Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 85.76 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер85.76 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
ХОД УРОКА


Эпизод

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Метод

1. Организационный

момент.


Объявление темы, целеполагание.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита).

- Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова Шота Руставели: «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет».

Запишите его в тетрадь.

- Цель нашего урока – проследить соотношение в романе вечных ценностей: добра и зла.

- Записывают, слушают.



Информационно-рецептивный, репродуктивный.

2. Слово учителя


Проверка домашнего задания в форме монологического ответа.

- Роман “Мастер и Маргарита” - главное произведение Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Это произведение с нетрадиционными для нашей литературы образами Иисуса и дьявола вызвало оживленную дискуссию среди советских литературоведов и критиков.

Критик В. Лакшин не без иронии отмечал: “Когда в 60-ые годы имя Булгакова вдруг загорелось на литературном небосклоне как сверхновая звезда, первыми растерялись профессора и искусствоведы: в их курсах и учебных пособиях по советской литературе и театру 20-30-х годов этому писателю почти не находилось места…”

Но М. Чудакова и другие критики сразу признали, что о романе нельзя судить с позиций традиционных, что это особое произведение.

- Одним из заданий домашней работы был письменный ответ на вопрос:

? В чем заключаются особенности жанра романа «Мастер и Маргарита»?





- Сплавились миф и реальность, сатира и юмор, романтический сюжет; это философский роман, по построению роман в романе.


Репродуктивный

4. Слово учителя


Работа с толковым словарем, определение лексического значения
Анализ 2 главы с обращением к домашней работе по вариантам


- Действительно, до сих пор невозможно определить четкую жанровую принадлежность романа Булгакова. Однако с точностью можно сказать, что в нем, и правда, в единое целое сплелись миф и реальность.

- Давайте с этого и начнем наш сегодняшний разговор.

Рассмотрим миф – реальность – романтизм (записано на доске) на примере глав 2, 12, 23 – 32.

- Обратимся к главе 2. Вы работали дома по вариантам над следующими вопросами:

1) Что есть истина?

2) Что проповедует Иешуа?

3) Почему Понтий Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти?
- Дома вы должны были посмотреть в толковом словаре значение слова «истина». Дайте лексическое значение этого слова.
? Что же есть истина, по мнению М. Булгакова? Работает вариант 1.

? Что проповедует Иешуа (вариант 2)?
? Почему Понтий Пилат подтверждает смертный приговор?


1. То, что существует в действительности, отражает действительность, правда.

2. Утверждение, проверенное практикой, опытом (Школьный толковый словарь).


- Человеку не дано знать истину. Сложно познать истину, но Иешуа легко объяснил её.

Истина в том, что у тебя болит голова, то есть это уже что-то вещественное, относящееся к человеку, исходящее от человека и на нем замыкающееся.
- Он бродячий философ, мечтающий о добре, о свободе, об истине; он думает и говорит не как все, в этом, очевидно, его преступление.

- Пилат поддерживает власть кесаря, он сам продукт государственной власти, должен поддерживать государственность, он один не может противостоять обвинению, хотя пытался спасти приговоренного, склоняя его пойти на компромисс.



Информационно-рецептивный, частично-поисковый, репродуктивный.

5. Первичное закрепление


Итак, в главе 2 три смысловых ключа, начало их записано на доске, попробуйте продолжить:

не вера, а …..

не зло, а …..

не власть, а …..

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества.

Эти утверждения Булгаков проверит жизнью, всем ходом человеческой истории. Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди?

- Мы подошли к 12 главе.



не вера, а истина

не зло, а добро

не власть, а свобода




Репродуктивный.

6. Анализ образа героя по плану.

? Кто такой Воланд? Каким вы увидели его в начале романа? Вы выполняли индивидуальное задание по плану:

  1. Портретная характеристика.

  2. Анализ отзывов критиков.

  3. Чтение и анализ статьи учебника.

- Никто из жителей Москвы не догадывается, что в город прибыл сам Сатана. Лишь Мастер и Маргарита догадываются, что это Дьявол. Существует целая наука о дьяволах, называемая демонологией.

? Похож ли Воланд на своих “родственников”?


- Учащиеся зачитывают портретную характеристику героя, приводят отзывы критиков, анализируют с помощью учебника.

- Да. Он вобрал в себя черты Люцифера. А, в общем-то, это фантастическое существо, потому что дьявола такого, каким его изобразил Булгаков, в мировой литературе до сих пор не существовало.


Частично-поисковый, репродуктивный.

7. Работа в группах

- Так кто же он, Воланд, злодей или судья, карающий порок или благодетель?

- Разделитесь на группы по 4 человека. Каждая группа сейчас получит три точки зрения разных критиков. Выберите ту точку зрения, которая вам кажется убедительнее, аргументируйте ее.
В.Лакшин: “Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия”

Л.Яновская: “Воланд – сила, вскрывающая, разоблачающая зло. Он умеет различать то редкое и немногое, что по-настоящему велико, истинно и нетленно”.

Е.Яблоков: “Воланд – внеэтичен, нейтрален, находится по ту сторону добра и зла. Единственный абсолютный критерий Воланда – критерий не человеческий, а бес – человеческий…”

- Воланду ближе дух иронии, сомнения, отрицания. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты все то, что отступило от добра, изолгалось, развратилось, нравственно оскудело, утратило высокий идеал. Он восстанавливает равновесие между добром и злом.

- Вопрос к группам:

? Каково отношение автора к этому герою (ответьте на вопрос с помощью текста)?

- Всего на 3 дня Воланд со свитой появляется в Москве, но рушится рутина жизни, спадает покров с серой повседневности и мир предстает перед нами во всей наготе.

? Можно ли сказать, что порок полностью наказан? Зачитайте эпизоды, подтверждающие ваш ответ.



- Учащиеся зачитывают свои точки зрения, аргументируя их.


Выполняются записи в тетрадях.


- Сталкивая людишек с нечистой силой, писатель определяет, есть ли в них нравственная опора, способная противостоять соблазну, искушению грехом, хоть на время поднять их над привычными обыденными представлениями, оторвать от квартирных дрязг, сплетен, доносов, интриг, взяток…

- Частично да. Иуда убит, произошли передвижения по службе, но ход истории не меняет человеческую природу: Иуды, Алоизии существуют во все времена.


Информационно-рецептивный, частично-поисковый, репродуктивный.

8. Анализ образов Мастера и Маргариты.

Работа с эпиграфом.

Пересказ с извлечением.


- Обратимся к эпиграфу.

? Что лежит в основе человеческого поведения – стечение обстоятельств, ряд случайностей, предопределение или следование избранным идеалам, идеям?


- Обратимся к третьему пласту романа – романтической любви Мастера и Маргариты.
? Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей? Аргументируйте свой ответ с помощью пересказа эпизодов текста.

- Человек прощает человека и несет ответственность за свои поступки, за добро и зло.
Вопрос к группам:

? Каково отношение к Мастеру и Маргарите автора?


- Человек должен следовать по законам совести и по зову своего сердца.

- Они прощают порок: Мастер – Пилата, Маргарита – Фриду.

- История с романом, который пишет Мастер, - это в какой-то мере история романа Булгакова. По мысли писателя его долг в том, чтобы вернуть человеку веру в высокие идеалы, восстановить истину, тогда она будет существовать вопреки тем, кто не хочет с нею считаться.


Информационно-рецептивный, репродуктивный, частично-поисковый.

9. Подведение итогов.

Запись выводов.

- О чем же бессмертный роман Булгакова?

Об ответственности человека за все добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, предательству и бесчеловечности.

Каким бы ни был мир, в котором мы живем, помните: назначение человека – делать добро, быть добрым.
Даже если как исключение

Вас растаптывает толпа,
В человеческом назначении


90% добра!



Выполняют записи в тетрадях.




Информационно-рецептивный

10. Домашнее задание

Творческая работа (на выбор)

1. Мысли и чувства, возникшие после изучения романа “Мастер и Маргарита”.

2. Воланд – палач порока, карающий меч в руках правосудия или носитель зла?



Информационно-рецептивный, репродуктивный.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск