Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области





НазваниеСоснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области
страница1/6
Дата публикации11.03.2015
Размер0.66 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3   4   5   6


Материал подготовила:

Соснина Надежда Александровна, библиотекарь МОУ «СОШ №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска ЯНАО Тюменской области.

«В СТРАНЕ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ»

Цикл библиографических обзоров литературы для учащихся 4-6 классов
Был когда-то веселый мультфильм, который и вы, ребята, наверное, не раз видели - «В стране невыученных уроков». В нем заядлый лентяй и двоечник попадает в сказочную страну, где живут все его ошибки. Там плотоядная корова чуть не съедает своего обидчика, там ходят полтора землекопа /жуткое зрелище – человек и еще половина/, там происходит масса страшных и смешных приключений.

В стране невыученных уроков нередко бывали и мы с вами, когда беспомощно «плавали» у доски или делали ошибки в диктантах. Чаще всего это происходило потому, что учить уроки казалось скучным и неинтересным занятием.

Но поверьте, ребята – скучных предметов не бывает. Я берусь доказать это, пригласив вас в путешествие в страну интересных уроков. Помогут же мне в этом самые разные книги: художественные и публицистические, научно-популярные и справочные. Каждому из школьных предметов будет посвящен один или несколько библиографических обзоров литературы по определенному разделу знаний. А всего разделов будет десять.

В первом из них, названном «Ее величество Математика», я расскажу вам о книгах, которые приоткроют некоторые тайны этой самой из загадочных наук.

«В гости к зеленым друзьям» - растениям поведут вас книги 2 раздела.

Само название следующего раздела позовет вас «В путешествие за тайной».

И если вы отправитесь за ней, то сначала вам предстоит вместе с первопроходцами открывать неведомые земли (1 подраздел – «Как люди открывали свою Землю»), а затем (2 подраздел – «Большой дом человечества») побывать на земле и под землей, спуститься в глубины морей и океанов и даже узнать, как «скроена» и из чего «сшита» воздушная одежда нашей планеты.

Четвертый раздел – «Преданья старины глубокой…». В нем тоже два подраздела. Книги первого позволят вам перелистать некоторые страницы истории нашей Родины. А ребятам 4-5 класса будет небезынтересно заглянуть в страны Древнего мира.

Надеюсь, что раздел «В глубины слова» убедит вас в том, что стать грамотным совсем не трудно.

Книги раздела «Мастерская доброты» позволят вам войти в удивительный и волшебный мир литературы, созданный писателями и поэтами.

Раздел «Какого цвета радуга?» я построю как небольшую экскурсию по своеобразной картинной галерее, составленной из книг по изобразительному искусству.

«В мире звуков» окажитесь вы благодаря книгам следующего раздела, посвященного музыке.

И, наконец, в девятом разделе «Уроки Геракла» несколько уроков физической культуры вам даст сам легендарный герой Древней Греции – Геракл.

Дорогие ребята! Рассказывая о книгах, я не преследую цель лишь проиллюстрировать страницы ваших школьных учебников. Я постараюсь раздвинуть эти страницы и приоткрыть вам всю сложность, разнообразие и красоту мира, с которой вам предстоит познакомиться не только на уроках.

Подготовиться же к конкретному уроку, написать доклад или реферат на заданную тему, ответить на возникший вопрос вам помогут различные энциклопедии и словари, рассказу о которых я посвящу последний раздел нашего цикла – «Вселенная в алфавитном порядке».

Для того чтобы вам было легко знакомиться с книгами, их описания выделены шрифтом. Что такое описание? У каждого человека есть паспорт, где записаны его фамилия, имя, год рождения и т.д. Любая книга тоже имеет библиографическое описание, в котором указываются ее автор и название, место издания, художник, который ее оформлял, количество страниц, а также серия, в которой она вышла. Лишь точно зная библиографическое описание, можно легко найти книгу в любой библиотеке.

1. «Ее величество Математика»

«С математикой в путь»

Этот невозможный Чеширский Кот исчезал так же внезапно, как и появлялся. У Алисы даже голова пошла кругом. Поэтому девочка попросила исчезать его помедленнее. Кот согласился и начал постепенно таять: сначала пропал кончик хвоста, потом и все остальное. Наконец осталась одна улыбка.

Да-а-а! – восхитилась Алиса. – Случалось мне видеть кота без улыбки. Но вот улыбку без кота! В жизни не видела ничего удивительнее!...

В Стране Чудес, в которую попала Алиса из книги Льюиса Кэрролла, удивляться можно бесконечно.… Но так ли уж невероятно увидеть улыбку без кота? Скажу вам по секрету, что это не труднее, чем подсчитать, сколько будет дважды два.

Вы удивлены: что общего между Чеширским Котом и математическими примерами? Если бы вы спросили об этом Льюиса Кэрролла, то известный писатель, который был профессором математики, мог бы ответить – многое!

Ведь математика имеет дело с вещами воображаемыми, несуществующими, такими же удивительными, как и улыбка Чеширского Кота.

Кто из вас скажет, например, что такое 2? Не 2 поросенка, не 2 морковки, а именно натуральное число 2. Ведь просто «два», без предметов, которые можно сосчитать, не бывает. Но мы превосходно складываем числа, умножаем их, делим и совсем этому не удивляемся. И даже говорим, когда речь идет о чем-нибудь очень простом, понятном: «Дело ясно, как дважды два – четыре!»

«Но прежде чем додуматься до того, что дважды два – четыре, людям пришлось учиться много, много тысяч лет», - так пишет, открывая книгу «Мир чисел», ее автор И.Я. Депман :Рассказы о математике / Рис. Ю. Киселева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Л.: Детлит., 1982. – 671с.: ил. Конечно, это учение шло не за партой. Человек охотился, строил жилища, обрабатывал землю – и постепенно учился считать.

Вряд ли вождь первобытного племени смог бы сказать, сколько человек он отправил в засаду, ну, скажем, на саблезубого тигра. Ведь он еще не знает таких слов, как «пять» , «семь» или «десять», хотя уже может показать эти числа на пальцах.

Глава книги И.Я. Депмана о том, как считали первобытные «математики», названа «Как свои пять пальцев». Всего же в книге 12 глав, каждая из которых является своеобразной страничкой из истории математики.

Попробуйте, не спеша перелистать эти страницы, и перед вами пройдут, сменяя друг друга, века, цивилизации, страны… вы сможете сами увидеть, как у человечества, накопившего множество сведений о числах, о размерах и формах предметов, о расстояниях и о времени, появляется необходимость привести эти сведения в порядок,- так зарождается математика. Где и когда математика стала настоящей наукой, вы узнаете, заглянув в книгу И.Я. Депмана.

Да, математика – наука сложная. Кто из вас не убеждался в этом при решении трудной задачи, блуждая в лабиринте чисел.
Дорогие читатели!

Каждый день на уроках математики вы узнаете о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а вернувшись домой, повторяет изученный материал и делаете домашнее задание. Большим помощником у вас является учебник. О многом можно узнать из учебника: как складывать десятичные и обыкновенные дроби, как решать уравнения, как строить графики и т.д. Но про то, кем и когда были придуманы дроби, где впервые стали решать задачи с помощью уравнений, когда возникли отрицательные числа, про все это в учебнике сказано очень мало. Не говорится в учебнике и о том, как применяют математику в различных играх, как ее используют для тайнописи, какими удивительными свойствами обладают некоторые числа.

Обо всем этом и о многом другом вы узнаете, прочтя книгу Депман И.Я. Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5- 6 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287с.: ил.

Она начинается с рассказа о том, как люди научились считать. Для этого вам придется побывать и на стойбищах первобытных людей, и на островах Океании, заглянуть в древние Египет и Вавилон, о которых вам приходилось слышать на уроках истории. Узнаете вы и о Кирике Новгородце, написавшем первую книгу про математику в Древней Руси, и о Леонтии Магницком, «Арифметику» которого чуть ли не наизусть знал великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. А потом снова вернемся в Древний Вавилон и узнаем, как тогда взвешивали товары и измеряли длины, какими мерами пользовались в Древней Руси, как и когда возникли те единицы измерения, которыми мы пользуемся сейчас. Узнаете вы и о том, как были построены машины, позволяющие делать миллионы арифметических операций в секунду, как и где возникла геометрия и почему так называется эта наука.

К каждой главе даны задачи. Они труднее тех задач, которые решают на уроках. И чтобы справиться с ними, надо проявить смекалку – обычных методов тут может и не хватить. А кроме смекалки, нужны настойчивость и целеустремленность – без этих качеств трудно заниматься любым делом, не только математикой.

Да, математика – наука сложная. Кто из вас не убеждался в этом при решении трудной задачи, блуждая в лабиринте чисел. Но если Э.Б. Александрова и В.А. Левшин приглашают вас побывать вместе с героем их книги «В лабиринте чисел» :Путешествие от А до Я со всеми остановками. / Рис. В. Сергеева. – М.: Дет. Лит., 1977. – 64с.: ил. Читом в своем лабиринте чисел, обязательно соглашайтесь! Ведь проводником в нем для Чита и тех, кто к нему присоединится, станет сама Арифметика.

Но, отправляясь в путешествие от пункта «А» до пункта «Я» по необъятному лабиринту чисел, вы даже не надейтесь посетить все его переходы, закоулки, тупики. Он для этого чересчур велик. Поэтому наш опытный проводник из множества маршрутов выбрал наиболее простой и короткий.

Стоп! Первая остановка – «А». Она так и называется – «Арифметика». Но при чем же здесь полусгнившая колода с кривыми, грубыми зарубками, сложенные кучками бобы, камешки, какие-то косточки, завязанные узлами веревки – все то, что увидит там Чит, а Арифметика почему-то назвала эти странные предметы своими портретами? ...

Не будем слишком задерживаться на первой остановке, ведь перед нами еще 32 буквы алфавита. «Б» - бесконечность… «В» - всевозможные нумерации… «Г» - гармония… «Д» - дробные числа… и так далее до конечной остановки «Я» - ясность…

Путешествуя по лабиринту, Чит, а вместе с ним и вы не только узнаете много интересного и полезного о числах, об их истории и свойствах, но и попытаетесь решить задачи, которые иногда будет «подкидывать» Арифметика своему спутнику.

А если не все будет ясным и понятным – не беда. Можно подольше задержаться на «трудной» остановке и еще раз послушать объяснения проводника.

Не все, конечно, любят решать задачи. Зато от детективных книг многих из вас просто не оторвешь. Интересно, понравится ли вам детектив… математический? Его также написали авторы предыдущей книги Э.Б. Александрова и В.А. Левшин и назвали «Стол находок утерянных чисел» : Математический детектив. / Стихи Э. Александровой; Рис. В. Сергеева. – М.: Дет. лит., 1989. – 62с.: ил. Именно там, в столе находок, что расположен в самом центре сказочного городка Энэмска, и появился однажды очень забывчивый и вечно что-нибудь теряющий чудак. На этот раз он «посеял» где-то лотерейный билет и забыл его номер. В столе находок даже собирались объявить дело совершенно безнадежным, но в последнюю секунду решили попробовать восстановить забытое число с помощью ассоциаций.

Что такое ассоциация и как с ее помощью что-либо найти, расскажет вам сам заведующий (или Главный сыщик), который со своей маленькой приятельницей (или Главным секретарем), ее щенком по прозвищу Пуся (или Главной ищейкой) и, конечно же, с Главным приятелем отправились на поиски билета. Мы же только заметим, что поиск был сложен и опасен. (Чего стоит хотя бы жуткое столкновение на глухой алее старого парка с призраками!). Несмотря на всевозможные злоключения, приметы утерянного числа были восстановлены. Вам хочется знать, какие они? Нет ничего проще – загляните на последнюю страницу книги. Но если вы не отгадаете потерянное число, то никогда не поздно присоединиться к Главному сыщику и уже вместе с ним провести сложное расследование.

Ах, эти загадочные цифры! Никто не знает, где живут и что делают они, когда закрываются учебники. Может быть, они обитают в волшебной математической стране? Во всяком случае, так утверждает Владимир Артурович Левшин, который рассказал об этом государстве в своих книгах. Правда, некоторые из них давно не переиздавались. Но если вы обнаружите книги В.А. Левшина «Три дня в Карликании», «Черная маска из Аль-Джебры» на библиотечных полках, обязательно возьмите их почитать. Поверьте, с веселыми и находчивыми цифрами – карликами и цифрами – великанами вам не придется скучать. Необычайные и головокружительные превращения будут подстерегать вас буквально на каждом шагу. И в центре всех происшествий – маленький житель Карликании шалунишка Нулик.

Нулик! Маленький кругленький нуль! Что может быть интересного в нуле? Ведь в переводе с латинского «нуль» значит «ничто». Почему же В. Левшин сделал именно нуль главным героем многих своих книг? Да потому, что, как ни странно, «ничто» - самая важная цифра нашей счетной системы! Казалось бы, пустота, воздух – а какая сила! Маленький озорной Нулик может увеличить число в десять раз или превратить в десятичную дробь. Нуль со знаком умножения запросто уничтожает, какое угодно большое число. А делить на нуль и того рискованней: при этом непременно придется иметь дело с числами – великанами из бесконечности. Зато сам он ничего не боится. Не потому ли Нулик так бесстрашен и изобретателен?

Вот и книгу В.А. Левшин. «Нулик Мореход» /Рис. В. Сергеева. – М.: Дет. лит., 1978. – 175с.: ил. назвал именем свого любимого героя.

…Кто-кто, а Нулик просто не мог пропустить такой случай! Отправиться в плавание на волшебном фрегате « Арабелла»! Под командованием знаменитого капитана Единицы! Броситься в самую пучину невероятных опасностей, неслыханных лишений и отчаянных схваток! Да об этом Нулик мечтал всю жизнь! И вот мечта сбылась – ему посчастливилось заменить заболевшего юнгу!!!

Итак – вперед! Семь футов под килем тебе – фрегат « Арабелла », тебе – капитан Единица, тебе – юнга Нулик!

Ваш путь будет лежать через бурные геометрические моря и океаны, вдоль берега Точных Доказательств, около скалистых островов Отношений и Невероятностей… Вам предстоит зайти в тихую бухту Аксиомы, обогнуть свирепый мыс Бесподобных Отношений, проплыть проливом Бесконечности…

А однажды, повинуясь приказу капитана, отправиться в далекое прошлое – в Древний Египет и Древнюю Грецию, где удастся побеседовать с великими математиками и геометрами – Евдоксом, Пифагором, Архимедом. … Если же очень повезет, то и получить фотографию самого Эвклида. Того самого, который написал знаменитую книгу «Начала», куда вошла вся геометрия его времени и с которой больше чем наполовину схож наш школьный учебник. И если современные школьники не всегда с легкостью осваивают геометрические премудрости, то и в далеком прошлом это удавалось не каждому. Царь Птолемей, ознакомившись с книгой «Начала», многого в ней не понял. Он спросил у Эвклида, не может ли тот упростить свои рассуждения и пойти более легким путем? На что ученый ответил: «В геометрии нет царских дорог…»

Хотя маршрут фрегата «Арабелла» будет трудным и опасным, его легко одолеет каждый, кто не ищет в геометрии легких дорог.

Читая книги В. Левшина, вы не раз убедитесь в том, что многие математические загадки и казусы требуют решения не только знаний, но и находчивости, внимательности, смекалки. А эти качества во многом зависят от постоянной тренировки, от привычки думать, рассуждать, искать нестандартные решения.

Поэтому советую познакомиться со сборниками математических задач, головоломок, загадок:

Гершензон М.А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, самоделок, занимательных задач. – М.: Дет. лит., 1989. – 142с.: ил.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРабочая программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 175...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРабочая программа по географии 7 класс моу «Средняя общеобразовательная...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков Советского района г. Казани»
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРабочая программа по русскому языку 5 а класс
Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района г. Казани
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №84 с углубленным изучением иностранных языков Советского района г. Казани»
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма по английскому языку для школ с углубленным изучением иностранных...
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №593 с углубленным изучением английского...
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся...
Моу «сош№3 с углубленным изучением отдельных предметов» Лосева Галина Александровна
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПланирование работы библиотечно-информационнного центра школьной...
Приобщение читателей к художественным традициям и внедрение новых форм культурно досуговой деятельности
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРабочая программа учебного предмета информатика и икт моу «Средняя...
Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и икт (Базовый уровень) от 2004 г
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПубличный отчет гбоу сош №1205 за 2012/13 учебный год 1
Государственное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков...
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconТема: Повторение по теме «Синтаксис и пунктуация». 5 класс. Урок...
Развивать у учащихся навыки, необходимые для определения простых и сложных предложений как в письменной, так и в устной речи, выделения...
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,...
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным...
Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconСобранием трудового коллектива работников муниципального общеобразовательного...

Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
И. Н. Верещагиной для 7-го класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий при учебной нагрузке 4 часа в...
Соснина Надежда Александровна, библиотекарь моу «сош №11 углубленным изучением иностранных языков» г. Ноябрьска янао тюменской области iconРассмотрено на Педагогическом совете школы протокол №6 от «01» февраля 2012г
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск