Скачать 224.2 Kb.
|
Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет культуры и искусств» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Маркетинговые исследования Учебная программа Барнаул 2009 Утверждена на заседании кафедры экономики и менеджмента и рекомендовано к печати от , протокол № Маркетинговые исследования: Учебная программа по специальности 080507 “Менеджмент организаций” / Сост. Колокольцев М.Г. Барнаул: АФ ФГОУ ВПО МГУКИ, 2009. с. 19. Введение Маркетинговые исследования позволяют организовать процесс позиционирования предприятием товара на рынке. Значение этого курса состоит в том, что овладение рыночной конъюнктуры позволяет снизить маркетинговый риск. Творческий исследовательский подход к изучению рынка способствует повышению производительности труда на предприятии. Студент, овладев исследовательскими методами и способами планирования, прогнозирования маркетинга, сможет в профессиональной деятельности эффективно организовать производственную систему. Материал этого курса позволит будущим специалистам эффективно довести товар до потребителя и сохранить конкурентные преимущества. Целью курса является формирование специалиста способного грамотно организовать маркетинг предприятия и рационально довести товар до потребителя. Для этого необходимо изучить методы исследования рынка, научиться проектировать и планировать работу предприятия на рынке, уяснить особенности рыночных отношений сибирского региона, овладеть способами прогнозирования маркетинга предприятия, постигнуть особенности работы с потребителем, конкурентом на рынке. Студенты должны овладеть умениями и навыками исследовательской работы, обладать необходимыми знаниями в области планирования, прогнозирования и методики проведения маркетинговых исследований; осмыслить специфику управления маркетинговыми исследованиями и значение таковых для производственной системы предприятия. Изучая материал курса “Маркетинговые исследования” важно учитывать межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как маркетинг, экономическая теория, предпринимательская деятельность, экономика фирмы, внутрифирменное планирование и т.д. Уровень освоение студентами учебного материала выявляется посредством сдачи экзамена. Содержание
Тематический план
Содержание курсаТема 1. Введение в предмет “Маркетинговые исследования” Цели и задачи маркетинговых исследований. Источники информации и этапы проведения маркетинговых исследований. Типы рынка, инструменты маркетинга. Результаты и значение маркетинговых исследований. Семинар: Введение в предмет “Маркетинговые исследования”. Тема 2. Организация, планирование и прогнозирование маркетинговых исследований Определение маркетинговых исследований. Типы и проблемы маркетинговых исследований. Виды организаций и контроль маркетинга. Способы планирования и методы прогнозирования маркетинга. Семинар: Организация, планирование и прогнозирование маркетинговых исследований. Тема 3. Методы исследованияВыбор методов маркетинговых исследований. Экономико-математические методы. Методы исследования размера рынка, рыночной доли, каналов товародвижения. Описательные и казуальные исследования. Эксперимент. Экспертные оценки. Методы анализа документов. Семинар: Методы исследования Тема 4. Исследование рыночных каналов и сегментов рынка Определение внешней среды предприятия. Тенденции эволюции рынка и подходы к его изучению. Сегментирование рынка и прогнозирование рыночной доли. Установление каналов товародвижения и сбыта. Семинар: Исследование рыночных каналов и сегментов рынка Тема 5. Формирование и развитие отечественного рынка: прошлое и настоящее Складывание отечественного рынка ХY–ХYII. Историческая специализация товарного производства регионов России. Особенности и закономерности развития экономических отношений. Модернизация имперской России. Командно-административное управление рынком. Семинар: Формирование и развитие отечественного рынка: прошлое и настоящее Тема 6. Изучение спроса и потребителя Рыночный потенциал и текущий рыночный спрос. Типы поведения потребителей и направления их изучения. Удовлетворенность потребителей маркой товара: система ценностей потребителей. Семинар: Изучение спроса и потребителя Тема 7. Позиционирование товара на рынке Факторы успеха позиционирования товара. Возможности товара на рынке. Товар, потребитель и направления изучения рынка. Влияния рынка на цену товара. Потребитель, клиент и цена товара. Направления изучения рекламы. Конкурентная среда: изучение конкурентов. Семинар: Позиционирование товара на рынке Тема 8. Особенности сибирского и алтайского рынка Складывание товарного производства. Индустриализация сибирской экономики. Сельскохозяйственный и промышленный рынки Алтая. Проблемы развития рыночных отношений. Семинар: Особенности сибирского и алтайского рынка Тема 9. Маркетинговые исследования: тенденции развития экономических отношений Влияние макроэкономической ситуации на маркетинг предприятия. Перспективы развития. Семинар: Маркетинговые исследования: тенденции развития экономических отношений Примерные вопросы к экзамену
ЛитератураОсновная литература1. Авен О.И., Архипов В.И. Оперативное регулирование производственных запасов в условиях оптовой торговли. М., 1991.2. Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг: Введение в фондовые операции. М., 1991. 3. Афонцев С.А. Влияние эндогенных механизмов тарифной политики на структуру импортных потоков в России: Научный доклад. М., 2002. 4. Белялов А.З. Правовые и экономические основы биржевой торговли и брокерской деятельности. М., 1992. 5. Бревнов А.А. Маркетинг малого предприятия. Киев, 1998. 6. Василишен Э.Н., Маршавина Л.Я. Механизм регулирования деятельности коммерческих банков России на макро и микроэкономическом уровне. М., 1999. 7. Васильев Г.И., Галанов С.С. Кредитование внешнеэкономической деятельности в новых условиях хозяйствования. М., 1990. 8. Гантер Барри. Типы потребителей: введение в психографику. СПб., 2001. 9. Грошак Е.В. Информационное обеспечение оценки объектов рынка жилой недвижимости: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Красноярск, 2003. 10. Демин А.А. Фирма: испытание рынком. СПб., 1994. 11. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: рабочая книга менеджера. СПб., 1997. 12. Иванченко Б.В. Мерчендайзинг: искусство продавать: школа прибыльной торговли. Ростов-на-Дону, 2003. 13. Илимский Я. Сибирскакя кредитная кооперация и Московский Народный Банк. М., 1917. 14. Интеграционные связи Сибири и их транспортное обеспечение. Новосибирск, 1991. 15. Козменко Н.Н. Рынок и предприятие. М., 1992. 16. Компьютерное моделирование социально-политических процессов. М., 1994. 17. Куликова Л.И. Маркетинговые коммуникации на рынке сотовой связи: Автореф. дис. … канд. эконом. наук. Новосибирск, 2000. 18. Майоров С.И. Информационный бизнес: коммерческое распространение и маркетинг: финансы и маркетинг. М., 1993. 19. Положение о службе маркетинга предприятия (метод. рекомендации). Барнаул, 1993. 20. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М., 2002. 21. Родионенков П.А. Затраты и результаты производственных исследований и разработок. Л., 1986. 22. Уткин Э.А. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков. М., 1996. 23. Хифик Роббер Д., Джексон Ральф В. Торговля и менеджмент продаж. М., 1996. 24. Шлыков В.В. Комплексное обеспечение экономической безопасности предприятия. СПб., 1999. Дополнительная литература1. Аунапу Э. Нестандартный подход к кризису // Алт. Правда. 1997. 14 окт. 2. Белокурихинская лечебно-оздоровительная местность; Администрация Алт. Края, Алт. Регион. Отд-ние Рос. Экол. Акад., НИИ горн. Природопользования. Барнаул: Изд-во НИИ ГП, 1997. 154. 3. Берсенев Е. Земля, “банкроты” и воры // Веч. Барнаул. 1997. 30 окт. 4. Берсенев Е. Ноябрь. Время проводить выставки // Веч. Барнаул. 1997. 6 ноября. 5. Васильева О. Нива “Алтайской ярмарки”: от идеи до бизнеса // Веч. Барнаул. 1997. 18 ноября. 6. Ввоз и вывоз продукции производственно-технического назначения за 1996 год. Барнаул, 1997. 7. Марчук В. Выставка о двух крыльях // Алтайская неделя. 1997. 20-26 ноябр. 8. Осина Г.И. Социально-экономическое положение и рынок труда (1991–1996 гг.) (в Тальменском районе) // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры: Материалы краев. научн.-практ. и метод. конф. Тальменка, 1997. С. 238–240. 9. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций края за 1996 год: Алт. краев. ком. гос. статистики. Барнаул, 1997. 10. Савин А. Восемь процентов жителей России перешли в средний класс: (Покупательск. способность населения) // Известия. 