Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула»





НазваниеОбраз вампира в романе Б. Стокера «Дракула»
Дата публикации29.06.2013
Размер92.3 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула»
Дракула… Это имя хотя бы раз в своей жизни слышал каждый человек. И на вопрос о том, кто же это такой, большинство, не задумываясь, ответят: «Вампир». Дракула и «вампир» - эти два слова переплелись настолько тесно в человеческом сознании, что всё чаще Дракулой стали называть любого вампира или человека, сравнивающегося с вампиром. Имя «Дракула» перестало быть именем собственным, и конкретный герой постепенно превратился в расплывчатый образ. Но любители мистики и фантастики рано или поздно начинают задаваться вопросом, а кем же и как создавался образ знаменитого на весь мир вампира. И вот тут всплывает имя Абрахама (Брэма) Стокера.

Следует отметить, что Брэм Стокер не был профессиональным писателем. После окончания математического факультета Тринити-колледжа сначала работал на государственной службе, а затем менеджером театра «Лицеум». Писательство же воспринимал как развлечение. И только после закрытия театра в 1903 году Стокер всерьез берется за литературу. Жан Мариньи в своей работе «Дракула и вампиры» говорит о том, что Стокер еще в детстве увлекся фантастической литературой и «перечитал всю классику вампиризма: «Вампир» Полидори, «Варни-вампир, или Праздник крови» Джеймса Реймера, «Кармилла» Джозефа Шеридана Ле Фаню, а также «Загадочный чужестранец» - анонимно опубликованный в I860 г. рассказ, переведенный с немецкого» [Мариньи Ж. «Дракула и вампиры»]. Желая создать нечто подобное, Стокер берется за написание романа.

В 1897 году выходит в свет роман Брэма Стокера «Дракула», который впоследствии станет не только самым известным произведением автора, но и своеобразной «энциклопедией вампиров». Именно в этом романе впервые будет не только дано подробное описание внешности вампира как сверхъестественного существа, но и будут детально описаны все его сильные и слабые стороны, то, что отличает его от человека и является его преимуществом, и то, что может его уничтожить. И все эти черты воплощены в образе главного героя – графа Дракулы.

До знаменитого графа в литературе уже существовало множество других вампиров – Джеральдина из «Кристабель» С.Т. Кольриджа, лорд Рутвен из повести Джона Полидори «Вампир», Кармилла из одноименной повести Джозефа Шеридана Ле Фаню. Все они в той или иной степени способствовали появлению такого героя как Дракула, героя, который сможет воплотить в себе все черты вампира и стать эталоном для писателей-фантастов, увлекающихся «вампирской» тематикой.

Рассматривая историю создания романа Б. Стокера «Дракула», востоковед Асмолов К.В. в своей работе «Введение в структурную вампирологию» говорит о том, что «Дракула не был Дракулой с самого начала». Даже само место действия изначально планировалось совершенно другим: вместо Трансильвании была Штирия (откуда родом Кармилла Джозефа Шеридана Ле Фаню). Изменение места описываемых событий связывают со знакомством Стокера с путешественником и востоковедом Арминием Вамбери, рассказавшим ирландцу историю трансильванского князя Влада Дракулы и упоминаемым в романе в качестве доктора Ван Хельсинга. Как пишет Асмолов, «засев после этого в своем загородном доме в Уитби, Стокер начинает активно изучать материалы по трансильванскому фольклору типа «Земля за Лесами. Трансильванские Суеверия» Эмили Жерар (1888), где приводилась достаточно подробная история Влада Дракулы, или работу У. Уилкинсона, бывшего консула в Бухаресте «Account of the Principalities of Wallachia, Moldavia, etc.». Результатом было соединение образа демонически немертвого соблазнителя с такой колоритной самой по себе личностью, как Влад Тепеш».

Стоит пару слов сказать о самом Владе Тепеше, ставшем прототипом стокеровского графа. Влад Тепеш (он же Влад III Басараби, он же Влад Дракула) – валашский господарь, живший в XV веке и прославившийся особой кровожадностью. Доказательством этого служит прозвище «Тепеш» (или, как упоминается в некоторых источниках, «Цепеш»), означающее «колосажатель». Как пишет исследователь Юрий Артемьев в своей работе «Дракула: подлинная история», «именно заостренный кол во времена правления Влада III был основным орудием казни. Большинство казненных составляли пленные турки и цыгане». Однако казни подвергались не только пленные, но и соплеменники Дракулы, совершившие те или иные преступления. При этом не делалось никаких поблажек никому, независимо от пола, возраста или даже социального положения преступника, что позволило свести преступность в то время практически к нулю.

Национальный герой на родине, в хрониках своих исторических противников описан как жестокий и беспощадный монстр. Его обвиняли в служении дьяволу, говорили, что он пьет кровь казненных людей, приписывали ему всевозможные расправы над простыми людьми. «Пил ли он кровь, нет ли, однако образ его со временем обрастал все новыми жуткими подробностями, и народная молва наделяла его все более жуткими мистическими возможностями. Со временем грань между реальным и нереальным персонажем становилась всё тоньше, и, наконец, стерлась совсем». [Асмолов К.В. «Введение в структурную вампирологию»]

Однако вернемся к Стокеру, создавшему целый миф о трансильванском вампире на основе народного эпоса. В первых же главах романа автор дает довольно подробное описание внешности графа Дракулы: «У него было энергичное, оригинальное лицо, тонкий нос и какие-то особенные, странной формы ноздри; надменный высокий лоб, и волосы, скудно и в то же время густыми клоками росшие около висков; очень густые, почти сходившиеся на лбу брови. Рот, насколько я мог разглядеть под тяжелыми усами, был решительный, даже жестокий на вид с необыкновенно острыми белыми зубами, выступавшими между губами, яркая окраска которых поражала своей жизненностью у человека его лет. Но сильнее всего поражала необыкновенная бледность лица». [Стокер Б. «Дракула»] Некоторые исследователи предполагают, что лицо своего главного героя Стокер писал с Ференца Листа, который, будучи безумно талантливым дирижером, обладал характерной внешностью.

Помимо лица, Стокер подробно описывает и руки Дракулы, указывая, что «они были грубы, мясисты, с короткими толстыми пальцами». [Стокер Б. «Дракула»] Кроме того, ладони были покрыты волосами, что в то время считалось одним из отличительных признаков вампира.

Большое внимание автор уделяет также описанию сверхспособностей своего героя.

Первое, на что обращает внимание Стокер, это недюжинная сила вампира. В своем дневнике Джонатан Харкер – юрист, приехавший в Трансильванию с целью оформления покупки Дракулой жилья в Лондоне – описывая встречу с графом, отмечает: «его рука казалась стальными клещами, которыми при желании он мог раздавить мою ладонь». [Стокер Б. «Дракула»] О необыкновенной силе вампира говорит и другой герой, Ван Хельсинг: «He-мертвое» во многих отношениях очень сильно. Оно обладает силою двадцати людей». [Стокер Б. «Дракула»] И по ходу романа мы неоднократно сталкиваемся с проявлением этой силы. Так, например, Дракула с легкостью открывает ворота, ведущие в замок, которые впоследствии не смог открыть Джонатан Харкер, пытаясь сбежать из замка, хотя они не были закрыты на замок. С той же легкостью граф справляется с пятью мужчинами, устроившими засаду с целью убить его.

Так же Дракула обладает и необыкновенной ловкостью, проявляющейся в умении передвигаться по вертикальным поверхностям с огромной скоростью. Первым героем, ставшим свидетелем этой способности, также явился Джонатан Харкер, заметивший спускающегося со стены замка Дракулу «….. мое любопытство перешло в ужас и страх, когда я увидел, что он начал ползти вдоль стены над ужасной пропастью, лицом вниз, причем его одежда развевалась вокруг него, как большие крылья. Я глазам своим не верил! ….

Я ясно видел, как пальцы и ногти цеплялись за углы камней, штукатурка которых выветрилась от непогоды; пользуясь каждым выступом и малейшей неровностью. Граф, как ящерица, полз с невероятной быстротой вниз по стене».

Из дневника Харкера мы узнаем и о способности Дракулы управлять животными. Так, например, когда лондонский юрист ехал в замок Дракулы, граф отогнал окружавших их волков: «он протянул свои длинные руки, как бы отстраняя неосязаемое препятствие, и волки начали медленно отступать, но тут большое облако заволокло лик луны, и мы опять очутились во мраке». [Стокер Б. «Дракула»] И наоборот, когда Джонатан решил уйти из замка, Дракула созвал волков к воротам.

Но Дракула способен не только управлять животными, но и превращаться в них. В Лондон он прибывает в виде собаки, а к героине Люси Вестенра, подруге жены Джонатана Харкера, он является в виде летучей мыши.

Кроме того, Дракула может повелевать стихией: бурей, громом, туманом. Может даже сам превращаться в туман. Каждый раз, когда граф пытается скрыться или что-то скрыть от лишних глаз, на небе появляются тучи или вокруг образовывается густой туман. Так было, когда жена Джонатана Харкера искала исчезнувшую из дома подругу. Направляясь к месту, где они обычно сидели вдвоем, Мина Харкер увидела знакомую белую фигуру, но «тут новое облако погрузило все во мрак» и все, что ей удалось различить, это темную фигуру, нависшую над подругой.

Наиболее ярко способность Дракулы управлять стихией и превращаться в туман проявляется в эпизоде, когда граф оказывается застигнутым в спальне Мины Харкер: «Он пятился все дальше и дальше, когда мы, подняв наши распятия, стали наступать на него. Луна внезапно скрылась, так как черная туча повисла на небе; и когда вспыхнул газ, зажженный Квинси, мы увидели лишь едкий пар. И мы наблюдали, как этот пар тянулся над дверью, которая от силы размаха, с которым мы ее открыли, снова захлопнулась». [Стокер Б. «Дракула»]

Однако наряду со сверхспособностями вампир имеет и слабые стороны.

Во-первых, он не отражается в зеркале. Эта способность сразу выдает в человеке вампира, поэтому в замке Дракулы Джонатан Харкер не обнаружил ни одного зеркала. И все же автору удалось продемонстрировать эту особенность вампира. Когда юрист брился, глядя в собственное зеркальце, Дракула встал у него за спиной, и его отражения не было в зеркале. Харкер описывает это так: «Поставив зеркало для бритья на окно, я начал бриться. Вдруг я почувствовал руку на своем плече и услышал голос графа. «С добрым утром», – сказал он. Я замер, так как меня изумило, что я не вижу его в зеркале, хотя видел в зеркале всю комнату. Остановившись внезапно, я слегка порезался, но не сразу обратил на это внимание. Ответив на приветствие, я опять повернулся к зеркалу, чтобы посмотреть, как я мог так ошибиться. На сей раз никакого сомнения не было: граф стоял почти вплотную ко мне, и я мог видеть его через плечо. Но его отражения в зеркале не было!» [Стокер Б. «Дракула»]

Во-вторых, вампир не отбрасывает тени, что мы узнаем опять же из наблюдений Джонатана.

В-третьих, солнечный свет делает вампира слабее. В дневное время суток вампир не отличается от обычного человека, поэтому Дракула предпочитал днем спать в ящике с землей. От этой земли, взятой со своей могилы, вампир заряжается энергией.

Отсюда следует еще одна особенность вампира – невозможность далеко удаляться от своей могилы. Но Дракула легко решает эту проблему – когда он переезжает в Лондон, то просто берет ящики с землей с собой.

О других слабых сторонах вампира мы узнаем только со слов Ван Хельсинга. Это, например, страх бегущей воды. По мнению доктора, вампир «может проходить через проточную воду только в час прилива или отлива». [Стокер Б. «Дракула»]

Кроме того, Ван Хельсинг говорит о том, что «есть предметы, обладающие свойством лишать его силы, как, например, чеснок; что же касается таких священных предметов, как мое распятие, которое объединяет нас в принятом нами решении, то для вампиров они не имеют никакого значения, хотя встретив или увидев их на своем пути, вампиры стараются поместиться подальше от них и относятся к ним с молчаливой почтительностью. (…) Ветка шиповника, положенная на гроб вампира, не дает ему выйти из него; освященная пуля, выпущенная в гроб, убивает его действительно насмерть». [Стокер Б. «Дракула»]

Убить вампира можно не только с помощью освященной пули. Так же можно проколоть ему сердце и отрезать голову. При этом последнее является обязательным, так как одного прокалывания, по мнению Ван Хельсинга, недостаточно.

Не обошлось в романе и без нововведений. Так, например, вампир Стокера впервые заставляет свою жертву пить вампирскую кровь. Мина Харкер, подвергшаяся подобному насилию, вспоминает об этом так: «Он распахнул рубашку и длинными ногтями вскрыл жилу на своей груди. Когда брызнула кровь, он крепко заткал обе мои руки в свою, другой схватил меня за шею и прижал мой рот к ране, так что я должна была задохнуться или проглотить немного…» [Стокер Б. «Дракула»] Свой поступок Дракула объясняет тем, что заставив Мину выпить его кровь, он тем самым сделал ее своей рабыней, и теперь она явится к нему по первому зову и будет выполнять все, что он ей прикажет.

Другое нововведение связано с происхождением Дракулы. Вампир до Стокера – это оживший покойник. Дракула же никогда не умирал.

Стокер не дает какой-то конкретной причины вампиризма Дракулы, но устами своих героев говорит, что Дракулу никто не кусал, и он получил это как часть Тайного Знания в некоей «шоломанче» (школе Соломона), где наставником был сам дьявол, который раз в сто лет «выбирает себе Ученика и сажает его на Дракона» [Стокер Б. «Дракула»].

Итак, благодаря Стокеру, наконец-то, складывается цельный образ вампира. Образ, который еще не раз будут использовать в своих произведениях писатели-фантасты. Огромное количество посвященных вампирам книг и фильмов, появившихся в XX и XXI веках, обязано своим существованием «Дракуле» Б. Стокера.

Но почему же именно XIX век стал веком рождения Дракулы? Ведь это век индустриальной революции, век, когда людей если и интересовали чудеса, то только чудеса науки и техники.

Причин несколько. Во-первых, именно в это время литература окончательно высвобождается из-под влияния церкви, что дает возможность появлению в произведениях таких образов как вампир, то есть образов, нарушающих естественный порядок вещей.

Во-вторых, все большее распространение получает жанр «романтизм», утверждающий культ природы, чувства и естественного в человеке. Романтики, участники движения «Бури и натиска» в Германии и авторы «готического» романа Англии противопоставляют чувства холодному расчету. Именно в их произведениях вновь появляется вампир. Он предстает как метафорическое обозначение смертельной страсти. Это мы видим в произведении Бюргера «Ленор» и «Коринфской невесте» Гете, где смерть принимает облик умершей девушки или юноши, вернувшихся с того света. Поэтому их объятия оказываются смертельными.

В обществе материализма и рационализма фантастика послужила способом ухода от прозаической реальности. «Чтение страшных историй, в которых подвергается осмеянию устоявшийся порядок вещей и ставится под вопрос традиционная мораль, - как пишет Жан Мариньи, - стало чем-то вроде коллективной разрядки» [Мариньи Ж. «Дракула и вампиры»]. Именно поэтому авторы все чаще стали обращаться к «темным» силам и загробной жизни человека.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconТемы рефератов к экзамену по русской литературе
«Герой нашего времени»: образ Печорина в романе. Реалистическое и романтическое в характере героя
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconА. П. Чехов обличитель мещанства и пошлости (на примере одного произведения)
Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Авторская оценка образа Базарова
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект урока по литературе в 11-м классе "Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе Ф. М. Достоевского "Преступление...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconПетербург в романе «преступление и наказание»
Петербург в романе — это реальный город определенного време­ни, в котором произошла описанная трагедия
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconДневники вампира: Голод
Елена — «золотая» девочка, она привыкла, что мальчики стоят перед ней на коленях
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconЖенские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни)
А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconДневники вампира -3
Руководство для работников приемных пунктов предприятий химической чистки и крашения (утв. Минбытом рсфср 20. 06. 1990)
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconОбраз Петра Первого на страницах романа А. Н. Толстого «Пётр Первый»...
Данный урок является вторым. Использованы дифференцированный
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconРеферат по истории зарубежной литературы «Миф в романе Джона Апдайка „Кентавр“»
Таким приемом Апдайк, очевидно, стремился подчеркнуть «извечность» нравственно-этических проблем, поднятых в романе, неизменность...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconКонспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconМкоу чухломская сош имени А. А. Яковлева Образ лестницы в романе...
«Преступление и наказание». В качестве эпиграфа я взяла высказывание исследователя М. М. Бахтина: «Верх, низ, лестница, порог, прихожая,...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconРеферат на тему: Интертекст и миф в романе Татьяны Толстой «Кысь» Работу
Пронина А.]. Выход романа «Кысь» ознаменовало обращение Т. Н. Толстой к более широкому кругу вопросов, связанных с историей и современностью....
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconЗдоровый образ жизни
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления рассматривают...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Художня література як одна з форм духовної діяльності людини. Функції художньої літератури. Різновиди образів (образ-персонаж, образ-символ,...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconКраткое содержание проекта в данном проекте ориентация учеников направлена...
Каков изначальный замысел романа? Как образ Дон Кихота связан с его автором? Почему именно Санчо Панса сопровождает главного героя...
Образ вампира в романе Б. Стокера «Дракула» iconКалендарно-тематическое планирование на учебный год: 2012/2013 Музыка/7 класс
Введение в тему. Понятие – образ. Музыкальный и литературный образ: сходства и различия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск