Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок





Скачать 110.7 Kb.
НазваниеР. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок
Дата публикации21.06.2013
Размер110.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Методическая разработка учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №13

им. Р.А. Наумова Ершовой О.Б.

Урок русского языка в 9 классе
Тема: « Повторение. Синтаксис и пунктуация»
Цели: 1) Начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) Проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Задачи: 1) Обучающие:

а) Формирование умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему;

б) Повторение теоретических сведений о роли пунктуации в речи;

в) Повторение отдельных видов пунктограмм;

г) Синтаксический разбор простого и сложного предложения;

д) Проверка знаний учащихся по синтаксису и пунктуации при помощи средств ИКТ;
2) Развивающие:

а) Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся;

б) Развитие навыка работы с компьютером;

в) Развитие умения выполнять тестовые работы;

г) Активизация творческих способностей учащихся;
3) Воспитательные:

а) Развитие навыков совместной работы в классном коллективе;

б) Воспитание поведения в ситуации экзамена;

в) Воспитание умения анализировать и давать оценку своей деятельности и деятельности товарища на уроке.
Оборудование на уроке, оформление класса:

1) Компьютеры. Диск с тестированием по теме урока («Уроки русского языка в 8-9 классе».

« Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»);

2) Диск с песней «Точка, точка, запятая...» в компьютере;

3)Доска:

а) Таблицы для устных ответов учащихся по теме урока;

б) Карточки с эпиграфами и портретами авторов:

М.В. Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».

А.С. Пушкин: « Язык неистощим в соединении слов».

в) Число, тема урока;

г) Цветной мел;

3) Раздаточный материал:

а) Технологические карты урока ;

б) Карточки с демонстрационным вариантом экзамена

в) Карточки для синтаксического разбора в паре;

г) План написания синквейна;

д) Карточки для рефлексии.

1

Ход урока:
( Перед уроком в перемену звучит музыка «Точка, точка, запятая...» )
1. Оргмомент.
- Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка начинаем с проверки домашнего задания.

Что вы готовили к уроку дома?

- Мы писали сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Зачем нужна пунктуация?», а также готовили выступление по теоретической части устного экзамена

( вопрос на выбор из области синтаксиса и пунктуации).

- Проверим первую часть домашнего задания: прочитаем сочинения на лингвистическую тему.
2. Проверка первой части д / з:
Учащиеся по очереди зачитывают сочинения.

- Удалось ли написать сочинение-рассуждение? Оцени работу товарища.

- С работой справились, т.к. данные тексты соответствуют типу речи рассуждение. В них есть тезис, аргументы, вывод. Основная мысль раскрыта.
3. Тема, цели и задачи урока:
- На основании домашнего задания сделайте вывод о теме, целях и задачах урока.

- Мы будем повторять пунктуацию, т.к. эти знания пригодятся нам для итоговой аттестации. Пунктуация неразрывно связана с разделом «Синтаксис», поэтому мы повторим и сведения из этого раздела.

- Вы правы. Тема нашего урока «Повторение. Синтаксис и пунктуация».Запишем её на доске и в тетрадях.
(Запись темы на доске и в тетрадях)

- Наша цель – начать работу по повторению и обобщению знаний из данного раздела русского языка для успешного прохождения итоговой аттестации. Чтобы вы могли контролировать время и отслеживать свои результаты на каждом этапе, каждый из вас получает технологическую карту урока.
( Выдаются технологические карты урока. См. приложение)
4.Работа с эпиграфами к уроку:

- На доске даны эпиграфы. Какой из них, на ваш взгляд, больше подходит к теме урока?
М.В.Ломоносов: «Знаки ставятся по силе разума».

А.С.Пушкин: «Язык неистощим в соединении слов».
- Подходят оба эпиграфа, т.к. слова Ломоносова соответствуют разделу «Пунктуация», а слова Пушкина разделу «Синтаксис».
5.Основная часть урока. Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация».
а) Индивидуальная работа учащихся:

2

1 часть класса – Работают на компьютере. Тестирование на тренажёрах по теме урока. Результаты тестов фиксируются в технологической карте.(Диск «Уроки русского языка в 8-9 классах» из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Часть вопросов по синтаксису)
2 часть класса - Работают с фрагментом демонстрационного варианта экзаменационной работы по теме урока. Результаты фиксируются в технологической карте.
После меняются местами.
- Чем полезен был для вас этот этап урока? Каковы результаты?

- Мы проверили свои знания и умения по теме урока, частично испытали себя в условиях экзамена.
б) Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.
Выдаётся карточка с заданием.

- Контролируя работу друг друга, совместно выполните задание с карточки в тетрадях,

поочерёдно озвучьте результаты своей работы. Схемы предложений нарисуйте на доске.
Задание на карточке для работы в паре:
Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно покомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.Начертите их схемы на доске.

Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.


( Деревня показалась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней справа и слева. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности.

1 предложение – сложное, бессоюзное, повествовательное, невосклицательное, состоит из двух частей, вторая часть осложнена обособленным согласованным определением и сравнительным оборотом.
2 предложение – простое, повествовательное, невосклицательное, распространённое, двусоставное, полное, осложнено вводным словом.)
- Какие знания и умения вы применили на этом этапе урока? Оцените работу друг друга.

- Мы вспомнили навык синтаксического разбора простого и сложного предложения, повторили пунктуацию при сравнительном обороте, вводных словах, обособленных определениях, некоторые виды орфограмм.
Оценка за этап выставляется в технологической карте учителем.


3

в) Проверка теоретической части домашнего задания.

- В качестве второй части домашнего задания вы готовили на выбор выступление по теоретической части одного из билетов устного экзамена по теме «Синтаксис и пунктуация». Проверим эту работу. Один рассказывает, другой внимательно слушает и задаёт вопросы по прослушанному ответу.
( Например:
1. «Классификация сложносочинённых предложений».
Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами (и, а, но, да, зато, или, то...то, и др.).

Части такого предложения равноправны, они не зависят друг от друга. От одной части к другой нельзя задать вопрос.

Сложносочинённые предложения делятся на группы в зависимости от союзов, которые в них используются и которые передают различные отношения между частями сложносочинённого предложения.

1 группа – сложносочинённые предложения с соединительными союзами ( и, да = и, ни-ни, тоже, также ). Между частями такого предложения отношения одновременности или последовательности событий.

Например, в таблице...

2 группа – сложносочинённые предложения с противительными союзами ( а, но, да = но, однако, зато, же ). Между частями этих предложений отношения противопоставления или сопоставления.

Например, в таблице...

3 группа – сложносочинённые предложения с разделительными союзами ( или, либо, то- то, не то - не то ). Между частями такого предложения отношения последовательной смены, чередования событий или явлений.

Например, в таблице...
Вопросы:

- Могут ли сочинительные союзы использоваться для других целей?

- Как пишутся союзы также, тоже, не то – не то?
2. «Классификация бессоюзных сложных предложений».

Бессоюзным сложным является сложное предложение, части которого соединены только смыслом и интонацией без использования союзов и союзных слов.

В зависимости от смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения ставятся знаки препинания и выделяются 3 группы:

1 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления или одновременности событий, явлений. Между их частями ставится запятая или точка с запятой, если части распространены.

Например, в таблице...

2 группа – Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. На письме в таких предложениях ставится двоеточие.

Например, в таблице...

3 группа – Бессоюзные сложные предложения со значениями времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, резкой смены событий.

Например, в таблице...

Вопрос:

-Какие союзы или слова можно подставить в качестве проверки в каждую из групп БСП?

4

- Чем полезен был для вас этот этап урока? Оцените выступление друг друга.

- Мы почувствовали себя в условиях устного экзамена, смогли выступить с развёрнутым устным высказыванием перед широкой аудиторией, чего не хватает в условиях обычного урока. Мы повторили теоретические сведения о видах сложного предложения и пунктуации в них.
Оценивание учителем в технологической карте.
г) Работа с учебником:

Упражнение № 316 (у) стр.229 учебника
- Дан текст для комплексного анализа из рубрики «Повторение». Подобную работу вы будете выполнять на устном экзамене. Сейчас устно по очереди комментируем орфограммы и пунктограммы в каждом предложении текста.( Достаточно 2 предложения)

- Какие умения вы развивали на этом этапе урока?

- Это задание формирует орфографическую и пунктуационную зоркость. Мы вспомнили ряд орфограмм и пунктограмм.
Оценивание учителем в технологической карте.
5. Домашнее задание:
- Запишите в дневниках домашнее задание. Выполнить письменно в рабочих тетрадях оставшиеся задания упражнения № 316.Подготовить выступление по оставшимся теоретическим вопросам устного экзамена по теме «Синтаксис и пунктуация».
6. Творческая разминка:
- Мы напряжённо трудились на уроке. Предлагаю переключиться и сделать творческую разминку. Раздаю вам на карточке правила написания синквейна, т.е. пятистишия по теме урока. Работаем в паре. Придумайте по заданному плану синквейн по теме урока и запишите его цветным мелом на доске.
Включается музыка.
Ученики записывают и зачитывают синквейн.
( Пример синквейна:
Знаки препинания!

Сложные и необходимые.

Различают, разделяют, выделяют.

Пунктуация и синтаксис всегда рядом.

Пунктограммы!)
Оценивание в технологической карте сйнквейна.
7.Рефлексия.

- Даны карточки с вопросами для оценивания вашей деятельности на уроке. Сделайте с их помощью словесную оценку своей работе.

5

Вопросы для рефлексии:
- Чем полезен был для тебя этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?
8.Выставление учителем оценок за урок на основании технологической карты урока для каждого учащегося.
9.Музыка «Точка, точка, запятая...»
Технологическая карта урока

Время

Этап урока

Оценка

8 минут

Проверка первой части д/з.

Сочинение на лингвистическую тему




1 минута

Определение темы и целей урока

_

1 минута

Работа с эпиграфом

-

5 минут

Работа на компьютере с тренажёром по синтаксису и пунктуации




5 минут

Работа с демонстрационным вариантом экзаменационной работы (часть вопросов по теме урока)




5 минут

Работа в паре. Синтаксический разбор простого и сложного предложения.




8 минут

Проверка теоретической части д/з




4 минуты

Работа с учебником. Упр.№316 (у) стр.229




0,5 минуты

Запись д/з

-

5 минут

Творческая разминка




2 минуты

Рефлексия

-

0, 5 минуты

Оценки за урок






Приложения:
1.Вопросы для рефлексии:
- Чем полезен был для тебя этот урок?

- Что было нового? Чему научились?

- Какой этап урока был наиболее интересным?

- Что вызвало затруднения?

- Что удалось хорошо, а над чем стоит поработать?
2.Задание на карточке для работы в паре:
Совместно произведите синтаксический разбор предложений с карточки в тетрадях, контролируя работу друг друга. Распределите предложения между собой, устно покомментируйте орфограммы, пунктограммы, разбор предложений.

Начертите их схемы на доске.

Деревня пок...залась ему велика; два леса, берёзовый и сосновый, как два крыла, были у ней (с)прав... и (с)лев...Помещик, к...залось, хл...потал много о прочности.

3.План написания синквейна (пятистишия) по теме урока.
1 – я строка. Одним словом (в крайнем случае словосочетанием) обозначьте тему.
2 – я строка. Два прилагательных, описывающих тему.
3 – я строка. Три глагола, называющих характерные действия по теме.
4 – я строка. Фраза из четырёх слов, которая показывает личное отношение к теме.
5 – я строка. Слово – синоним темы урока.
4. Пример ученической работы « Зачем нужна пунктуация?»

Однажды, учась в 7 классе, я встретила в учебнике русского языка задание прочитать текст. Казалось бы, что тут сложного? Однако текст выглядел так, как писали до 15 века, то есть без промежутков между словами и без знаков препинания. Задание было настолько необычным и непростым, что я его запомнила. А ещё сделала вывод о том, как велика роль пунктуации в нашей речи.

Во-первых, знаки препинания выполняют разделительную роль. Например, отделяют одно предложение от другого в тексте. Это значительно облегчает чтение и понимание высказывания.

Во- вторых, от постановки знаков часто зависит смысл фразы. Например, знак вопроса в конце предложения «Что за книга?» показывает, что говорящий интересуется названием книги, её автором. Знак восклицания в конце той же фразы выразит восхищение прочитанной книгой. Таким образом, пунктуация передаёт цель высказывания, интонацию.

В-третьих, знаки препинания бывают выделяющими. Они могут выделять вводные слова, обращения, обособленные члены.

Одним словом, использование знаков препинания значительно ускоряет процесс чтения и понимания текста, поэтому современному образованному человеку без знания пунктуации не обойтись.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconР. А. Наумова гог Буй Костромской обл. Технологическая карта урок
Цель урока: формирование у обучающихся понятия «реактивное движение» и ознакомление их с примерами реактивного движения в природе...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
М.: Просвещение, 2011. 231с и рабочей программы по изобразительному искусству (авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Предметная...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок icon«Политика» часть а
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Государственного образовательного стандарта начального общего образования по изобразительному искусству, Примерной программы начального...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconТестовое задание по литературе
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconДемонстрационный вариант теста
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок icon3. Участники номинации Парикмахерское искусство
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconКонспект занятия по теме «Загадочная Луна»
Автор Захарова Е. А., учитель физики и информатики моу сош №13 им. Р. А. Наумова гог Буй Костромской обл
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconПриложение №2 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconП риложение №3 Андреева Оксана Алексеевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconАттестационное тестирование в сфере профессионального образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconРабочая программа по предмету «География» 5 классы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 имени Р. А. Наумова городского округа город Буй...
Р. А. Наумова Ершовой О. Б. Урок iconТестовые технологии на уроках русского языка и литературы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск