Пояснительная записка. Содержание образования соответствует Гос. Стандарту РФ.
Программа по геометрии 8 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Цели: 1. Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической
деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.
2. Формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
3. Формирование представлений об идеях и методах математики, о математике, как форме описания и
методе познания действительности.
4. Формирование представлений о математике, как части общечеловеческой культуры, понимания
значимости математики для общечеловеческого прогресса.
5. Систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости.
6. Формирование пространственных представлений.
7. Развитие логического мышления.
Задачи:
Освоение основных фактов и методов планиметрии.
Формирование представлений об изучаемых понятиях.
Развитие логического мышления и речевых умений.
Содержательные линии: «Четырехугольники», «Площади фигур», «Подобные треугольники», «Окружность».
Приоритетные линии:
Культурно – историческая: история возникновения и развития математической науки, знакомство с деятельностью выдающихся математиков; умение формулировать четко и кратко свои мысли, умение доказывать свою точку зрения, выслушивать и анализировать чужие мысли.
Информационно – методологическая: знакомство с начальными геометрическими понятиями, с признаками равенства треугольников – основным рабочим аппаратом всего курса геометрии, которые открывают широкие возможности для решения задач; введения нового класса задач – на построение с помощью циркуля и линейки; введения понятия параллельных прямых и аксиом геометрии.
Культура здоровья: соблюдение санитарно – гигиенических норм поведения; правила работы с чертежными инструментами; соблюдение дозирования домашнего задания.
Методы, формы, виды деятельности:
Репродуктивные методы: воспроизведение понятий, определений, свойств, признаков, теорем; нахождение подобия с опорой на теоремы; работа с книгой.
Объяснительно - иллюстративные методы: описание схемы, алгоритма; анализ описания; практическая работа на применение свойств, теорем, определений.
Проблемно – сообщительные: объяснение причин различия в подобных явлениях; сообщение правил с последующим анализом разного применения; сообщение теорем с опорой на наглядность.
Частично – поисковые: поиск примеров, фактов на основании знакомых теорем, определений; выбор примеров, фактов с опорой на наглядность; перенос общих признаков известного на новое.
Исследовательские: работа с книгой по поиску метода; самоанализ нескольких таблиц, схем по поводу общего вывода; разрешение противоречий с опорой на сравнение.
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Для достижения поставленных целей и решения задач в течение всего года будут использованы:
виды урока: комбинированный, урок – повторения, изучения нового материала, закрепления, обобщения, контроля и проверки;
формы урока: лекция, семинар, игра,
технологии: уровневой дифференциации, индивидуализации обучения, групповые, информационные, применения опорных конспектов, игровые;
виды контроля: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тесты, контрольные работы, рефераты, схемы, таблицы.
Изменение в содержании учебного предмета
Раздел, тема
| Требования ГОСа
| Добавления
| Глава 1. Четырехугольники
| Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства. Многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Осевая и центральная симметрии.
| Программа соответствует ГОСу. Дополнительных часов по школьному компоненту нет.
| Глава 2. Площади фигур
| Площадь многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
|
| Глава 3. Подобные треугольники
| Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Синус, косинус, тангенс в прямоугольном треугольнике.
|
| Глава 4. Окружность
| Касательная к окружности и её свойства. Центральные и вписанные углы. Вписанная и описанная окружности.
| Свойства секущих, касательных, хорд. Вписанные и описанные четырехугольники.
|
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Знания
| Умения
| Способы деятельности
| Существо понятия математического доказательства.
Примеры математических доказательств.
Каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия.
Примеры ошибок, возникающих при идеализации.
| Пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира.
Распознавать геометрические фигуры.
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи.
Вычислять значения геометрических величин.
Решать геометрические задачи, опираясь на изучение свойств фигур.
Проводить доказательные рассуждения при решении задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
| Беседы о геометрии.
Доклады по истории геометрии.
Примеры с опорой на наглядность.
Практическая работа на применение знаний.
Доказательство теорем.
Работа с книгой.
Применение алгоритма.
|
Календарно – тематическое планирование Г – 8 (2 ч в нед, 68 ч за год)
| Раздел, тема урока
| Кол-во часов по плану
| Примерные сроки
| Проведено фактически
| Виды контроля
| Работа по воспитанию культуры здоровья
| Гл.1
| Четырехугольники
| 14
|
|
| К.р.№1, с.р.
| 1. Освоение знаний содержания образования, позволяющих обрести себя в социокультурном пространстве в системе социальных и межличностных отношений.
2. Выработка способности к самооценке.
3. Знание правил безопасной работы с инструментами.
4. Зависимость состояния здоровья, труда и отдыха от сезона.
5. Умение владеть собой.
|
| Многоугольники
| 2
| 1 неделя 09
|
| тесты
|
| Параллелограмм и трапеция
| 5
| 2 неделя 09
|
|
|
| Прямоугольник, ромб, квадрат
| 3
| 3 неделя 09
|
|
|
| Решение задач
| 2
| 4 неделя 09
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| 1 неделя 10
|
|
|
| Контрольная работа №1.
| 1
| 1 неделя 10
|
|
| Гл.2
| Площади фигур
| 14
|
|
| К.р.№2, с.р.
|
| Площадь многоугольника
| 2
| 2 неделя 10
|
| тесты
|
| Площадь параллелограмма, треугольника и трапеции
| 5
| 3-4 нед 10
|
|
|
| Теорема Пифагора
| 3
| 2-3 нед 11
|
|
|
| Решение задач
| 2
| 4 неделя 11
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| 1-2 нед 12
|
|
|
| Контрольная работа № 2.
| 1
| 3 неделя 12
|
|
| Гл.3
| Подобные треугольники
| 19
|
|
| К.р.№3,4, с.р.,
|
| Определение подобных треугольников
| 2
| 4 неделя 12
|
| тесты
|
| Признаки подобия треугольников
| 5
| 3-5 нед 01
|
|
|
| Контрольная работа №3
| 1
| 1 нед. 02
|
|
|
| Применение подобия к доказательству теорем и решению задач
| 6
| 2-3 нед 02
|
|
|
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
| 3
| 4 нед 02
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| 1 неделя 03
|
|
|
| Контрольная работа №4
| 1
| 1 неделя 03
|
|
| Гл.4
| Окружность
| 17
|
|
| К.р. №5, с.р.,
|
|
| Касательная к окружности
| 2
| 2-3 нед 03
|
| тесты
|
|
| Центральные и вписанные углы
| 4
| 1-2 нед 04
|
|
|
|
| Четыре замечательные точки треугольника
| 3
| 3-4 нед 04
|
|
|
|
| Вписанная и описанная окружность
| 3
| 1 нед 05
|
|
|
|
| Решение задач
| 3
| 2 нед 05
|
|
|
|
| Повторительно-обобщающий урок
| 1
| 3 нед 05
|
|
|
|
| Контрольная работа №5
| 1
| 3 нед 05
|
|
|
|
| Повторение
| 4
| 4-5 нед 05
|
| ИКР
|
|
Основные требования к содержанию общеобразовательной программы
( 5 – 9 классы)
Линии содержания образования, сферы самоопределения
| Качество образования, составляющие качества образования
| предметное
| деятельностно – коммуникативное
| ценностно - ориентированное
| 1. Культурно- историческая.
1.1 Знание о человеке.
| Содержание образования, позволяющее индивидуализировать образовательный путь обучающегося. Знание норм обучения.
| Умение самоопределяться в социуме, группе межличностных отношений. Умение понимать иную, отличную от своей, точку зрения и терпимо относиться к ней. Умение владеть собой.
| Признание самоценности личности, личной ответственности за свои действия. Признание ценности труда как самовыражения и форма общественно – полезной деятельности.
| 1.2. Этно – культурно самоопределения.
| Знание особенностей, включенности своего народа во всемирно исторический процесс. Представление о сущности культуры и динамике её развития.
| Умение выразить себя речевыми, художественно- историческими средствами. Умение гармонизировать человеческие отношения и интересы в повседневных ситуациях.
| Ориентация на общечеловеческие ценности, осознанное поведение ситуации выбора.
| 2. Социально – правовая.
2.1. Правовая культура.
| Знание прав в образовании.
| Развитие чувств ответственности за сохранение духовного, промышленного, научного и культурного потенциала России и регионов. Умение пользоваться основными правами и выполнять обязанности. Умение реализовать свои права в образовании.
| Формирование правового сознания, правовой самооценки.
| 2.2. Экономическая культура.
| Ознакомление с некоторыми аспектами экономической теории, обеспечивающих ориентацию в повседневной жизни. Понимание необходимости рационального использования экономических ресурсов. Представление о системе рыночных отношений.
| Владение навыками обоснованного подхода, распределение экономических ресурсов. Умение анализировать простые, повседневные экономические ситуации.
| Готовность к социально – ответственному поведению потребителя.
| 2.3. Профессиональное самоопределение.
| Осознание своих интересов. Знакомство с профессиональной деятельностью выдающихся представителей различных видов профессий.
| Владение ориентированными основами обучения и занятиями по интересу. Овладение начальными профессиональными знаниями.
| Самооценка уровня своей подготовки, качества образования в целях профессионального самоопределения.
| 3. Информационно – методологическая культура.
3.1. Информационная культура.
| Знание норм и правил различных видов коммуникаций.
| Демонстрирует умение работать с письменной и устной информацией. Понимает смысловое содержание информации. Умение доводить смысл и содержание своей информации до партнера.
| Осознание ценности информации и информатированного взаимодействия для современного общества и общества будущего. Осознание окружающего информационного пространства.
| 3.2. Методологическая культура.
| Расширение диапазона знаний и основ наук и типов интеграции знаний, знание о знаниях, знакомство с различными формами познания и мышления.
| Обладает функциональной грамотностью, испытывает потребность в образовании, умеет учиться. Владеет умением ориентироваться в ситуации на основе собственных знаний. Умеет быть учеником. Уважает опыт и знания старших. Развитие самостоятельности мышления.
| Способность к самоанализу, самодиагностике, самооценке. Ориентируется в выборе форм и средств саморазвития.
| 4. Экономическая культура.
| Представление об экологических системах.
| Сформированность основ, глобальные мышления ценностного восприятия окружающего мира и человека, как его неотъемлемой части.
| Принятие принципов ненасилия, направленных как установление гуманистического типа отношений между людьми, идеи общности, гармонии индивида во вселенной.
| 5. Культура здоровья.
|
| Самоорганизация на уровне здорового образа жизни.
| Ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
| |