Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы





Скачать 112.49 Kb.
НазваниеУрок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы
Дата публикации29.07.2013
Размер112.49 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
Предмет: литература

Методика проведения уроков



  • Класс: 11




  • Название курса: русская литература XX века




  • Название темы: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»




  • Автор: Данилова Оксана Валерьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 18 города Костромы



Роль и место данной темы в курсе

Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве М.А.Булгакова. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатанный только в 1966 году, он произвёл ошеломляющее действие на читателей и поставил в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно изучать и издавать Булгакова начали только в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и до сих пор вызывает острую полемику, различные трактовки и гипотезы. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. Роман «Мастер и Маргарита» обращён к читателю образованному, читателю – исследователю, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей, поэтому изучение романа становится сложным и одновременно интересным для учащихся.

Система уроков по данной теме

1 урок темы: Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. История романа «Мастер и Маргарита».

2 урок темы: Особенности жанра и композиции романа. Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите».

3 урок темы: Проблематика романа «Мастер и Маргарита».

4 урок темы: Обобщающий урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Основные вопросы темы

Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита» (с 1928 по 1940 год), его автобиографичность и значение в судьбе автора. Жанровые и композиционные особенности. Три мира в романе. Религиозные мотивы. Судьба художника в мире, где гибнут таланты. Любовь мастера и Маргариты. Роль Маргариты в судьбе Мастера. «Нечистая сила» в романе и её роль в развитии сюжета и раскрытии проблематики произведения. Творческая мастерская писателя.
Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках учащиеся познакомились с романом М.А.Булгакова «Белая гвардия» и сатирической повестью «Собачье сердце». Изучение романа «Мастер и Маргарита» позволит создать представление о Булгакове как об очень талантливом, разностороннем и самобытном художнике слова.
Основные особенности

использования цифровых и сетевых образовательных ресурсов

(компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств
Для уроков будут полезны Интернет-ресурсы:

  • Электронная библиотека Альдебаран. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита.

(полный текст произведения);

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;

  • http://www. rosculture.ru/milestones/day/show/?id=13994&day=5&mounth=5&print=Y

Федеральное агенство по культуре и кинематографии. Вехи культуры. Михаил

Афанасьевич Булгаков;

  • http://www. bulgakov.km.ru/ Булгаковская энциклопедия (23 февраля 2007 г.);

  • http://www.menippea.narod.ru/ Альфред Барков Роман Михаила Булгакова «Мастер

и Маргарита»: альтернативное прочтение;

  • Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, Microsoft Excel.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку
При подготовке к уроку учитель использует все названные Интернет-ресурсы, разрабатывает систему вопросов по теме, готовит распечатки этих вопросов и таблицы для работы на уроке, список Интернет-ссылок по теме, готовит презентацию второго урока по теме, подготавливает итоговый тест к обобщающему уроку.

Использование компьютера при подготовке учащихся к уроку
При подготовке к урокам учащихся готовят буклеты, презентации и их защиту по предложенным учителем темам, готовятся к итоговому тесту, используя ресурсы Интернета.
Ожидаемые результаты обучения
Ученики получают представление о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», его жанре, композиции, проблематике, о месте произведения в творчестве писателя, о роли романа в развитии русской литературы XX века.

УРОК №1
Тема урока: Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. История романа «Мастер и Маргарита»
Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):


  • Компьютеры, подключённые к Интернету;

  • Булгаковская энциклопедия bulgakov.km.ru (23 февраля 2007 г.);

  • http://www.menippea.narod.ru/ Альфред Барков Роман Михаила Булгакова «Мастер

и Маргарита»: альтернативное прочтение;

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;

  • Распечатанные тексты-воспоминания современников о М.А.Булгакове.


Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока:
Этот урок важен как урок-знакомство с личностью писателя, сложной судьбой его произведений. Во время занятия учащиеся в парах самостоятельно знакомятся с биографией и творчеством писателя, историей создания романа «Мастер и Маргарита», используя Интернет-ресурсы, находя интересные, на их взгляд, факты из жизни М.А.Булгакова, свидетельствующие о его таланте и самобытности. Часть учащихся работает с печатными текстами, в которых содержатся воспоминания современников о М.А.Булгакове.
Работа учителя на уроке
Учитель ведёт беседу – направляет разговор, посвящённый жизни и творчеству М.А.Булгакова, вместе с учащимися выделяют основные этапы в судьбе писателя. При этом используется подготовленная учителем презентация по теме урока. Основываясь на воспоминаниях современников, делаются выводы о впечатлении, которое произвёл роман на читателей и критиков. Подчёркивается автобиографичность произведения, необычность композиции, жанра, стиля, образной системы.
Описание деятельности учащихся на уроке
Урок строится на основе групповой работы с Интернет-ресурсами, беседы, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими впечатлениями о романе; возможно специальное небольшое сообщение ученика об истории написания «Мастера и Маргариты» и его роли в судьбе М..А. Булгакова.
Записи в тетрадях учащихся
Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова.
Домашнее задание

(в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)


  1. Перечитать главы произведения 2, 16, 25,26,32, эпилог (электронная библиотека Альдебаран. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита (полный текст произведения);

  2. Индивидуальное задание: Сравнить Евангелие от Иоанна (главы 18-20) и Евангелие от Матфея (главы 26-28). Определить сходства и различия в изображении Иисуса Христа и Понтия Пилата и ответить на вопрос: Какое из Евангелий легло в основу истории в романе «Мастер и Маргарита»?


УРОК №2
Тема урока: Особенности жанра и композиции романа.

Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите»
Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):


  • Компьютеры, подключённые к Интернету;

  • Мультимедийный проектор;

  • Текст романа «Мастер и Маргарита»;

  • http://litera.egu.ru/catalog.asp&cat_ob_no=12724 Российский

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;


Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока:
На данном уроке важно понять особенности композиции и жанра для выявления основной проблематики произведения; выяснить сходства и различия библейской истории Иисуса Христа и Понтия Пилата и булгаковской интерпретации для раскрытия позиции автора.

С этой целью учитель строит свою работу на основе электронной презентации «Особенности жанра и композиции романа. Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите»

Работа учителя на уроке
В ходе урока учитель использует подготовленную презентацию по данной теме, ведёт беседу и направляет учащихся в поиске ответов на главные вопросы урока, руководит работой по заполнению таблиц, организует работу по подведению итогов урока и формулировке выводов по теме.
Описание деятельности учащихся на уроке
Урок строится на основе индивидуальной работы с таблицами-пустографами. Организует беседу, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями по теме урока. Прослушивается специальное небольшое сообщение ученика, в ходе которого сравниваются Евангелие от Иоанна и Евангелие от Матфея, определяются их сходства и различия в изображении Иисуса Христа и Понтия Пилата, даётся ответ на вопрос: Какое из Евангелий легло в основу истории в романе «Мастер и Маргарита»?
Записи в тетрадях учащихся
Заполненная таблица « Библейский Иисус и булгаковский Иешуа»
Домашнее задание

(в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)


  1. Перечитать главы произведения 1, 5, 9, 12,13, 18, 19, 20- 24, 27-32 (Электронная библиотека Альдебаран. М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита (полный текст произведения);

  2. Индивидуальные групповые задания. Провести исследования по темам:

    • Судьба художника в современном мире;

    • Любовь Мастера и Маргариты. Роль Маргариты в судьбе Мастера;

    • «Нечистая сила» в романе и её роль в развитии сюжета и раскрытии проблематики произведения.

Оформить отчет в форме презентации. (Булгаковская энциклопедия bulgakov.km.ru (23 февраля 2007 г.)
УРОК №3
Тема урока: Проблематика романа «Мастер и Маргарита»
Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):


  • Компьютеры, подключённые к Интернету;

  • Мультимедийный проектор;

  • Текст романа «Мастер и Маргарита»;

  • http://www. bulgakov.km.ru/ Булгаковская энциклопедия (23 февраля 2007 г.);

  • http://litera.egu.ru/catalog.asp&cat_ob_no=12724 Российский

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;



Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока:

На данном уроке группы учащихся представляют, используя мультимедийный проектор, свои исследовательские работы по основным проблемам романа (судьба художника в современном мире; любовь Мастера и Маргариты; роль Маргариты в судьбе Мастера; «Нечистая сила» в романе и её роль в развитии сюжета и раскрытии проблематики произведения).
Работа учителя на уроке
В ходе урока учитель комментирует подготовленные презентации по предложенным темам, ведёт беседу и направляет учащихся в поиске ответов на главные вопросы урока.
Описание деятельности учащихся на уроке
Урок строится на основе групповой работы по представлению и защите самостоятельных исследований, беседы, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями по теме урока.
Записи в тетрадях учащихся
Проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Домашнее задание

(в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)


  1. Подготовить творческую работу «Моё прочтение романа «Мастер и Маргарита» и оформить её в виде буклета.

  2. Подготовиться к итоговому тесту по роману М.А.Булгакова, используя Интернет-ресурсы:

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;



а. История создания романа;

б. Жанр, композиция и проблематика романа;

в. Герои романа «Мастер и Маргарита».
УРОК №4
Тема урока: Обобщающий урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):


  • Компьютеры с установленной программой Microsoft Excel и подключённые к Интернету;

  • Текст романа «Мастер и Маргарита».

  • http://litera.egu.ru/catalog.asp&cat_ob_no=12724 Российский

общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения

писателя;



Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока:
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке информатики, в рамках изучения среды Microsoft Publisher, буклеты «Моё прочтение романа «Мастер и Маргарита». В конце урока ученики работают над тестом «М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита».
Работа учителя на уроке
Учитель ведёт беседу – направляет разговор, в котором учащиеся делятся своими впечатлениями о романе и творчестве М.А.Булгакова, подводят итоги изучения произведения «Мастер и Маргарита»; инструктирует по работе над итоговым тестом.
Описание деятельности учащихся на уроке
Учащиеся презентуют свои работы-буклеты «Моё прочтение романа «Мастер и Маргарита», выполняют итоговый тест. Возможно небольшое индивидуальное сообщение «В творческой мастерской писателя».

Домашнее задание

(в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)


  1. Подготовиться к написанию сочинения по творчеству М.А.Булгакова (предлагается примерный список тем)


Приложение к уроку №1
СЛАЙД №1




СЛАЙД№2


СЛАЙД №3




СЛАЙД №4


СЛАЙД№5



СЛАЙД№6


СЛАЙД№7


СЛАЙД№8


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconУрока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе...
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconСловарь Паронимический минимум
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрактическая работа «технологии поиска работы» постановка цели
Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке...
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово учителя: наш сегодняшний урок посвящен личности м. А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита”
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Слово учителя: наш сегодняшний урок посвящен личности м. А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита”
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconКонспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconУрок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном...
Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconКонспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова Мастер и...
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconКонспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в...
Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconУрока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Самоанализ урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Первый урок. Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Чтение фрагментов из романа «Мастер и Маргарита»
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconФантастика и реальность в произведении Булгакова Мастер и Маргарита
Iii взаимодействие фантастического и реального мира
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconРеферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М....
...
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита»)
Урок по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск