Рабочая программа дисциплины





Скачать 357.31 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины
страница1/3
Дата публикации16.10.2014
Размер357.31 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Маркетинг > Рабочая программа
  1   2   3
ФГБОУ ВПО Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского

Экономический факультет


УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-

методической работе

________________Елина Е.Г.

"__" __________________20 г.

Рабочая программа дисциплины

Менеджмент и маркетинг
Направление подготовки

222000-Инноватика
Квалификация выпускника

Бакалавр
Форма обучения

очная

Саратов. 2012
1. Цель и задачи освоения дисциплины

Цель курса показать взаимосвязь менеджмента и маркетинга в экономической деятельности предприятия, изучение основного инструментария синергии менеджмента и маркетинга, получение, анализ маркетинговой информации для принятия управленческих решений.

Основными задачами курса «Менеджмент и маркетинг» являются

  • изучение управления предприятия, действующего на принципах маркетинга с учетом внешней и внутренней среды;

  • получение навыков в разработке и реализации стратегии и тактики целевого маркетинга;

- изучение элементов комплекса маркетинга и управление ими;

-овладение навыками использования инструментария.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Курс «Менеджмент и маркетинг» базируется на знаниях основ экономической теории, экономики, статистики, психологии, социологии, менеджмента.

Курс «Менеджмент и маркетинг» является важным элементом процесса подготовки высококвалифицированных специалистов в области инноватики

Главной целью практических занятий является закрепление теоретических дискуссионных и проблемных вопросов, а также выработка тактических управленческих и маркетинговых решений в зависимости от заданных условий функционирования предприятия в рыночной среде.

Материал подготовлен на основе глубокого анализа современной отечественной и зарубежной экономической литературы по данной дисциплине.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Менеджмент и маркетинг» входит в состав учебного плана профессионального цикла (Б.3.В.4.) подготовки по направлению 222000 Инноватика профессиональной образовательной программы бакалавриата.

Курс «Менеджмент и маркетинг» базируется на знаниях базовых дисциплин («Истории», «Иностранного языка», «Правоведение», «Экономика», «Культурология»), расширяет знания по таким дисциплинам, как: «Экономическая история», «Методы оптимизации в экономике», «Экономика труда», «Институциональная экономика».

К моменту начала изучения курса у студента должны быть сформированы следующие общекультурные и профессиональные компетенции, студент должен знать:

- движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

- социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

Студент должен уметь:

- анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

- саморазвиваться, повышать свою квалификацию и мастерство;

- собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

Студент должен владеть:

- культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Менеджмент и маркетинг».
В процессе изучения курса у студентов должны быть сформированы навыки и умения в соответствии с компетенциями выпускника ООП бакалавриата:

ПК-6 Способностью анализировать проект как объект управления;

ПК-9 Способностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов;

ПК-12 Способность. Воспринимать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования;

В результате изучения курса студент должен знать:

• основные теоретические положения менеджмента и маркетинга; их цели и задачи;

• общие принципы маркетинга в инновационной сфере

• природу, принципы и методы управления;

• основы новой философии управления: формальной и неформальной систем управления;

• ключевую фигуру процесса управления, его личность и деятельность;

• идеи развития менеджмента, методологические основы менеджмента и маркетинга;

Студент должен уметь:

• ориентироваться в связях между постоянно меняющимися особенностями потребителя и производителя; продукта и продавца; качества, себестоимости, цены;

• применять оптимальные подходы для процедуры диагностики рынка: цены, объема продаж, длительности маркетингового цикла и т.д., включая цену

инновационных товаров;

• использовать указанные выше связи для умелой организации и успешной реализации проектируемой деятельности;

• владеть профессиональным языком предметной области знаний.

4. Структура и содержание дисциплины

Дисциплина содержит 12 тем, материалы и тематики практических занятий, темы курсовых работ, вопросы для обсуждения и итоговой проверки знаний.

Для самостоятельной работы по изучению курса в методических материалах представлены вопросы для контроля приобретаемых знаний, ситуационные задания. Промежуточный контроль предусматривает опросы на семинарах, итоговый контроль – зачет и экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемос-

ти (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Практич.

занятия

Самост. работа

1

Маркетинг и менеджмент как вид деятельности. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей. Процесс управления маркетингом

5

1,

8

2

2

4

Вопросы для

Обсуждения, доклады

2

Сущность маркетинга и его роль в экономическом развитии страны


5

2

12

3

3

6

Тесты, анализ

ситуаций, во-

просы для

обсуждения

3

Рынок - основная среда маркетинга


5

3

8

2

2

4

Тесты, решение кейса, вопросы для

обсуждения

4

Сегментирование рынка и позиционирование товара


5

4,5

12

3

3

6

Тесты, решение кейса, решение задач, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады

5

Проведение маркетинговых исследований


5

5,6

12

3

3

6

Тесты, решение кейса,

анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады


6

Товар как элемент системы маркетинга


5

7

8

2

2

4

Тесты, решение кейса,

анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады


7

Рыночная атрибутика товара



5

8

8

2

2

4

Тесты,

анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады


8

Товарная политика в системе маркетинга


5

9

8

2

2

4

Тесты, решение кейса, решение задач, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады

9

Ценовая политика в системе маркетинга


5

10,11

12

3

3

6

Тесты, решение задач, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады

10

Политика сбыта и распределения


5

11,12

12

3

3

6

Тесты, решение кейса, решение задач, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады

11

Коммуникационная политика предприятия

5

13,14

20

5

5

10

Тесты, решение задач, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады

12

Характеристика организации. Функции управления, уровни менеджмента. История развития менеджмента, подходы, школы управления

5

15

16

4

4

8

Тесты, анализ ситуаций, вопросы для обсуждения, доклады


13

Контроль, оценка и аудит маркетинга


5

16

8

2

2

4

Тесты, решение кейса, вопросы для обсуждения,

14

Управление инновациями, производством и качеством



















вопросы для обсуждения, доклады




Итоговый контроль







54










Экзамен




ИТОГО







180

36

36

72






Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Маркетинг и менеджмент как вид деятельности. Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей. Процесс управления маркетингом.

Социальные основы маркетинга: удовлетворение людских потребностей. Процесс управления маркетингом.

Понятие маркетинга. Повседневное воздействие маркетинга на потребителей. Нужды, потребности, запросы, товары, обмен, сделка. Цели системы маркетинга. Анализ рыночных возможностей, выявление новых рынков. Замеры и прогнозирование спроса.

Менеджмент как вид деятельности.

Понятие менеджмента. Принципы менеджмента. Функции менеджмента. Характеристика труда менеджера. Структура труда менеджера. Соотношение функций менеджера и уровней управления.

Тема 2. Сущность маркетинга и его роль в экономическом развитии страны
Основные понятия маркетинга. Сущность и содержание маркетинга. Маркетинг, как система организации производственно-сбытовой деятельности фирмы с ориентацией на конкретного потребителя товаров и услуг.

История возникновения маркетинга. Основные исходные идеи маркетинга. Понятие нужды, потребности, запроса, сделки. Рынок, как система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров, возникающих при взаимодействии покупателей и продавцов. Эволюция концепции маркетинга.

Цели системы маркетинга. Функции маркетинга: аналитическая, производственная, сбытовая, управления и контроля.

Элементы маркетинга: комплексное изучение рынка, реклама, организация реализации продукции, управление и планирование ассортимента продукции, ценообразование, освоение и внедрение на рынок новых видов продукции, материально-техническое обеспечение фирмы, система планов и договоров предприятия, система контроля.

Роль маркетинга и его масштабы в современных условиях. Направления и возможности применения маркетинга отечественными предпринимателями.

Тема 3. Рынок - основная среда маркетинга
Понятие и общая характеристика рынка. Определение рынка и рыночного хозяйства. Условия, необходимые для возникновения рыночных отношений. Признаки рынка. Классические черты, субъекты и объекты рыночного хозяйства. Выбор целевого рынка.

Понятие спроса и предложения на рынке. Конъюнктура рынка и рыночное равновесие. Исследование емкости товарного рынка.

Теория потребительского поведения. Потребности и процесс их развития. Классификация потребностей: материальные, духовные и социальные потребности; первичные и вторичные потребности, связанные с мотивацией человеческой деятельности; «иерархия потребностей Абрахама Маслоу»; классификация потребностей по степени удовлетворения; классификация потребностей по уровню возможного насыщения. Приоритет потребителя.

Типы рынков и маркетинговая деятельность компаний. Классификация рынков: по экономическому назначению субъектов рыночных отношений, по объектам обмена, по географическому положению, по степени ограничения конкуренции, по характеру продаж, по отраслям. Преимущества и негативные стороны рынка.

Формы воздействия государства на спрос и предложение: косвенное воздействие государства на спрос и предложение; прямое воздействие государства на спрос и прямое воздействие государства на предложение.

Тема 4. Сегментирование рынка и позиционирование товара
Сущность и экономическая характеристика массового, товарно-дифференцированного и целевого маркетинга. Основные компоненты целевого маркетинга: сегментирование рынка, выбор целевых сегментов рынка и позиционирование товара. Сегментирование, как инструмент деления рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Основные принципы сегментирования рынка: географический, демографический, экономический, профессиональный, психографический, поведенческий.

Стратегии охвата рынка: недифференцированный, дифференцированный и концентрированный маркетинг. Факторы выбора стратегии охвата рынка: ресурсы фирмы, степень однородности продукции, этап жизненного цикла товара, степень однородности рынка, маркетинговые стратегии конкурентов.

Анализ данных сегментации рынка. Критерии оценки сегментации: количественные параметры сегмента, доступность сегмента для фирмы и его существенность, прибыльность, совместимость сегмента с рынком основных конкурентов, защищенность выбранного сегмента от конкуренции.

Позиционирование товара как система мер, направленных на обеспечение товару конкурентоспособного положения на рынке.

Тема 5. Проведение маркетинговых исследований
Виды и назначение маркетинговых исследований. Направления и объекты маркетинговых исследований.

Классификация маркетинговых исследований.

Комплексное исследование рынка. Варианты проведения маркетинговых исследований.

Структура маркетингового исследования. Подготовка аналитического отчета о состоянии рынка.

Анализ потребителей, анализ конкурентов: определение реальных и потенциальных конкурентов, основные области и показатели для изучения конкуренции.

Система маркетинговой информации и методы ее сбора. Определение типа информации и источники ее получения.
Тема 6. Товар как элемент системы маркетинга
Товар в маркетинговой деятельности. Понятие конкретного, расширенного и обобщенного продукта как товара. Реализация рыночного интереса. Уровни товара по замыслу, в реальном использовании, товар с подкреплением.

Классификация и характеристика классификационных групп товаров: по предназначению, по характеру потребления, по степени участия в процессе производства, на основе поведения потребителя или в зависимости от покупательских привычек, по способу покупки, по оценке функций и др.

Жизненный цикл товара: понятие, концепция и характеристика этапов. Виды жизненных циклов товаров.

Стратегии маркетинга в зависимости от стадий жизненного цикла товаров: на этапе внедрения, роста, зрелости, насыщения и упадка.

История товарного знака: тамга, индивидуальные и цеховые клейма, торговые вывески. Сущность и содержание основных понятий рыночной атрибутики товара. Причины широкого распространения товарного знака к концу ХIХ века.

Юридическая и правовая защита товарных знаков. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Государственная регистрация товарного знака в Российской Федерации.

Виды товарных знаков и их характеристика: словесные и изобразительные, объемные и комбинированные, знаки особого вида. Функции товарного знака: отличительная, гарантийная, рекламная, защитная или охранная, эстетическая.

Основания для отказа в регистрации товарных знаков. Толкование ограничительных терминов при регистрации товарных знаков в международном законодательстве.

Передача права на товарный знак через его уступку или лицензирование. Система «франчайзинг». Франшиза. «Параллельная» лицензия.

Использование товарного знака. Основные технологические способы нанесения товарного знака. Признаки рекламоспособности знаков. Формы рекламных обращений, содержащих товарные знаки.

Этапы разработки товарных знаков – основного элемента фирменного стиля. Типы торговых марок. Графика, дизайн, логотип, фирменный блок, слоган как элементы фирменного стиля.

Сервис и упаковка в системе товарной политики. Понятие, основные принципы и задачи организации сервиса.
Тема 7. Товарная политика в системе маркетинга
Формирование товарной политики в системе маркетинга. Условия разработки и осуществления товарной политики. Стратегический подход к решению задач товарной политики на любом хозяйственном уровне.

Формирование товарного ассортимента и управление им. Основная цель и система показателей, характеризующих ассортиментную концепцию в маркетинге. Широта, глубина и сопоставимость товарного ассортимента фирмы. Насыщенность и гармоничность товарной номенклатуры.

Технология планирования ассортимента продукции. Построение сетевых графиков планирования ассортимента продукции.

Разработка концепции нового товара в системе маркетинга. Причины необходимости создания новых изделий. Определение вида и времени появления новых товаров и их влияние на характер спроса. Критерии оценки нового изделия.

Тема 8. Ценовая политика в системе маркетинга
Рыночная цена и факторы ее определяющие. Теоретические основы рыночного ценообразования. Характеристика ценовой политики продавца в зависимости от типа рынка. Факторы, влияющие на уровень цен.

Виды цен: базисная цена; цена купли-продажи (фактурная); мировая, монопольная, номинальная цена; оптовая и розничная цена; цена спроса, предложения, производства; рыночная и скользящая цена; справочная и твердая цена.

Маркетинговые стратегии цен. Виды ценовых решений в маркетинге. Методы расчета цен: определение цен с ориентацией на ценностную значимость товара; определение цен на основе издержек производства; определение цен с ориентацией на конкуренцию; определение цен на основе нахождения равновесия между издержками производства и соотношением рынка; параметрические методы ценообразования; метод статистических игр.

Методика расчета цен. Постановка задач ценообразования. Определение спроса. Оценка издержек. Анализ цен и товаров конкурентов. Выбор метода ценообразования. Установление окончательной цены.

Ценовые стратегии предприятия в маркетинге. Схема процесса разработки и реализации ценовой стратегии фирмы. Ценообразование для новых товаров. Информация, необходимая для принятия решения по ценам.

Управление ценами. Система скидок и зачетов.

Тема 9. Политика сбыта и распределения
Место товародвижения в системе маркетинга. Каналы товародвижения. Формы организации маркетинговых каналов. Система сбыта товаров. Планирование сбыта. Критерии выбора каналов товародвижения в зависимости от особенностей товара рынков сбыта и протяженности каналов.

Структура маркетинговых каналов. Оптовая и розничная торговля в системе маркетинга. Формы организации оптовой и розничной торговли.

Прямая форма оптовой реализации товаров. Понятие прямого маркетинга. Коммерческая форма косвенной реализации товаров. Конкуренция в оптовой и розничной торговле.
Тема 10. Коммуникационная политика предприятия
Комплекс маркетинговых коммуникаций. Коммуникационные цели предприятия. Зависимость коммуникационного комплекса от стадии жизненного цикла товара. Формы активного продвижения товаров.

Сущность и содержание рекламы. Цели и методы рекламы. Каналы распространения рекламы. Планирование рекламной компании.

Содержание стимулирования сбыта. Постановка задач стимулирования сбыта. Выбор средств стимулирования сбыта.

«Паблик рилейшнз» в системе коммуникаций: понятие и методы. Современная система деловой коммуникации. Значение имиджа.

Назначение ярмарки и выставки на товарном рынке. Выбор, подготовка и цели участия предприятия в ярмарках и выставках. Организация проведения ярмарки.

Тема 11. Характеристика организации. Функции управления, уровни менеджмента. История развития менеджмента, подходы, школы управления

Понятие организации, ее место в менеджменте. Формальные и неформальные организации. Жизненный цикл организации. Внутренняя и внешняя среда организации. Организация как открытая социально- экономическая система. Отраслевые особенности организаций (предприятия приборостроения). Критерии результативности организации.

История развития менеджмента.

Истоки возникновения менеджмента. Развитие управления как науки. Школы менеджмента. Научное управление. Классическое управление. Доктрина человеческих отношений. Поведенческие науки. Современные концепции менеджмента с точки зрения количественного, процессного, системного и ситуационного подхода. Вклад в современную науку менеджмента концепций различных школ и подходов. Система взглядов на управление в России в современных условиях.

Тема 12. Управление инновациями, производством и качеством.

Понятие инноваций. Жизненный цикл инноваций. Характеристика инновационных проектов. Этапы инновационных процессов. Поисковые и прикладные НИР. Опытно-конструкторские и технологические работы. Проектирование и создание научно-технической продукции в области приборостроения. Интеллектуальная собственность, ее сущность и содержание. Правовая охрана интеллектуальной собственности. Виды и источники инвестиций. Дисконтирование затрат и результатов. Показатели эффективности.

Цели и задачи управления производством. Цикл управления производством. Производственная структура. Организация основного производства. Организация обслуживающего производства.

Понятие и показатели качества. Контроль качества. Повышение качества. Стандартизация и сертификация продукции.

5. Образовательные технологии

Аудиторная и самостоятельная работа студентов предусматривает использование следующих образовательных технологий: формирование тематических блоков (множество занятий, предназначенных для изучения относительно автономной темы учебного курса), использование групп развития (временных групп учащихся в ходе учебного процесса, предназначенных для помощи в достижении уровня требований образовательного стандарта, закрепления на достигнутом уровне планируемых результатов обучения, развития студентов для достижения следующего уровня); интегральную технологию обучения (технологию развивающего дифференцированного обучения, объединяющая в единое целое идеологию укрупнения дидактических единиц, многоуровневого планирования результатов обучения; психологизацию образовательных процессов и всемерную компьютеризацию их), матрицу абсолютных оценок — пятибальная абсолютная количественная оценочная шкала, отражающая как профиль обучения по данному предмету, так и уровень достигаемых результатов; матрицу разнообразия обучающей системы — (теория решения альтернативных задач) со входами; модульно-блочные системы обучения — технологии (системы) обучения, в которых минимальной единицей учебного процесса является цикл (модуль) уроков, а несколько модулей образуют блок; семинары-практикумы, диалоговые формы изучения нового материала; игровые технологии; проблемное обучение; технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; технологии индивидуализации обучения; коллективный способ обучения и групповые технологии, а также новые информационные (компьютерные) технологии.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В процессе освоения материала по дисциплине «Менеджмент и маркетинг» для текущего контроля успеваемости, согласно учебно-методическому плану изучения дисциплины, предполагается использование устных и письменных опросов на практических занятиях по вопросам для обсуждения и самоконтроля, также предполагается подготовка студентами практических отчетных работ (в форме устных сообщений, презентаций), решение ситуационных индивидуальных и групповых заданий.
Методические задания

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины ФИЛОСОФИЯ
Рабочая программа включает в себя определение целей освоения дисциплины; места дисциплины (модуля) в структуре ООП бакалавриата
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Международное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное право» подготовлена Яблоковым Е. К., старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины Профессиональная этика (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика» подготовлена Слободян Л. Д. старшим преподавателем кафедры общественных...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины финансовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Финансовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины парламентское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Парламентское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины экологическое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экологическое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины трудовое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Трудовое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины гражданское право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Гражданское право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины коммерческое право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины предпринимательское право (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины жилищное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Жилищное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины избирательная система в РФ (наименование...
...
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины уголовное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины муниципальное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Муниципальное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины административное право (наименование...
Рабочая программа учебной дисциплины «Административное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики
Рабочая программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины семейное право (наименование дисциплины)...
Рабочая программа учебной дисциплины «Семейное право» подготовлена Фофановой А. Ю., к э н., доцентом кафедры экономики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск