Скачать 90.66 Kb.
|
Мастер-класс Кузичёвой Елены Владимировны, учителя истории МОУ «СОШ № 38 с УИОП» г. Старый Оскол Белгородской области Тема опыта: «Формирование гражданско-общественной компетенции обучающихся III ступени в процессе преподавания обществоведческих дисциплин» Презентация педагогического опыта Педагогическое исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения. Формирование гражданско-общественных качеств предполагает социальную ответственность, успешную социализацию через наличие прочных умений и навыков практической деятельности в условиях современного общества. Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи: 1. Развитие у обучающихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата). 2. Совершенствование умения школьников отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды. 3. Воспитание готовности каждого обучающегося третьей ступени к выполнению разных социальных ролей через практические занятия по обществознанию. Свою педагогическую деятельность строю на принципах классической педагогики (доступность, посильность, наглядность), основах технологии развивающего обучения истории, созданной В.В.Суховым, в сочетании с идеями Т.М.Феофилактовой о необходимости создания на уроке атмосферы гласности, бесконфликтности, системы обратной связи, равных условий для всех обучающихся. Считаю, что наиболее эффективной формой организации урока для формирования компетенций школьников являются уроки-практикумы. Показателями эффективности моего опыта работы может служить ежегодная позитивная динамика качества знаний обучающихся, превышающая 80%. Помимо того, во внимание принимаются безоценочные данные: а) психологическая диагностика исследуемого класса показала, что учебную деятельность обучающихся в первую очередь определяют мотивы самоопределения и самосовершенствования, но немаловажную роль играют мотивы долга и ответственности перед коллективом. б) результаты участия в олимпиадах и конкурсах как показатель формирования когнитивной компетенции школьников. Представление системы учебных занятий. Проблема разрыва между теорией и практикой, отрыва науки от жизни осознана давно. Ещё В.О.Ключевский предупреждал, что знания не должны превращаться в «простой балласт памяти». Психологи давно определили, что мышление и поведение взрослого человека являются результатом очень длительного и очень сложного развития ребёнка; и они не развиваются, если ребёнок не будет: а) находиться в соответствующей социальной среде; б) включён в соответствующую интеллектуальную деятельность. То есть для развития ребёнку необходим опыт активного культурного взаимодействия. Большая роль в создании этих условий отводится школе. Уроки-практикумы по обществоведческим дисциплинам позволяют реализовать данные условия. В своей педагогической деятельности мною используются следующие формы практических занятий: а) практикумы, направленные на развитие определённых познавательных умений; б) практикумы, направленные на применение уже имеющихся знаний и умений; в) практикумы, направленные на организацию творческо-поисковой деятельности обучающихся. Уроки-практикумы готовятся исходя из следующей структуры:
Проведение имитационной игры и моделирование по теме «Общение в жизни человека» Сегодня я хочу познакомить Вас с одним из приемов, который позволяет мне ввести обучающих в тему урока и активизировать их познавательную деятельность. Это формулирование ключевых вопросов к данной теме, позволяющих составить план урока. С целью структуризации знаний школьников им предлагается заполнить таблицу.
Таблица заполняется в ходе обсуждения. Сначала определяются ключевые вопросы, исходя из них, формулируется план урока, третья колонка заполняется самостоятельно в ходе выполнения заданий рабочего листа. Перед Вами лежат листы с таблицей. Предположите, на какие вопросы нам нужно найти ответы, чтобы раскрыть тему «Общение в жизни человека». Они и будут ключевыми. (В ходе обсуждения на доске прикрепляются вопросы: Что? Кто? Как? Благодаря чему? Для чего?) Следующим этапом работы будет определение плана урока. Давайте попробуем сделать это совместно. Походу обсуждения на доске фиксируется план урока. Основным этапом работы на уроке-практикуме является выполнение заданий. Задания рабочего листа позволят Вам сделать краткий конспект по данной теме. При проведении урока-практикума по новой теме, отдаю предпочтение устному разбору заданий рабочего листа. В конечном варианте таблица имеет следующий вид:
Прием поиска ключевых вопросов позволяет мне повысить мотивацию учения школьников, актуализировать их знания по предмету. Использование такой формы урока, как практическое занятие, позволяет мне осуществить дифференцированный подход в обучении, организовать самостоятельную работу школьников, не навязывая готовые варианты ответов, а лишь направлять их поиск, помогая им, опираясь на имеющиеся знания, найти верное решение, что является главным залогом формирования компетенций школьников. Организация разноуровневых групп позволяет создать ситуацию успеха на уроке для каждого школьника, что способствует их самоутверждению. Уроки-практикумы позволяют обучающимся быть полноправными субъектами, а не объектами учебной деятельности, что ведёт к формированию навыков самообразования и самоконтроля, то есть умению школьников прогнозировать результаты своего учения и объективно оценивать себя. Рефлексия
2. Насколько возможно применение приема «Формулирование ключевых вопросов к теме урока», в преподавании Вашего предмета? Большое спасибо всем за активную работу и внимание. Приложение Рабочий лист к теме «Общение в жизни человека»
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Умк «Физика –10,11» Мансурова А. Н., Мансурова Н. А. при изучении физики в классах средней школы с гуманитарным и социально- экономическим... | Модель «Систематическое исследование» Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание... | ||
Гаврилова Игоря Викторовича на тему: «Прогноз погоды». Работа Гаврилова... Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание... | Павлоградский Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание... | ||
Исследование социально-экономических и политических процессов рабочая... Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной... | «Проектирование программного пользовательского интерфейса для электронной... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | ||
Урок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения... Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии" | Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по... Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим | ||
Исследование социально-экономических и политических процессов для... Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов» | Конспект лекций по дисциплине «Информационные технологии управления»... Составители: кандидат технических наук, доцент кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин... | ||
Урок физики в 8 классе по теме: «Лабораторная работа по теме: «Исследование... Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии | Сценарий проведения сеанса видеоконференцсвязи по теме «Дидактический... Формат сеанса: серия выступлений педагогов с опытом работы по заявленной теме с последующим обсуждением проблемных вопросов | ||
Реферат по дисциплине ист в образовании на тему «Рейтинг \"электронной готовности\" стран» Исследование проводилось в 69 государствах мира, все они были проранжированы в зависимости от частоты использования Интернета и новейших... | Правительство Российской Федерации Разработана предметной цикловой комиссией по правовым и социально-экономическим | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... |