Скачать 39.48 Kb.
|
Тема: лабораторная работа № 6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям». Цель: объяснить характер движения заряженных частиц. Оборудование: фотографии треков заряженных частиц, полученных в камере Вильсона, пузырьковой камере и фотоэмульсии. Ход урока. I.Организационный момент. II. Актуализация знаний. А). Беседа по вопросам. - Назовите устройства, с помощью которых можно регистрировать различные частицы? - Расскажите об устройстве и принципе действия камеры Вильсона; пузырьковой камеры. - Какие данные можно получить о частице в камере Вильсона? - Каким символом обозначается α – частица, протон, нейтрон, электрон? - Что называется массовым числом и какой буквой обозначается? Что можно сказать о зарядовом числе? - Какой формулой связаны между собой массовое число, зарядовое число и число нейтронов в ядре? - Назовите формулу для расчёта дефекта масс? Энергии связи? Б). Решение задач. Определите неизвестные продукты реакций: Под действием каких частиц осуществлены следующие реакции: 5. Чему равно массовое число ядра атома марганца 2555Mn? 11. Определите продукт Х ядерной реакции: 1327Al + 01 n → 1124 Na + X 13. Рассчитайте ∆ m (дефект масс) ядра 73Li (в а.е.м.), если mp = 1,00728; mn = 1,00866; mLi = 7,01601. 19. Выделяется или поглощается энергия при ядерной реакции 36Li + 11H → 24He + 23He? Массы ядер и частиц (в а.е.м.) соответственно равны: m 36Li=6,01513, m11H =1,00728, m24He =4,00260, m23He =3,01602. III. Выполнение лабораторной работы. 1.Инструктаж по технике безопасности. 2. На стр. 282 учебника представлены фотографии треков заряженных частиц рис. 188, 189, 190. Укажите на каких рисунках заряженные частицы движутся в магнитном поле. Ответ: треки частиц, движущихся в магнитном поле, изображены на рис. 189, 190 т. к. на этих фотографиях их траектории криволинейны. 3. Рассмотрите фотографию треков α - частиц, двигавшихся в камере Вильсона рис. 188, ответьте на вопросы. - В каком направлении двигались α – частицы? (α – частицы двигались слева направо). - Длина треков α – частиц примерно одинакова. О чём это говорит? (Одинаковая длина треков α – частиц говорит о том, что они имели одинаковую энергию). - Как менялась толщина трека по мере движения частиц? (Толщина трека увеличивается за счёт того, что уменьшалась скорость из – за столкновений с частицами среды). 4. На рис. 189 дана фотография треков α – частиц в камере Вильсона, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: - Почему менялись радиус кривизны и толщина треков по мере движения α – частиц? (Радиус кривизны менялся за счёт того, что уменьшалась скорость из – за столкновений с молекулами воды). - В какую сторону двигались частицы? (Частицы двигались справа налево из – за того, что толщина треков справа налево увеличивается). 5. На рис. 190 дана фотография треков электрона в пузырьковой камере, находившейся в магнитном поле. Определите по этой фотографии: - Почему трек имеет форму спирали? (Электрон постоянно терял свою скорость за счёт соударений с частицами среды, и поэтому трек имеет форму спирали). - В каком направлении двигался электрон? (Электрон двигался в направлении сгущения спирали по указанной выше причине). - Что могло послужить причиной того, что трек электрона на рис. 190 гораздо длиннее треков α – частиц на рис. 189? (Трек на рис. 190 длиннее, потому что он в меньшей степени взаимодействует с средой). IV. Решение задач. 1.При бомбардировке изотопа 510B нейтронами из образовавшегося ядра выбрасывается альфа-частица. Пользуясь законами сохранения массового числа и заряда,а также Периодической системой химических элементов, запишите происходящую при этом ядерную реакцию. 2. Определите второй продукт Х ядерной реакции: 1327Al + 24He → 1530P + X 3. Рассчитайте дефект масс ∆m (в а.е.м.) ядра атома 23He, если массы частиц и ядра, выраженные в а.е.м., соответственно равны: mn=1,00866; mp= 1,00728; mЯ= 3,01602. 4. Выделяется или поглощается энергия в следующей ядерной реакции? 714N + 24He → 817O + 11H. Массы ядер и частиц соответственно равны ( в а.е.м.): 714N - 14,00307; 24He - 4,00260; 817O - 16,99913; 11H - 1,00728. 5. Пользуясь законом сохранения массового числа и заряда, а также Периодической системой химических элементов, напишите ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке 511B α-частицами и сопровождаемую выбиванием нейтронов. V. Итог урока. VI. Домашнее задание: упр.№ 53(4-5). |
Урока: изучение нового материала. Вид урока Методы и приемы: фронтальная работа, поисковая работа, исследование,самостоятельная работа и программированные задания | Курсовая работа по дисциплине «Предпринимательское право» Курсовая работа имеет целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, углубленное изучение и решение студентом... | ||
Лабораторная работа № Лабораторная работа №1. Изучение основных возможностей программного продукта Яндекс. Сервер. Установка окружения, установка и настройка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы и методические приемы: рассказ в сочетании с беседой, работа по учебникам, словарная работа, чтение стихотворений учащимися,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проблемный диалог, групповая работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа с учебником, фронтальная работа, использование... | Дипломная работа Изучение дивергентного мышления в отечественной и зарубежной психологии и его сущность | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Формы работы: наблюдение; моделирование; исследование; творческая работа; индивидуальная работа; фронтальная работа; работа в парах;... | Типы уроков Урок изучение и первичное закрепление новых знаний Урок изучение и первичное закрепление новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа,... | ||
Самостоятельная работа студентов 1 курса впо по дисциплине «Русский язык и культура речи» Речи” изучается на I курсе в течение одного семестра. Основными видами занятий являются лекции, семинары и самостоятельная работа.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа обучающихся, работа в парах, работа с иллюстративным материалом, участие в учебной... | ||
Практическая работа №1 Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы | Курсовая работа подлежит защите. Оценка за курсовую работу проставляется... Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований,... | ||
Творческая работа. Произведения Александра Дюма Изучение научно-методической литературы, нормативных и инструктивно-методических документов | Лабораторная работа №5 Целью работы является изучение возможностей субд oracle по созданию и ведению баз данных | ||
Лабораторная работа №3 Целью работы является изучение возможностей субд mysql по созданию и ведению баз данных | Общие методические указания Контрольная работа одна из важных форм... Контрольная работа – одна из важных форм самостоятельной подготовки студентов в межсессионный период. Она предполагает углубленное... |