«Респираторные аллергозы»





Скачать 154.08 Kb.
Название«Респираторные аллергозы»
Дата публикации22.10.2014
Размер154.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Кафедра детских болезней с курсом ПО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ № 5

к внеаудиторной (самостоятельной) работе
по дисциплине «Детские болезни»

для специальности 060103 Педиатрия (очная форма обучения)
ТЕМА: «Респираторные аллергозы»

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № 3 от 27 октября 2011 г.
Заведующий кафедрой

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
Составители:

д.м.н., профессор _________________________________________ Ильенкова Н.А.
к.м.н., ассистент _________________________________________ Чикунов В.В.
Красноярск

2012
1.ТЕМА: Респираторные аллергозы

2.Формы работы

• Подготовка к практическому занятию

• Курация больных

• Дежурство в отделении больницы

• Участие в разработках архивного материала и его анализ

• Участие в клинических конференциях

• Разработка диагностических и лечебных алгоритмов, таблиц

• Решение стандартных типовых и нетиповых задач

• Подготовка рефератов по пульмонологии и аллергологии

• Подготовка материалов по УИРС

• Работа в СНО

З. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия.

• Дайте определение РА.

• Что лежит в основе развития аллергических заболеваний?

• Какие причины способствую развитию РА?

• Назовите современную классификацию РА?

• Охарактеризуйте механизм развития РА.

• Назовите диагностические критерии РА

• Перечислите диагностические мероприятия при РА.

  • Принципы современной терапии РА.

4. Перечень практических умений по изучаемой теме.

• Собрать анамнез болезни и жизни ребенка, генеологический анамнез.

• Оценить состояние больного на момент осмотра, наличие или отсутствие ДН, ее степень, необходимость оказания неотложной помощи.. (• Выявить наличие симптомов атопической конституции.

• Исследовать состояние носоглотки.

• Провести осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию грудной клетки.

  • Назначить обследование больного

• Оценить график пикфлоуметрии, спирограмму, результаты кожных аллергологических проб, иммунологических исследований (общий и специфический Ig Е, иммунограмма), цитологических исследований.

  • Обосновать и поставить диагноз, сформулировав его в соответствии с

общепринятой классификацией.

• Определить тяжесть течения заболевания и тяжесть обострения.

• Выписать в рецептах лекарственные средства, используемые в лечении РА.

• Провести ингаляцию бронхолитика через небулайзер, ингаляцию дозированного аэрозоля через спейсер, впрыскивание спрея для назального применения.

• Освоить основы этико-психологических приемов контакта врача- педиатра с больным ребенком и его родителями.

5. Рекомендации по выполнению УИРС

• Составить дифференциально-диагностическую таблицу РА с другими заболеваниями

• Составить алгоритм базисной терапии аллергического ринита (АР) и бронхиальной астмы (БА) в зависимости от тяжести течения заболевания

• Составить алгоритм лечения приступа БА в зависимости от тяжести приступа и обострения.

• Написать рефераты: «Клиническая характеристика и алгоритмы диагностики и лечения респираторных аллергозов у детей», «Современные подходы к лечению и диагностике аллергических ринитов и риносинуситов у детей», « клинические формы поллинозов у детей и особенности лечебной тактики».

6. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
ТЕСТЫ по теме «Респираторные аллергозы.»

Укажите все правильные ответы
1. Экзоаллергенами являются

А) бактерии

Б) вирусы

В) простейшие

Г) домашняя пыль

Д) собственные повреждения ткани

Е) амброзия

Ж) шоколад
2. Стадиями аллергических реакций в сенсибилизированном организме являются

А)иммунологическая

Б)иммунопатологическая

В)патохимическая

Г) физиологическая

Д) патофизиологическая
Укажите один правильный ответ

3.Иммунологической стадии аллергической реакции соответствует

а) повреждение тканей

б) потеря калия в) накопление белка

г) высвобождение медиаторов аллергии

д) выделение оксалатов

е) взаимодействие аллергена с антителом
4.Патохимической стадии аллергической реакции соответствует

а) повреждение тканей

б) потеря калия

в) накопление белка

г) высвобождение медиатора аллергии

д) выделение оксалатов

е) взаимодействие аллергена с антителом
5. Патофизиологической стадии аллергической реакции соответствует

а) повреждение тканей

б) потеря калия

в) накопление белка

г) высвобождение медиатора аллергии

д) выделение оксалатов

е) взаимодействие аллергена с антителом
Укажите все правильные ответы

6. Гиперреактивность бронхов наблюдается при

а) блокаде бета-2-адренорецепторов

б) блокаде альфа-адренорецепторов

в) гипоксии

г) пассивном курении

7. В качестве базисного (длительного) лечения при среднетяжелом течении бронхиальной астмы применяют

а) кромогликат натрия (интал)

б) тайлед

в) теофиллин пролонгированного действия

г) ингаляционные кортикостероиды

д) бета-2-агонисты пролонгированного действия

е) теофиллин короткого действия

ж) адреналин п/к
8. В качестве базисного средства лечения при тяжелом течении бронхиальной

астмы используют

а) ингаляционные стероиды в высоких дозах

б) оральные кортикостероиды

в) теофиллин пролонгированного действия

г) бета - 2- агонитсты пролонгированного действия

д) адреналин п/к

е) теофиллин короткого действия
9. Предприступный период бронхиальной астмы характеризуется

а) свистящими хрипами

б) зудом в носу

в)вынужденным положением тела

г) экспираторной одышкой

д) слезотечением

е) чувством страха

ж) мучительным сухим кашлем

з) откашливанием мокроты
10. Приступный период бронхиальной астмы характеризуется

а) свистящими хрипами

б) зудом в носу

в) вынужденным положением тела

г) экспираторной одышкой

д) слезотечением

е) чувством страха

ж) мучительным сухим кашлем

з) откашливанием мокроты
11. Послеприступный период бронхиальной астмы характеризуется

а) свистящими хрипами

б) зудом в носу

в) вынужденным положением тела

г) экспираторной одышкой

д) слезотечением

е) чувством страха

ж) мучительным сухим кашлем

з) откашливанием мокроты

12. Эуфиллин в/в вводят в виде

а) 2,4% раствора

б) 12% раствора

в) 24% раствора
13. Медиаторам и воспаления, вызывающими увеличение проницаемости сосудов при воспалении, являются

а) гепарин

б) гистамин

в) брадикинин

г) интерферон

д) серотонин

е) лейкотриены
Укажите один правильный ответ

14. К какой группе препаратов относится цетиризин?

а) системный антигистаминный препарат нового поколения

б) нестероидный противовоспалительный препарат

в) топический глюкокортикостероид

г) адреномиметик (деконгестант)
15. К какой группе препаратов относится назонекс?

а) системный антигистаминный препарат нового поколения

б) нестероидный противовоспалительный препарат

в) топический глюкокортикостероид

г) адреномиметик (деконгестант)

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

1 – а,б,в,г,е,ж

2 – а,в,д

3 – е

4 – г

5 – а

6 – а,в,г

7– в,г,д

8 – а,б,в,г

9 – б,д

10 – а,в,г,е,ж

11 – а,з

12 – а

13 – б,в,д,е

14 – а

15 – в.

7. Самоконтроль по ситуационным задачам.
ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «РЕСПИРАТОРНЫЕ АЛЛЕРГОЗЫ..»
Задача 1

Больной М., 11 лет. Обратился с жалобами на частый, пристутпообразный кашель, преимущественно в ночное время, приступы затрудненного дыхания на фоне острых респираторных инфекций, после физической нагрузки, при контакте с кошкой - слезотечение, ринорея, чихание, зуд глаз и носа, часто беспокоит заложенность носа, больше в ночное время и ранние утренние часы. Болеет чаще в весенне- осеннее время года, летом чувствует себя хорошо. Из анамнеза жизни известно, что на первом году жизни у ребенка отмечались распространенные кожные проявления с мокнутьем и зудом, которые появились после введения коровьего молока. Явления дерматита сохранялись до 3 летнего возраста, после 3 лет кожа очистилась, но мальчик начал часто болеть ОРВИ с бронхообструктивным синдромом, к 5 годам появились типичные приступы удушья, не связанные с респираторными инфекциями, повторяются ежемесячно весной и осенью, зимой и летом практически не болеет. Семейный аллергологический анамнез, у бабушки по материнской линии бронхиальная астма, у младшей сестры - атонический дерматит, у матери аллергический ринит.

При обследовании: уровень Ig E 346 МЕ/мл, обнаружены специфические lg Е антитела к домашней и оиолиогечнои ныли, клещам-дермофагоидам. Кожные пробы: дом. пыль +++, клещ ++++, библиотечная пыль -и-, таракан++++. Суточные колебания графика ПФМ 25-30%, FEV1 78%, FEF 80%, PEF 84%. Эозинофилия периферической крови 12%, слизистой носоглотки 13-15 в поле зрения.

Сформулируйте диагноз.

Составьте индивидуальный план ведения данного больного (базисная и симптоматическая бронхолитическая терапия).
Задача 2

Больная П., 3 года. Из анамнеза заболевания известно, что до 1г 6 мес. девочка росла и развивалась соответственно возрасту, после посещения ДДУ ежемесячно переносила респираторные инфекции, которые вскоре начали протекать с одышкой, свистящими дистанционными хрипами, приступообразным кашлем, по поводу чего была неоднократно экстренно госпитализирована в стационар. Одновременно появилось нарушение носового дыхания, дышит преимущественно ртом, ночью - храпит, два раза перенесла острый средний отит. В анамнезе - эпизод острой крапивницы на ампициллин, сыпь на поливитамины. Мать и бабушка ребенка по материнской линии страдают бронхиальной астмой, у отца - псориаз.

При пальцевом исследовании носоглотки обнаружены аденоидные вегетации III степени, в мазке со слизистой носа - многочисленные эозинофилы. Уровень общего Ig Е 546 МЕ/мл, специфические Ig E антитела к домашней пыли, перу подушки, клещам, кожные пробы отрицательные. В иммунном статусе- Т-клеточное звено в пределах возрастной нормы, Ig А 0,1 г/л, Ig G 7,9 г/л, Ig М 0,8г/л, фагоцитарный индекс 20%, степень активности +.

Сформулируйте диагноз.

Составьте схему лечения данной больной с учетом полученных результатов обследования.
Задача 3.

Больной К., 6 лет. Обратился с жалобами на приступы удушья до 3-4 раз в день, ночные приступы с кашлем - ежедневно. Ограничена физическая активность, на резкие запахи, смену погоды, эмоции - кашель, свистящее дыхание. Вызывают «Скорую помощь» ежемесячно, за последний год - пять экстренных госпитализаций по поводу выраженной бронхиальной обструкции, получал системные кортикостероиды по тяжести состояния. Приступы купирует сальбутамолом, 1 упаковки препарата хватает на 2 недели. Дыхание носом не нарушено. Ребенок значительно отстает в физическом развитии от своего здорового брата- близнеца.

Из анамнеза жизни: до года отмечались умеренные проявления дерматита в виде гиперемии и сухости кожи, появившиеся после введения молочных смесей (на естественном вскармливании до 1 месяца). В год перенес первый приступ удушья, после чего приступы повторялись ежемесячно, с возрастом тяжесть и частота приступов наросла. Жилищно-бытовые условия неудовлетворительные: живут в общежитии, 6 человек в одной комнате, взрослые члены семьи курят, комната сырая, холодная. Бабушка по отцовской линии страдает тяжелой, стероидозависимой бронхиальной астмой.

При обследовании - суточные колебания графика ПФМ превышают 40%, FEV1 72%, FEF 48-75 %, PEF 52%. Эозинофилия крови 7%, в мазке со слизистой носа 6-8 эозинофилов в поле зрения. Уровень Ig E 46 МЕ/мл, определяются специфические Ig E антитела к клещам-дермофагоидам, перу подушки, домашней и библиотечной пыли. Рентгенологически определяется повышение прозрачности .легочной ткани, усиление легочного рисунка, деформация бронхов в нижних отделах легких. Эндоскопически картина умеренного эндобронхита с умеренной гиперсекрецией слизистого секрета, ИАЭ 88,88%. Цитология промывных вод при ФБС - многочисленные эозинофилы, макрофаги, клетки мерцательного эпителия.

Сформулируйте диагноз.

Предложите схему базисной терапии с учетом степени тяжести заболевания, план реабилитационных мероприятий.
Задача 4.

Больная С., 13 лет. Девочку беспокоят кожные проявления с раннего возраста в виде сухости, депигментации и лихенизации кожных покровов в области шеи, локтевых сгибов и подколенных ямок. С 7 летнего возраста присоединились приступы затрудненного дыхания, чихание, ринорея, зуд и отек век, слезотечение в период цветения растений с мая по август месяц. Зимой отмечается обострение кожного процесса и постоянная заложенность носа. На яблоки, семечки, халву, черешню - острая крапивница и отек Квинке. Часто беспокоят боли в животе, тошнота, неустойчивый стул. Дома есть кошка, девочка спит на пуховой подушке. Мать девочки страдает атопическим дерматитом, у дяди - поллиноз.

При обследовании- уровень общего Ig E 790 г/л, выявлены специфические Ig E антитела к пыльце полыни, березы, ольхи, лебеды, овсяницы, тимофеевки, ежи, шерсти кошки, перу подушки, коровьему молоку, куриному яйцу. Кожные пробы: береза ++++, ольха +, тимофеевка++, овсяница +++, полынь+++++, лебеда+++, ежа+, дом. пыль++, пух, перо+++, шерсть кошки+++. Эозинофилия крови 18%, в мазке со слизистой носа 7-9 эозинофилов в поле зрения. УЗИ органов брюшной полости - выраженные протоковые изменения в печени и поджелудочной железе. В кале обнаружены цисты лямблий.

Сформулируйте диагноз.

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ К ЗАДАЧАМ ПО ТЕМЕ: «РЕСПИРАТОРНЫЕ АЛЛЕРГОЗЫ.»

Задача 1

Диагноз: Персистирующая бронхиальная астма, атопическая, легкая, межприступный период. ДНО.

Аллергический риноконъюктивит, интермиттирующий.

Рекомендовано:

- гипоаллергенный быт, диета

- весной и осенью профилактический прием кромогликатов или ингаляционных кортикостероидов по 3 месяца, при обострении риноконъюктивита в глаза и нос - топические кромогликаты (при неэффективности стероиды),

- при приступе удушья - сальбутамол 1-2 дозы каждые 4-6 часов, но не чаще 4 раз а сутки, метилксантины(эуфиллин); после улучшения состояния муколитики и мукоретики, обильное питье, массаж грудной клетки,

- в межприступном периоде: - санаторно-курортное лечение 1 раз в год;

- курсы специфической иммунотерапии причинно-значимыми аллергенами 1 раз

в 6 месяцев,

-диспансерные осмотры 1 раз в 6 месяцев.
Задача 2.

Диагноз: бронхиальная астма, атопическая, начало заболевания.

Аллергический ринит, персистирующий, обстрение, Аденоидные вегетации III степени,

аденоидит.

Рекомендовано:

- гипоаллергенный быт и диета,

- интраназально - топические кортикостероиды в течение 1-3 месяцев, одновременно показан прием антигистаминных препаратов II поколения в течение 3-4 недель,

- прием кромогликатов (при неэффективности топических стероидов) ингаляционно не менее 3 месяцев,

- плановая аденотомия по показаниям,

- иммуномодуляторы,

- закаливание, дыхательная гимнастика, плаванье.
Задача 3

Диагноз: Бронхиальная астма, атопическая, тяжелое, непрерывно-рецидивирующее течение, приступный период, ДН 2. Соматогенная задержка физического развития. Рекомендовано:

- гипоаллергенный быт,

- базисная терапия: комбинация высоких доз ингаляционных кортикостероидов с пролонгированными бронхолитиками на 3-6 месяцев, далее монотерапия большими дозами ИКС с постепенным снижением дозы,

- муколитики,

- стимуляторы функции коры надпочечников,

- санация трахеобронхиального дерева (галокамера, массаж грудной клетки),

- по достижении стабильной ремиссии возможно включение в комплекс

специфической иммунотерапии причинно-значимыми аллергенами

- показано оформление инвалидности по тяжести течения заболевания.
Задача 4

Бронхиальная астма, атопическая, интермитирующая, легкое течение, межприступный период. Поллиноз.

Лямблиоз кишечника, манифестная форма.

8. Список литературы
Обязательная

  1. Шабалов, Н.П. Детские болезни: учебник: в 2 т. / Н.П. Шабалов.- СПб.: Питер, 2012

Дополнительная

  1. Брезгунов, И.П. Длительные субфебрилитеты у детей: клиника, этиология, патогенез и лечение / И.П. Брезгунов.- М.: МИА, 2008

  2. Бычковская, С. В. Протоколы диагностики и лечения аллергических заболеваний у детей : метод. реком. для студ. по спец. 060103-Педиатрия / С. В. Бычковская, Н. А. Ильенкова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

  3. Клинический осмотр ребенка. Схема написания истории болезни по программе Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка : учеб. пособие для самост.работы студ. 3-4 курсов по спец. 060103- Педиатрия / М. Ю. Галактионова, И. Н. Чистякова, Л. И. Позднякова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

  4. Курек, В. В. Руководство по неотложным состояниям у детей / В. В. Курек, А. Е. Кулагин.- М.: Медлит, 2008

  5. Лильин, Е. Т. Детская реабилитология : учеб. пособие / Е. Т. Лильин, В. А. Доскин.- М.: Медкнига, 2008

  6. Лечение аллергических болезней у детей / под ред. И.И. Балаболкина.- М.: МИА, 2008

  7. Медицинские протоколы диагностики и лечения бронхолегочной патологии у детей : метод. рекомендации для студентов по специальности 060103 - Педиатрия / Н. А. Ильенкова, Ю. Л. Мизерницкий, О. А. Ярусова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

  8. Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке : учебное пособие для студ. 6 курса по спец. 060103- педиатрия / сост. В. Т. Манчук, Е. И. Прахин, И. Н. Чистякова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

  9. Педиатрия: национальное руководство: в 2 т. / гл. ред. А.А.Баранов.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009

  10. Руководство для участкового педиатра. Методы обследования здорового и больного ребенка в 2 т.: учеб. пособие для ИПО / Т.Е. Таранушенко, Е.Ю. Емельянчик, О.А.Ярусова [и др.].- Красноярск: тип. КрасГМУ, 2010

  11. Руководство по практическим умениям педиатра / под ред. В. О. Быкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2010

  12. Терещенко, С. Ю. Дыхательная недостаточность у детей : учебно-метод. пособие для студ. 4-6 курса пед. фак-та / С. Ю. Терещенко, М. В. Власова.- Красноярск: тип. КрасГМА, 2008

Электронные ресурсы

  1. ЭБС КрасГМУ

  2. БД MedArt

  3. БД Медицина

  4. БД Ebsco

  5. БД Электронная энциклопедия лекарств (регистр лекарственных средств)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Респираторные аллергозы» iconРеспираторные нарушения при других болезнях, классифицированных в других рубриках. Мкб-10
Респираторные нарушения при: амебиазе (A06. 5+), анкилозирующем спондилите (M45+), криоглобулинемии (D89. 1+), споротрихозе (B42....
«Респираторные аллергозы» iconРеспираторные нарушения при полиомиозите и дермотомиозите
...
«Респираторные аллергозы» iconПрофилактика гриппа и орви
Методы предупреждения респираторного заболевания можно разделить на 2 группы: внеэпидемические и в периоде эпидемии. Последние применимы,...
«Респираторные аллергозы» iconТематический план практических занятий по инфекционным болезням для...
Занятие №1 – 5 часов. Грипп и острые респираторные вирусные инфекции. Клиника, диагностика, дифдиагностика, лечение и профилактика....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск