Скачать 231.72 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») ФИСМО Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Учебно-методический комплекс дисциплины Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации Для образовательной программы по специальности 030700.62 Международные отношения Форма обучения очная, Курс 4 (семестр 8) Составитель: Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан, Краснодар 2013 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г., протокол № 3 Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г. Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян Рецензенты: К.и.н., проф. кафедры философии и истории И.Д. Золотарева К.и.н., доцент И.Г. Тажидинова аннотация дисциплины Цель дисциплины: Углубление понимания студентами международных отношений как самостоятельной исторической реальности, развивающейся по своим собственным законам. В процессе изучения материала курса студенты должны приблизиться к осознанию того, как развивалась система международных отношений в период новейшего времени, и каковы были особенности этой системы в столь сложном регионе как Кавказ. Задачи дисциплины:
Дисциплина ориентирована на изучение развития международных отношений на Кавказе, с привлечением теоретических характеристик системности и исторического контекста международных процессов. Дисциплина ориентирует на учебно-воспитательный, научно-методический, профессиональный и культурно-просветительский виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности в области учебно-воспитательной деятельности:
в области научно-методической деятельности:
в области культурно-просветительской деятельности:
Результаты обучения:
Занятия по курсу проводятся в виде лекций и практических занятий. В то же время курс предполагает самостоятельную работу студентов по обозначенным проблемам. Текущий контроль знаний, умений, а также выработка навыков самостоятельного анализа проводится через коллоквиумы, проведение круглых столов, путем выполнения эссе, рефератов и других форм письменных и устных заданий по темам курса. Семестровый контроль знаний и умений студентов курсу осуществляется в ходе зачета, который проходит в устной форме. Объем курса – 32 часа: Аудиторные занятия 32 часов. Самостоятельная работа студентов 104. Контролируемая самостоятельная работа – не предусмотрена 8 семестр: лекционные занятия 16 часов, практические занятия 16 часов. Самостоятельная работа студентов – 104 часа. Форма контроля – зачет. При изучении данного курса привлекаются современные междисциплинарные подходы, используются данные смежных наук. По содержанию курс тесно взаимосвязан со следующими дисциплинами учебного плана бакалавриата: история международных отношений, международное право, философия, социология, экономика. Овладение теорией и методологией курса «Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации» необходимо для гуманитарного профиля вузовского образования. Знание проблем развития международного права и одного из важнейших его принципов необходим для современного бакалавра международных отношений. «Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации» представляет собой дисциплину в рамках «Гуманитарного цикла» дисциплин. Требования к знаниям, умениям бакалавра формируются на основе программы по Истории России, Всемирной истории, введения в специальность, политологии, психологии, экономики. При разработке рабочей программы учитывались: - содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами образования; - требования выпускающих кафедр; - содержание программ дисциплин, изучаемых на последующих этапах обучения; - материальные и информационные возможности университета; - методическая обеспеченность всех видов учебной работы, особенно практических и семинарских занятий; - новейшие достижения в области изучения всемирной истории. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «КубГУ») ФИСМО Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений Рабочая программа дисциплины Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации Для образовательной программы по специальности 030700.62 Международные отношения Форма обучения очная, Курс 4 (семестр 8) Составитель: Кандидат исторических наук, доцент В.А. Кумпан, Краснодар 2013 Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «18» сентября 2013 г., протокол № 1 Зав. кафедрой __________доктор исторических наук, профессор А.Г. Иванов Одобрено на заседании учебно-методической комиссии ФИСМО «01» сентября 2013 г. Председатель УМК ФИСМО ____________ Э.Г. Вартаньян Рецензенты: Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ДС.В2 Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации относится к блоку специальных дисциплин Учебно-тематический план
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Актуальность, цель, задачи курса. История изучения региона. Методологические проблемы в исследовании Кавказа. Война картографий и историографий.
Теории глобализации. Глобализационный инвариант и его эволюция в различных культурных условиях. Исторические, социально-экономические и культурные особенности Кавказа в условиях глобализации.
Легендарные и исторические свидетельства развития кавказских народов в древности. Кавказские государства в средневековье. Политическая карта Кавказа к началу Нового времени. Политический выбор между Россией, Персией и Турцией. Присоединение к России. Опыт самоопределения кавказских народов в период революции и гражданской войны.
Межэтнические конфликты и сепаратизм на Кавказе в советский период. Распад СССР и конфигурация политических сил на Кавказе. Националистические и религиозные движения на Кавказе. Построение политических систем и административное устройство государств Южного Кавказа. Политические, социально-экономические и культурные процессы на Северном Кавказе. Государственный строй Армении, Азербайджана, Грузии.
Традиции сотрудничества и гостепреимства в этикете народов Кавказа. Совместное противостояние общим врагам в исторической памяти народов Кавказа. Исторические корни межэтнических конфликтов на Кавказе. Социально-экономические, политические и культурные факторы урегулирования конфликтов.
Государственное устройство Армении. Дипломатическое ведомство и внешняя политика Армении. Двусторонние отношения Армении с Россией и сопредельными государствами. Армения в международных организациях. Взаимоотношения Армении с глобальными акторами международных отношений.
Государственное устройство Грузии. Дипломатическое ведомство и внешняя политика Грузии. Двусторонние отношения Грузии с сопредельными государствами. Грузия в международных организациях. Взаимоотношения Грузии с глобальными акторами международных отношений.
Государственное устройство Азербайджана. Дипломатическое ведомство и внешняя политика Азербайджана. Двусторонние отношения Азербайджана с сопредельными государствами. Азербайджан в международных организациях. Взаимоотношения Азербайджана с глобальными акторами международных отношений.
Исламский фактор и экономическое сотрудничество с Турцией. Исторические корни сотрудничества и экономическое взаимодействие с Россией. Иранский фактор на Кавказе. Причерноморское сотрудничество. Каспийский регион: противостояние и сотрудничество.
Становление и развитие Абхазии. Внешнеполитические факторы в развитии государственности Южной Осетии. Нагорный Карабах от конфликта к замораживанию противостояния. Мягкая автономия Аджарии. Право на самоопределение и признание новых государств – международное право, прецеденты и политическая воля. Конфликт августа 2008 года и его последствия для кавказских государств.
Состояние и перспективы внутрикавказской интеграции. Кавказские государства в СНГ. Альтернативные проекты: ГУ(У)АМ, НАТО и др. международные миротворческие и неправительственные организации. Транснациональные корпорации и развитие стран кавказского региона. Черноморское экономическое сотрудничество. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Государственное устройство Армении. Дипломатическое ведомство и внешняя политика Армении. Двусторонние отношения Армении с Россией и сопредельными государствами. Армения в международных организациях. Взаимоотношения Армении с глобальными акторами международных отношений.
Государственное устройство Грузии. Дипломатическое ведомство и внешняя политика Грузии. Двусторонние отношения Грузии с сопредельными государствами. Грузия в международных организациях. Взаимоотношения Грузии с глобальными акторами международных отношений.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Самостоятельная работа студентов состоит из подготовки к занятиям по предложенным вопросам и тематике, подготовки к участию в дискуссиях и круглых столах, в работе над рефератами, сообщениями и эссе и др. Заключительным этапом самостоятельной работы является подготовка к зачету. Темы рефератов:
Реферат (букв. докладывать, сообщать, т.е. краткое изложение содержания) – самая простая форма самостоятельной письменной работы или выступление по определенной теме. В реферате собрана информация из одного или нескольких источников, их творческое и критическое осмысление. Включает оглавление, состоящее из введения, несколько глав, заключение, список использованных источников и литературы. Во введении отметить актуальность темы, цель, задачи, дать краткую характеристику структуры реферата, обзор использованных источников и литературы. Далее характеристика по главам. Обязательно наличие ссылок. Объём реферата – 10-20 страниц. Необходимо автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Эссе Составляется по теме каждой лекции и семинарского занятия Эссе (букв. опыт, проба, попытка, набросок, очерк) – прозаическое сочинение небольшого объёма свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу и заведомо не претендующее на определяющую трактовку предмета. Некоторые признаки эссе: а) наличие конкретной темы или вопроса; б) отражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному вопросу; в) субъективное мнение о чем-либо; г) в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли, кругозор и т.д. Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей. Написание эссе позволяет автору чётко и грамотно формировать мысли, структурировать информацию, использовать основные понятия, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать опыт соответствующими примерами, аргументировать свои выводы. Тема коллоквиума: Народ Кавказа исторические традиции и логика глобализации (по выбору студента) Коллоквиум (букв. разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий в системе образования, беседа преподавателя со студентами, магистрантами, имеющий целью выяснение и повышение знаний студентов, магистрантов. На коллоквиуме обсуждаются отдельные части, разделы темы. Коллоквиум может проводиться в форме семинара, совещания, посвященных обсуждению определенной темы. Тема круглого стола: «Создание независимого государства: право нации на самоопределение или сепаратизм» Круглый стол – форма организации обмена мнениями ограниченного количества людей (обычно не более 25 человек), предпочтительно в небольшой комфортабельной аудитории. В ходе круглого стола участники могут выступить с докладами по какому-то вопросу, обмениваться мнениями, уточнять позиции друг друга, дискутировать. Цель круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить позиции сторон. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ: ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРАУстав Организации Объединенных Наций от 26.06.1945 года – СПС «Гарант» Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека от 16.12.1966 года. Международных пакт о гражданских и политических правах человека от 16.12.1966 года – СПС «Гарант» Лавров С.Б. В каком мире мы живем? Интернет: http://gumilevica.kulichki.net/GW/gw201.htm Миллер А. Империя и нация в воображении русского национализма. Взгляд историка. Интернет: http://www.polit.ru/lectures/2005/04/14/miller.html Тхагапсоев, Х. Г. Кавказская культура: особенности генезиса и тенденции развития: монография. СПб., 2008. Гаджиев К. С. Кавказский узел в геополитических приоритетах России. М., 2010. Маркелов Н. В. Кавказские силуэты: история Кавказа в лицах. Пятигорск, 2008. Дарабади П. Г. Кавказ и Каспий в мировой истории и геополитике XXI века. М., 2010. Лучинский Ю. В. Кавказ в системе конкурирующих медиастратегий: история, политика, культура. Ч. 1. Краснодар, 2011. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Абашидзе А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М., 1996. Березный С.В., Егоров С.А., Ермишин К.И. и др. Словарь прав человека и народов / Отв. ред. Р.А.Тузмухамедов, В.И. Кузнецов. М. 1993. Право народов на самоопределение: идея и воплощение. М., 1997 Всеобъемлющая международная безопасность. Международно-правовые принципы и нормы: справочник. М., 1990. Аббасбейли А.Н. Проблемы военно-политической безопасности стран каспийского бассейна// Каспийский регион: политика, экономика. культура. - 2007. - № 4. Буров А.А. Реалии и тенденции интеграционного развития Кавказско-Каспийского региона // Каспийский регион. - 2009. - №1(18). Буров А.А. Специфика Кавказско-Каспийского региона как геополитической конструкции // Ученые записки №4, 2008. Буров А.А. Характеристика внутреннего контура политико-интегрированных отношений Кавказско-Каспийского региона // Вестник ПГЛУ. - 2008. - №3. Буянов B.C. Россия и Кавказский регион // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В.А. Михайлова; Отв. ред. Л.О. Терновая, С.В. Фокин. – М.: Изд-во РАГС, 2007. Военно-политическая обстановка в зоне Южного федерального округа России. // Доклад подготовлен экспертами Объединенного бюро информации и стратегических оценок "Вектор" // Журнал теории и практики Евразийства №12. 2001 Гусейнов В. Каспийская проблема: геополитические и экономические аспекты // Вестник аналитики. 2001. № 2. Жильцов С.С., Зонн И.С., Ушков А.М. Геополитика Каспийского региона. М., 2003.. Исаев Б.А. Геополитика: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2007. Михайлов В.А. Международные аспекты политики России в Кавказском регионе // Россия в мировой политике. М., 2002. Эжиев И.Б. Геополитика Каспийского региона - М.: Изд-во Андалус. 2007. ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ Мультимедийный проектор, ноутбук, Видеоматериалы по курсу. Просмотр фильмов по курсу. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ студентов по курсу «Международные процессы на Кавказе в условиях глобализации» позволяют оценить знания, умения и уровень приобретённых компетенций
Контрольные задания и тесты, равно как аудиторные и неаудиторные занятия, позволят студентам реализовать заявленные общекультурные и профессиональные компетенции, усвоить материал и овладеть такими вопросами, как: 1. Особенности формирования и развития международного права на примере принципа национального самоопределения в кавказском регионе. 2. Владеть базовыми теоретическими, международно-правовыми знаниями, владеть методами применения научного знания в исследованиях; владеть способностью использовать полученные знания на практике, методикой исследования объектов, учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности. В результате изучения курса студент приобретёт навыки применять полученные знания для обработки, анализа, синтеза информации, при определении категории (мировой, локальной, региональной) истории; владеть понятийным языком истории; уметь анализировать и интерпретировать основные события характеристики права наций на сомоопределение, сравнивать и сопоставлять исторические факты, делать аргументированные выводы; владеть навыками работы с информацией из различных источников для решения профессиональных задач; владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации. Вопросы к зачету по курсу
Комплексы методических указаний и материалов по конкретным видам заданий представлены на кафедре |
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |