Тюменский государственный университет





Скачать 232.92 Kb.
НазваниеТюменский государственный университет
Дата публикации08.12.2014
Размер232.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Памятники мирового искусства

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов по направлениям

080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»,

080103.65 «Национальная экономика»,

080105.65 «Финансы и кредит», 080103.65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Швейбельман Н.Ф.

«______»___________200__г.
Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 27 марта 2008 года, протокол №8. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.
«РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр., тираж 300 экз.
Завкафедрой ------------------------Сушкова В.Н.

«26» октября 2008 г.

Рассмотрено на заседании УМК МИФУБа 30 сентября 2008 года, протокол № 1:

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательных программ.
«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/ Леонтьева А.Г./

«______»_____________200__ г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова/

«______»_____________200__ г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Н.Ф. Швейбельман


памятники мирового искусства


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов

направления 080100.62 Экономика

(очная форма обучения)


Тюменский государственный университет

2008
УДК: 7.0 (091) (073)

ББК: Щ 03 Р

Аз: Ш 342
Швейбельман Н.Ф. Памятники мирового искусства. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 «Экономика. Тюмень, 2008. 18 с.

Курс «Памятники мирового искусства» предназначен для студентов негуманитарных факультетов и носит информационно-познавательный характер; курс ориентирует студента на поэтапное хронологическое и тематическое изучение основных периодов развития мирового искусства от античности до наших дней. Данный курс соответствует требованиям ГО и может быть рекомендован в качестве ознакомительного для всех студентов университета.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Памятники мирового искусства» [электронный вариант]. Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы учебно-методической комиссией факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Сушкова В.Н., к. ф. н., профессор завкафедрой зарубежной литературы
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Борко Т.И.., д. филос. н., профессор (внутренний)

Комаров С.А., д. ф. н., профессор (внешний)

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

© Швейбельман Н.Ф.., 2008

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс по выбору "Памятники мирового искусства" по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, истории, литературы.

Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер.

Студент-экономист получает представление об общих тенденциях развития мирового искусства и о конкретных произведениях (памятниках) искусства, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности.

Курс рассчитан на 36 часов и завершается зачетом.

Лекционный курс (18 часов) ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мирового искусства: от античности до наших дней. Принцип организации лекционного материала - хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т.д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека.

Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях (18 часов). Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в искусстве ХХ века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы.

Онтологические и гносеологические проблемы, возникающие при изучении воплощенных в искусстве форм бытия и способов познания человека, помогут студенту первого курса сформировать свою собственную систему взглядов на мир, природу, общество и самого себя. Идеалы красоты, сложившиеся в предшествующие эпохи, помогут ему научиться не только "смотреть", но и "видеть" красоту современного мира.

Цель преподавания дисциплины - изучение общих тенденций развития мирового искусства во всем его многообразии и национальных вариантах.

Задачи изучения дисциплины:

  • систематизация общегуманитарного знания;

  • гуманитаризация учебного процесса;

  • изучение конкретных памятников (произведений) искусства в историко-эстетическом контексте эпохи;

  • знакомство с основными периодами развития мирового искусства;

  • формирование представлений о развитии концепции человека в разные эпохи и ее художественном воплощении;

  • выявление традиций и новаторства;

  • умение оперировать эстетическими и культурологическими понятиями.


II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

курса "Памятники мирового искусства"

специальность "Экономика"


Наименование лекционных тем

Кол-во часов

Темы практических занятий

Кол-во часов

Формы контроля

Пратич. занятия

Самост. работа

1. Искусство античности

2

Миф как форма художественного мышления

2

5

Проверка знания мифов. Составление мини-словаря мифологических образов

2. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения

2

Живопись эпохи Возрождения (Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи)

2

5

Собеседование по темам, творческие задания

3.Художественная культура XVII века

2

Европейский театр XVII века (Расин, Корнель, Мольер)

2

5

Контроль знания текстов. Сопоставительная характеристика произведений классицистов

4. Особенности европейского искусства XVIII века

2

Концепция человека в просветительской литературе

2

5

Собеседование по текстам. Проверка учебных материалов.

5. Искусство ХIХ века

2

Живопись импрессионистов

2

5

Собеседование по проблемам романтической эстетики

6. Художественные поиски в искусстве ХХ в.

2

Эстетика сюрреализма и творчество С. Дали

2

5

Творческое письменное задание: опыт создания сюрреалистического текста

7. Философия и литература

2

Философия экзистенциализма и литература (Ж.П. Сартр и А. Камю)

2

5

Составление словаря философских терминов

8.Литература и политика

2

Утопия и антиутопия в литературе ХХ века (Е. Замятин, В. Набоков, О.Хаксли, Дж. Оруэлл)

2

4

Индивидуальное собеседование

9. Ребенок - герой литературных произведений ХХ века

2

Художественный мир философской сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

2

4

Итоговая письменная работа: реферат по избранной теме

Всего:

18




18

43

Зачет


III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА

Тема 1. Искусство античности



Историческое и художественное значение античной культуры. Влияние античного наследия на культуру последующих эпох. Архаический и классический периоды, эллинизм, римская и греческая мифология, ее образы и наиболее известные сюжеты. Тенденции к математически выверенным пропорциям тела человека и "тела" архитектуры поиски рациональных основ красоты и отступления от них. Гомеровский эпос ("Илиада", "Одиссея"). Античный театр, декорации и машины, актерские аксессуары. Отражение в искусстве и литературе частной жизни. Кризис античного искусства. Зарождение христианского искусства и литературы.


Тема 2. Искусство Средних веков и эпохи Возрождения



Основные этапы в истории средневекового общества и соответствующие им периоды развития литературы и искусства. Христианская религия и ее развитие в жизни средневекового города. Синтез светских и христианских тенденций в культуре Средневековья. Героический эпос. Рыцарская литература. Городская литература Средневековья. "Божественная комедия" Данте — философско-художественный синтез средневековой действительности и гуманистической культуры. Данте и Джотто — общность эстетического мироощущения. Формирование новой гуманистической культуры. Национальное своеобразие искусства эпохи Возрождения. Сближение искусства и литературы с конкретно-исторической реальностью. Открытие мира и человека в искусстве Ренессанса. Титанизм характеров как важнейшая черта ренессансного искусства: творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли). Концепция человека в творчестве Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира.
Тема 3. Художественная культура XVII века
Влияние античного искусства. Взаимодействие ренессансного реализма, классицизма и барокко. Барокко — ведущая художественная система живописи и архитектуры XVII века. Новые принципы композиции в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе. Стиль резких контрастов, дуализм образной системы (синтез высокого и низкого, идеального и конкретного, духовного и чувственного) как типологическая характеристика искусства барокко. Драмы Кальдерона, сонеты Гонгоры, картины де Риберы, Рубенса. Реалистические тенденции в живописи Рембрандта, Веласкеса, Караваджо. Классицизм в искусстве XVII века. Философская основа классицизма — рационализм Декарта. Понятие нормативности в искусстве XVII века. Понятие иерархии: абсолютизм в политике, классицизм в литературе. Эстетика героического и трагического в классицизме (картины Пуссена, трагедии Корнеля, Расина). Зарождение пейзажного жанра. Жанр портрета в европейской живописи XVII века. Архитектура XVII века: следование принципам античной архитектуры. Садово-парковое искусство: создание регулярного парка.
Тема 4. Особенности европейского искусства XVIII века
Своеобразие эстетики эпохи Просвещения. Национальные особенности Просвещения в странах Западной Европы. Художественные направления в литературе и искусстве: просветительский классицизм, реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Искусство и идеология. Классический парадный портрет: отражение конфликта общественного и личного, внутреннего и внешнего. От эстетики возвышенного к социальным конфликтам и обобщениям: мещанская драма (Дидро, Лессинг), социально-бытовой роман (Филдинг, Смоллет). Бытовые тенденции в живописи (Хогарт, Шарден). Особенности сентиментализма в литературе и изобразительном искусстве XVIII века. Рококо в архитектуре и живописи. Театральность как категория культуры XVIII века. "Фауст" Гете как высшее воплощение театральной культуры XVIII века. Роль музыки и драматургии в искусстве XVIII века. Оперное и балетное искусство. Человек из третьего сословия — главный герой искусства XVIII века.
Тема5. Европейское искусство XIX века
Борьба разных художественных тенденций в искусстве XIX века. Соотношение романтизма и реализма в искусстве 19 столетия. Проблема национальной специфики романтизма в различных странах Европы. Усиление лирического начала в эпических жанрах (Новалис, Гофман), пейзажах и портретах (К.Фридрих, Э.Делакруа). Тема природы в романтической лирике, живописи (Гейне, Мюссе, Делакруа, Жерико). Ориенталистские мотивы в европейском искусстве XIX века. История и исторический жанр в литературе XIX века. Проблема синтеза искусств в культуре XIX века: взаимодействие музыки и поэзии. Живописность и пластичность повествовательных жанров, музыкальность романтической поэзии. Синтез музыки и драмы в оперном творчестве Р. Вагнера. Критический реализм в европейской литературе и живописи (Бальзак, Диккенс, О. Домье, Г. Курбе). Символизм в искусстве XIX века. Художественная практика импрессионизма в живописи, музыке, литературе: фиксация "впечатления" (К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К. Дебюсси, М. Равель, К. Сен-Санс). Импрессионизм в скульптуре (О.Роден).
Тема 6. Художественные поиски в искусстве ХХ века
Культура и философия (влияние идей Р. Вагнера и Ф. Ницше на искусство). "Постимпрессионистская" живопись: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, П. Синьяк, А. Руссо-Таможенник и живопись примитивизма. Кубизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм. Становление искусства кино. Театральный авангард: сценические традиции и новаторство. Фрейдизм и культура. Сосуществование, взаимовлияние и взаимопроникновение традиционных художественных методов и модернизма.
Тема 7. Философия и литература
Философия интуитивизма А. Бергсона и романное творчество М. Пруста. Интеллектуальный роман ХХ века (Т. Манн "Волшебная гора"; "Доктор Фаустус"; Г. Гессе "Паломничество в страну Востока", "Степной волк", "Игра в бисер"; Р. Музиль "Человек без свойств"). "Человек абсурдный" в философии и литературе экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), в театре абсурда (Э. Ионеско, С. Беккет). "Миф о Сизифе" А. Камю как эстетический документ экзистенциализма. Философские аспекты искусства У. Голдинга ("Повелитель мух").
Тема 8. Литература и политика
Позиция писателя в литературе ХХ века: ангажированность и дезангажированность. Литература и власть: трагический опыт русской литературы ХХ века (творческая судьба М. Горького, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Ахматовой). Метод социалистического реализма в отечественной и зарубежной литературах. Статья З. Фрейда "Будущее одной иллюзии". Манифесты западноевропейских писателей ХХ века: мировоззренческие и эстетические позиции. Жанр утопии и антиутопии в мировой литературе (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, С. де Бержерак, Вольтер). Человек в системе тоталитарного общества: "Мы" Е. Замятина, " О дивный новый мир!" О. Хаксли и "1984" Д. Оруэлла. Рассказ В. Набокова "Истребление тиранов".
Тема 9. Ребенок - герой литературных произведений ХХ века
Мифология детства в зарубежной литературе ХХ века. Притчевое начало философской сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Образы "иных миров" в "Маленьком принце". Поэтизация мира в новелле Леклезио "Мондо". Темы взаимопонимания, понимания, знания, веры. Архетипические образы новеллы: старик-рыбак, женщина, ребенок. Тема поиска духовного наставника в романе Д. Апдайка "Кентавр". Образ Питера Колдуэлла. Проблема самопознания и самовыражения в романе Д.Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Демифологизация образа ребенка в романе Э. Бёрджесса "Заводной апельсин". Музыка и ее роль в трактовке образа главного героя. Проблема нравственной сущности человека в романе У. Голдинга "Повелитель мух". Мотив "темноты человеческого сердца". Герой в ситуации выбора.

IV. СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ


  1. Апдайк Д. Кентавр

  2. Бёрджесс Э. Заводной апельсин

  3. Гёте И.-В. Фауст

  4. Голдинг У. Повелитель мух

  5. Гомер Илиада, Одиссея

  6. Данте А. Божественная комедия

  7. Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо

  8. Замятин Мы

  9. Камю А. Посторонний

  10. Леклезио Ж.М.Г. Мондо

  11. Мольер Мещанин во дворянстве

  12. Набоков В. Истребление тиранов

  13. Оруэлл Д. 1984

  14. Сартр Ж.П. Тошнота

  15. Сент Экзюпери А. Маленький принц

  16. Сэлинджер Д.Д. Над пропастью во ржи

  17. Хаксли О. О дивный новый мир!

  18. Шекспир У. Гамлет. Ромео и Джульетта


V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Тема 1.

  • Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995

  • Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М., 1987

  • Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. - М., 1993

  • Каллистов Д.П. Античный театр. - Л., 1970

  • Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 1975

  • Легенды и сказания Древней Греции и Рима. - М., 1987

  • Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1993

  • Мифологический словарь. - М., 1990

  • Мифы народов мира. В 2-х томах. - М., 1987-88

  • Парандовский Я. Мифология. - М., 1971

  • Сахарный Н.Л. Гомеровский эпос. - М., 1976

  • Славянская мифология. - М., 2002

  • Телегин С.М. Философия мифа. Введение в метод мифореставрации. - М., 1994

  • Фрэзер Д. Золотая ветвь. - М., 1986

  • Шталь И.В. Одиссея - героическая поэма странствий. - М., 1978


Тема 2.

  • Античное наследие в культуре Возрождения. - М., 1984

  • Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990

  • Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. - СПб., 1995

  • Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984

  • Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981

  • Карсавин Л.Г. Культура средних веков. - Киев, 1995

  • Культура Возрождения и общество. - М., 1986

  • Культура эпохи Возрождения. - М., 1986

  • Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М., 1982

  • Рутенбург В. Титаны Возрождения. - М., 1976

  • Штейн А.Л. На вершинах мировой литературы. - М., 1988


Тема 3

  • Бахмутский В.Я. В поисках утраченного. - М., 1994 (Здесь: Время и пространство в классической трагедии)

  • Западноевропейское искусство XVII в. - М., 1971

  • Зарубежное искусство XVII - XVIII вв. - М., 1988

  • История всемирной литературы в 9-ти томах. Т. 4. - М., 1987

  • Литературные манифесты западноевропейских классицистов. - М., 1980

  • Лихачев Д.С. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. - Л., 1982

  • Михайлов А.В. Языки культуры. - М., 1997

  • Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. - М., 1968

  • От классицизма к романтизму. - Л., 1970

  • Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XVII века. - М., 1971

  • Ротенберг Е.И. Искусство Италии XVI - XVII веков. - М., 1989

  • XVII век в мировом литературном развитии. - М., 1969


Тема 4

  • Байкель В.Б. Мещанская драма эпохи Просвещения. - Тюмень, 1990

  • Век Просвещения. - М. - Париж, 1970

  • Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. - М., 1990

  • Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в. - М., 1977

  • Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности: Гольбах, Гельвеций, Руссо. - М., 1995

  • Западноевропейская художественная культура XVIII века. - М., 1980

  • Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения: Тенденции и традиции. - М., 1987

  • Красовская В.К. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Предромантизм. - Л., 1983

  • Культура эпохи Просвещения. - М., 1993

  • Литература в контексте художественной культуры. - Новосибирск, 1995

  • Просветительское движение в Англии. - М., 1991

  • Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. - Киев - Одесса, 1983.

  • Строев А. Те, кто поправляют Фортуну: Авантюристы Просвещения. - М., 1998

  • Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. - М., 1983

  • Урнов Д.М. Дефо. - М., 1978

  • Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. - М., 1973

  • Человек эпохи Просвещения. - М., 1999


Тема 5

  • Алешина Л.С., Колпинский Ю.Д. и др. Европейское искусство XIX века. - М., 1975

  • Андреев Л.Г. Импрессионизм. - М., 1980

  • Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Конец XIX - начало ХХ века. - М., 1987

  • Вагнер Р. Избранные работы. - М., 1978

  • Гашева Н. Динамика синтетических форм в культуре. - Пермь, ПГУ, 2000

  • Друскин М.С. Зарубежная музыкальная культура второй половины XIX века. - М., 1964

  • Европейский романтизм. - М., 1973

  • Импрессионизм. Письма художников. Документы. - Л., 1969

  • Импрессионисты, их современники, их соратники. - М., 1976

  • Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство конца 18-20 веков. - Л., 1990

  • Манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1988

  • Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. - М., 1973

  • Топоров В.Н. Поэзия и живопись. - М., 2000

  • Традиция в истории культуры. - М., 1978

  • Тураев С.В. От Просвещения к романтизму. - М., 1983

  • Чегодаев А.Д. Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII - ХХ веков. - М., 1972


Тема 6

  • Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988

  • Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе ХХ века. - М., 1998

  • Зарубежная эстетика и теория литературы ХIХ - ХХ веков (трактаты, статьи, эссе). - М., МГУ, 1987

  • Затонский Д. Художественные ориентиры ХХ века. - М., 1988

  • Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века. - М., 1979

  • Ильин И. Постмодернизм. От истоков до наших дней. - М., 1998

  • Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века. - М., 1970

  • Лотман Ю.М. Лекции по типологии культуры. - Тарту, 1973

  • Модернизм. Анализ и критика. - М., 1987

  • Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ в. - М., 1986

  • Образ человека и индивидуальность художника в западном искусстве ХХ века. - М., 1984

  • Полевой В.М. Двадцатый век. - М., 1989

  • Произведение искусства в мире художественной культуры. - М., 1988

  • Раду Д. Идея культурного прогресса в современном мире. - М., 1984

  • Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991

  • Топлиц Е. История киноискусства. 1895 - 1927. - М., 1968

  • Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М., 1993


Тема 7

  • Андреев Л.Г. Ж.-П. Сартр. Свободное сознание и ХХ век. - М., 1994

  • Бочкарева Н.С. Роман о художниках как "роман творения". Генезис и поэтика. - Пермь, 2002

  • Великовский С.И. В поисках утраченного смысла. - М., 1979

  • Ерофеев В.В. В лабиринте проклятых вопросов. - М., 1990

  • Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. - М., 1973

  • Кривцун О.А. Искусство и мир человека (Искусство в формировании духовного мира человека). - М., 1986

  • Мелетинский Е. Поэтика мифа. - М., 1973

  • Попова М.А. Фрейдизм и религия. - М., 1985

  • Сумерки богов. - М., 1989

  • Тавризян Г.М. Проблема человека во французском экзистенциализме. - М., 1977

  • Токарев Д.В. Курс на худшее. Абсурд как категория текста у Д. Хармса и С. Беккета. - М., 2002

  • Фридлендер Г.М. Философия искусства и искусство философа. - М., 1991


Тема 8

  • Баталов Э.Я. В мире утопии. - М., 1981

  • Гребенникова Н.С. Зарубежная литература. ХХ век. - М., 2002

  • Зверев А. Зеркало антиутопии // Антиутопии ХХ века. - М., 1989

  • Сабинина О.Б. Жанр антиутопии в английской и американской литературе 30-50-х годов ХХ века // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология.1990. №2. с.51-57

  • Утопия и утопическое мышление. - М., 1991

  • Чаликова В. Утопия и свобода. - М., 1994


Тема 9

  • Галинская И.Л. Философские и эстетические основы поэтики Д.Д. Сэлинджера. - М., 1975

  • Галинская И.Л. Загадки известных книг. - М., 1986

  • Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. Некоторые аспекты литературного процесса. - М., 1966

  • Зинде М.М. Творчество Уильяма Голдинга. К проблеме философского аллегорического романа. Автореф. уч. степ. канд. филологических наук. МГУ, 1979

  • Морозова Т.Л. Образ маленького американца в литературе США (битники, Сэлинджер, Беллоу, Апдайк). - М., 1969

  • Мулярчик А.С. Спор идет о человеке. О литературе США второй половины ХХ века. - М., 1986



VI. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ


  1. Мифологические образы в современном искусстве

  2. Боги и герои в поэмах Гомера

  3. Миф и история: сюжет о Троянской войне

  4. Маршрут путешествия Одиссея

  5. Мифы о героях

  6. Древнегреческий театр: Эсхил - "отец трагедии"

  7. Женские образы в трагедиях Еврипида

  8. Особенности античной вазовой живописи.

  9. Архитектурный ансамбль Акрополя

  10. Античная скульптура: основные тенденции развития

  11. Римская архитектура: Рим - "вечный город"

  12. Городская средневековая культура

  13. История рыцарских походов

  14. Средневековый героический эпос

  15. Средневековый европейский театр

  16. Архитектура средневекового города

  17. Гендерные отношения в средневековом обществе (представления о семье и браке)

  18. Картина мира в "Божественной комедии" Данте.

  19. Готическая архитектура средних веков

  20. Живопись Джотто

  21. Живопись эпохи Возрождения

  22. Творческая судьба Микеланджело

  23. Образ Мадонны в живописи эпохи Возрождения

  24. Художественные поиски Л. да Винчи

  25. Живопись "Северного Возрождения"

  26. Развитие театральной жизни в эпоху Возрождения

  27. Творчество Уильяма Шекспира

  28. Культура быта в средние века и в эпоху Возрождения

  29. История инквизиции

  30. Искусство барокко: эстетика и художественная практика

  31. Эстетика классицизма

  32. Западноевропейский театр XVII века

  33. Комедии Мольера

  34. Французская афористическая литература

  35. Портретная живопись Рембрандта

  36. Живопись Эль Греко

  37. Строительство Версальского дворцового комплекса

  38. Библейские и мифологические сюжеты в европейской живописи XVII века

  39. Становление европейского балетного театра

  40. Литература эпохи Просвещения

  41. Философские идеи эпохи Просвещения

  42. Концепция "естественного человека" в литературе Просвещения

  43. Европейский театр XVIII века

  44. "Фауст" И.-В. Гете: творческая история создания

  45. Эпистолярная литература эпохи Просвещения

  46. Эстетика романтизма

  47. Творчество Ф. Гойи

  48. Живопись прерафаэлитов

  49. Романтическая живопись (Жерико Делакруа)

  50. Импрессионизм (история движения, задачи, метод)

  51. "Русские сезоны" в Париже (спектакли С. Дягилева)

  52. Художественные поиски ХХ века: дадаизм

  53. Художественные поиски ХХ века: сюрреализм

  54. Художественные поиски ХХ века: кубизм

  55. Художественные поиски ХХ века: футуризм

  56. Художественные поиски ХХ века: экспрессионизм

  57. Анри Руссо-Таможенник и живопись примитивизма

  58. Поэтический театр М. Метерлинка

  59. Русский авангард и начало беспредметного искусства (В. Кандинский, К. Малевич)

  60. Учение о психоанализе З. Фрейда

  61. Художественные поиски С. Дали

  62. Архитектура ХХ века от конструктивизма к постмодернизму

  63. Экзистенциализм в философии и литературе

  64. Становление искусства кино

  65. Урбанистическая культура ХХ века

  66. Литература и власть

  67. Искусство в системе тоталитарного общества

  68. Человек "абсурдный" в творчестве экзистенциалистов

  69. "Эстетика возможного" в театре абсурда

  70. Шекспировские аллюзии в литературе ХХ века

  71. "Эстетика небольших погрешностей" в рассказах Д.Хармса

  72. Мифология детства в зарубежной литературе ХХ века (А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

  73. Сетевая литература

  74. Религия в жизни современного человека

  75. Проблема синтеза искусств в культуре ХХ века

  76. Искусство "перехода": от ХХ к ХХI веку

  77. Культурное пространство г. Тюмени

  78. Писатели Тюменского края

  79. Художники г. Тюмени и области

  80. Речевая культура г. Тюмени

VII. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Историческая роль и художественное значение античной культуры

  2. Своеобразие гомеровского эпоса

  3. Античный театр (декорации, костюмы, актерские аксессуары)

  4. Античная трагедия (Эсхил, Еврипид)

  5. Сюжеты античных мифов (анализ 2-3-х мифологических сюжетов)

  6. Готическая архитектура средневекового города

  7. Христианская религия и ее роль в жизни средневекового человека

  8. "Божественная комедия" Данте — философско-художественный синтез средневековой действительности и гуманистической культуры

  9. Титаны эпохи Возрождения (характеристика творчества одного из деятелей культуры Возрождения)

  10. Концепция человека в средние века и эпоху Возрождения

  11. Эстетика классицизма и ее воплощение в творчестве Корнеля и Расина

  12. Барокко как художественная система XVII века

  13. Жанр портрета в европейской живописи XVII века

  14. Художественные направления в литературе и искусстве XVII века

  15. Жанровая живопись (Хогарт, Шарден, Ватто, Глез)

  16. "Фауст" Гете как высшее воплощение театральной культуры XVIII века

  17. Концепция литературного героя XVIII века: человек из третьего сословия

  18. Жанр романа и его роль в европейской просветительской литературе

  19. История и исторический жанр в литературе XIХ века

  20. Эстетика романтизма

  21. Проблемы синтеза искусств в культуре XIХ века: взаимодействие музыки и поэзии (роль Р. Вагнера)

  22. Художественная практика импрессионизма в живописи, музыке, литературе, скульптуре

  23. Творческие индивидуальности в искусстве XIХ века (В. Ван-Гог, П. Гоген, К. Моне, Э.Дега и др.)

  24. Фрейдизм и культура

  25. Искусство кубизма: П. Пикассо

  26. Искусство экспрессионизма

  27. Сюрреализм как литературно-художественное течение ХХ века: творчество С. Дали

  28. Живопись Анри Руссо-Таможенника

  29. Дягилевские сезоны в Париже

  30. Характеристика театра абсурда (Э. Ионеско, С. Беккет)

  31. Человек в ситуации выбора (А. Камю "Посторонний")

  32. Интеллектуальный роман ХХ века

  33. Позиция писателя в литературе ХХ века: ангажированность и дезангажированность

  34. Человек в системе тоталитарного общества ("Мы" Е. Замятина, "1984" Д. Оруэлла, "О дивный новый мир!" О. Хаксли)

  35. Мифология детства в зарубежной литературе ХХ века (А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц, Д. Апдайк "Кентавр", Д.Д. Сэлинджер "Над пропастью во ржи")

  36. Демифологизация образа ребенка в зарубежной литературе ХХ века (Э.Бёрджесс "Заводной апельсин", У. Голдинг "повелитель мух")

  37. Архитектура ХХ века

  38. Сетевая литература в системе современного искусства

  39. Культурное пространство г. Тюмени и региона

  40. Проблемы региональной культуры на страницах тюменских газет и журналов


Надежда Федоровна Швейбельман

Памятники мирового искусства

Учебно-методический комплекс.

Рабочая программа для студентов по направлениям

080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит»,

080103.65 «Национальная экономика»,

080105.65 «Финансы и кредит», 080103.65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)»


Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тюменский государственный университет iconФедин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б
Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет»
Тюменский государственный университет iconСлепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия
Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы...
Тюменский государственный университет iconПедагогика и психология
Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
«Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения
Тюменский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Тюменский государственный университет iconТехнологический колледж
...
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение»
Тюменский государственный университет iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск