Скачать 112.49 Kb.
|
Предмет: литература Методика проведения уроков
Роль и место данной темы в курсе Роман «Мастер и Маргарита» - главный в творчестве М.А.Булгакова. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора. Напечатанный только в 1966 году, он произвёл ошеломляющее действие на читателей и поставил в тупик критиков. Им предстояло оценить нечто совершенно необычное, не имевшее аналогов в современной советской литературе ни по постановке проблем, ни по характеру их решения, ни по образам персонажей, ни по стилю. Активно изучать и издавать Булгакова начали только в восьмидесятые годы XX века. Роман вызывал и до сих пор вызывает острую полемику, различные трактовки и гипотезы. До сих пор он приносит сюрпризы и удивляет своей неисчерпаемостью. Роман «Мастер и Маргарита» обращён к читателю образованному, читателю – исследователю, посвящённому в тайны искусства, символику красок, предметов, знакомому с религиозными верованиями, историей, поэтому изучение романа становится сложным и одновременно интересным для учащихся. Система уроков по данной теме 1 урок темы: Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. История романа «Мастер и Маргарита». 2 урок темы: Особенности жанра и композиции романа. Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите». 3 урок темы: Проблематика романа «Мастер и Маргарита». 4 урок темы: Обобщающий урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Основные вопросы темы Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова. История создания романа «Мастер и Маргарита» (с 1928 по 1940 год), его автобиографичность и значение в судьбе автора. Жанровые и композиционные особенности. Три мира в романе. Религиозные мотивы. Судьба художника в мире, где гибнут таланты. Любовь мастера и Маргариты. Роль Маргариты в судьбе Мастера. «Нечистая сила» в романе и её роль в развитии сюжета и раскрытии проблематики произведения. Творческая мастерская писателя. Краткий обзор материала, изученного на предыдущих уроках На предыдущих уроках учащиеся познакомились с романом М.А.Булгакова «Белая гвардия» и сатирической повестью «Собачье сердце». Изучение романа «Мастер и Маргарита» позволит создать представление о Булгакове как об очень талантливом, разностороннем и самобытном художнике слова. Основные особенности использования цифровых и сетевых образовательных ресурсов (компакт-диски, Интернет-ресурсы) и компьютерных программных средств Для уроков будут полезны Интернет-ресурсы:
(полный текст произведения);
общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
Федеральное агенство по культуре и кинематографии. Вехи культуры. Михаил Афанасьевич Булгаков;
и Маргарита»: альтернативное прочтение;
Использование компьютера при подготовке учителя к уроку При подготовке к уроку учитель использует все названные Интернет-ресурсы, разрабатывает систему вопросов по теме, готовит распечатки этих вопросов и таблицы для работы на уроке, список Интернет-ссылок по теме, готовит презентацию второго урока по теме, подготавливает итоговый тест к обобщающему уроку. Использование компьютера при подготовке учащихся к уроку При подготовке к урокам учащихся готовят буклеты, презентации и их защиту по предложенным учителем темам, готовятся к итоговому тесту, используя ресурсы Интернета. Ожидаемые результаты обучения Ученики получают представление о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», его жанре, композиции, проблематике, о месте произведения в творчестве писателя, о роли романа в развитии русской литературы XX века. УРОК №1 Тема урока: Жизнь, творчество, личность М.А.Булгакова. История романа «Мастер и Маргарита» Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
и Маргарита»: альтернативное прочтение; общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока: Этот урок важен как урок-знакомство с личностью писателя, сложной судьбой его произведений. Во время занятия учащиеся в парах самостоятельно знакомятся с биографией и творчеством писателя, историей создания романа «Мастер и Маргарита», используя Интернет-ресурсы, находя интересные, на их взгляд, факты из жизни М.А.Булгакова, свидетельствующие о его таланте и самобытности. Часть учащихся работает с печатными текстами, в которых содержатся воспоминания современников о М.А.Булгакове. Работа учителя на уроке Учитель ведёт беседу – направляет разговор, посвящённый жизни и творчеству М.А.Булгакова, вместе с учащимися выделяют основные этапы в судьбе писателя. При этом используется подготовленная учителем презентация по теме урока. Основываясь на воспоминаниях современников, делаются выводы о впечатлении, которое произвёл роман на читателей и критиков. Подчёркивается автобиографичность произведения, необычность композиции, жанра, стиля, образной системы. Описание деятельности учащихся на уроке Урок строится на основе групповой работы с Интернет-ресурсами, беседы, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими впечатлениями о романе; возможно специальное небольшое сообщение ученика об истории написания «Мастера и Маргариты» и его роли в судьбе М..А. Булгакова. Записи в тетрадях учащихся Основные этапы жизни и творчества М.А.Булгакова. Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)
УРОК №2 Тема урока: Особенности жанра и композиции романа. Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите» Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока: На данном уроке важно понять особенности композиции и жанра для выявления основной проблематики произведения; выяснить сходства и различия библейской истории Иисуса Христа и Понтия Пилата и булгаковской интерпретации для раскрытия позиции автора. С этой целью учитель строит свою работу на основе электронной презентации «Особенности жанра и композиции романа. Религиозные мотивы в «Мастере и Маргарите» Работа учителя на уроке В ходе урока учитель использует подготовленную презентацию по данной теме, ведёт беседу и направляет учащихся в поиске ответов на главные вопросы урока, руководит работой по заполнению таблиц, организует работу по подведению итогов урока и формулировке выводов по теме. Описание деятельности учащихся на уроке Урок строится на основе индивидуальной работы с таблицами-пустографами. Организует беседу, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями по теме урока. Прослушивается специальное небольшое сообщение ученика, в ходе которого сравниваются Евангелие от Иоанна и Евангелие от Матфея, определяются их сходства и различия в изображении Иисуса Христа и Понтия Пилата, даётся ответ на вопрос: Какое из Евангелий легло в основу истории в романе «Мастер и Маргарита»? Записи в тетрадях учащихся Заполненная таблица « Библейский Иисус и булгаковский Иешуа» Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)
Оформить отчет в форме презентации. (Булгаковская энциклопедия bulgakov.km.ru (23 февраля 2007 г.) УРОК №3 Тема урока: Проблематика романа «Мастер и Маргарита» Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока: На данном уроке группы учащихся представляют, используя мультимедийный проектор, свои исследовательские работы по основным проблемам романа (судьба художника в современном мире; любовь Мастера и Маргариты; роль Маргариты в судьбе Мастера; «Нечистая сила» в романе и её роль в развитии сюжета и раскрытии проблематики произведения). Работа учителя на уроке В ходе урока учитель комментирует подготовленные презентации по предложенным темам, ведёт беседу и направляет учащихся в поиске ответов на главные вопросы урока. Описание деятельности учащихся на уроке Урок строится на основе групповой работы по представлению и защите самостоятельных исследований, беседы, в ходе которой ученики отвечают на вопросы учителя и делятся своими мыслями по теме урока. Записи в тетрадях учащихся Проблематика романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)
общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
а. История создания романа; б. Жанр, композиция и проблематика романа; в. Герои романа «Мастер и Маргарита». УРОК №4 Тема урока: Обобщающий урок по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Что нужно учителю и учащимся для работы на уроке (оборудование и ресурсы):
общеобразовательный портал. Биография М.А.Булгакова. Ссылки на произведения писателя;
Отличительные особенности (использование ИКТ) данного урока: Этот урок важен как обобщение изученного по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке информатики, в рамках изучения среды Microsoft Publisher, буклеты «Моё прочтение романа «Мастер и Маргарита». В конце урока ученики работают над тестом «М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Работа учителя на уроке Учитель ведёт беседу – направляет разговор, в котором учащиеся делятся своими впечатлениями о романе и творчестве М.А.Булгакова, подводят итоги изучения произведения «Мастер и Маргарита»; инструктирует по работе над итоговым тестом. Описание деятельности учащихся на уроке Учащиеся презентуют свои работы-буклеты «Моё прочтение романа «Мастер и Маргарита», выполняют итоговый тест. Возможно небольшое индивидуальное сообщение «В творческой мастерской писателя». Домашнее задание (в том числе, при подготовке которого должен быть использован компьютер)
Приложение к уроку №1 СЛАЙД №1 СЛАЙД№2 СЛАЙД №3 СЛАЙД №4 СЛАЙД№5 СЛАЙД№6 СЛАЙД№7 СЛАЙД№8 |
Урока литературы в 11 я классе по теме: «Новозаветная история в романе... Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | Словарь Паронимический минимум Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | ||
Практическая работа «технологии поиска работы» постановка цели Этот урок важен как обобщение изученного по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Учащиеся презентуют подготовленные на уроке... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово учителя: наш сегодняшний урок посвящен личности м. А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Слово учителя: наш сегодняшний урок посвящен личности м. А. Булгакова и его роману “Мастер и Маргарита” | Конспект урока «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» «Романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» композиция, сюжет герои. Сатира на коррупцию | ||
Урок-семинар по литературе в 11 классе Добро и зло в художественном... Истина не пришла в мир обнажённой, но она пришла в символах и образах. Он не получит её по-другому | Конспект урока литературы в 11 классе по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Цель: формирование у обучающихся начальных представлений о священных книгах религий мира | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Каждый человек ответственен за добро и зло» (по роману М. Булгакова Мастер и... | Конспект урока многоплановость, разноуровневость повествования в... Многоплановость, разноуровневость повествования в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» | ||
Урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита» Самоанализ урока литературы в 11 классе. По теме «Роман м булгакова «Мастер и Маргарита» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Первый урок. Жизнь, творчество, личность М. А. Булгакова. Чтение фрагментов из романа «Мастер и Маргарита» | ||
Фантастика и реальность в произведении Булгакова Мастер и Маргарита Iii взаимодействие фантастического и реального мира | Реферат Тема: Библейские мотивы в романе «Мастер и Маргарита» М.... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «А вот звезды останутся…» (по творчеству М. А. Булгакова, роман «Мастер и Маргарита») | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: Сатирическое изображение московского общества в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» |