РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
С.А.Симонов
ФИЛОСОФИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов специальности 020601.65 «Гидрология», очная форма обучения.
Тюменский государственный университет
2011
Симонов С.А.. Философия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601.65 «Гидрология», очная форма обучения, Тюмень, 2011, ___ стр. Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, методические указания к семинарским занятиям, экзаменационные вопросы, методические указания для студентов при выполнении самостоятельной работы.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Философия [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М. Н. Щербинин, заведующий кафедрой философии, доктор философских наук, профессор.
© Тюменский государственный университет, 2011 Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины
Цели дисциплины:
осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;
углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;
формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;
формирование культуры научного мышления.
Задачи дисциплины:
изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации;
анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;
выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;
формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;
способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;
обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;
развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл.
Для успешного освоения данной дисциплины необходимо изучение предшествующих дисциплин: русский язык и культура речи, история. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: предмет философии, основные философские принципы, законы, категории, а также их содержание и взаимосвязи;
иметь представление об основных закономерностях функционирования природы, общества и мышления;
мировоззренческие и методологические основы профессионального мышления;
роль философии в формировании ценностных ориентаций в профессиональной деятельности.
ориентироваться в системе философского знания как целостного представления об основах мироздания и перспективах развития природы, общества и мышления;
понимать характерные особенности современного этапа развития философии;
применять философские принципы и законы, формы и методы познания в профессиональной деятельности;
находить, анализировать и контекстно обрабатывать информацию, полученную из различных источников.
навыками философского анализа различных типов мировоззрения, использования различных философских методов для анализа тенденций развития современного общества, научно-философского и практически-философского анализа;
навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали;
навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствиями с нормами этикета;
культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и путей ее достижения.
Структура и трудоемкость дисциплины.
Семестр 5, 6. Форма промежуточной аттестации — экзамен, зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 150 ч., лекций — 34 ч., семинаров — 34 ч.
Тематический план.
Таблица 1.
Тематический план (5 семестр)
№
|
Тема
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия, ее предмет и функции
| 2
| -
| 2
| 4
| 5
| 2.
| Философия Древнего Востока
| 2
| 2
| 3
| 7
| 10
| 3.
| Античная философия
| 2
| 4
| 4
| 10
| 10
| 4.
| Средневековая философия
| 2
| -
| 4
| 6
| 5
|
| Всего
| 8
| 6
| 13
| 27
| 30
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия Возрождения
| -
| -
| 3
| 4
| 8
| 2.
| Философия Нового времени
| 2
| 2
| 5
| 9
| 10
| 3.
| Немецкая классическая философия
| 2
| 2
| 5
| 9
| 12
|
| Всего
| 4
| 4
| 13
| 21
| 30
|
| Модуль 3
|
|
|
|
|
| 1.
| Русская философия
| 2
| 2
| 4
| 8
| 15
| 2.
| Европейская философия X1X
| 2
| 2
| 6
| 10
| 10
| 3.
| Европейская философия XXв.
| 2
| 4
| 4
| 10
| 15
|
| Всего
| 6
| 8
| 14
| 28
| 40
|
| Итого (часов, баллов)
| 18
| 18
| 42
| 78
| 0-100
|
Таблица 2.
Тематический план (6 семестр)
№
|
Тема
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
|
| Модуль 4
|
|
|
|
|
| 1.
| Основы онтологии
| 2
| 2
| 6
| 10
| 15
| 2.
| Основы гносеологии
| 2
| 2
| 6
| 10
| 15
|
| Всего
| 4
| 4
| 12
| 20
| 30
|
| Модуль 5
|
|
|
|
|
| 1.
| Философия науки
| 2
| 2
| 4
| 8
| 10
| 2.
| Философская антропология
| 2
| 2
| 5
| 9
| 15
| 3.
| Этика как раздел философского знания
| 2
| 2
| 5
| 9
| 10
|
| Всего
| 6
| 6
| 14
| 26
| 35
|
| Модуль 6
|
|
|
|
|
| 1.
| Эстетика как раздел философского знания
| 2
| 2
| 5
| 9
| 10
| 2.
| Социальная философия
| 2
| 2
| 5
| 9
| 15
| 3.
| Философия культуры
| 2
| 2
| 4
| 8
| 10
| 5
| Всего
| 6
| 6
| 14
| 26
| 35
|
| Итого (часов, баллов)
| 16
| 16
| 40
| 72
| 0-100
|
Таблица 3 Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Итого количество баллов
| доклад
| собеседование
| ответ на семинаре
| терминологический диктант
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| Модуль 1
| 1.
| -
| 0-2
| -
| 0-1
| -
| 0-2
| -
| -
| 5
| 2.
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| 0-3
| -
| 10
| 3.
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 10
| 4.
| -
| -
| -
| 0-2
| -
|
| 0-3
| -
| 5
| Всего
| 0-6
| 0-2
| 0-4
| 0-3
| 0-2
| 0-4
| 0-9
| -
| 30
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
|
| 0-2
| -
| 0-2
| -
| 0-1
| 0-3
| -
| 8
| 2..
| 0-2
| -
| 0-3
| -
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 10
| 3..
| -
| 0-2
| 0-3
| 0-2
| 0-2
| 0-3
| -
| -
| 12
| Всего.
| 0-2
| 0-4
| 0-6
| 0-4
| 0-2
| 0-6
| 0-6
| -
| 30
| Модуль 3
| 1.
| 0-3
| 0-2
| 0-3
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 15
| 2.
| -
| 0-3
| -
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 10
| 3.
| 0-3
| -
| 0-3
| 0-2
| 0-2
| 0-1
| -
| -
| 7
| Всего
| 0-6
| 0-5
| 0-6
| 0-6
| 0-2
| 0-6
| 0-9
| -
| 40
| Итого
| 0-14
| 0-11
| 0-16
| 0-13
| 0-6
| 0-16
| 0-24
| -
| 0-100
|
Таблица 4.
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Итого количество баллов
| доклад
| собеседование
| ответ на семинаре
| терминологический диктант
| контрольная работа
| тест
| реферат
| эссе
| Модуль 4
| 1.
| 0-3
| 0-2
| 0-4
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-2
| -
| 15
| 2.
| 0-2
| 0-2
| 0-5
| -
| 0-2
| 0-2
| 0-2
| -
| 15
| Всего
| 0-5
| 0-4
| 0-9
| 0-2
| 0-2
| 0-4
| 0-4
| -
| 30
| Модуль 5
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1
| 0-2
| -
| 0-4
| -
| 0-2
| 0-2
|
| -
| 10
| 2.
| 0-2
| 0-1
| 0-4
| 0-2
| -
| 0-3
| 0-3
|
| 15
| 3.
| -
| 0-1
| 0-4
| -
| 0-2
| -
| 0-3
| -
| 10
| Всего.
| 0-4
| 0-2
| 0-12
| 0-2
| 0-4
| 0-5
| 0-6
| -
| 35
| Модуль 6
| 1.
|
| 0-1
| 0-4
| -
| 0-2
| -
| 0-3
| -
| 10
| 2.
| 0-3
| 0-1
| 0-4
| 0-2
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 15
| 3.
|
| 0-1
| 0-4
| -
| -
| 0-2
| 0-3
| -
| 10
| Всего
| 0-3
| 0-3
| 0-12
| 0-2
| 0-2
| 0-4
| 0-9
| -
| 35
| Итого
| 0-12
| 0-9
| 0-33
| 0-6
| 0-8
| 0-13
| 0-19
| -
| 0-100
|
Таблица 5
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
|
Модуль 1.
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 1-6
| 13
| 0-30
| 1.1
| Философия, ее предмет и функции
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 1
| 2
| 0-5
| 1.2
| Философия Древнего Востока
| подготовка доклада и к контрольной работе
|
| 1-3
| 3
| 0-7
| 1.3
| Античная философия
| подготовка реферата и подготовка к тестированию
|
| 3-6
| 4
| 0-10
| 1.4
| Средневековая философия
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 4
| 0-8
|
| Всего по модулю1
|
|
|
| 13
| 0-30
| 1.6
| Модуль 2
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 7-12
| 13
| 0-30
| 2.1
| Философия Возрождения
| подготовка реферата
|
| 7-8
| 3
| 0-8
| 2.2
| Философия Нового времени
| Подготовка доклада, реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 9-10
| 5
| 0-10
| 2.3.
| Немецкая классическая философия
| подготовка терминов к диктанту
|
| 11-12
| 5
| 0-12
| 2.4
| Всего по модулю 2
|
|
|
| 13
| 0-30
| 2.5
| Модуль 3
| работа с литературой, источниками
|
| 13-18
| 16
| 0-40
| 2.6
| Русская философия
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 13-14
| 4
| 0-15
| 3.1
| Европейская философия 19 века
| подготовка терминов к диктанту
|
| 15-16
| 6
| 0-10
| 3.2
| Европейская философия 20 века
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 17-18
| 6
| 0-15
|
| Всего по модулю 3:
| 16
| 0-40
|
| ИТОГО:
| 42
| 0-100
| Таблица 6
Планирование самостоятельной работы студентов
№
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
|
Модуль 4.
| работа с литературой, источниками
|
| 1-6
| 40
| 0-30
| 1.1
| Основы онтологии
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 1-2
| 6
| 0-15
| 1.2
| Основы гносеологии
| подготовка доклада
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 3-6
| 6
| 0-15
| 1
| Всего по модулю 4
|
|
|
| 12
| 0-30
| 1
| Модуль 5
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 7-12
| 14
| 0-35
| 1.1
| Философия науки
| подготовка к контрольной работе, подготовка доклада
|
| 7-8
| 4
| 0-10
| 1.2
| Философская антропология
| написание реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 9-10
| 5
| 0-15
| 1.3
| Этика как раздел философского знания
| подготовка реферата
|
| 11-12
| 5
| 0-10
|
| Всего по модулю 5
|
|
|
| 14
| 0-35
|
| Модуль 6
| работа с литературой, источниками; подготовка к ролевым и деловым играм
|
| 13-16
| 14
| 0-35
| 1.1
| Эстетика как раздел философского знания
| подготовка к собеседованию, самостоятельное изучение заданного материала
|
| 13-14
| 5
| 0-10
| 1..2
| Социальная философия
| подготовка доклада
|
| 15
| 5
| 0-15
| 1.3.
| Философия культуры
| написание реферата
| проработка лекций, самоконтроль и взаимоконтроль выполненных занятий
| 16
| 4
| 0-10
|
| Всего по модулю 6
| 14
| 0-35
|
| ИТОГО:
| 40
| 0-100
|
Содержание дисциплины.
Генезис современного философского мышления
Модуль 1
|