1997. 25 окт. 11. Старухин С.А. Экономическая реформа в Тальменском районе (1990–1996 гг.) // Нижнее Причумышье: Очерки истории и культуры: Материалы краев. научн.-практ. конф. Тальменка, 1997. С. 235–237. 12. О проведении мероприятий в связи с изменением нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен: Постановление администрации края от 13.10.97. № 601 // Алт. правда. 1997. 31 окт. 13. Об итогах трудового соревнования районов, хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности агропромышленного комплекса Алтайского края по состоянию на 1 ноября 1997 года: Постановление администрации края // Алт. правда. 1997. 18 ноября. 14. Об утверждении цен и тарифов на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен осуществляется администрацией края: Постановление администрации края от 01.12.97. № 695 // Алт. правда. 1997. 26 дек. 15. О внесении дополнений в закон Алтайского края “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Алтайского края” // Алт. правда. 1997. 26 дек. 16. О сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в Алтайском крае // Алт. правда. 1997. 31 окт. Примерные темы докладов
Примерные темы рефератов
Алтайский филиал федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный университет культуры и искусств Кафедра экономики и менеджмента УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Маркетинговые исследования Планы семинарских занятий Барнаул 2009 Введение Маркетинговые исследования на предприятии с расширением рыночных отношений в Алтайском крае приобретают большое значение. Полученные в процессе исследования данные позволяют пополнить общетеоретические знания. Такие исследования конечно же представляют не только научно-теоретическую, но в большей части практическую деятельность. Маркетинговые исследования ставят задачи, которые необходимо решить для увеличения производительности и рентабельности предприятия. Правильное проведение всех этапов исследования позволяет снизить маркетинговый риск и предотвратить кризис на предприятии. Маркетинговый отдел фирмы непосредственно работает с субъектами рыночных отношений, выявляя рыночные тенденции, что позволяет снижать издержки производства, увеличивать объемы производства и продаж. Выполняя работу, студенты смогут развить способность оперативно и творчески решать проблемные задачи предприятия на рынке. Использование математических и других методов исследования сформируют профессиональные навыки менеджера. Четкая последовательность маркетинговых исследований отразится в логике мышления будущего специалиста. Студенты должны уяснить специфику проблематики маркетинговых исследований предприятия, усвоить многообразие применяемых методов исследования, находить оптимальные, эффективные способы изучения потребителя, конкурентной среды и т.д. Студенты должны уметь представлять результаты исследования рынка и давать рекомендации. Успешно выполнить данную работу позволит актуализация знаний по предметам: “маркетинг”, “менеджмент”, “логистика” и т.д. Семинары проводятся в форме круглого стола, лабораторных и практических работ. Знания проверяются на индивидуальных собеседованиях и экзамене. Семинар № 1. Тема: Введение в предмет “Маркетинговые исследования”
Указания к семинару: Сформулируйте проблему маркетинговой ситуации, сложившейся у предприятия на рынке. Поставьте цели, которые вы должны достичь в процессе маркетинговых исследований. Выдвинете гипотезу, в которой может быть показан возможный путь достижения цели. Затем обоснуйте потребность в проведении маркетинговых исследований. Покажите объем необходимых затрат на проведение исследования. Опишите ожидаемые результаты вашей работы. Определите источники поступления информации для исследования, а также ее достоверность и объективность. Комплексный подход к подбору и изучению маркетинговой информации позволит получить более достоверные и содержательные результаты. Результаты оформите четко, ясно и содержательно в виде графиков и диаграмм. Приготовьтесь рассказать аудитории о ходе исследования, о трудностях, которые вы встретили, об итогах. Особо продумайте тезисы своего выступления и выводы, которые вы выносите на обсуждение. Маркетинговые исследования заканчиваются рекомендациями, которые вы можете дать на основе полученных данных производственному, финансовому отделам. Рекомендации должны быть обоснованными, доказательными и соответствовать задачам, целям исследования. Литература:
Семинар № 2. Тема: Организация, планирование и прогнозирование маркетинговых исследований
Указания к семинару: Прежде чем приступить к исследованию предварительно составьте план маркетинговой деятельности предприятия, прогнозы развития рыночных тенденций и мероприятия, которые будут проводиться маркетинговым отделом. Рекомендуется с этой целью составить календарно-тематический план. Важно иметь альтернативный вариант, который будет использован в случае не осуществления прежних планов. Определите методы и способы организации и контроля маркетинговых исследований. Посмотрите таблицу целей маркетинговых исследований в учебнике Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. М., 2003. С. 90–91. Литература:
Семинар № 3.Тема: Методы исследования
Указания к семинару: Методы должны наиболее последовательно, быстро приводить к цели, к решению задач. Рекомендуемые методы сбора и обработки данных смотрите ниже. Наблюдение, описание, предположение, обоснование и проверка являются основными этапами кабинетных исследований. Возможно составление графика выполнения исследования или сценария, где бы расписывались по часам и дням запланированные мероприятия. Могут быть использованы дневник, таблица наблюдения. Подготовьте необходимое оборудование, инструкции для выполнения исследования. Экономико-математические методы исследования применяются с целью моделирования ситуации, установления причинно-следственных связей, прогнозирования будущего состояния. Необходимо создать модель, которая бы всесторонне воспроизводила поведение объекта исследования и охватывала бы все наиболее существенные факторы. Анализ временных рядов направлен на выявление трех видов закономерностей изменения данных: трендов, цикличности и сезонности. Рекомендуется определить логическую структуру и схему эксперимента. Обязательно на заключительном этапе составьте отчет о проведении эксперимента. Убедитесь в правомерности распространения выводов экспериментов на реальные условия. Литература:
Семинар № 4. Тема: Исследование рыночных каналов и сегментов рынка
Указания к семинару: Составьте перечень вопросов, на которые вы должны ответить, анализируя внешнюю среду. Очертите круг основных задач и проблем маркетинговых исследований рынка. Спроектируйте свою деятельность по изучению каналов товародвижения, рыночной доли и т.д. Литература:
Семинар № 5. Тема: Формирование и развитие отечественного рынка: прошлое и настоящее
Указания к семинару: Вспомните правила экономического районирования. Сравните развитие рыночных отношений в Европе и в России. Подумайте о специфике национального рынка. Литература:
Семинар № 6. Тема: Изучение спроса и потребителя
Указания к семинару: Личностные, культурные, социальные и психологические факторы определяют поведение потребителя. Важнейшие направления изучения потребителя. Изучение удовлетворенности потребителя, отношение потребителя к определенной марке товара. Изучения поведения потребителей при о после покупки. Литература:
Семинар № 7. Тема: Позиционирование товара на рынке
Указания к семинару: Оформите проблемную ситуацию, сделайте анализ внешней среды предприятия, которая непосредственно касается сложившейся проблемы. Какие проблемы на рынке предприятие должно решить? Какие методы вы используете для исследования рыночной доли, конкурентного преимущества и т.д.? Какие мероприятия планируете провести в процессе исследования? Определите факторы успеха нового товара. Выделите факторы ценообразования. Уточните методы изучения рекламной деятельности предприятия. Литература:
Семинар № 8. Тема: Особенности сибирского и алтайского рынка
Указания к семинару: Проанализируйте периодическую печать Алтайского края и в малых группах обсудить специфику, проблемы и методы управления рынком Алтайского края. Такой способ достижения цели сформирует навык сотрудничества. Вклад каждого члена группы покажет значимость индивидуального и ситуационного подхода в решении маркетинговых задач. Рекомендуется написать эссе “Алтайский рынок: настоящее и будущее”. Литература:
Семинар № 9. Тема: Маркетинговые исследования: тенденции развития экономических отношений
Указания к семинару: В малой группе, состоящей из 3–4 чел., составьте доклад о тенденциях развития рынка, о работе предприятия на рынке и вашем представлении о рыночных отношениях. При этом рекомендуется использовать периодическую печать, статистические сборники, отраслевые справочники. Посмотрите сводную таблицу “Процедура маркетинговых исследований” в учебнике Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. М., 2003. С. 59. Литература:
Словарь терминов Банк методов – это составляющая подсистемы анализа маркетинговой информации, представляющая собой набор совокупность современных методик обработки информации, позволяющих производить арифметические операции, графическую обработку, статистическую обработку в рамках подборки данных и устанавливать степень их статистической надежности. Источники вторичной информации – это носители или субъекты маркетинговой среды, предоставляющие информацию об объекте исследования в обработанном виде, предназначенном для других целей изучения объекта. Квотированная выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: структура выборки строится по аналогии с распределением определенных признаков в генеральной совокупности; от каждой группы генеральной совокупности отбираются участники исследования, количество которых пропорционально представительству группы в генеральной совокупности. Контент-анализ – формализованный метод сбора данных из вторичных источников и качественно-количественного анализа их содержания, выявляющий и регистрирующий в содержании материалов определенные смысловые категории. Кластерная выборка – это выборка, составленная в соответствии со следующей процедурой отбора единиц: генеральная совокупность делится на идентичные группы (гнезда, клумбы или кластеры), из которых случайным образом отбираются несколько для сплошного обследования (одноступенчатый подход). Возможен и двухступенчатый подход. Маркетинговые исследования – это процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой. Маркетинговая информационная система – это совокупность постоянно функционирующих приемов и ресурсов для сбора, классификации, анализа, оценки и распространения актуальной информации с целью ее использования для принятия эффективных маркетинговых решения. Проблема – это несоответствие текущего состояния желаемому, т.е. своеобразное расхождение между тем, что фирма хотела бы видеть к определенному моменту, и тем, что в действительности происходит. Проблема может быть расценена как препятствие на пути достижения маркетинговых целей. Процедура маркетингового исследования – это совокупность последовательных этапов исследовательской деятельности, начиная с постановки задач маркетингового исследования, через составления и осуществления программы, плана, проекта исследования, заканчивая обработкой и анализом его результатов. Сетевой график – это графическое отображение последовательности действий в рамках маркетингового исследования с целью упорядочения логики выполнения отдельных процедур и контроля сроков их выполнения. Фокусирование (фокус-группа) – это форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей. Формулировка задач исследования – это определение структуры информации, необходимой для решения проблемы, и требований к ней. На этой стадии формализуются потребность в дополнительной информации в виде конкретных параметров или показателей, которые и должны быть измерены в ходе исследования. Шкалирование – это процесс построения шкалы, некоторый алгоритм, согласно которому каждый объект системы обозначается соответствующим числом. |
Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Технология управления работой станций и узлов ... | ||
Учебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских... Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение... | Учебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс 080102 Мировая экономика Москва 2009... Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые переговоры» составлен в соответствии с требованиями примерной программы по дисциплине... | ||
Учебно-методический комплекс Москва 2013 Учебно-научная серия «Библиотека... Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: Макс пресс, 2013. — 95 c | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов |