Скачать 269.16 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В.И. Гренц БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов направления 030700.62 «Международные отношения» Тюменский государственный университет 2008 В.И. Гренц. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030700.62 «Международные отношения». Тюмень, 2008. 24 стр. Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу. Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели и задачи дисциплины: Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. Введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым. Поэтому задачами дисциплины являются: Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
Место дисциплины в учебном процессе: В дисциплине рассматриваются:
В результате изучения дисциплины специалист должен знать:
В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:
Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. В качестве контроля по дисциплине рекомендуется зачет. Количество учебных часов по дисциплине:
Распределение тем по модулям:
3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Основные причины роста количества катастроф в современных условиях. Наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи курса. Определение опасных и вредных факторов. Опасность как явление. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности. Опорные понятия темы: безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, выделение опасных и вредных факторов по характеру неблагоприятного воздействия на организм человека. Понятие опасности, риска. Критерии оценки негативного воздействия. Тема 2. Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий. Структура естественных систем защиты. Личностные факторы безопасности. Сенсорные системы или анализаторы, их роль в обеспечении защиты организма. Зрительный, слуховой анализатор и анализаторы кожи. Вегетативная нервная система, основные функции, значение и физиологические ритмы симпатоадреналовой системы. Иммунитет, как система защиты от биологического, химического и физического воздействия. Опорные понятия темы: психобиологический фактор, факторы психофизиологического качества личности, социально-психологического качества личности, основные три структуры любого анализатора, определение верхнего, нижнего и дифференциального порога чувствительности. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Определение иммунитета и его виды. Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени. Определение чрезвычайных ситуации (ЧС), критерии ЧС по Б.Н. Перфирьеву. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, по масштабам и тяжести последствий, по скорости развития. Защита населения в ЧС, основные этапы. Опорные понятия темы: чрезвычайная ситуация, критерии и параметры ЧС, виды ЧС по происхождению: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Антропогенные катастрофы и социально-политические конфликты. Меры по обеспечению защиты населения при различных видах ЧС. Тема 4. Стихийные бедствия, виды и характеристика. Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов), геологические опасные явления (оползни, лавины, сели, обвалы), метеоопасные явления (бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри), морские гидрологические явления (циклоны, цунами, тайфун), гидрологические явления на суше (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы), пожары (лесные, торфяные, степные, подземные). Действия населения при угрозе стихийных бедствий. Основные понятия темы: определение стихийных бедствий, основные их виды, характеристика и меры защиты при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных лавинах, лесных и торфяных пожаров. Тема 5. Эпидемиологическая безопасность. Основные виды инфекционных болезней, имеющих эпидемический характер. Три обязательных условия развития эпидемического процесса. Воздушно-капельные инфекции, профилактика гриппа. Кишечные инфекции, описторхоз как эндемичная инфекция Тюменского региона. Трансмиссивные инфекции, клещевой энцефалит, меры защиты. Туберкулез, особенности протекания в современных условиях, профилактика. Характеристика и профилактика заболеваний, передающихся половым путем. Основные понятия темы: инфекционные заболевания, эпидемия, пандемия, виды и меры профилактики современных эпидемических болезней. Тема 6. Токсикологическая безопасность. Влияние на организм человека химически опасных веществ (АХОВ). Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлор, аммиак, фосген, угарный газ, бензол, метиловый спирт, дихлорэтан. Способы защиты от АХОВ, первая медицинская помощь. Основные понятия темы: химические опасные вещества или сильно действующие ядовитые вещества, предельно допустимая концентрация, токсическая доза, смертельная доза. Разделение ядовитых веществ по классу опасности, виды воздействия АХОВ на организм человека. |
Международные отношения В. В. Иванова: Иностранный язык (английский). Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления «Международные... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Сокова З. Н. Всемирная история: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные... | ||
Программа дисциплины «Политика и экономика стран постсоветского пространства»... Программа предназначена для преподавателей, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 68 подготовки магистра, обучающихся... | Программа дисциплины «Проблемы национальной и международной безопасности»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 4 курса направления 030700.... | ||
Международные отношения Г. И. Баязитова. История политических и правовых учений: Учебно-методический комплекс. Методические указания к семинарским занятиям... | Рабочая программа для студентов направления «Международные отношения» Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для бакалавров очной формы обучения направление подготовки 031900. 62 «Международные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Для образовательной программы по специальности 030700. 62 Международные отношения | Программа дисциплины «Внешняя политика Россия: история и современность»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030700. 62 «Международные... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 26. 04. 2011 г., протокол №9. Соответствует требованиям... | Н. А. Бабурина международные валютно-кредитные отношения Бабурина Н. А. Международные валютно-кредитные отношения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | ||
Программа дисциплины «Экономика и политика стран Арабского Востока»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030700.... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 031900. 62 «Международные отношения» | ||
Программа дисциплины «Проблемы национальной и международной безопасности»... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международная торговля» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Новые независимые государства Центральной Азии в международных отношениях: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Целью дисциплины является знакомство студентов с возможностями персональных компьютеров на примере изучения широкого набора программных... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления «Психология».... |