Уроках математики





Скачать 128.25 Kb.
НазваниеУроках математики
Дата публикации19.12.2014
Размер128.25 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Математика > Урок


Здоровье сберегающие технологии на уроках математики

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ

В настоящее время складывается твердое убеждение в том, что современная система образования является одним из серьезных факторов риска здоровья школьников. Вот почему перед учителями  поставлена задача по внедрению в процесс обучения здоровье сберегающих  технологий. 

Я бы хотела обратить ваше внимание на такой момент: когда мы говорим о математике без перегрузок, мы в первую очередь имеем в виду ученика. А учитель?! Понимаете, технология, которую мы выбираем, она, на мой взгляд, должна соответствовать лозунгу «Легко учить и легко учиться!». Конечно, работая по традиционной системе, многие учителя добиваются замечательных результатов, но, наверное, это им многого стоит. Выбранная учителем технология должна являться здоровье сберегающей не только для учеников, но и для учителя, которому становится легко учить детей. На мой взгляд, это немаловажный фактор. Такая технология, которая сочетает в себе не только здоровьесберегающие компоненты, но и личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подходы, и основывается на деятельностном подходе к обучению.

В своей работе наше МО предприняло попытку решения данной проблемы, создав на уроках  математики условия, способствующие сохранению и укреплению соматического  и  психического здоровья учеников.

Учителя на своих занятиях применяют здоровьесберегающие технологии:

  • гимнастика в начале учебного дня;

  • правильная дозировка учебного материала;

  • отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с особенностями класса;

  • устранение на уроке причин, способствующих быстрой утомляемости;

  • создание ситуаций успеха на уроке;

  • использование игровых технологий; математических сказок;

  • создание психологического фона, эмоционального настроя;

  • технология уровневой дифференциации;

  • использование коллективного и группового способа обучения;

профилактика нарушений осанки и зрения во время урока, физкультминутки.

Педагоги в организации и проведении уроков учитывают:

1.Обстановку и гигиенические условия в кабинете

2.Число видов учебной деятельности:

  • опрос учащихся,

  • письмо,

  • чтение,

  • слушание,

  • рассказ,

  • рассматривание наглядных пособий,

  • ответы на вопросы,

  • решение примеров, задач и др.

При планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке.

На уроках используются несколько видов преподавания:

  • словесный,       

  • наглядный,

  • самостоятельная работа и т.д.

При этом учитывается, что чередование видов преподавания (по норме их должно быть не менее трех) происходит через 10 – 15 минут, которые направлены на активизацию инициативы и творческого самовыражения учащихся

На уроках математики необходимо поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, поддерживать их активность на протяжении всего урока с наименьшей усталостью, и, не причиняя вред здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения, которые бы стимулировали учащихся к самостоятельному приобретению знаний, активизировали бы мысль школьников и помогали бы сохранять здоровье. Включая в урок хотя бы один элемент здоровье сберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливает интерес детей к предмету.

На уроках математики важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса. Четкая организация урока способствует выработке у учащихся умений планировать, организовывать свою деятельность. Положительный аспект оказывает применение разнообразных форм работы с учащимися на уроках. Так, на уроках математики в 5-6 классах в начале урока проводим устную фронтальную работу с учащимися сменяя простой опрос и устный счет с выполнением действий по схеме, что ведет к смене деятельности и переключения внимания учащихся.

Огромную роль на уроке играет выбор учителем методов преподавания, которые повышают  у учащихся мотивацию к учебной деятельности  (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и психологический климат на уроке. На   уроке  необходимы  эмоциональные   разрядки:    шутки,   улыбки, афоризмы с комментариями и т.д.

Всегда необходимо обращать  внимание на плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу, темп урока, утомляемость учащихся.

Здоровье ученика в норме, если он:
а) в физическом плане – умеет преодолевать усталость,

б) в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
в) в нравственном плане – честен, самокритичен,;
г) в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
д) в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

У учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда

На уроках математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на уроке. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, ученик может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности.

Планируя работу на доске, иногда удается расположить задания так, что выполняются сначала более простые, требующие меньше записей, они и были помещены в нижней части доски.

По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий, которые помещались выше и требуют больше места для записи решения. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают это задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством успешно и полностью выполненной работы.

При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики.

Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов.

Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся.

Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении правильных и неправильных дробей ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового понятия учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки вытянуты вперед; задание: если учитель назовет правильную дробь, ученики поднимают руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться; если неправильную – руки опускают вниз с наклоном и расслаблением.

Многие ребята легко отвлекаются. С целью концентрации внимания устный счет в 5-6 классах можно проводить с закрытыми глазами. Особенно это хорошо удается при решении цепочки примеров. Учитель читает последовательно каждый пример, ребята решают его, и готовность выполнять следующий показывают поднятием руки. В конце задания (через 5-6 примеров) ребята открывают глаза, сверяют ответы. Работа проводится в быстром темпе, вызывает интерес ребят.

В 10-11 классе полезно предлагать учащимся представлять стереометрические модели, мысленно поворачивая их, рассматривая со всех сторон. Стараться представить модель как можно более четко, удерживать ее перед мысленным взором в течение нескольких минут.

Простейшие упражнения для глаз обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

Более тысячи биологически активных точек на ухе известно в настоящее время, поэтому, массируя их, можно последовательно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши «горели».

Нужно помнить, что любое упражнение может принести пользу, не оказать никакого воздействия, принести вред. Поэтому нужно выполнять его очень старательно, обязательно в хорошем настроении.

В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

Предлагая домашнее задание, учитель должен прокомментировать его, указать, что ученики должны выполнить, чтобы подготовить задание на «три», «четыре», «пять».

Хорошо, когда в школе работает сплоченный коллектив единомышленников (я имею в виду учителей математики). Мне, как руководителю ШМО, нравится четкая организация декады математики.

В рамках предметной декады осуществлялась работа по пропаганде здорового образа жизни. Проводились беседы, игры, викторины о вредных привычках; спортивные соревнования, выступления лекторской группы «Математика на страже здоровья», «Каждый - кузнец своего здоровья», выставки рисунков и плакатов.

При планировании мероприятий был сделан акцент на то, что 2009 год объявлен Годом спорта и здорового образа жизни. В связи с этим, учителями - предметниками в каждой параллели были проведены занимательные уроки, викторины, конкурсы, тематика которых была тесно связана со спортом. Данные мероприятия подразумевали создание доброжелательного микроклимата в детском коллективе, организацию разнообразной творческой деятельности ребят, дающей возможность интеллектуального, духовного и физического развития.

Открытие декады началось с викторины «Олимпийские игры», проведенной учителями Хамитовой В.З., Мухаметдиновой А. И. в параллели 5-х классов, где учащиеся узнали о возникновении Олимпийских игр, о том, что обозначают пять Олимпийских колец, кто имел право принимать участие в Олимпийских играх и многое другое. В течение декады проведена игра-соревнование «Ключи к победе» в 5А и 5Б классах, в ходе которой команды успешно прошли все испытания, побывали в «клетке со львами», в гостях у великих математиков прошлого, разгадывали ребусы и шарады. На всех этапах надо было проявить знания по математике, ловкость и сообразительность, за правильный ответ игроки получали «золотой» ключ. Победителем считалась та команда, которая набрала большее количество ключей.

В 5 В классе проведена математическая спартакиада, целями которой стали: развитие интеллектуальных способностей детей; формирование и укрепление внимания, памяти; развитие логического мышления.
Учителем Каландинской И.А. в 6-х классах был организован час игры и состязаний: «Зоологические забеги». Поделившись на две команды, ребята, соревновались в быстроте и правильности выполнения математических заданий «в шкуре» различных животных. Игра прошла весело и необычно.

Учащиеся 11-х классов побывали на экскурсии, проходя по таким станциям, как: «О, спорт, ты жизнь!», «Из жизни спортсменов», «Математика на страже здоровья», где сами выступили в роли гидов. Целью данной экскурсии была пропаганда здорового образа жизни. Учащиеся 11-х классов создали копилку презентаций «Из истории математики», «Из жизни великих математиков».

В параллели 7-х классов учителями Мухаметдиновой А.И. и Потаповой Т.Ф. была проведена интеллектуальная игра «Восхождение на олимп знаний». Преодолевая препятствия, ребята, поднимаясь все выше и выше, демонстрировали отличные знания на отметках под названием: «Знатоки пословиц», «Логические задачи», «Любители кроссвордов», «Таинственный конверт». Кроме этого учащиеся данной параллели выполнили и защитили рефераты о великих спортсменах.

В параллелях 8-х и 9-х классов учителями Потаповой Т.Ф. и Каландинской И. А. были проведены деловая игра «Автопробег»; математическое ралли «Париж-Москва», в которой «экипажи машин» соревновались в гонке, состоявшей из нескольких этапов. Игра прошла под девизом: « Спешить не спеши, но поторапливайся!».

Шахматно-шашечный турнир, проводимый Потаповой Т.Ф., не оставляет равнодушными наших школьников. Ребята с большим удовольствием принимают участие в данном турнире и всегда с нетерпением ждут следующих игр. Перед турниром лекторская группа 9А класса познакомила младших школьников с историей возникновения шахмат и с легендой о шахматной доске.

Учителями Хамитовой В.З. и Маряшиной И.В. в параллели 10-х классов проведена игра-викторина: «Крестики-нолики». Вопросы были подобраны по следующим дисциплинам: история, география, математика, литература, естествознание, спорт, искусство, музыка, языкознание. При проведении подобных игр ребята учатся общаться, обсуждать проблемы, находить верное решение. Заключительной частью мероприятия была защита презентаций «Спортсмены России», выполненных учениками данной параллели.

Кроме этого были объявлены следующие конкурсы:

- конкурс сказок, ребусов, кроссвордов (5-7 кл.);

- выпуск математических газет (5-11 кл.);

- конкурс сочинений «Спорт в жизни человека» (10-11 кл.);

- конкурс на лучшее стихотворение собственного сочинения на тему: «О, спорт! Ты - жизнь!» (8-9 кл.)

Декада прошла плодотворно, выявила немало талантов и, надеемся, вызвала интерес учеников к математике.

Учителя должны идти в ногу со временем. Конечно, перегрузки можно устранить через использование информационных технологий в обучении, хотя я не считаю, что это единственный путь в устранении перегрузок в обучении. Этих путей много, и каждый учитель идёт своим путём, ведь он, готовясь к уроку математики, всегда думает — как сделать материал доступнее, интереснее. Так вот я считаю, что математика будет без перегрузок только тогда, когда со стороны учителя будет организована разумная, познавательная деятельность ребёнка.

Если слагаемые успеха учителя умножить на слагаемые успешности ученика, как субъекта образовательного процесса, мы получим: правильно поставленную организацию познавательной деятельности школьников через систему внеклассной работы по математике. О работе ШМО учителей математики я хочу сказать: «Мы это делаем!».
Выступление на педсовете от 9 января 2010 года.

Руководитль ШМО: И.А.Каландинская

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики

«Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто»
Сократ
Я бы хотела обратить ваше внимание на такой момент: когда мы говорим о математике без перегрузок, мы в первую очередь имеем в виду ученика. А учитель?! Понимаете, технология, которую мы выбираем, она, на мой взгляд, должна соответствовать лозунгу «Легко учить и легко учиться!». Конечно, работая по традиционной системе, многие учителя добиваются замечательных результатов, но, наверное, это им многого стоит. Выбранная учителем технология должна являться здоровьесберегающей не только для учеников, но и для учителя, которому становится легко учить детей. На мой взгляд, это немаловажный фактор. Такая технология, которая сочетает в себе не только здоровьесберегающие компоненты, но и личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный подходы, и основывается на деятельностном подходе к обучению.

Мы, учителя математики, работаем по учебным комплектам разных авторов. Как учитель-предметник, учитель-практик, я вижу детей, как и вы, каждый день. И чётко понимаю, — чтобы ребёнка чему-то научить, нужно поставить себя на его место. Если тебе, учителю, вот в такой методике будет хорошо, и если ребёнок это поймёт и узнает что-то новое быстро и безболезненно, то я считаю, что методика цели достигнет. А если себя не поставить на место учащегося, то я думаю, никакие результаты, никакая технология, не поможет достичь цели.

Учителя должны идти в ногу со временем. Конечно, перегрузки можно устранить через использование информационных технологий в обучении, хотя я не считаю, что это единственный путь в устранении перегрузок в обучении. Этих путей много, и каждый учитель идёт своим путём, ведь он, готовясь к уроку математики, всегда думает — как сделать материал доступнее, интереснее. Так вот я считаю, что математика будет без перегрузок только тогда, когда со стороны учителя будет организована разумная, познавательная деятельность ребёнка. Урок должен быть эстетически эмоционален и целеустремлен. Как этого можно достичь? Содержание должно соответствовать возрасту. Например, на уроке математики, решая какую-то задачу, нужно всегда привлечь каждого ребёнка к этой теме, проблеме, нужно придумать какой-то момент, который бы его заинтересовал. После этого вы уже можете вводить новые понятия. Это первый шаг. В пятом классе мы начинаем с написания творческих сочинений по какой-то теме. Потом лучшие сочинения вывешиваются на стенд в кабинете. Вы бы видели, с каким достоинством ребёнок читает его! Понимаете, это очень детей привлекает к предмету, возбуждает их интерес.

Но на интересе далеко не уедешь, он может, как появиться, так и угаснуть. Поэтому устранение перегрузок будет недоступно учителю, если будет неправильно организован урок, или будет неправильно построена система уроков на данную тему. То есть, продумывая какой-то сегодняшний урок, вы должны, как шахматист, думать на два-три шага вперёд, — а как же дальше?

Я всю свою жизнь посвятила тому, что пыталась алгоритмизировать тот учебный материал, который предлагался различными авторами, так как я считаю, если точного изложения материала нет, то урок цели не достигнет. Да, описательные формулировки — это хорошо, красиво, но когда у ребёнка нет чёткости в понимании, это пойдёт только во вред. Но сам метод алгоритмический — это репродуктивный метод. Для того чтобы он стал продуктивным, необходима его интеграция с другими методами — проблемным, эвристическим, исследовательским. Математика — наука с практической направленностью, ребёнок должен понимать, зачем ему понадобятся эти знания. Если ему это не показать и не рассказать, то он ничего не вынесет из урока. Всё вместе это может привести ребёнка к тому, что его обучение если не перейдёт в самообучение, то хотя бы будет на полпути к нему. И только когда у него возникнет потребность обучать себя, только тогда учитель сможет сказать, что возможна математика без перегрузок. Ведь когда у взрослого человека, учителя, они возникают? Когда учителю неинтересно, когда его деятельность не организованна, когда нет той базы, на которую опираются новые знания, когда не видно перспективы, зачем ему это надо. Точно так же и у ребёнка. Когда мы соберём все эти компоненты, у него возобновится потребность в обучении, и только тогда можно сказать: я, как учитель, достиг цели, я обучаю таким образом, я могу научить детей, не перегружая и сберегая их здоровье.

Выступление на педсовете от 9 января 2010 года.

Руководитль ШМО: И.А.Каландинская

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках математики iconУроках математики Совершенствование движений и сенсомоторного развития
Вопрос Какие вы знаете основные направления коррекционной работы на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики
Использование исторического материала по теме «Начало» Евклида на уроках математики
Уроках математики iconУроках математики Учителя начальных классов
Необходимость выбора темы «Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики» обусловлена многолетним наблюдением...
Уроках математики iconУроках математики в 5 и 6 классах
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому...
Уроках математики iconУроках математики в 5 классе
Формирование навыков проектной деятельности учащихся в системе работы на уроках математики в 5 классе
Уроках математики iconУроках математики
Ред собой, заключается в том, чтобы отыскать новые эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали...
Уроках математики iconУроках математики и во внеурочное время
Обобщение опыта по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время"
Уроках математики iconУроках математики
Цор. Использование цор на уроках математики в сочетании с традиционными методами обучения позволяет повысить качество усвоения детьми...
Уроках математики iconО гаоу дпо (повышение квалификации) специалистов «Белгородский институт...
Особенности использование информационных технологий на уроках математики 14
Уроках математики icon«Ровеньский политехнический техникум» Развитие познавательной и творческой...
Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках математики посредством использования современных образовательных...
Уроках математики iconУроках математики, способствующих развитию критического мышления...
И это, конечно, правильно. Но порой это и приводит к тому, что учащиеся в определенный момент перестают делать домашнюю работу. Поэтому...
Уроках математики iconПлан работы методического объединения учителей математики на 2011-2012 учебный год
Актуальность использования дифференцированных заданий на уроках математики с целью повышения качества математического образования...
Уроках математики iconФормирование метапредметных умений на уроках математики Номинация:...
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Уроках математики icon«Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Уроках математики iconУроках математики как пространства выбора с использованием технологии исуд
Теплинская А. К., учитель математики цо ОАО газпром, г. Москва, победитель городского конкурса «Учитель года 2010»
Уроках математики iconУроках математики у преподавателя математики возможности самые широкие....
Публикация в сборнике «Экспериментально-инновационная работа в образовательных учреждениях Томской области»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск