Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения»





Скачать 269.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения»
страница1/3
Дата публикации17.10.2014
Размер269.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

В.И. Гренц

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс

Рабочая учебная программа

для студентов направления 030700.62 «Международные отношения»

Тюменский государственный университет

2008
В.И. Гренц. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030700.62 «Международные отношения». Тюмень, 2008. 24 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины: Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. Введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым.

Поэтому задачами дисциплины являются:

Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • Идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

  • Прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций;

  • Принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятие мер по ликвидации их последствий.

Место дисциплины в учебном процессе: В дисциплине рассматриваются:

  • Современное состояние и негативные факторы среды обитания человека;

  • Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

  • Основы физиологии и рациональные условия деятельности;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

  • Оказание доврачебной медицинской помощи при различных несчастных случаях, экстремальных состояниях и травмах.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

  • Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • Идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • Правила обеспечения безопасности детей в современных условиях;

  • Вопросы формирования привычек здорового образа жизни в детском возрасте;

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

  • Эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • Разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • Осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

  • Проводить с учащимися 1-3 классов и с детьми дошкольного возраста занятия по вопросам безопасности их поведения в повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице;

  • Оказывать первую медицинскую помощь при детских травмах и повреждениях.

Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. В качестве контроля по дисциплине рекомендуется зачет.

Количество учебных часов по дисциплине:



Виды учебных работ

Количество часов







Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

1

Лекции

-

-

-

2

Семинарские занятия

6

16

14

3

Самостоятельная работа

2

3

5

Всего

8

19

19


Распределение тем по модулям:




Наименование темы

Семинарские занятия

Индивидуальная и самостоятельная работа студента (кол-во часов)

Итого часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

1

Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

2

1

3

8

2

Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

4

1

5

8




Всего

6

2

8

16

Модуль 2

3

Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

2

0,5

2,5

8

4

Стихийные бедствия, виды и характеристика.

4

0,5

4,5

8

5

Эпидемиологическая безопасность.

2

0,5

2,5

7

6

Токсикологическая безопасность

Влияние на организм человека АХОВ.

4

0,5

4,5

7

7

Радиационная безопасность. Аварии на радиационно-опасных объектах.

2

0,5

2,5

7

8

Электробезопасность, действие электрического тока на организм человека.

2

0,5

2,5

7




Всего

16

3

16

44

Модуль 3

9

Электромагнитные излучения, влияние на организм человека, меры защиты

2

1

3

8

10

Пожарная и взрывная безопасность

4

1

5

8

11

Чрезвычайные ситуации социального характера, терроризм

4

1

5

8

12

Транспортные аварии и катастрофы

Меры безопасности в различных видах транспорта

2

1

3

8

13

Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций

2

1

3

8




Всего

14

5

19

40




Итого (часов, баллов)

36

10

46

100


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Основные причины роста количества катастроф в современных условиях. Наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи курса. Определение опасных и вредных факторов. Опасность как явление. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Опорные понятия темы: безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, выделение опасных и вредных факторов по характеру неблагоприятного воздействия на организм человека. Понятие опасности, риска. Критерии оценки негативного воздействия.
Тема 2. Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

Структура естественных систем защиты. Личностные факторы безопасности. Сенсорные системы или анализаторы, их роль в обеспечении защиты организма. Зрительный, слуховой анализатор и анализаторы кожи. Вегетативная нервная система, основные функции, значение и физиологические ритмы симпатоадреналовой системы. Иммунитет, как система защиты от биологического, химического и физического воздействия.

Опорные понятия темы: психобиологический фактор, факторы психофизиологического качества личности, социально-психологического качества личности, основные три структуры любого анализатора, определение верхнего, нижнего и дифференциального порога чувствительности. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Определение иммунитета и его виды.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

Определение чрезвычайных ситуации (ЧС), критерии ЧС по Б.Н. Перфирьеву. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, по масштабам и тяжести последствий, по скорости развития. Защита населения в ЧС, основные этапы.

Опорные понятия темы: чрезвычайная ситуация, критерии и параметры ЧС, виды ЧС по происхождению: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Антропогенные катастрофы и социально-политические конфликты. Меры по обеспечению защиты населения при различных видах ЧС.
Тема 4. Стихийные бедствия, виды и характеристика.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов), геологические опасные явления (оползни, лавины, сели, обвалы), метеоопасные явления (бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри), морские гидрологические явления (циклоны, цунами, тайфун), гидрологические явления на суше (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы), пожары (лесные, торфяные, степные, подземные). Действия населения при угрозе стихийных бедствий.

Основные понятия темы: определение стихийных бедствий, основные их виды, характеристика и меры защиты при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных лавинах, лесных и торфяных пожаров.
Тема 5. Эпидемиологическая безопасность.

Основные виды инфекционных болезней, имеющих эпидемический характер. Три обязательных условия развития эпидемического процесса. Воздушно-капельные инфекции, профилактика гриппа. Кишечные инфекции, описторхоз как эндемичная инфекция Тюменского региона. Трансмиссивные инфекции, клещевой энцефалит, меры защиты. Туберкулез, особенности протекания в современных условиях, профилактика. Характеристика и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Основные понятия темы: инфекционные заболевания, эпидемия, пандемия, виды и меры профилактики современных эпидемических болезней.
Тема 6. Токсикологическая безопасность. Влияние на организм человека химически опасных веществ (АХОВ).

Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлор, аммиак, фосген, угарный газ, бензол, метиловый спирт, дихлорэтан. Способы защиты от АХОВ, первая медицинская помощь.

Основные понятия темы: химические опасные вещества или сильно действующие ядовитые вещества, предельно допустимая концентрация, токсическая доза, смертельная доза. Разделение ядовитых веществ по классу опасности, виды воздействия АХОВ на организм человека.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconМеждународные отношения
В. В. Иванова: Иностранный язык (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Международные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Сокова З. Н. Всемирная история: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»...
Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 68 подготовки магистра, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Проблемы национальной и международной безопасности»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 030700....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconМеждународные отношения
Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconРабочая программа для студентов направления «Международные отношения»
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения направление подготовки 031900. 62 «Международные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Для образовательной программы по специальности 030700. 62 Международные отношения
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 26. 04. 2011 г., протокол №9. Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconН. А. Бабурина международные валютно-кредитные отношения
Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные отношения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700....
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные отношения»
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconПрограмма дисциплины «Проблемы национальной и международной безопасности»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Новые независимые государства Центральной Азии в международных отношениях: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Целью дисциплины является знакомство студентов с возможностями персональных компьютеров на примере изучения широкого набора программных...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700. 62 «Международные отношения» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология»....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск