Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО: Директор МБОУ «Данауровская
начальная школа — детский сад»:
________Л.И.Корнилова _________С.И.Мулеева
Программа
«Малышкина школа»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В постановлении Правительства РФ «О Концепции модернизации российского образования за период до 2010 года» особое внимание уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания, обеспечения условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышению уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
За последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учится и достижения при этом высокого уровня знаний, умений и навыков.
Однако одной из самых острых оказалась проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием. Дошкольные учреждения целенаправленно готовят детей к обучению в школе.
Но в нашем обществе за последние годы наметились две отрицательные тенденции:
Сокращение дошкольных учреждений, что приводит к сокращению численности детей, посещающих детский сад.
Социальное расслоение общества привело к возникновению социально – незащищённой группы населения, дети не посещают детские сады из-за высокой оплаты.
Количество детей, посещающих дошкольные учреждения, сократилось, что привело к возникновению трудностей и проблем при их обучении в начальной школе.
Следовательно, создание системы подготовки детей к обучению в школе, ориентированной на выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников становится для школы стратегической задачей. Основные цели программы: осуществление подготовки дошкольников как части общей готовности к обучению в общеобразовательной школе;
развитие умственных способностей детей как необходимого условия полноценного возрастного развития личности ребенка, его индивидуальных, творческих способностей, интеллекта.
Задачи программы: сформировать у дошкольников необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;
формирование устной и письменной математической речи.
Задачи развития: Развитие личности ребенка, его дарований и способностей путем самостоятельного решения творческих и других задач;
Развитие интеллекта через формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
Развитие основных познавательных процессов (внимание, восприятие, мышление, память, воображение) в процессе овладения содержанием учебного материала по предмету «математика»;
Развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника, его мотивационной сферы;
Развитие произвольного поведения через коррекционные и развивающие упражнения на произвольную сферу;
Развитие коммуникативных способностей детей посредством групповых игр;
Развитие крупной и мелкой моторики через систему соответствующих игр и упражнений;
Развитие творческих способностей, образного мышления;
Развитие математической речи; умения высказывать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитания: Воспитание гуманистической направленности поведения;
Воспитание доброжелательного, отзывчивого, тактичного отношения к взрослым и сверстникам;
Воспитание культуры общения.
Личностная готовность- формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции «школьника». А также развитие качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителями.
Интеллектуальная готовность- формирование дифференцированного восприятия, аналитического мышления, логического запоминания, интерес к знаниям, тонких движений руки и зрительно- двигательной координации.
Специальная готовность- формирование навыков письма, чтения, счёта.
Соответственно, на каждом занятии решается комплекс задач, направленный на развитие:
- произвольной ассоциативной памяти (зрительной, слуховой, тактильной, моторной);
- произвольного и непроизвольного внимания;
- повышения культуры мышления (умение анализировать, обобщать, сравнивать);
- творческого воображения;
- мелкой моторики рук и укрепление соматического и психического здоровья;
- формирование позитивной мотивации.
Тематический план уроков развития речи,
звуковой культуры и подготовки к обучению грамоте
Тема урока
| Содержание уроков
| Урок №1, №2
Знакомство с детьми.
Правила поведения на уроках.
Объединение группы предметов общим понятием.
Понятие «слово».
| Основные правила поведения учеников на уроках. Объединение группы предметов общим понятием. Дать понятие «слова» на конкретных примерах: Слова мы произносим, слышим. Разучивание чистоговорки.
| Урок №3, №4
Составление рассказов по серии картинок.
Установление причинно-следственных связей.
Развитие фонематического слуха
| Название города, в котором мы живем. Мой адрес. Игра «Парочки». Запоминание и воспроизведение 10 слов. Составление рассказа по серии картин. Игра в слова и звуки. Выделение заданного звука в словах. Разучивание чистоговорки.
| Урок №5, №6
Установление последовательности и количества звуков в слове, их дифференциация.
Установление логических связей в парах рисунков.
| Знакомство и работа со звуковой линейкой. Определение последовательности звуков в словах с помощью звуковой линейки. Игра «парочки» - установление логически связанных пар. Разучивание чистоговорки.
| Урок №7,№8
Упражнение в определении последовательности о количестве звуков в предложенных словах.
Работа со словами, различающимися одним звуком.
Составление рассказов по серии картин.
| Определение количества звуков и их последовательность в словах «мышка» и «мишка». Определение различающихся звуков в этих словах. Образование новых слов путем изменения одного звука: кот – рот, кот – кит, кот – кол, рак – мак – лак, дуб – зуб.
Игра «Что было раньше, что потом».
Игра «Кто кем будет».
Разучивание чистоговорки.
| Урок №9, №10
Составление рассказа по впечатлениям.
Подбор слов с противоположным значением.
Звуковой анализ слова.
| Составление рассказов о состоянии погоды в течении дня. Игра «Волшебник» - составление имен по первым звукам предложенных слов. Звуковой анализ слова «пила». Разучивание чистоговорки.
| Урок №11
Деление слова на слоги
Определение количества слогов в слове.
| Игра «назови лишний предмет». Деление слова на слоги и определение их количества в слове. Разучивание чистоговорки.
| Урок №12
Звуковой анализ слова
| Игра «Профессия». Звуковой анализ слова врач». Разучивание чистоговорки.
| Урок №13,№14
Составление рассказа по данному началу
| Сочинение продолжения сказки по предложенному началу. Подбор слов по первому предлогу: го-ра, го-ло-ва, го-лубь, го-лу-бая и т.д. Звуковой анализ слова «банан».
| Урок №15
Звуковая культура речи
| Называние времен года в правильной последовательности. Игра «Что общего» - нахождение общего признака в паре предметов. Звуковой анализ слова «зонт». Разучивание чистоговорки.
| Урок №16, №17
Обучение пересказыванию
| Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат». Разучивание чистоговорки.
| Тематический план уроков по формированию элементарных математических представлений
Тема урока
| Основные понятия, формируемые на уроке
| Урок №1, №2
Пространственная ориентация, счет предметов в пределах 5, знакомство с цифрами 1,2.
| Левая, правая рука; левая, правая сторона, слева, справа.
Устный счет в пределах 5, соотношение счета с количеством предметов.
Знакомство с цифрами 1,2, уметь конструировать их из проволоки.
| Урок №3, №4
Ориентирование на плоскости. Знакомство с образованием чисел 3,4. Знакомство с числами 3,4.
| Знакомство с понятием: «лист», «страница», углы – верхний правый, верхний левый, центр.
Знать и называть расположение предметов на плоскости.
Образование чисел 3,4 и знакомство с цифрами 3,4. Конструирование их из проволоки.
| Урок №5, №6
Установление соотношения между двумя множествами: «меньше», «больше», «равно». Знакомство с образованием чисел 5,6 и цифрами 5,6.
| Знать разные способы сравнения двух групп предметов, (уст.пар, соединение линиями в пары). Знать способы уравнения множеств. Познакомить со способами образования чисел 5,6 и цифрами их обозначающими. Конструирование этих чисел из проволоки.
| Урок №7,№8
Установление соотношения между предметами: выше – ниже, длиннее – короче, уже – шире; образование чисел 7,8; цифры 7,8.
| Сравнение предметов по признакам: выше – ниже, длиннее – короче, уже – шире с помощью приемов наложения предметов друг на друга и с использованием одинаковой мерки. Образование чисел 7,8, обозначение их цифрами 7,8. Конструирование их из проволоки.
| Урок №9, №10
Закрепление умения устанавливать соотношения между множествами, умения их уравнивать. Образование чисел 9,10 и цифрой 9 и записью числа 10.
| Самостоятельное установление соотношений между понятиями «меньше», «больше», «равно».
Уравнение множеств двумя способами: прибавление к меньшему множеству недостающих элементов или удаление из большего множества лишних элементов. Образование чисел 9,10. Конструирование из проволоки цифры 9. А как сделать число 10? Необходимо сделать цифры 1 и 0.
| Урок №11
Знакомство с числовым рядом, счёт чисел в прямом и обратном порядке. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал.
| Визуальное знакомство с плоскостными геометрическими фигурами: квадрат, круг. Их различие.
Знакомство с прямоугольником на основе сравнения с квадратом (наложением), сравнением круга и овала (наложением).
Составление «числовой лесенки».
Счет в прямом и обратном порядке.
| Урок №12
Знакомство с понятием «арифметическая задача». Обучение детей составлению задач на сложение. Закрепление знаний о геометрических фигурах. Закрепление счёта.
| Знакомство с понятием задач на примере решения конкретных задач. В задаче всегда о чем-то спрашивают. Решить задачу – ответить на вопрос задачи.
Выполнение заданий, связанных с рисованием геометрических фигур в определенном порядке.
Умение называть числа, расположенные до и после названного числа.
| Урок №13,№14
Знакомство со структурой задачи: условие, вопрос. Учить составлять задачи по предложенному сюжету и числам.
| Знакомство со структурой задачи при решении конкретных задач. То, о чем говорится в задаче – условие. То, о чём надо узнать – это вопрос. Придумывание и составление детьми задач по разыгранным сюжетам. Закрепление умения различать и называть геометрические фигуры. Находить в окружающей обстановке похожие на них предметы.
| Урок №15
Составление и решение задач. Уметь решать нестандартные задачи. Соотношение множества, числа, цифры.
| Решение задач – шуток. Составление детьми самостоятельно задач по предложенным сюжетным рисункам.
«Лото» - к каждой картинке – соответствующую цифру.
| Урок №16, №17
Решение задач, воспринятых на слух. Решение задач на логическое мышление
| Решение задач, стихов, воспринятых на слух.
Решение логических задач.
| Тематический план уроков по развитию начальных графических навыков, правильной постановки руки, развитию мелкой моторики рук
Тема урока
| Основные понятия, формируемые на уроке
| Урок № 1, 2.
Развивать волевую саморегуляцию, внимание. Научить правильно, держать карандаш в руке. Письмо прямых и наклонных параллельных линий. Изготовление оригами «собачка».
|
Соединение рисунка «дождь» но точкам – прорисовывание параллельных линий. Упражнение для пальчиков – пальчиковая игра «Весёлые пальчики». Работа с карандашом в тетради – прописывание наклонных и прямых параллельных линий.
| Урок № 3, 4.
Развитие согласованной работы зрения и рук. Знакомство с понятием рабочая строка, верхняя, нижняя линия.
|
Пальчиковая игра «Весёлые пальчики». Прописывание узора из безотрывных зигзагообразных линий («волны»). Сверка с образцом. Рисование по точкам. Обведи и раскрась, не выходя за контур. Оригами («кот»). Знакомство с рабочей строкой, её верхней и нижней линией. Прописывание наклонных линий с закруглением.
| Урок № 5,6.
Развитие внимания, мелкой моторики, аккуратности, выработка умений работать на рабочей строке.
|
Выполнение параллельной штриховки в рисунке. Пальчиковая игра «Домик». Прописывание геометрического узора безотрывно («флажки», «лесенка»). Оригами «Ворон». Работа на рабочей строке – письмо линий с закруглениями вверху и внизу.
| Урок № 7, 8.
Развитие способностей длительное время удерживать внимание. Воспитывать усидчивость и аккуратность при работе в тетради.
|
Штриховка рисунка параллельными линиями. Пальчиковая игра «Грибы». Рисование окружностей - против часовой стрелки. Оригами «Лисичка». Прописывание овалов на рабочей строке.
| Урок № 9, 10.
Развитие способности длительное время удерживать внимание, тренировать мелкую моторику.
|
Штриховка рисунка округлыми линиями, не наезжая друг на друга. Игра «Весёлые пальчики». Оригами «Соловей». Прописывание в рабочей строке наклонных линий без отрыва.
| Урок № 11.
Развитие навыков самоконтроля, умение действовать по образцу, развитие пространственной ориентации.
|
Закрашивание рисунка по спирали: «Как клубок наматываем». Пальчиковая игра «Утро». Прописывание узоров («домики», «горки», которые отражается в воде). Оригами «Самолет». Прописывание в рабочих строках безотрывных линий по образцу.
| Урок № 12.
Развивать навыки самоконтроля, умение действовать по образцу, развивать пространственную ориентацию.
|
Выполнение штриховки слева направо горизонтальными линиями. Пальчиковая игра «Братья». Оригами «Курочка».
| Урок № 13, 14.
Развитие мышечной силы пальчиков, внимания и пространственной ориентации.
|
Штрихование рисунка по контуру вертикальными линиями. Повтор и рисование по образцу. Пальчиковая игра «зайчик». Прописывание наклонных линий с петлёй. Оригами «треуголка».
| Урок № 15, 16.
Развитие мышечной силы пальчиков, координированность действий зрения и руки.
|
Штрихование рисунка наклонными линиями с одинаковыми промежутками. «Продолжи узор» - самостоятельно, по предложенному образцу продолжить узор. Пальчиковая игра «Сон». Прописывание в рабочей строке узоров. Оригами «дерево».
| Урок № 17.
Развитие самостоятельности, умения выполнять действия по инструктажу.
|
Обведение по пунктирам рисунка леса, цветов.
Самостоятельная работа тетради. Оригами «тюльпан».
| |