Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»





Скачать 50.31 Kb.
НазваниеКонспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дата публикации27.08.2014
Размер50.31 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > История > Конспект
КОНСПЕКТ УРОКА

 «Романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию.

 

 

Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;

развивать навык коллективной работы учащихся (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;

развивать познавательный интерес к изучению литературы;

воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива

 

Задачи:

оценить результаты усвоения данной темы не только классом (группой), но и каждым учащимся (знание текста, умение анализировать и т. д.);

развивать умение работать с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;

воспитывать у учащихся умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументировано излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики).

 

Форма урока: урок-семинар

 

В качестве домашнего задания детям было предложено разделиться на группы и ответить на предложенный вопрос, аргументируя свои мысли цитатами из текста романа.

 

1.     Вступительное слово.         СЛАЙД 1

 

Сегодня на уроке мы обсуждаем тему любви и творчества в романе Булгакова «М и М». Какие нравственные проблемы поднимает в романе автор, почему эти проблемы актуальны и сейчас – на эти вопросы вы должны сегодня найти ответы.

 

Каждая группа работала со своим заданием. Чтобы унести с собой как можно больше, вы будете заполнять таблицу формулировками проблем, связанных с конкретными героями и эпизодами романа. Общий вывод предстоит сделать каждому, хотелось бы, чтобы этот вывод был субъективным.

 

 

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: как связаны в романе темы любви и творчества?

 

(история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.)

 

СЛАЙД 2,

СЛАЙД 3

 

2.     Итак, 1-я группа отвечала на вопрос «Что принесла любовь главным героям?»

 

Мастер – историк, переводчик в музее, одинок, какая-то в полосатом платье, выигрыш 100 тысяч, нанял комнаты, начал сочинять роман, весной встретил Маргариту, роман, счастье…

Маргарита – жемчуг, жемчужина, нет портрета, голос, смех, глаза.

 

( Почему нет подробного портрета Маргариты? – важен не внешний облик героини, а жизнь ее души)

 

СЛАЙД 4

 

Вывод?

 

Любовь М и М – дар судьбы, спасение от одиночества. Любовь оказывается долговечной, и это подтверждают слова Б:

КАКИЕ??? (Учащиеся зачитывают отмеченные цитаты)

 

За мной, читатель…

 

СЛАЙД 5

 

Любовь возвышает человека, с ее помощью человек постигает вечное, духовное. Если любовь истинна, то она бессмертна, вечна.

ЦИТАТЫ???

 

 

СЛАЙД 6,  заполнение таблицы, вернуться.

 

3.     Вторая группа отвечала на вопрос: Какую ответственность несет творец за свое произведение?

 

Уединение, минимум комфорта, природа за окном, пылающий огонь, книги и ЛЮБОВЬ – это  обстановка полной творческой свободы, роман – это плод свободного труда, свободной мысли, творческого полета.

 

ЦИТАТЫ???

 

Слайд 7

 

Но роман не принят, мастер начинает борьбу, но сдается, даже любовь ему не помогает. Решение сжечь роман.

 

Какую проблему поднимает автор? (ответственности за талант. Прожить жизнь и не суметь потом вспомнить о прожитом – это грех. Мастер в конце концов понял это и начал жить. Его жизнь – это его творчество, его роман.)

 

Чем мастер оправдывает свой поступок? (не хочет страданий Марго, но, по сути, уходит от всего.)

 

СЛАЙД 8

 

Мог ли мастер поступить по-другому? (Да, он мог продолжить борьбу или найти другую цель в жизни. Его поступок усилил душевные страдания и его, и Маргариты. У него не хватило веры – и поэтому он заслужил покой, но не свет.)

 

Заполнение таблицы

 

СЛАЙД 9 ВЕРНУТЬСЯ

 

Любовь и творчество связаны в романе через образы М и М, но нельзя забывать и о каком персонаже? (Иванушка)

 

Слайд 10

 

 

4.     3-я группа отвечала на вопрос: Кого же можно назвать настоящим писателем?

 

ЦИТАТЫ??

 

Массолит, ее суть, члены организации, их интересы.

 

Мастер – это человек, посвятивший себя творчеству. Он и есть настоящий писатель, но слово МАСТЕР противопоставлено пошлому псевдописательскому миру. Мастер – человек, наделенный творческой свободой, силой слова, великим пониманием жизни. Это наставник, художник милостию Божьей.

 

СЛАЙД 12, 13, 14.

 

Испытывая страх, отвращение к роману, Мастер утрачивает имя и добровольно уходит в клинику Стравинского, видя в этом спасение от ненавистного ему общества. Он постиг высшую истину, но добровольно отрекся от романа. И это тоже имеет прямое отношение к поставленной проблеме ответственности.

 

Заполнение таблицы

 

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ – ССЫЛКА НА изображение

КОРОВЬЕВА,  ОТДЫХ – КОТ БЕГЕМОТ (слайды меняются автоматически).

 

Возврата в современный московский мир для мастера НЕТ. Что же сделает возможным возрождение Мастера?

 

ВЕРНУТЬСЯ

 

Этот вопрос анализировала 4-я группа.

 

 ЦИТАТЫ???

 

СЛАЙД 15

Договор с Воландом, выбор Марго, «Я погибаю из-за любви».

Выбор после бала.

Награда.

 

СЛАЙД 16

Какие истинные ценности связаны с образом Мартариты?

 

МИЛОСЕРДИЕ

ЧЕСТНОСТЬ

ВЕРА

ЛЮБОВЬ

 

Верная и вечная любовь – один для другого!!!

 

Кого из героев романа, написанного Мастером, напоминает Маргарита в своем стремлении спасти возлюбленного? Как вернет она свою любовь?

 

Ответ учащегося:

Маргарита сейчас так же бескорыстна, отважна, как и Левий Матвей, пытавшийся спасти Иешуа. Люди сделали все, чтобы разлучить возлюбленных, а вернуть Мастера поможет Маргарите нечистая сила.

 

Выводы

 

СЛАЙД 17, 18, 19

 

Заполнение таблицы

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Заключение

 

Общий вывод по теме урока вы сделаете самостоятельно и запишете под таблицей.

 

Оценки по группам.

 

Домашнее задание – закончить таблицу, разобрать особенности композиции романа (сделать опорную схему в тетради)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе...
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в...
Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М....
...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПлан урока Тема урока: «Три мира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учебно-методический комплекс «Управление маркетингом» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconСловарь Паронимический минимум
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconУрока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Самоанализ урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрактическая работа «технологии поиска работы» постановка цели
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconКонспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...
Планирование составлено на основе примерной программы основного общего образования по литературе
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconФантастика и реальность в произведении Булгакова Мастер и Маргарита
Iii взаимодействие фантастического и реального мира
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова Мастер и...
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconТип урока: повторительно обобщающий. Оборудование: стенд, рисунки,...
Роман о любви и творчестве. Проблема эпилога: свет, покой, память. Роман Булгакова как культурный миф
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита»)
Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» iconРеферат-исследование по эпизоду романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Исследование проблемы (поэтапное рассмотрение причин, вызывающих данное явление). Постановка задачи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск