Скачать 458.45 Kb.
|
Районная творческая конференция школьников Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бабарыкинская средняя общеобразовательная школа» Автор: Шачнева Юлия, Бабарыкинская СОШ, 7класс Руководитель работы: Кузьминых Людмила Александровна, учитель математики Бабарыкино 2009 Содержание: Введение………………………………………………………….. 3 Основная часть 1.Теона Гипатия – гордость Александрии……………………. 4 2.Гортензия Лепот, Мария Лаланд, Эмилия Шатлэ…………… 6 3.Мария Аньези – первая женщина профессор математики….. 7 4.Ада Лавлейс – первый программист планеты………………. 8 5.Софья Жермен – основоположник математической физики.. 11 6. Евдокия Ивановна Голицына ………………………………… 13 7.Софья Васильевна Ковалевская – «принцесса науки»………... 14 8.Елизавета Федоровна Литвинова – первый русский биограф ... 25 9.Надежда Николаевна Гернет – доктор чистой математики ….. 27 10.Первая русская женщина-алгебраист Любовь Николаевна Запольская …………………………………………………………….. 29 11.Клавдия Яковлевна Латышева – доктор физико- математических наук .……………………………………………….. 32 12.Нина Карловна Бари – профессор МГУ………………………. 34 Заключение ………………………………………………………..….. 36 Список литературы ………………………………………………….. 37 Приложение ……………………………………………………………. 38 Введение Мало было в прошлом женщин-ученых, ещё меньше - женщин математиков. Путь женщины к науке был очень тяжёлым… Почти до начала XX в. математика считалась уделом мужчин. И лишь немногие из талантливых и одаренных женщин осуществили свои мечты. К сожалению, о многих из них имеется весьма скудные сведения. Мне хотелось бы, чтобы хоть маленькая часть их была не забыта. Актуальность данной темы можно рассматривать не только с точки зрения математики, но и с точки зрения современного общества. Дело в том, что сейчас женщины стали участвовать в общественной жизни наравне с мужчинами. Они имеют равные права, тем не менее, нередко приходится слышать о дискриминации по половому признаку, то есть об ущемлении женских прав. Поэтому очень важно доказать обществу то, что и в истории математики существуют наглядные примеры активной жизненной позиции женщин. Деятельность женщин-математиков, о которых я напишу, является как раз таким ярким примером. В этом и заключается актуальность выбранной мной темы. Во время ссоры в кабинете математики мальчики сказали девочкам, что женщины ничего не умеют. Почему? Взять хотя бы науку: среди портретов ученых, висящих в классе, нет ни одной женщины. Я решили доказать, что вклад женщин в развитие наук, в том числе математики, недооценен… Я суммировала информацию из разных источников и пришли к выводу, что в настоящее время вклад женщин в историю наук не отражается в силу консерватизма мышления. Например, ни в одном учебнике математики нет портретов женщин-ученых. Социологический опрос показал, что большинство учащихся не знают даже фамилий женщин-математиков (приложение №1). Цель – «доказать, что не только мужчины, но и женщины внесли вклад в развитие науки». Данной цели я планирую достичь путём решения следующих задач:
4. Выпустить альбом с портретами женщин-математиков. При решении поставленных задач в реферате будут использоваться следующие методы исследования: опрос, сравнительный анализ, теоретический анализ. Объект исследования: роль женщин в науке. Предмет исследования: женщины - математики. Гипотеза: роль и место, которые занимают женщины в науке (в частности в математике) определяется их положением в обществе и системой образования. Ожидаемые результаты: 1.Осуществлённое мною рассмотрение научной деятельности женщин-математиков и доказательство того, что они внесли вклад в развитие наук, может помочь учащимся школ и других учебных заведений приобрести новые знания в этой области или углубить их. 2.Работа может быть использована на уроках математики, различных спецкурсах и внеклассных занятиях. 3.Библиографический список литературы облегчит поиск нужных источников, а приложения украсят и дополнят изучаемый материал. 4.Навыки, приобретенные в ходе работы, пригодятся мне в дальнейшем. 5.Смогу пополнить свое «Портфолио», выступая на различных конференциях и конкурсах. 1. Теона Гипатия - гордость Александрии Гипатия (Ипатия) ( 370 н.э. – 415 н.э.) – математик, астроном, философ. Имя и дела ее достоверно установлены, а потому и считается, что Гипатия – первая в истории человечества женщина-ученый. Под руководством своего отца, известного математика Теона, она изучила геометрию и астрономию. Ей был открыт доступ на уроки преподавателей Музея (по понятиям древних греков, науками и искусством ведали мифические женские существа- Музы, поэтому и учреждение, где протекала деятельность учёных, назывались Музеумами (музеями) – жилищами Муз), откуда она вынесла глубокие знания по философии. Здесь она преподавала математику и философию. Её лекции имели огромное значение и успех. Многие приходили, чтобы послушать женщину, полюбоваться её учёностью, красноречием и красотой. Имя Ипатии пользовалось самой широкой популярностью в Александрии. Деятельность Теона и Ипатии протекала в конце IV и начале V века, в период упадка греческой науки, когда сами греки уже переставали понимать многие учёные труды своих великих предков. Не случайно, поэтому оба математика уделяли большое внимание комментированию наиболее значительных астрономических и математических работ древних авторов. Про Ипатию известно, что она писала комментарии к первым шести книгам «Арифметики» Диофанта (трактат Диофанта являлся отправной точкой для теоретических исследований европейских математиков 17 века). Считается, что факт сохранения именно этих книг, в то время как остальные 7 утеряны, есть результат прекрасных комментариев Ипатии к ним. Ипатия занималась также составлением астрономических таблиц. Ей принадлежали и некоторые философские работы. Утверждается также, что она изобрела или усовершенствовала некоторые научные инструменты: прибор для получения дистиллированной воды, ареометр- прибор для определения плотности жидкости, астролябию - прибор для определения широт и долгот в астрономии, планисферу - изображение небесной сферы на плоскости, на котором можно вычислять заход и восход небесных светил. Гипатии приписывают слова: «Лучше думать и делать ошибки, чем не думать вообще. Самое страшное – это преподносить суеверие как истину». При жизни Гипатии современник её и земляк поэт Феон Александрийский посвятил ей теплую эпиграмму: "Когда ты предо мной и слышу речь твою, Благоговейно взор в обитель чистых звезд Я возношу, — так все в тебе, Гипатия, Небесно — и дела, и красота речей, И чистый, как звезда, науки мудрой свет". С самого момента основания Александрии Египет представлял собой котёл, в котором постоянно кипели религиозные споры между представителями самых разных вероисповеданий. В начале же IV века, при императоре Константине, христианство становится государственной религией. В Александрии в том же году христианами разрушается великолепный храм Серакиса (одного из главных египетских божеств) и уничтожается богатейшая библиотека при нем. Дни творческой деятельности Музея, находившегося под наблюдением местного патриарха, были сочтены. Ипатии суждено было оказаться последним из александрийских математиков и последним ученым Музея. Судьба сделала её трагической фигурой. Оставаясь верной религии античной Греции, она не отказалась от неё и тогда, когда её жизни стала угрожать опасность. В 412 году епископом стал Кирилл. Он до этого 5 лет прожил с пустынниками в Сахаре. Епископ Кирилл вовлёк церковь в политическую борьбу. Он запретил воскресные светские развлечения, устроил погром европейского квартала, покушение на гражданского губернатора. Когда же из Константинополя было получено предписание воздержаться от вмешательства церкви в дела гражданского правления, от окружения Кирилла распространились слухи о том, что виною ограничений власти церкви является влияние на губернатора язычницы Ипатии. Кирилл вызвал в Александрию 500 пустынников и в марте 415г. Ипатия была растерзана на улице толпой. Противники Гипатии убили не только Ее. Им удалось уничтожить и наследство великой Женщины - не осталось ни одной записи, сделанной Ею. То есть, убита была и сама память о Теоне. Лишь по сохранившимся воспоминаниям современников смогли ученые восстановить ее биографию. Много веков спустя о Гипатии напишут научные труды и романы, назовут Ее дважды убитой. После Ипатии с александрийской математикой было покончено. В 20-м веке именем Гипатии был назван один из кратеров Луны. 2.В XVI – XVIII в. выделяются своим образованием несколько женщин, учителями которыми были знаменитые математики Виет, Декарт, Эйлер. В первой половине XVIII века во Франции славилась своей образованностью маркиза Эмилия дю Шатлэ, которая перевела на родной язык с латинского знаменитое произведение Ньютона « Математические начала натуральной философии». Это грандиозный труд, в котором изложены учение о всемирном тяготении и принципы классической механики. Перевод Эмилии Шатлэ одобрил и дополнил комментарием известный французский математик А. Клеро. Ученость Шатлэ прославил в одном из своих произведений знаменитый писатель и деятель французского просвещения Вольтер. Другая француженка XVIII в. Мария Лаланд, совместно со своим братом и мужем составила тригонометрические таблицы – «таблицы Лаланд». Как способная вычислительница была известна также Гортензия Лепот. Отметим, что её именем был назван декоративный цветок, привезённый ею из Индии. 3. Мария Аньези – первая женщина профессор математики Яркими математическими способностями и эрудицией обладала итальянка Мария Аньези (1718 – 1799), которая была первой в мире женщиной, занимавшей должность профессора математики в университете, а именно в старейшем Болонском университете. Дочь болонского профессора проявила очень раннее развитие. В детском возрасте она овладела латинским и греческим языками и выступала на этих языках перед учеными, собиравшимися в доме отца. К 13 годам усвоила ещё несколько языков, отвечая каждому участнику собраний на его родном языке. С 20 лет Мария посвящает себя математике и делает быстрые успехи в её изучении. Во время болезни отца на неё было возложено чтение лекций вместо него, а после смерти отца в 1750 г. она, по предложению папы Бенедикта XIV, назначается профессором университета. К этому времени Аньези уже получила европейскую известность, которую принёс ей её учебник по математике, изданный в 1748 г. под названием «Курс анализа для употребления итальянского юношества». В учебнике изучался анализ, только с начала этого века сформировавшийся в трудах Ньютона и Лейбница. В 1775 г. книга была переведена на французский язык, а в 1801 г. была переведена и на английский язык. Современный американский математик Стройк в 1936 году назвал эту книгу самым глубоким освещением основ высшей математики в XVIII веке. В 1771 г. Мария Аньези отошла от преподавания, открыла в своем доме приют для престарелых и больных посвятила себя уходу за ними. Последние годы своей жизни она провела в монастыре. В 1883 г. перед домом Аньези был сооружен памятник ей, а в 1889 г. в 3 городах её именем были названы улицы и установлены мемориальные доски «памяти ученой математички, широко известной в Италии в её век». В Милане ее именем была названа школа и учреждены премии в нескольких учебных заведениях. 4. Ада Лавлейс - первый программист планеты Августа Ада Кинг (урождённая Байрон), графиня Ла́влейс (англ. Augusta Ada King Byron, Countess of Lovelace, обычно упоминается просто Ада Лавлейс), (10 декабря 1815 - 27 ноября 1852) — английский математик. Известна прежде всего созданием описания вычислительной машины, проект которой был разработан Чарльзом Бэббиджем. Была единственным законнорожденным ребёнком английского поэта Джорджа Гордона Байрона и его жены Анны Изабеллы Байрон (Анабеллы). Анна Изабелла Байрон в лучшие дни своей семейной жизни за своё увлечение математикой получила от мужа прозвище «Королева Параллелограммов». В единственный и последний раз Байрон видел свою дочь через месяц после рождения. 21 апреля 1816 года Байрон подписал официальный развод и навсегда покинул Англию. Девочка получила первое имя Огаста (Августа) в честь одной из родственниц Байрона. После развода её мать и родители матери никогда не назвали её этим именем, а называли Адой. Более того, из семейной библиотеки были изъяты все книги её отца. Мать новорождённой отдала ребёнка родителям и отправилась в оздоровительный круиз. Вернулась она уже тогда, когда ребёнка можно было начинать воспитывать. В различных биографиях высказываются различные утверждения относительно того, жила ли Ада со своей матерью: некоторые утверждают, что её мать занимала первое место в её жизни, даже в браке; по другим источникам, она никогда не знала ни одного родителя. Миссис Байрон пригласила для Ады своего бывшего учителя — шотландского математика Огастеса де Моргана. Он был женат на знаменитой Мэри Соммервиль, которая перевела в свое время с французского «Трактат о небесной механике» математика и астронома Пьера-Симона Лапласа. Именно Мэри стала для своей воспитанницы тем, что сейчас принято называть «ролевой моделью». Когда Аде исполнилось семнадцать лет, она смогла выезжать в свет, и была представлена королю и королеве. Имя Чарльза Бэббиджа юная мисс Байрон впервые услышала за обеденным столом от Мэри Соммервиль. Спустя несколько недель, 5 июня 1833 года, они впервые увиделись. Чарльз Бэббидж в момент их знакомства был профессором на кафедре математики Кэмбриджского университета — как сэр Исаак Ньютон за полтора века до него. Позднее она познакомилась и с другими выдающимися личностями той эпохи: Майклом Фарадеем, Дэвидом Брюстером, Чарльзом Уитстоном, Чарльзом Диккенсом и другими. За несколько лет до вступления в должность Бэббидж закончил описание счетной машины, которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Чертёж с многочисленными валиками и шестеренками, которые приводились в движение рычагом, лёг на стол премьер-министра. В 1823 году была выплачена первая субсидия на постройку того, что теперь считается первым на земле компьютером и известно под названием «Аналитическая машина Бэббиджа». Строительство продолжалось десять лет, конструкция машины все более усложнялась, и в 1833 году финансирование было прекращено. В 1835 году мисс Байрон вышла замуж за 29-летнего Уильяма Кинга, 8-го барона Кинга, который вскоре унаследовал титул лорда Лавлейса. У них было трое детей: Байрон, рожденный 12 мая 1836, Анабелла (Леди Энн Блюн), рожденная 22 сентября 1837 и Ральф Гордон, рожденный 2 июля 1839. Ни муж, ни трое детей не помешали Аде с упоением отдаться тому, что она считала своим призванием. Замужество даже облегчило её труды: у нее появился бесперебойный источник финансирования в виде фамильной казны графов Лавлейсов. В 1842 году итальянский ученый Манибера познакомился с аналитической машиной, пришел в восторг и сделал первое подробное описание изобретения. Статья была опубликована на французском, и именно Ада Лавлейс взялась перевести её на английский. Позднее Бэббидж предложил ей снабдить текст подробными комментариями. Именно эти комментарии дают потомкам основания называть Аду Байрон первым программистом планеты. В числе прочего она сообщила Бэббиджу, что составила план операций для аналитической машины, с помощью которых можно решить уравнение Бернулли, которое выражает закон сохранения энергии движущейся жидкости. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 50-х годах XX века. Сам термин «библиотека» был введён Бэббиджем, а термины «рабочая ячейка» и «цикл» предложила Ада Лавлейс. Её работы в этой области были опубликованы в 1843 году. Однако в то время считалось неприличным для женщины издавать свои сочинения под полным именем и, Лавлейс поставила на титуле только свои инициалы. Поэтому ее математические труды, как и работы многих других женщин-учёных, долго пребывали в забвении. Ада Лавлейс скончалась 27 ноября 1852 года от кровопускания при попытке лечения рака (от кровопускания же скончался и её отец) и была похоронена в фамильном склепе Байронов рядом со своим отцом, которого никогда не знала при жизни. В 1975 году Министерства обороны США приняло решение о начале разработки универсального языка программирования. Министр прочитал подготовленный секретарями исторический экскурс и без колебаний одобрил и сам проект, и предполагаемое название для будущего языка — «Ада». 10 декабря 1980 года был утверждён стандарт языка. |
Районная творческая конференция школьников Муниципальное общеобразовательное... Цель: Познакомить детей с фактами из истории нумерации, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, формировать... | Xiii районная конференция учебно-исследовательских работ учащихся Управление образования администрации новоселовского района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение игрышенская средняя... | ||
О районной научно- практической конференции школьников Районная научно- практическая конференция школьников (далее рнпкш) направлена на выявление и развитие интеллектуальных, творческих,... | Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... Богомолова Алина Алексеевна, обучающаяся 5 класса моу покров-Рогульской сош пошехонского мр | ||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц» | Iv районная научно практическая конференция Младших школьников «Учение с увлечением» Мыльные пузыри – эта забава известна с давних времён. Она привлекает как детей, так и взрослых. Но одновременно это и объект для... | ||
Августовская научно-практическая конференция учителей района по темам Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Агрыз Агрызского... | Фио научного руководителя Сычевская районная краеведческая конференция «Сычёвский район: прошлое и настоящее» (далее конференция) проводится по инициативе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районная библиотека переименована – ныне это Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Грачевская межпоселенческая центральная... | Районная научно-практическая конференция школьников «К вершинам знаний» Российской Федерации, Правительства Москвы, Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, Всемирной... | ||
Развитие фонематического восприятия у школьников с дизорфографией Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 | Мо «Болугурский наслег» Муниципальное общеобразовательное учреждение Муниципальное общеобразовательное учреждение – Болугурская средняя общеобразовательная школа | ||
Управление образования администрации Старооскольского городского... Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010» | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Апологетика в XIX-XX вв. (Эпоха великих германских философов и больших достижений науки) | ||
Реферат «Проблемы обучения младших школьников иностранному языку» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Задоринская основная общеобразовательная школа» | Программа духовно-нравственного воспитания школьников «Учимся, творим, созидаем» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №24 |