Шкалы. Процедура измерения с социологии





Скачать 76.28 Kb.
НазваниеШкалы. Процедура измерения с социологии
Дата публикации22.02.2015
Размер76.28 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
Шкалы. Процедура измерения с социологии.

Измерение – процедура назначения чисел или иных символов эмпирическими переменными по определенным правилам.

Измерение – отображение некой эмпирической системы в математическую.

Измерение – процесс связывания теоретических концептов с эмпирическими индикаторами.

Если все это суммировать, то у понятия «измерение» 3 основных элемента:

  1. Эмпирическая система (система переменных, описывающих реальные объекты)

  2. Символическая система (= числовая, математическая)

  3. Процедура приписывания числовых символов эмпирическим переменным.

Основная цель измерения – возможность сравнения разных объектов по определенному свойству, которое измеряет разработанная нами шкала.

Шкала – правило, определяющее, каким образом в процессе измерения каждому измеряемому объекту в соответствие ставится некое число или другой математический конструкт.

Шкала – специально разработанная линейка для измерения интересующих исследователя свойств объекта (присваивания или числовых значений)

В социологии шкалы в основном приходится создавать практически для всего (готовых шкал нет)

Основные этапы шкалирования:

  1. построение теоретической классификации (=интерпретация)

  2. поиск эмпирических индикаторов для разработанной теоретической схемы концепта (=операционализация)

  3. тестирование получившейся шкалы

Требования к шкале:

  1. Полнота охвата (каждому измеряемому объекту должно найтись место на шкале

  2. Непротиворечие (один и тот же объект на одной и той же шкале не может иметь более одного места)

  3. Единое основание классификации (шкала должна быть одномерной)

  4. Шкала должна обладать хорошей воспроизводимостью (при дальнейшем измерении того же объекта по той же шкале результат не должен сильно отличаться)

  5. Расстояние от одной позиции до другой должно быть примерно одинаковым

Виды шкал.

(классификация Стивенсона, 40-е годы ХХ века)

Шкалы делятся на метрические и неметрические.

Неметрические делятся на номинальные и порядковые, а метрические – на интервальные и относительные.

  1. Номинальная шкала. Позволяет с помощью чисел или символов классифицировать объект. Основная задача – установить отношения равенства/неравенства между объектами. Обладает свойствами рефлективности (а=а), симметричности (а =b => b=a) и транзитивности (a=b, b=с => a=c). Позволяет вычислять доли, проценты, наиболее часто встречающиеся значения (мода)

  2. Порядковая шкала. Иногда называют ординальной. Позволяет помимо прочего устанавливать отношение порядка между объектами, устанавливать последовательности (в понятиях больше/меньше). Есть еще частично упорядоченные шкалы (в отношении некоторых объектов ранжирование невозможно). Порядковые шкалы делятся на бальные (одно значение шкалы может быть присвоено многим объектам) и ранговые (числовой код присваивается каждому объекту и он разный). Можно оперировать логическими значениями больше/меньше. Рефлективности и симметричности нет, а транзитивность сохраняется.

  3. Интервальная шкала. Полностью упорядоченный ряд с измеренными интервалами между пунктами. Можно проделывать все арифметические действия. Обладает свойствами симметричности и коммутативности (a+b = b+a). Позволяет подсчитывать среднее арифметическое, дисперсию.

  4. Абсолютная шкала. =Шкала отношений, пропорциональная шкала. Отличие в том, что есть фиксированное нулевое значение.

Это были простые шкалы. Но есть и сложные шкалы, используемые для измерений сложных явлений. Сложными называются шкалы сумматорного типа.

Наиболее часто используется сумматорная шкала Лайкерта.

Кроме того есть шкалогранный анализ Гутмана, шкала равнокажущихся интервалов Терстоуна и шкала социальной дистанции Богардуса.

Общее для всех шкал: направленность на измерение скрытого латентного признака.

Основные характеристики сложных шкал:

- шкала состоит из множества элементов, оценки по которым суммируются

- каждое суждение должно иметь количественную протяженность (быть измеряемым)

- каждый из пунктов шкалы формулируется так, что правильный ответ не предполагается

- обычно каждый пункт шкалы – это утверждение

Основные этапы конструирования шкалы Лайперта:

- составление набора суждений, посвященных измеряемому концепту. Важно, чтобы не было нейтральных значений. Исходный список обычно большой (более 100 суждений), остаться должно около 15.

- формулирование выборки респондентов, формирующих целевую группу исследования.

- каждый респондент выставляет оценки каждому суждению, оценивая степень согласия.

- суждения кодируются так, чтобы все максимальные значения выражали позитивную оценку

- баллы для каждого респондента суммируются и каждый участник исследования получает одно значение по общей сумматорной шкале.

- проверка шкалы на предмет внутренней консистентности.

Варианты градации шкал

- согласие с утверждением

- выставление оценок

- оценка частоты

Согласие с утверждением в свою очередь делится еще на два типа: унимодальные (униполярные: 1 - 5) и биполярные (-3 – 3)

Пример бланка:

Утверждение

Полностью не согласен

Скорее не согласен

Нет определенной позиции

Скорее согласен

Полностью согласен

Наблюдать за детьми забавно










Х




Детей при первой же возможности нужно отдавать в пансион

Х













Дети – это всегда зло




Х










Список условий, на соответствие которым нужно проверять шкалу:

- каждое суждение должно выражать одну и только одну идею

- должны использоваться и позитивные и негативные суждения

- нельзя использовать жаргон, сленг

- используемые слова и конструкции фраз должны соответствовать уровню аудитории

- не стоит использовать суждения, построенные на простых отрицаниях (всегда лучше написать «ненавижу», чем «совсем не люблю»).

Шкалогранный анализ Гутмана. Использует кумулятивный признак (утверждения даются по нарастающей и обычно если респондент выбрал первое суждение, то остальные он уже не выберет). Отбирается примерно 100 суждений, которые оцениваются тестовой группой. Потом строится шкалограмма. Рассчитывается число баллов за каждый вопрос. Затем итоговая диаграмма упорядочивается по убыванию. Потом сравнивается с диаграммой, где в верхней левой части только плюсы, а в нижней левой – только минусы, и считается доля выброса. Она не должна превышать 10%.

Шкала Терстоуна.

- не спрашивается степень согласия, просто согласен/не согласен

- суждениям исследователем присваиваются коэффициенты – суждения не равноправны

Суждения варьируются по степени отношения к объекту, затем отбирается группа экспертов (примерно 50-100 человек). Каждое суждение пишется на карточку и дается эксперту. Эксперт должен рассортировать суждение по 11-и коробочкам. Потом считается вес суждений (по этому поводу можно прочитать в любом учебнике).

Индикаторы качества шкалы

2 основных характеристики:

  • Надежность

  • Валидность

Надежность: воспроизводимость получаемых результатов измерение, вне зависимости от случайных факторов.

Валидность – степень соответствия собранной информации и той, которую планировали получить.




Высокая надежность

Низкая надежность

Высокая Валидность

Попадание в цель, высокая кучность стрельбы

Периодическое попадание в цель, большой разброс стрельбы

Низкая валидность

Высокая кучность, отсутствие попаданий

Низкая кучность, отсутствие попаданий

Результаты – должны быть одинаковы, устойчивы.

Варьировать можно:

  1. Инструмент измерения

  2. Время измерения

  3. Объект измерения

  4. Регистратор измерений

Проверка надежности:

  1. Инструмент измерения

    1. Метод альтернативной формы (Один объект, одно время, 2 разных человека в одно время измеряют одну аудиторию.)

    2. Метод расщепления шкалы (1 шкала, проводим измерение, а потом делим пополам и обрабатываем отдельно, разделение должно быть случайным.)

    3. Анализ шкалы на внутреннюю консистентность () (N – число пунктов шкалы, σ в числителе – сумма дисперсий по каждому пункту шкалы, σ в знаменателе общая дисперсия.)

  2. Время измерения

    1. Тест-ретест (Повторное измерение с тем же инструментарием в другое время (предполагается, что через короткое время ценностные установки.))

  3. Объект измерения

    1. Метод подвыборок (Один инструментарий, несколько разных объектов. Объекты должны относиться к одной социальной группе.)

  4. Регистратор измерений

    1. Альтернативный регистратор (Смена наблюдателя.)

    2. Альтернативная процедура сбора данных (Определение эффективности инструментария.)

Типы валидности:

      • Содержательная валидность.(Насколько хорошо шкала охватывает смысл измеряемого концепта.)

        1. Содержательный анализ всех пунктов шкалы на полноту шкалы на полноту охвата смысла измеряемого понятия.

        2. Проверка на однородной выборке респондентов на тот же самый предмет.

      • Прогнозная (прагматическая) валидность.(Насколько реализуются прогнозы на основе проводимых исследований.)

      • Конструктивная валидность.

        1. Внешняя. Сравнение данных о концепте с результатами измерения других переменных (чтобы выявить взаимоисключающие параметры).

        2. Внутренняя. Проводим измерения одной и той же переменной (определение уровня жизни через изучение сберегательного поведения, потребления и т.д.)

      • Дискриминантная валидность. (Способность инструмента измерения дифференцировать респондента по значимым группам.)

      • Параллельная валидность. (Насколько хорошо тестируемая шкала связана с аналогичными измерениями на сходном объекте.)

      • Очевидная валидность. (Прямое наблюдение за исследуемым поведением.)

Методы повышения валидности:

  • Подойти с точки зрения логики и здравого смысла.

  • Тест по эталонной группе. (Эталонный результат не совпадает с полученным. То есть если у нас есть точные данные по одному объекту, с ними нужно сравнить полученные результаты.)

  • Поиск независимого критерия. (Аппаратная фиксация информации.)

  • Метод идей для отбора пунктов шкалы (Необходимо тестировать типичных представителей.)

  • Построение индекса. (Совмещение показателей для регистрации одного свойства.)

Кроме надежности и валидности есть еще:

  • Точность шкалы – уровень чувствительности (дробности шкалы, которая дает устойчивое измерение без больших неточностей).

  • Правильности (отсутствие систематических ошибок, связанных с процедурой и инструментом исследования). (Не брать представителей одной социальной группы.)

Одновременное повышение всех качеств невозможно.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПлан урока №17
...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «теория измерений...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconМетодическая разработка
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПротокол начисления баллов
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconОтчет по инженерной геодезии: Теодолит 2Т 30
Теодолит предназначен для измерения вертикальных и горизонтальных углов, для измерения расстояний и определения магнитных азимутов...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconКонспект урока по математике Учитель: Е. В. Прокудина Тема: Дециметр,...
Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconНациональное Общество Имитационного Моделирования Санкт-Петербургский...
Цель освоения дисциплины «Теория измерений в социологии» формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПаспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Основы социологии» I семестр № п/п
Комплект проблемных вопросов при анализе специфики социологии как науки (домашнее задание), отличие социологии от других общественных...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Анализ данных в...
«Анализ данных в социологии»: познакомился с основными направлениями анализа данных в социологии, осуществляемых с помощью математических...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconУрока. Тема: Единицы измерения
...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Размер пятна измерения рассчитывается по формуле 12: 1 (1 ед пятна измерения на 12 ед расстояния)
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История социологии»
России, указать специфические черты русской социологической мысли, проанализировать и систематизировать учения представителей русской...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconУчебников «Школа России» Тема
Цель урока: организовать работу по знакомству с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconУрок математики 2 класс Тема : Знакомство с понятием «Литр»
Сформировать способствовать к действиям с единицами измерения длины (сложение, вычитания, перевод одних единиц измерения длины в...
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПротокол № от 20 Вопросы к зачету по социологии
Социология как наука. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии. Понятие социального
Шкалы. Процедура измерения с социологии iconПрограмма дисциплины чикагская школа в социологии
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии гу-вшэ николаев Владимир Геннадьевич


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск