Скачать 1.32 Mb.
|
Пояснительная записка Сборник содержит программы к линии учебников по курсу всеобщей истории для 5—9 классов. Программы соотносятся с учебниками:
Программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования в соответствии с примерным количеством часов, отводимых базисным учебным планом на изучение данного предмета, и направлены на личностное развитие и социализацию учащихся, приобщение их к мировым культурным традициям. Они призваны содействовать реализации единой концепции исторического образования по всеобщей истории. Программы предполагают изучение всеобщей истории на основе цивилизационного подхода, поэтому ряд тем посвящен вопросам взаимодействия цивилизаций в различные периоды мировой истории. При составлении программ учитывались межпредметные и внутрипредметные связи, логика учебного процесса, возрастные особенности учащихся. Изучение курса направлено на достижение следующих личностных результатов: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох; складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов. В рамках познавательной деятельности учащихся изучение всеобщей истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. При выполнении творческих работ у школьников формируется умение находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения. Реализация программ исторического образования по всеобщей истории на ступени основного общего образования предполагает достижение метапредтетных результатов. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры. В основу предлагаемых программ положено сочетание новых и традиционных подходов к изучению всеобщей истории. В них отражены предметные результаты:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ В результате изучения истории ученик должен знать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС (68 ч) Введение (1 ч) Что такое история и предмет ее изучения. Всемирная история. История Древнего мира как часть всемирной истории. Почему необходимо изучать прошлое человечества. Исторические источники. Археология. Вещественные исторические источники. Устные исторические источники. Письменные источники. Тема 1. Как жили люди в древности (5 ч) Счет лет в истории. Хронология. Современный отсчет времени. Различные точки отсчета времени в древности. Рождество Христово — точка современного отсчета времени. Календарь. Лента времени. Наша (новая) эра. Счет лет до новой эры. Теории происхождения человека: божественная и эволюционная. Мнение ученых о месте и времени появления древних людей. Как выглядели древние люди. Биологическая эволюция человека (по останкам древних людей). Среда обитания древних людей. Первые орудия труда. Умение изготавливать орудия труда — главное отличие древних людей от животных. Изобретение новых орудий труда. Занятия и образ жизни древних людей. Человеческое стадо. Собирательство, охота и рыболовство. Овладение огнем. Овладение речью. Жилище первобытного человека. Изобретение одежды. Расселение древних людей. Появление человека разумного. Отличие человека разумного от его древнего предка. Совершенствование человеком разумным орудий труда. Переход от человеческого стада к родовой общине. Признаки родовой общины. Зарождение искусства. Первобытная наскальная живопись и скульптура. Зарождение веры в сверхъестественные силы. Религиозные представления первобытных людей. Связь между занятиями древних людей и их верованиями. Боги и духи. Жертвоприношения. Обожествление природы. Появление веры в загробную жизнь. Погребальный обряд. Возникновение религии. Переход от собирательства к земледелию. Мотыжное земледелие. Изобретение плуга. Передняя Азия — родина первых растений, которые люди научились выращивать. Переход от охоты к скотоводству. Первые одомашненные животные. Оседлый образ жизни. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Возникновение ремесла. Гончарное дело. Ткачество. Начало обработки металлов. Медные орудия труда. Зарождение первых цивилизаций. Тема 2. Древний Египет (7ч) Географическое положение и природа Египта. Долина и дельта Нила. Египет — «дар Нила». Значение Нила для развития земледелия в Древнем Египте. Образование номов во главе с номархами. Нижний Египет и Верхний Египет. Подчинение Нижнего Египта царю Верхнего Египта. Причины образования государства. Складывание единого Древнеегипетского государства. Устройство Древнеегипетского государства: фараон, вельможи, чиновники-писцы, земледельцы, рабы. Фараон — божество среди древних египтян. Причины обожествления египтянами правителя государства. Символы власти фараонов. Система управления Древнеегипетским государством. Египетские вельможи — помощники фараонов в управлении государством. Обязанности вельмож и их образ жизни. Земледелие в Древнем Египте. Труд земледельцев, их образ жизни. Дамба. Шадуф. Орудия труда египетских земледельцев. Ремесленники Древнего Египта. Ремесла египтян. Метеоритное железо. Торговый обмен в Древнем Египте. Налоги и повинности. Бесправное положение египетских рабов («живых убитых»). Работы, которые выполняли рабы в древнеегипетском обществе. Расцвет Древнеегипетского государства. Получение египтянами бронзы. Бронзовые орудия труда. Подъем сельского хозяйства, ремесла и строительства. Структура и вооружение древнеегипетской армии. Праща и бумеранг. Боевые колесницы. Тактика ведения боя у древних египтян. Преимущества бронзового оружия. Военные походы фараона Тутмуса III и расцвет государства. Расширение границ Древнего Египта. Религиозные представления древних египтян. Боги Древнего Египта. Жрецы — служители богов. Религиозные обряды. Храмы Древнего Египта. Рельеф. Подземное царство Осириса. Погребальные обряды древних египтян. Мумия. Саркофаг. Гробница. Пирамида. Пирамида фараона Хеопса — величайшее чудо света, сохранившееся до наших дней. Письменность в Древнем Египте. Иероглифы. Папирус. Научные знания египтян. Храмы — центры науки и образования. Достижения египтян в астрономии, математике, географии, медицине. Обучение в египетских школах. Древнеегипетское искусство. Особенность живописи Древнего Египта. Изображения людей. Скульптура Древнего Египта. Большой сфинкс. Тема 3. Древнейшие государства Передней Азии (5 ч) Природа Междуречья. Реки Тигр и Евфрат. Освоение людьми долины Междуречья. Первые государства Междуречья. Возникновение городов-государств. Южное Междуречье — страна Шумер. Страна Аккад. Шумерская армия. Изобретение письменности. Клинопись. Легенда о царе Гильгамеше. Боги и храмы Междуречья. Научные открытия шумеров. Достижения в астрономии. Система счета. Вавилон — крупнейший город и главный торговый центр Междуречья. Изобретение денег. Образование Вавилонского царства. Законы царя Хаммурапи. Вавилонское общество. Обязанности людей и обязанности государства. Боги и храмы Вавилона. Шамаш. Мардук. Религиозные ритуалы вавилонян. Легенда о строительстве Вавилонской башни. Быт вавилонян. Вавилонская семья. Жилой дом. Одежда мужчин и женщин. Туника. Рабство в Вавилонии. Источники рабства и положение рабов. Финикия — страна мореплавателей. Местоположение Финикии и влияние природных условий на занятия ее жителей. Города-государства Финикии: Тир, Библ, Сидон. Производство посуды из прозрачного и разноцветного стекла, изобретение пурпурной краски. Финикийские корабли. Морские путешествия финикийцев. Основание колоний. Купцы и пираты. Плавание вокруг Африки. Алфавит — величайшее открытие финикийцев. Возникновение Ассирийского царства. Его местоположение и климат. Основные занятия населения. Начало железного века и перемены в хозяйстве. Значение использования железа. Железный лемех. Реформы царя Тиглатпалассара. Ассирийское войско. Появление постоянной армии. Конница. Осадные машины: таран, осадная башня. Завоевания ассирийцев и образование Ассирийской военной державы. Ассирийцы и покоренные народы. Государство Израиль. Царь Давид. Царь Соломон. Расцвет Ассирийского царства. Падение Ниневии. Новое возвышение Вавилона. Его территория и система управления. Вавилон в период наивысшего расцвета. Ворота богини Иштар. Дорога процессий. Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Террасы. Керамика. Персидское царство: территория и занятия жителей. Кир Великий. Персидская армия. Покорение Вавилона. Завоевание Передней Азии и Египта. Персия при царе Дарий I. Устройство Персидской державы. Провинции и методы управления ими. Сатрапы и «уши царя». Царская дорога. Тема 4. Древнейшие государства Индии и Китая (6 ч) Географическое положение Индии. Индостан. Гималаи. Индийский океан. Климат Индии. Тропические дожди. Долины рек Инд и Ганг. Джунгли. Археология о древнейших городах Индии. Город Мохенджо-Даро. Глазурь. Арийские племена в Индии. Арии и дравиды. Раджа. Возникновение царств в Индии и их объединение под властью царя Ашоки. Легенда о возникновении варн. Индийские варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Природные условия Древнего Китая. Великая Китайская равнина. Реки Янцзы и Хуанхэ. Хуанхэ — «Блуждающая река», «Река тысячи бедствий». Хозяйство жителей Китая. Выращивание риса и чая. Изготовление шелка. Великий шелковый путь. Первые государства в Китае. Циньская империя. Правление «первого императора Цинь». Законы Цинь Шихуанди. Гунны. Великая Китайская стена. Крах империи Цинь и основание новой империи — Хань. Культура Индии. Вера в переселение душ. Влияние религиозных представлений на жизнь индийцев. Гаутама — Будда («Просветленный»). Нирвана. Возникновение буддизма. Основные положения буддизма. Буддизм — одна из мировых религий. Научные знания древних индийцев. Астрономические знания. Десятичная система счета. Арабские цифры. Шахматы. Культура Древнего Китая. Иероглифы. Изобретение бумаги. Астрономия и математика в Древнем Китае. Изобретение компаса. Механические водяные часы. Прибор для предсказания землетрясений. Религиозные представления древних китайцев. Император Китая — «Сын Неба». «Поднебесная империя». Учение Конфуция. Искусство. Архитектура. Скульптура. Изготовление фарфора. |
Рабочая программа составлена к учебнику по курсу всеобщей истории... Рабочая программа составлена к учебнику по курсу всеобщей истории для —9 класса | Программа предполагает использование следующих учебников по Всеобщей... Рабочая программа предназначена для изучения курса Всеобщей истории (являющегося составной частью предмета история) в основной школе... | ||
Рабочая программа по всеобщей истории, истории Древнего мира для... Федерального государственного стандарта основного общего образования и Рабочей программы по всеобщей истории для основной школы:... | Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. Всеобщая история.... Образовательная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования // Сборник... | ||
Рабочая учебная программа по истории древнего мира (базовый уровень)... «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина,... | Пояснительная записка рабочая программа по истории Древнего мира... Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории мо РФ... | ||
Пояснительная записка по Всеобщей истории в основе программы обучения... «Всеобщая История. История Нового времени» для 7 класса общеобразовательных учреждений авторы С. В. Агафонов О. В. Дмитриева М.:... | Рабочая программа по всеобщей истории 5 класс Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету «Всеобщая история. История Древнего мира» А. А. Вигасина, Г. И. Годера «Всеобщая история История древнего мира 5 класс» ( 2011 г), опирается на Стандарт основного общего образования... | Программам по истории 5 класс Рабочие программы по истории Древнего... Рабочие программы по истории Древнего мира для учащихся 5 абвгд классов составлены на основе примерной программы и авторской программы... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории для... Рабочая программа по истории для 5-го класса разработана на основе Примерных программ по истории основного общего образования составители:... | Рабочая программа история Всеобщая история к предметной линии учебников А. А. Вигасина – А. О. Сороко-Цюпы, 5-9 кл., под ред. А. А. Вигасина, Г. И. Годера,... | ||
Рабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной... | Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира... Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной... | ||
Рабочая программа по Всеобщей истории История Древнего мира 5 класс Пояснительная записка «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | Рабочая программа по всеобщей истории 5-9 классы. Всеобщая история.... Федеральный государственный образовательный стандартосновного общего образования. Утвержден |