Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты





Скачать 87.06 Kb.
НазваниеАвтор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты
Дата публикации18.09.2013
Размер87.06 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Математика > План-конспект
Автор:

Мерзахмедова Ирина Мунировна

учитель химии и биологии МОБУ СОШ №1

им. М.Абдуллина с. Киргиз-Мияки

муниципального района Миякинский район

Республики Башкортостан
Координаты автора:

Адрес: 452080, Республика Башкортостан,

Миякинский район, село Киргиз-Мияки, улица Шоссейная 35/12

Телефон: 8(34788) 2-11-09 (рабочий)

E-mail: msosh1@rambler

farida_73@mail.ru
Аннотация урока.

Это урок изучения нового материала (10-й класс) с элементами исследования. На нем использованы методы беседы, практического исследования, приемы сравнения и анализа. Вопросы, которые учитель задает, сопровождаются появлением на экране слайдов. Деятельность учащихся на уроке организована в виде самостоятельной работы: индивидуальной ( с вопросами к уроку ); парной ( обсуждение информации ) и групповой (выполнение лабораторных опытов, обсуждение результатов работы ).

План-конспект урока с элементами исследования.

Карбоновые кислоты.

Цели:

Обучающие. Сформировать понятие о функциональной группе карбоновых кислот, расширить знания о строении и свойствах кислот

Развивающие. Совершенствовать умение работать с учебным материалом; развивать умения наблюдать за происходящими изменениями с веществами, формулировать проблему, определять тему и цель, выдвигать и проверять гипотезу исследования.

Воспитывающие. Приумножать знания о многообразии веществ в природе их материальном единстве, зависимости свойств веществ от состава и строения; воспитывать чувство ответственности, внимательности и аккуратности.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Реактивы: порошок магния, оксид магния, растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, уксусной кислоты, этилового спирта, индикаторная бумага.

Лабораторное оборудование: спиртовки, пробирки, держатели.

Девиз урока: может тот, кто думает, что может.
Ход урока

I Вступительное слово учителя на экране слайд с девизом урока и целью, поставленной перед учащимися: «Дать характеристику новому классу органических веществ». Чтобы определить, какой класс веществ они будут изучать на уроке, им необходимо ответить на ряд вопросов. Учитель задаёт только дополнительные и уточняющие вопросы, тем самым направляя ход мыслей учащихся на выдвижение предположений.

? 1) Что вы можете сказать о веществе, состав которого выражается формулой С2Н4О2?

Слайд с формулой вещества. (Анализ формулы показывает, что это вещество содержит атомы кислорода, значит, относится к группе кислородсодержащих веществ).

? 2) Какие кислородсодержащие органические вещества вы изучили? (спирты, альдегиды, простые эфиры).

? 3) При взаимодействии 2 моль данного вещества с металлом, стоящим в ряду напряжений до водорода, выделяется 1 моль водорода и изменяет окраску синего лакмуса на красный. Какой вывод можно сделать на основании этих данных? (Это вещество может быть только кислотой, а не спиртом).

Слайд Кислота.

Ключевое слово найдено - кислота. В молекуле имеется функциональная группа, которая проявляет кислотные свойства.

Слайд Кислотные свойства.

? 4)Какая это может быть группа?

Слайд – СООН Карбоксильная группа

На слайде тема урока: Одноосновные карбоновые кислоты.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь, составляют структурную формулу данного вещества СН3-СООН.

? 5)Дайте определение класса карбоновых кислот. После ответов учащихся на экран проецируется определение из учебника.

Слайд

Карбоновыми кислотами называются органические вещества, молекулы которых содержат одну или несколько карбоксильных групп -СООН, соединенных с углеводородным радикалом. Учащиеся зачитывают определение.

? 6)Составьте общую формулу класса.

Учащиеся записывают в тетради общую формулу:

Слайд общая формула.

R-СООН или

О




R

OH

Благодарим учащихся за работу на первом этапе урока и напоминаем его цель.

II Изучение нового материала.
Вы определили класс вещества. Необходимо дать характеристику этому классу.

? 1)Что значит дать характеристику? (Рассмотреть классификацию, строение, изомерию, свойства, получение, применение).

На слайде план характеристики.

? 2) Как можно классифицировать карбоновые кислоты? На слайде формулы карбоновых кислот:

1.СН3-СН2-СООН пропионовая кислота

2. Н2С=СН-СООН акриловая кислота

3 .НООС-СН2-СООН малоновая кислота

? 3)Сравните эти кислоты по составу и предложите способ классификации. (По характеру углеводородного радикала, связанного с карбоксильной группой и по количеству карбоксильных групп).

Слайд

1.Предельные одноосновные карбоновые кислоты

2.Непредельные одноосновные карбоновые кислоты

3.Двухосновные карбоновые кислоты

? 4)Назовите эти вещества по систематической номенклатуре. (Пропановая кислота, пропеновая кислота и пропандиовая кислота). Но такие названия практически мало применяются.

? 5)Как вы думаете, какие виды изомерии будут характерными для карбоновых кислот? (структурная).

На слайде виды изомерии карбоновых кислот с примерами.

Слайд СТРУКТУРНАЯ изомерия:

- изомерия углеродного скелета

СН3-СН2-СН2-СООН СН3-СН-СООН




бутановая (масляная) CH3

2-метилпропановая кислота
-межклассовая С5Н10О2 карбоновая кислота :

сложный эфир: СН3-СН2-СН2-СН2-СООН

пентановая кислота
O




СН3-СН2




О-С2Н5

этиловый эфир пропионовой кислоты

? 6)Какие свойства следует рассмотреть для каждого вещества? (физические и химические).

Слайд ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:

1.нет газообразных веществ (смотреть таблицу учебника)

2.низшие кислоты-жидкости с острым запахом, хорошо растворимы в воде

3.высшие кислоты - твёрдые вещества, без запаха, в воде нерастворимы.

? 7)Почему среди карбоновых кислот нет газообразных веществ? (как и у спиртов, происходит ассоциация молекул посредством водородных связей)
Слайд

О …НО

R – C C – R

OH… O

? 8)Почему свойства карбоновых кислот различны? (зависят от строения и состава)

Слайд

Возрастает полярность связи в гидроксильной группе и водород легче отщепляется в виде протона.

Слайд ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА

карбоновые кислоты - активные химические соединения.
III Выполнение практического задания.
Учащиеся исследуют действие лакмуса на раствор уксусной кислоты. Кислота окрашивает лакмус в красный цвет-среда кислая.

? Сделайте вывод (наличие иона Н+, образующегося при диссоциации) Слайд R-СООН→Н++СОО -

? С какими веществами будут реагировать карбоновые кислоты, как и минеральные?(с металлами, их оксидами, с щелочами, с солями)

Исследуйте в ходе лабораторной работы отношение выданных вам кислот к следующим веществам: магний, оксид магния, гидроксид натрия, карбонат натрия. Сравните результаты опытов друг у друга, сделайте выводы.

IV Выполнение лабораторной работы.
Слайд 2R-СООН+Mg→ (R-СОО)2Mg+Н2

2-RСООН+MgО→ (R-СОО)2Mg+Н2О

R-СООН+NaОН→R-СООNa+Н2О

2R-СООН+Na2СО3→2R-СООNa+Н2О+СО2

Учащиеся пишут уравнения реакций и делают вывод: карбоновые кислоты проявляют общие свойства кислот.

? Вступают ли карбоновые кислоты в реакции, которые мы не рассматривали у неорганических кислот?

Учащиеся проводят опыт как описано в учебнике: «Получение этилового эфира уксусной кислоты»

Слайд

O O







CH3 C + H OC2 H5 CH3 ─ C + H2O




OH O ─ C2H5

? Есть ли в молекуле карбоновых кислот ещё участок, где могут проходить химические реакции? (это углеводородный радикал)
Слайд

H O H O

│ │

H ─ C ─ C + CI 2 CI ─ C ─ C + HCI

│ │

H OH H OH
V Подведение итогов урока.

Вопросы:

1)Какому новому классу веществ вы дали характеристику?

2)Почему у этих соединений высокие температуры кипения и понижается растворимость в воде?

3)С какими из перечисленных веществ вступают в реакцию предельные карбоновые кислоты?

Слайд Са, Сu, СН3ОН, Nа2СО3, Н24, СаО?

4) Составьте уравнение реакции хлорирования пропионовой кислоты по первой стадии.

5)Какова тема следующего урока? (получение и применение карбоновых кислот).

Предлагаем дифференцированное домашнее задание по учебнику, указывая число баллов, которое учащиеся получат при выполнении различных упражнений. Предлагаем им также подумать, что они делали на уроке, в чем преуспели, над, чем еще надо поработать дома, какие эмоции испытывали на разных этапах урока, какие испытывают сейчас.

Апробация этого урока показала, что учащиеся были активны на протяжении всего урока, отвечали на вопросы. Такой урок дает информацию и для учителя: он видит, какой у детей кругозор, насколько они умеют выражать свои мысли. Преимущества такого урока: приучает школьников к ответственному отношению к процессу обучения и стимулирует сознательное усвоение учебного материала.
Приложение №1
Задача№1 Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержание углерода в котором 80% ,а водорода 20%,относительная плотность по водороду равна 15.

Задача№2 При сгорании вещества массой 4,2г образуется 13,2г оксида углерода(IV) и 5,4г воды. Плотность паров этого вещества по воздуху равна 2,9.Определите молекулярную формулу данного вещества.

Описание конкурсного материала


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Мерзахмедова Ирина Мунировна

учитель химии и биологии МОБУ СОШ №1

Название

Разработка урока с элементами исследования «Карбоновые кислоты»

Форма

презентация

Учебный предмет, класс

Химия, 10 класс

Название темы или раздела учебного курса

Раздел « Кислоты»

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Презентация Microsoft Power Point,

Документ Microsoft Word

Цели, задачи дидактического материала

Сформировать понятие о функциональной группе карбоновых кислот, расширить знания о строении и свойствах кислот

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

1этап. Повторение пройденного материала. Актуализация знаний

2этап. Изучение нового материал

3этап Выполнение практической работы

4 этап Выполнение лабораторной работы

5 этап. Подведение итогов урока.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Презентация Microsoft Power Point, «Карбоновые кислоты»


Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Учебник Химия-10.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися

Возможности использования материала на уроке

- повторение материала

- сопровождение материала урока;

- закрепление полученных знаний, выполнение практической и лабораторной работы.

- решение задачи для закрепления.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconАвтор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу...
Цель урока: изучить химические свойства алкенов, связанные с особенностями их строения, рассмотреть области применения алкенов
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconАвтор: Галимуллина Фарида Ханифовна учитель физики и математики мобу...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconОсновная образовательная программа муниципального общеобразовательного...
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 с. Киргиз-Мияки муниципального района...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconСерикова Галина Евгеньевна, учитель физики мобу лицей №4 муниципального...
...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconРеспублики Башкортостан Отдел образования Администрации мр мечетлинский...
Учитель истории и обществознания Гильметдинова Г. М., учитель химии Ахмадеева В. В
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconРабота с одаренными детьми
Латыпова Альфия Сагитовна, отличник образования рб, учитель математики высшей категории мобу сош с имени Восьмое Марта муниципального...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconУрок на тему «Вес тела»
...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconМуниципального района Ишимбайскнй район Республики Башкортостан
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Башкирская...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconУчитель: Полутина Лидия Фёдоровна
...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты icon«06» декабрь 2013 й. №84 «06» декабря 2013 года о праздновании Нового...
Донской сельсовет муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан и на основании постановления главы Администрации...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Фаисханова Фарида Фатиховна, учитель мобу сош №2 с. Мишкино мр мишкинский район Республики Башкортостан (адрес школы: с. Мишкино...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Улькунды муниципального района Дуванский...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconПубличный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский...
Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconПубличный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский...
Публичный отчет о работе мобу сош №2 с. Архангельское мр архангельский район Республики Башкортостан
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Автор: Мерзахмедова Ирина Мунировна учитель химии и биологии мобу сош №1 им. М. Абдуллина с. Киргиз-Мияки муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан Координаты iconРеферат. Тема: «Лингвистические аспекты формирования языковой личности учащегося»
Муниципальное учреждение отдел образования администрация муниципального района Хайбуллинский район Республики Башкортостан Муниципальное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск