.

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(разделы 5-6), 2 (раздел 5), 3 (разделы 5,7), 4 (глава VI)
Тема 5. Генеалогический метод. Близнецовый метод. 2 ч

Литература для подготовки к семинару - [9] - 9-38.

Основные вопросы; Генеалогический метод - составление родословных и их генеалогический анализ. Определение наследуемости признака и типа наследования. Близнецовый метод (полисимптомный, иммуногенетический, приживляемость кусочков кожи, дерматоглифика, сопоставление групп моно- и дизиготных близнецов). Конкордантность признака.

Самостоятельная работа – решение задач из сборника 3 (раздел 6)
Тема 6. Популяционно-статистические расчеты: решение задач. 4 ч

6.1. Расчет частоты аллелей и генотипов в равновесной популяции. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [7] – 741-752; [12] – (III) 72-116; [33] – 454-461

Основные вопросы; Панмиктическая популяция. Закон Харди-Вайнберга, условия выполнения, следствия. Расчет частоты аллелей и генотипов в популяции. Применение метода χ2 для решения соответствия экспериментальных данных той или иной гипотезе (на примере частоты фенотипов в популяции).

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(раздел 10), 2 (раздел 8), 3 (раздел 8)

6.2. Расчет частоты аллелей и генотипов в неравновесной популяции.

2 ч

Литература для подготовки к семинару- [7] – 753-772; [12] – (III) 117-176; [33] – 467-474

Основные вопросы; Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: отбор естественный и искусственный (разная выживаемость генотипов), мутации, миграции, дрейф генов, инбридинг.

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(раздел 10), 2 (раздел 8), 3 (раздел 8)
Тема 7. Молекулярно-генетические задачи: использование генетического кода для определения аминокислотной и нуклеотидной последовательностей. 2 ч

Литература для подготовки к семинару- [7] – 12,1-12,4 [12] – (II) 67-95

Основные вопросы; расчет соотношения оснований в структуре ДНК и РНК. Использование генетического кода для определения аминокислотной и нуклеотидной последовательностей.

Самостоятельная работа – решение задач из сборников 1(разделы 7-9), 5
Тема 8. Знакомство с математическими методами генетики. 2 ч

Основные вопросы; Биоинформатика – базы данных (архивные, курируемые, производные, интегрированные). Задачи сравнения – парное выравнивание (количество, оптимизация, параметры), множественное и прогрессивное выравнивание. Применение – предсказание вторичной структуры РНК, исследование альтернативного сплайсинга.
2. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА


Неделя

семестра

Вид работы на семинаре

Тема занятия

Трудоёмкость

1

Решение задач

1.

2 ч

2

Решение задач

2.

2 ч

3

Решение задач

3.1.

2 ч

4

Решение задач

3.2.

2 ч

5

Решение задач

4.1.

2 ч

6

Решение задач

4.2.

2 ч

7

Контрольная работа, защита рефератов




1 ч / 1 ч

8

Разбор контрольных задач, защита рефератов




1 ч / 1 ч

9

Решение задач

5.

2 ч

10

Решение задач

6.1.

2 ч

11

Решение задач

6.2.

2 ч

12

Решение задач

7.

2 ч

13

Контрольная работа, защита рефератов




1 ч / 1 ч

14

Разбор контрольных задач, защита рефератов




1 ч / 1 ч

15

Знакомство с биоинформатикой, защита рефератов

8.

1 ч / 1 ч

16

Защита рефератов




2 ч


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература


  1. Задачи по современной генетике: учебное пособие / В.М. Глазер, А.И. Ким, Н.Н. Орлова, И. Г. Удина, Ю.П. Алтухов; под ред. М.М. Асланян. – М.: Книжный дом «Университет», 2005. - 223 с.

  2. Генетика: Сборник задач / Под редакцией Островской Р.М., Чемериловой В.И. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2005. – 152 с.

  3. Максимова Н.П. Молекулярная генетика: Сборник заданий и тестов: Учеб. пособие / Н.П.Максимова. – Мн.: БГУ, 2003. – 86 с

  4. Жимулев, И. Ф. Общая и молекулярная генетик а: учебное пособие для студентов университетов /И. Ф. Жимулев; отв. ред. Е. С. Беляева, А. П. Акифьев. - изд. 4-е, стереотип. третьему. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2007. - 478 с.

  5. Клаг, У.С. Основы генетики = [Essentials of Genetics]: перевод с английского / У.С. Клаг, и М.Р. Каммингс; пер. с англ. А. А. Лушникова. – М.: Техносфера, 2007.

  6. Глик, Б. Молекулярная биотехнология. - пер. с англ. / Б. Глик, Дж. Пастернак. – М. : Мир, 2002. – 589 с.

  7. Шевченко, В.А. Генетика человека: учебник для студентов вузов: Рекомендовано Мин. обр. РФ / В.А. Шевченко, Н.А. Топорнина и Н.С. Стволинская. - 2-е изд., испр.и доп. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

  8. Генетика = Genetics: пер. с англ. /под ред. Б. Гуттман, Э. Гриффитс, Д. Сузуки и Т. Куллис. – М. : Гранд; ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 443 с.

  9. Введение в молекулярную медицину / под ред. М. А. Пальцев. – М. : Медицина, 2004. - 496 с.

  10. Геномика – медицине / под ред. В. И. Иванов и Л. Л. Киселев. – М. : Академкнига, 2005 . - 392 с.

  11. Наследственные болезни в популяциях человека = [Hereditary diseases in human populations] / Е.В. Балановская, А.М. Букина, В.А. Галкина, Г.И. Ельчинова; под ред. Е.К. Гинтер. – М.: Медицина, 2002. - 303 с.

  12. Паткин, Е.Л. Эпигенетические механизмы распространенных заболеваний человека / Е.Л. Паткин. – С.-Пб.: Нестор-История, 2008. - 195 с.

  13. Примроуз, С. Геномика: роль в медицине = Genomics: Applications in Human Biology: пер. с англ. / С. Примроуз, Р. Тваймен ; под ред. Е.Д. Свердлов, С.А. Лимборская . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 277 с.

  14. Пухальский, В.А. Введение в генетику: (краткий конспект лекций). Учебное пособие / В.А. Пухальский. – М.: КолосС, 2007. - 224 с.

  15. Проблемы и перспективы молекулярной генетики = Problems and Prospects of Molecular Genetics. Т. 1 / отв. ред. Е. Д. Свердлов; Российская академия наук. Институт молекулярной генетики. – М. : Наука, 2003. - 372 с.

  16. Проблемы и перспективы молекулярной генетики = Problems and Prospects of Molecular Genetics. Т. 2 / отв. ред. Е. Д. Свердлов;. Российская академия наук Институт молекулярной генетики. – М.: Наука, 2004. - 330 с.

  17. Щелкунов, С. Н. Генетическая инженерия: учебное пособие для вузов / С. Н. Щелкунов. - 2-е изд., испр. и доп. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2004. - 496 с.

  18. Щипков, В. П. Общая и медицинская генетика: учебное пособие для медицинских вузов / В.П. Щипков, Г.Н. Кривошеина. – М. : Академия, 2003. - 253 с.

  19. Щипков, В. П. Практикум по медицинской генетике : учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования медицинского профиля / В. П. Щипков, Г. Н. Кривошеина. – М. : Академия, 2003. - 111 с.

  20. Яковлев, В. В. Популяционная генетика человека / В. В. Яковлев. – Томск : Оптимум, 2004. - 71 с.


Дополнительная литература


  1. Анисимов, В. Н. Молекулярные и физиологические механизмы старения = Molecular and physiological mechanisms of aging / В. Н. Анисимов; Российская академия наук. Геронтологическое общество, Российская академия медицинских наук. Северо-Западное отделение. Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии и Научно-исследовательский институт онкологии им. Н. Н. Петрова. – СПб. : Наука, 2003. - 467 с.

  2. Айала, Ф. Современная генетика: В 3-х т. / Ф. Айала, Дж. Кайгер. - М. : Мир, 1987-1989.

  3. Барабанщиков Б.И., Салаев Е.А. Сборник задач по генетике. – Издательство Казанского университета, Казань, 1988. – 191 с.

  4. Математические методы анализа ДНК. - пер. с англ. / под ред. М.С. Уотермена. - М. : Мир, 1999. – 349 с.

  5. Попов, Л. С. Горизонты некоторых генетических успехов на пути к биомедтехнологиям / Л. С. Попов. – М. : Новый ключ, 2008. - 199 с.

  6. Рыбчин, В. Н. Основы генетической инженерии : учебник для вузов./ В. Н. Рыбчин. - СПб. : Изд-во СПбГТУ, 1999. – 522 с.

  7. Сборник задач по генетике с решениями: Метод. пособие / Крестьянинов В. Ю., Вайнер Г. Б. ; М-во общ. и проф. образования, Сарат. ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, М-во здравоохранения, Сарат. гос. мед. ун-т.- Саратов: Лицей, 1998. -108 с. http://www.licey.net/bio/genetics

  8. Сингер, М. Гены и геномы : в 2-х т. / М. Сингер, П. Берг. - М. : Мир, 1999.

  9. Спирин, А. С. Молекулярная биология: Структура рибосомы и биосинтез белка / А. С. Спирин. - М. : Высшая школа, 1986. – 303 с.

  10. Тимолянова, Е. К. Медицинская генетика : учебное пособие для образовательных учреждений среднего профессионального образования по медицинским специальностям / Е. К. Тимолянова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2003. - 303 с.

  11. Тихомирова, М. М. Генетический анализ : учебное пособие / М. М. Тихомирова; Ленинградский университет им. А.А. Жданова. – Л. : ЛГУ, 1990. - 280 с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:


  1. Инге-Вечтомов, С.Г. Введение в молекулярную генетику: учебное пособие для вузов по специальности "Генетика": Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР / С.Г. Инге-Вечтомов. – М.: Высшая школа, 1983. - 343 с. (Электронная версия) Формат: PDF; Размер: 20Мб; Доступ: локальная сеть СФУ - http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft_sfu/b28/0084557.pdf

  2. Инге-Вечтомов, С.Г. Генетика с основами селекции: учебник для биологических специальностей университетов: Допущено ГК СССР по народному образованию / С.Г. Инге-Вечтомов. – М.: Высшая школа, 1989. - 591 с. (Электронная версия) Формат: PDF; Размер: 40Мб; Доступ: локальная сеть СФУ – http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft_sfu/b28/0084559.pdf

  3. Северцов, А.С. Теория эволюции: учебник для вузов по направлению 510600 "Биология": допущено Мин. обр. и науки РФ / А.С. Северцов . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005. - 380 с. (Электронная версия) Формат: PDF;; Размер: 26Мб; Доступ: локальная сеть СФУ - http://mail.lib.sfu-kras.ru/ft/ft_sfu/b28/0086972.pdf

  4. The Human Genome Project, 2000 / Multimedia CD Rom

  5. Molecular Cell Biology. A. Lodich et al. / Multimedia CD Rom

Учебное издание

Милютина Инна Леонидовна

Генетика

Методические указания к семинарским занятиям

Редактор И.О. Фамилия

Корректор И.О.Фамилия

Компьютерная верстка: И.О.Фамилия
Подписано в печать (дата) 2011 г. Формат 60х84/16. (А5)

Бумага офсетная. Печать плоская.

Усл. печ. л. … (количество страниц/16). Уч.-изд. л. ? ?.

Тираж 100 экз. Заказ ????. (Дает РИО)

Редакционно-издательский отдел

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79

Тел/факс (391) 244-82-31. E-mail rio@sfu-kras.ru

http://rio.sfu-kras.ru


Отпечатано Полиграфическим центром

Библиотечно-издательского комплекса

Сибирского федерального университета

660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 82а


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200 «Физика»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания по семинарским занятиям Красноярск 2011 Авторы: Самойлова А. А
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям Тема Происхождение государства
Теория государства и права: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. Н. В. Высоцкая. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям
Э401 Экономические преступления: учебно-методическое пособие для семинарских занятий [Текст] / сост. Н. А. Вербицкая. – Красноярск:...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям
...
Методические указания к семинарским занятиям Красноярск iconМетодические указания к семинарским занятиям по курсу «Социология»
Методические указания предназначены для студентов всех направлений и специальностей, изучающих социологию


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск