Скачать 232.92 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Памятники мирового искусства Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлениям 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит», 080103.65 «Национальная экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080103.65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Швейбельман Н.Ф. «______»___________200__г. Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы 27 марта 2008 года, протокол №8. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ПЕЧАТНОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр., тираж 300 экз. Завкафедрой ------------------------Сушкова В.Н. «26» октября 2008 г. Рассмотрено на заседании УМК МИФУБа 30 сентября 2008 года, протокол № 1: Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательных программ. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/ Леонтьева А.Г./ «______»_____________200__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А. Федорова/ «______»_____________200__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Н.Ф. Швейбельман памятники мирового искусстваУчебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 Экономика (очная форма обучения) Тюменский государственный университет 2008 УДК: 7.0 (091) (073) ББК: Щ 03 Р Аз: Ш 342 Швейбельман Н.Ф. Памятники мирового искусства. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080100.62 «Экономика. Тюмень, 2008. 18 с. Курс «Памятники мирового искусства» предназначен для студентов негуманитарных факультетов и носит информационно-познавательный характер; курс ориентирует студента на поэтапное хронологическое и тематическое изучение основных периодов развития мирового искусства от античности до наших дней. Данный курс соответствует требованиям ГО и может быть рекомендован в качестве ознакомительного для всех студентов университета. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: «Памятники мирового искусства» [электронный вариант]. Режим доступа: http:www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы учебно-методической комиссией факультета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Сушкова В.Н., к. ф. н., профессор завкафедрой зарубежной литературы РЕЦЕНЗЕНТЫ: Борко Т.И.., д. филос. н., профессор (внутренний) Комаров С.А., д. ф. н., профессор (внешний) © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 © Швейбельман Н.Ф.., 2008 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА Курс по выбору "Памятники мирового искусства" по сути своей является курсом, синтезирующим материал большого круга гуманитарных дисциплин: истории, истории искусств, культурологии, философии, психологии, истории, литературы. Он носит информационно-познавательный, панорамно-обзорный, установочный характер. Студент-экономист получает представление об общих тенденциях развития мирового искусства и о конкретных произведениях (памятниках) искусства, которые в разные века и в контексте разных национальных культурных традиций воплотили эти общие тенденции и закономерности. Курс рассчитан на 36 часов и завершается зачетом. Лекционный курс (18 часов) ориентирует на поэтапное изучение основных периодов развития мирового искусства: от античности до наших дней. Принцип организации лекционного материала - хронологический. Характеристика культурных достижений той или иной эпохи связана с анализом творчества наиболее ярких ее представителей. Художественная доминанта каждой эпохи позволяет переносить акцент с истории на историю философской мысли, историю культуры, на психологию, литературу, театр, живопись и т.д. Доминантой лекционного курса, позволяющей более или менее целенаправленно структурировать столь обширный материал, является концепция человека. Историографический аспект лекционного курса находит дальнейшее развитие на практических занятиях (18 часов). Получив в лекционном курсе общее представление о метаморфозах концепции человека в предшествующие эпохи, студент имеет возможность более обстоятельно, с исторической точки зрения, говорить о концепции человека в искусстве ХХ века (живопись, литература, театр, кинематограф, виртуальный мир). К явлениям художественной культуры применяется целостный, типологический подход, что позволяет дать картину развития искусства в единстве его ведущих художественных тенденций, проявляющихся в разных направлениях, жанрах и стилях искусства и литературы. Онтологические и гносеологические проблемы, возникающие при изучении воплощенных в искусстве форм бытия и способов познания человека, помогут студенту первого курса сформировать свою собственную систему взглядов на мир, природу, общество и самого себя. Идеалы красоты, сложившиеся в предшествующие эпохи, помогут ему научиться не только "смотреть", но и "видеть" красоту современного мира. Цель преподавания дисциплины - изучение общих тенденций развития мирового искусства во всем его многообразии и национальных вариантах. Задачи изучения дисциплины:
II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса "Памятники мирового искусства" специальность "Экономика"
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА Тема 1. Искусство античностиИсторическое и художественное значение античной культуры. Влияние античного наследия на культуру последующих эпох. Архаический и классический периоды, эллинизм, римская и греческая мифология, ее образы и наиболее известные сюжеты. Тенденции к математически выверенным пропорциям тела человека и "тела" архитектуры поиски рациональных основ красоты и отступления от них. Гомеровский эпос ("Илиада", "Одиссея"). Античный театр, декорации и машины, актерские аксессуары. Отражение в искусстве и литературе частной жизни. Кризис античного искусства. Зарождение христианского искусства и литературы. Тема 2. Искусство Средних веков и эпохи ВозрожденияОсновные этапы в истории средневекового общества и соответствующие им периоды развития литературы и искусства. Христианская религия и ее развитие в жизни средневекового города. Синтез светских и христианских тенденций в культуре Средневековья. Героический эпос. Рыцарская литература. Городская литература Средневековья. "Божественная комедия" Данте — философско-художественный синтез средневековой действительности и гуманистической культуры. Данте и Джотто — общность эстетического мироощущения. Формирование новой гуманистической культуры. Национальное своеобразие искусства эпохи Возрождения. Сближение искусства и литературы с конкретно-исторической реальностью. Открытие мира и человека в искусстве Ренессанса. Титанизм характеров как важнейшая черта ренессансного искусства: творчество Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Боттичелли). Концепция человека в творчестве Боккаччо, Рабле, Сервантеса, Шекспира. Тема 3. Художественная культура XVII века Влияние античного искусства. Взаимодействие ренессансного реализма, классицизма и барокко. Барокко — ведущая художественная система живописи и архитектуры XVII века. Новые принципы композиции в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе. Стиль резких контрастов, дуализм образной системы (синтез высокого и низкого, идеального и конкретного, духовного и чувственного) как типологическая характеристика искусства барокко. Драмы Кальдерона, сонеты Гонгоры, картины де Риберы, Рубенса. Реалистические тенденции в живописи Рембрандта, Веласкеса, Караваджо. Классицизм в искусстве XVII века. Философская основа классицизма — рационализм Декарта. Понятие нормативности в искусстве XVII века. Понятие иерархии: абсолютизм в политике, классицизм в литературе. Эстетика героического и трагического в классицизме (картины Пуссена, трагедии Корнеля, Расина). Зарождение пейзажного жанра. Жанр портрета в европейской живописи XVII века. Архитектура XVII века: следование принципам античной архитектуры. Садово-парковое искусство: создание регулярного парка. Тема 4. Особенности европейского искусства XVIII века Своеобразие эстетики эпохи Просвещения. Национальные особенности Просвещения в странах Западной Европы. Художественные направления в литературе и искусстве: просветительский классицизм, реализм, рококо, сентиментализм, предромантизм. Искусство и идеология. Классический парадный портрет: отражение конфликта общественного и личного, внутреннего и внешнего. От эстетики возвышенного к социальным конфликтам и обобщениям: мещанская драма (Дидро, Лессинг), социально-бытовой роман (Филдинг, Смоллет). Бытовые тенденции в живописи (Хогарт, Шарден). Особенности сентиментализма в литературе и изобразительном искусстве XVIII века. Рококо в архитектуре и живописи. Театральность как категория культуры XVIII века. "Фауст" Гете как высшее воплощение театральной культуры XVIII века. Роль музыки и драматургии в искусстве XVIII века. Оперное и балетное искусство. Человек из третьего сословия — главный герой искусства XVIII века. Тема5. Европейское искусство XIX века Борьба разных художественных тенденций в искусстве XIX века. Соотношение романтизма и реализма в искусстве 19 столетия. Проблема национальной специфики романтизма в различных странах Европы. Усиление лирического начала в эпических жанрах (Новалис, Гофман), пейзажах и портретах (К.Фридрих, Э.Делакруа). Тема природы в романтической лирике, живописи (Гейне, Мюссе, Делакруа, Жерико). Ориенталистские мотивы в европейском искусстве XIX века. История и исторический жанр в литературе XIX века. Проблема синтеза искусств в культуре XIX века: взаимодействие музыки и поэзии. Живописность и пластичность повествовательных жанров, музыкальность романтической поэзии. Синтез музыки и драмы в оперном творчестве Р. Вагнера. Критический реализм в европейской литературе и живописи (Бальзак, Диккенс, О. Домье, Г. Курбе). Символизм в искусстве XIX века. Художественная практика импрессионизма в живописи, музыке, литературе: фиксация "впечатления" (К.Моне, Э.Дега, О.Ренуар, К. Дебюсси, М. Равель, К. Сен-Санс). Импрессионизм в скульптуре (О.Роден). Тема 6. Художественные поиски в искусстве ХХ века Культура и философия (влияние идей Р. Вагнера и Ф. Ницше на искусство). "Постимпрессионистская" живопись: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген, П. Синьяк, А. Руссо-Таможенник и живопись примитивизма. Кубизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм. Становление искусства кино. Театральный авангард: сценические традиции и новаторство. Фрейдизм и культура. Сосуществование, взаимовлияние и взаимопроникновение традиционных художественных методов и модернизма. Тема 7. Философия и литература Философия интуитивизма А. Бергсона и романное творчество М. Пруста. Интеллектуальный роман ХХ века (Т. Манн "Волшебная гора"; "Доктор Фаустус"; Г. Гессе "Паломничество в страну Востока", "Степной волк", "Игра в бисер"; Р. Музиль "Человек без свойств"). "Человек абсурдный" в философии и литературе экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), в театре абсурда (Э. Ионеско, С. Беккет). "Миф о Сизифе" А. Камю как эстетический документ экзистенциализма. Философские аспекты искусства У. Голдинга ("Повелитель мух"). Тема 8. Литература и политика Позиция писателя в литературе ХХ века: ангажированность и дезангажированность. Литература и власть: трагический опыт русской литературы ХХ века (творческая судьба М. Горького, С. Есенина, В. Маяковского, Б. Пастернака, А. Ахматовой). Метод социалистического реализма в отечественной и зарубежной литературах. Статья З. Фрейда "Будущее одной иллюзии". Манифесты западноевропейских писателей ХХ века: мировоззренческие и эстетические позиции. Жанр утопии и антиутопии в мировой литературе (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла, Ф. Бэкон, С. де Бержерак, Вольтер). Человек в системе тоталитарного общества: "Мы" Е. Замятина, " О дивный новый мир!" О. Хаксли и "1984" Д. Оруэлла. Рассказ В. Набокова "Истребление тиранов". Тема 9. Ребенок - герой литературных произведений ХХ века Мифология детства в зарубежной литературе ХХ века. Притчевое начало философской сказки А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Образы "иных миров" в "Маленьком принце". Поэтизация мира в новелле Леклезио "Мондо". Темы взаимопонимания, понимания, знания, веры. Архетипические образы новеллы: старик-рыбак, женщина, ребенок. Тема поиска духовного наставника в романе Д. Апдайка "Кентавр". Образ Питера Колдуэлла. Проблема самопознания и самовыражения в романе Д.Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Демифологизация образа ребенка в романе Э. Бёрджесса "Заводной апельсин". Музыка и ее роль в трактовке образа главного героя. Проблема нравственной сущности человека в романе У. Голдинга "Повелитель мух". Мотив "темноты человеческого сердца". Герой в ситуации выбора. IV. СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ
V. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ Тема 1.
Тема 2.
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
VI. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
VII. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Надежда Федоровна Швейбельман Памятники мирового искусства Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов по направлениям 080109.65 «Бухгалтерский учет и аудит», 080103.65 «Национальная экономика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080103.65 «Экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом)» Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 |
Федин С. В., Федина Н. В., Тесленко И. Б Профессионального образования «тюменский государственный нефтегазовый университет» | Слепцов В. В. Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал, Ачинск, Россия Вы держите в руках справочное издание для тех, кто стоит перед выбором направления своего жизненного пути, профессиональной судьбы... | ||
Педагогика и психология Тюменский государственный университет институт психологии, педагогики, социального управления | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6 | ||
Тюменский государственный университет Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры менеджмента, маркетинга и логистики 05. 09. 2013 г., протокол №01 | ||
Тюменский государственный университет «Логопедия с дополнительной специализацией «Специальная психология» очной формы обучения | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | ||
Технологический колледж ... | Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании кафедры финансов, денежного обращения и кредита «25» октября 2013 г. Протокол №2 | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании кафедры информационных систем, протокол №10 от 12 2011 г | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Психофизиологические механизмы адаптации человека и методы функциональной диагностики | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Спортивная тренировка», «Физкультурное образование», «Физкультурно-оздоровительные технологии» | ||
Тюменский государственный университет Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080107. 65 «Налоги и налогообложение» | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе «Лингвистика», профиль подготовки: Перевод и переводоведение (английское отделение) |