Скачать 75.17 Kb.
|
Комитет администрации г. Бийска по образованию МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» А.Т. Черемисина МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ «Индивидуальная работа с учащимися на уроках математики» г. Бийск 2005 г. В детстве каждый ребенок обладает неисчерпаемыми возможностями для всестороннего и интенсивного развития. Он с легкостью постигает язык окружающего его мира, свободно впитывает в себя колоссальную информацию. Мы не удивляемся, когда читаем о том, что грудных детей учат плавать, что ребенок различает буквы до того, как научится говорить, что дошкольники успешно овладевают основами геометрии, а младшие школьники – началами черчения и электротехники. Возможности индивидуального и возрастного развития детей поистине поразительны. И эти природные безграничные возможности ребенка – важнейшее основание для активного развития его индивидуальности. Основным выражением индивидуальности взрослого человека являются его дарования и способности, творческое мышления, жизненная позиция, опыт деятельности и отношений; важнейшее проявление индивидуальности ребенка – восприимчивость к обучению и воспитанию. Педагоги часто замечают, что одинаковые воспитательные меры на одних учащихся оказывают благородное влияние, на других действуют слабо, а иногда даже и отрицательно. Это зависит не только от педагога, но и от активности самого ребенка, его заинтересованности в результатах обучения и воспитания, от уровня его общего развития и воспитанности, психического состояния в данный момент. Стимулирование волевых усилий, направленных на достижение качественных показателей в учении, начинается с индивидуальных консультаций и применения следующих приемов работы. Мобилизация внутренних сил на выполнение задания. Перед учеником раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него, перспективы его усилий. Активизация целевой установки. Поставленную учеником цель следует глубже мотивировать, а затем разработать с ним правила повседневного эффективного труда (начатое дело доводить до конца, не браться за несколько дел сразу, прилежно выполнять любую работу, анализировать ошибки, переделывать неудачно выполненную работу). Одобрение первых успехов. Учитель несколько завышает оценку положительных результатов деятельности ученика с тем, чтобы у него возникло желание совершенствовать выработанные навыки учения и труда. Щажение самолюбия. Ученики с проявлениями лености очень болезненно реагируют на обнаружение их недостатка перед другими. Они отнюдь не равнодушны к своим неудачам, как это принято считать, напротив, они осознают и очень тяжело переживают то, что из-за недостатка воли не могут добиться успеха на в одной области. Они остро нуждаются в повседневной помощи взрослых, но если вместо нее выслушивают упреки и наставления, то постепенно озлобляются, отказываются делать то, что не получается. Целесообразно поэтому давать таким ученикам специальные задания, опрашивать их отдельно, сообщая классу только положительные результаты до тех пор, пока ученик не почувствует уверенности в своих силах. Предупреждение ошибок путем стимулирования самоконтроля. Используя этот прием, учитель стремится помочь ребенку разобраться в его ошибках, предупредить их: «Подумай, прочитай вот это правило. Ошибка здесь. Постарайся ее не повторять в следующий раз». На каждом этапе урока большое значение я придаю организации самостоятельной работы учащихся, учитывая, что главная задача – научить их на основе усвоения определенных фактов их разделов программы по математике добывать новые знания и закреплять старые. Планируя самостоятельную работу, я намечаю задания для учащихся в соответствии с их уровнем знаний, умений и навыков, определяю меру руководства индивидуальной работой учащихся. В планах намечаю перспективу работы как с отдельными учащимися, так и с группами, определяю цель работы, ее содержание и методику. Овладение приемами самостоятельной работы у учащихся происходит успешнее, если необходимую помощь от учителя они получают в письменном виде. Виды инструктажа:
При сообщении домашних заданий слабо успевающим учащимся предлагаю найти параграф учебника, ознакомиться с текстом задачи, задать вопросы; обращаю их внимание на важные и трудные моменты, рекомендую последовательность выполнения домашнего задания. Общеизвестно, что одной из самых больших трудностей при изучении математики является то, что каждая новая тема опирается на обширный ранее изученный материал и незнание некоторых вопросов, даже весьма частных, влечет за собой непонимание нового материала. поэтому перед изучением темы важно проанализировать, что должны знать и уметь учащиеся. Полезно дать каждому задание на повторение материала, причем задание должно содержать не только теоретический материал, но и задачи. Виды дифференцированных заданий по математике 1) Задания с алгоритмическими предписаниями«Под алгоритмом обычно понимают точное общепринятое предписание о выполнении в определенной (в каждом конкретном случае) последовательности элементарных операций (из некоторой системы таких операций) для решения любой из задач, принадлежащих некоторому классу (или типу)»1. Основные черты, характеризующие алгоритм:
Задание. Решить уравнение: х3 + 3х (х – 8) = 2х (3 – х + 0,5х2) + 1
2) Задания с сопутствующими указаниями, инструкциямиВ этих заданиях даются указания и советы частичного характера, определяющие выбор способа действия, активизирующие внимание на центральном звене задания. Задание. Найти производную сложной функции: у = (2х – 1)3 Решение:
3) Задания с выбором ответаЭто такие задания, в которых предлагается пример или задача и варианты ответов. Учащийся выбирает тот ответ, который, по его мнению, соответствует данному заданию. Задание. Координаты точки пересечения графика функции с осью ординат равны:
4) Задания с применением классификацииК данному виду можно отнести задания, в которых учащемуся нужно по ряду признаков отнести пример или задачу к определенному классу. Задание. Выписать уравнения, решаемые способом приведения к общему основанию, и решить их: 25х = 42х+1 3х+2 + 3х+1 + 3х = 39 32х – 10 . 3х + 9 = 0 23х – 0,5 = 0 13х = 1 53х = 25х+0,5 8х = 4х-1 4х – 5 . 2х – 24 = 0 5) Задания с выполнением некоторой их частиУчащимся предлагается задание (содержит готовое решение некоторых действий), решение которого нужно закончить. В готовом виде даются те части решения, которые представляют на определенной ступени трудность для учащихся. Задание. Отрезок MN, равный 12см,расположен вне плоскости . Концы отрезка отстоят от плоскости на расстоянии MM1 = 14 см, NN1 = 20 см. Найти угол между MN и плоскостью . Решение. Проведем M1K || MN. KM1 N1 – искомый. 6) Задания с образцом выполненияДля усвоения приема решения показательных уравнений сведением их к квадратным могут быть предложены задания с развернутым образцом решения. Задание. Решить уравнение 4х + 3 . 2х – 4 = 0 . Образец решения уравнения 2 . 2х + 4х = 80 .
Ответ: х = 3. 7) Задания с вспомогательными вопросамиДидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые для нахождения способа решения данного задания или побудить внимание учащегося мыслить в нужном направлении. Задание. Доказать признак параллельности прямой и плоскости. Вопросы к доказательству:
Литература
1 Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966. |
Уроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики | Уроках математики Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики | ||
Уроках математики Учителя начальных классов Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением... | Уроках математики в 5 и 6 классах Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому... | ||
Уроках математики в 5 классе Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе | Уроках математики Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали... | ||
Уроках математики и во внеурочное время Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время" | Уроках математики Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми... | ||
О гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт... Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14 | «Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой... Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных... | ||
Уроках математики, способствующих развитию критического мышления... И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому... | План работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования... | ||
Формирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:... Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов | «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных... Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории | ||
Уроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010» | Уроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие.... Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области» |