Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения





Скачать 90.66 Kb.
НазваниеИсследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения
Дата публикации02.10.2013
Размер90.66 Kb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Математика > Презентация
Мастер-класс

Кузичёвой Елены Владимировны,

учителя истории МОУ «СОШ № 38 с УИОП»

г. Старый Оскол Белгородской области
Тема опыта: «Формирование гражданско-общественной компетенции обучающихся III ступени в процессе преподавания обществоведческих дисциплин»

Презентация педагогического опыта

Педагогическое исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения.

Формирование гражданско-общественных качеств предполагает социальную ответственность, успешную социализацию через наличие прочных умений и навыков практической деятельности в условиях современного общества.

Для реализации поставленной цели мной были определены следующие задачи:

1. Развитие у обучающихся умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).

2. Совершенствование умения школьников отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

3. Воспитание готовности каждого обучающегося третьей ступени к выполнению разных социальных ролей через практические занятия по обществознанию.

Свою педагогическую деятельность строю на принципах классической педагогики (доступность, посильность, наглядность), основах технологии развивающего обучения истории, созданной В.В.Суховым, в сочетании с идеями Т.М.Феофилактовой о необходимости создания на уроке атмосферы гласности, бесконфликтности, системы обратной связи, равных условий для всех обучающихся. Считаю, что наиболее эффективной формой организации урока для формирования компетенций школьников являются уроки-практикумы.

Показателями эффективности моего опыта работы может служить ежегодная позитивная динамика качества знаний обучающихся, превышающая 80%. Помимо того, во внимание принимаются безоценочные данные:

а) психологическая диагностика исследуемого класса показала, что учебную деятельность обучающихся в первую очередь определяют мотивы самоопределения и самосовершенствования, но немаловажную роль играют мотивы долга и ответственности перед коллективом.

б) результаты участия в олимпиадах и конкурсах как показатель формирования когнитивной компетенции школьников.

Представление системы учебных занятий.

Проблема разрыва между теорией и практикой, отрыва науки от жизни осознана давно. Ещё В.О.Ключевский предупреждал, что знания не должны превращаться в «простой балласт памяти».

Психологи давно определили, что мышление и поведение взрослого человека являются результатом очень длительного и очень сложного развития ребёнка; и они не развиваются, если ребёнок не будет:

а) находиться в соответствующей социальной среде;

б) включён в соответствующую интеллектуальную деятельность.

То есть для развития ребёнку необходим опыт активного культурного взаимодействия. Большая роль в создании этих условий отводится школе.

Уроки-практикумы по обществоведческим дисциплинам позволяют реализовать данные условия.

В своей педагогической деятельности мною используются следующие формы практических занятий:

а) практикумы, направленные на развитие определённых познавательных умений;

б) практикумы, направленные на применение уже имеющихся знаний и умений;

в) практикумы, направленные на организацию творческо-поисковой деятельности обучающихся.

Уроки-практикумы готовятся исходя из следующей структуры:




Этапы

Характеристика деятельности

Приемы обучения

I

организа-

ционный

Сообщается тема занятия, его задачи, условия проведения, формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, групповая. В последнем случае помогаю школьникам сформировать рабочие группы и распределить роли.


Приемы: ассоциации (ученикам предлагается записать в тетради все ассоциации, которые возникают с ключевым словом урока); актуализации (ученикам предлагается в течение 2-3 минут записать все имеющиеся знания из изученного курса, связанные с темой урока); решение проблемной задачи, опираясь на имеющиеся знания; обмен мнениями, которые фиксируются на доске в виде тезисов (этот прием называется «сброс идей в корзину»).

II

выполнение заданий практикума

Независимо от формы работы в начале занятия можно решить одну из задач коллективно.

Школьники должны или составить схему, раскрывающую данную тему, или заполнить таблицу, обсудить высказывание, сравнить статистические данные и т.д.

III

обсуждение полученных результатов

При групповой форме работы результаты может представлять один обучающийся, а весь класс принимает участие в уточнении ответов, в анализе и оценке работы групп.

На этом этапе происходит не только обсуждение, полученных результатов, но и рефлексия изученного материала. Используются такие приемы, как написание короткого эссе по теме урока, подготовка словаря по данной теме, создание кроссвордов и т.д.


IV

подведение итогов

Совместно с классом анализируется ход занятия.

Школьники дают самооценку своей деятельности.



Проведение имитационной игры и моделирование

по теме «Общение в жизни человека»

Сегодня я хочу познакомить Вас с одним из приемов, который позволяет мне ввести обучающих в тему урока и активизировать их познавательную деятельность. Это формулирование ключевых вопросов к данной теме, позволяющих составить план урока.

С целью структуризации знаний школьников им предлагается заполнить таблицу.



Ключевые вопросы

План урока

Краткий конспект














Таблица заполняется в ходе обсуждения. Сначала определяются ключевые вопросы, исходя из них, формулируется план урока, третья колонка заполняется самостоятельно в ходе выполнения заданий рабочего листа.

Перед Вами лежат листы с таблицей. Предположите, на какие вопросы нам нужно найти ответы, чтобы раскрыть тему «Общение в жизни человека». Они и будут ключевыми.

(В ходе обсуждения на доске прикрепляются вопросы: Что? Кто? Как? Благодаря чему? Для чего?)

Следующим этапом работы будет определение плана урока. Давайте попробуем сделать это совместно. Походу обсуждения на доске фиксируется план урока.

Основным этапом работы на уроке-практикуме является выполнение заданий. Задания рабочего листа позволят Вам сделать краткий конспект по данной теме. При проведении урока-практикума по новой теме, отдаю предпочтение устному разбору заданий рабочего листа.

В конечном варианте таблица имеет следующий вид:




Вопросы

План занятия

Краткий конспект

1.

Что?

Понятие общения

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

2.

Кто?

Виды общения

Виды общения:

1. Между реальными субъектами.

2. Между реальным субъектом и иллюзорным партнером

(с животными, игрушками).

3. Между реальным субъектом и воображаемым партнером («внутренний диалог»).

4. Между воображаемыми партнерами (художественные персонажи).

3.

Как?

Формы общения

Существуют две основные формы общения: монолог (реплика) и диалог.

4.

Благодаря чему?

Средства общения

Вербальные (язык) и невербальные (жесты и мимика).

5.

Для чего?

Функции общения

1.Информационно-коммуникативная функция.

2. Функция взаимодействия.

3. Функция межличностного познания.


Прием поиска ключевых вопросов позволяет мне повысить мотивацию учения школьников, актуализировать их знания по предмету. Использование такой формы урока, как практическое занятие, позволяет мне осуществить дифференцированный подход в обучении, организовать самостоятельную работу школьников, не навязывая готовые варианты ответов, а лишь направлять их поиск, помогая им, опираясь на имеющиеся знания, найти верное решение, что является главным залогом формирования компетенций школьников. Организация разноуровневых групп позволяет создать ситуацию успеха на уроке для каждого школьника, что способствует их самоутверждению. Уроки-практикумы позволяют обучающимся быть полноправными субъектами, а не объектами учебной деятельности, что ведёт к формированию навыков самообразования и самоконтроля, то есть умению школьников прогнозировать результаты своего учения и объективно оценивать себя.

Рефлексия

  1. Выскажите свое отношение к тому, что состоялось на мастер-классе.

  2. Оцените предложенные Вам авторские педагогические идеи.

2. Насколько возможно применение приема «Формулирование ключевых вопросов к теме урока», в преподавании Вашего предмета?
Большое спасибо всем за активную работу и внимание.
Приложение
Рабочий лист к теме «Общение в жизни человека»



ЧТО?
Существует 2 взгляда на общение. Какой вы разделяете?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда.

В. Общение – особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями.

- Дайте своё определение общения.



КАК?
Какая форма общения представлена в следующем задание?

Один из героев пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» Гаев говорит: «Дорогой, многоуважаемый шкап! Приветствую твое существование, которое уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости; твой молчаливый призыв к плодотворной работе не ослабевал в течение ста лет, поддерживая в поколениях нашего рода бодрость, веру в лучшее будущее…»

- Есть ли другие формы общения?


КТО?
Работая над заданиями, определите, какие существуют виды общения.

А) В последнее время на экранах телевизор стали весьма популярны различные «Ток-шоу» - передачи, где герои разговаривают на самые разные темы: от общеполитических до самых интимных.

- Можно ли считать, что главным на таких передачах является общение? Если да, то, о каком виде общения идет речь?

Б) Герой книги В.К.Арсеньева Дерсу Узала, охотник и собиратель женьшеня, всю жизнь прожил в глухой тайге. Он считал, что вся природа обладает свойствами человека, умеет чувствовать, думать, по-своему разговаривать. Не случайно Дерсу, слабо зная русский язык, называл словом «люди» дрова для костра и по-нанайски разговаривал с животными и растениями.

– Можно ли назвать диалог Дерсу Узала с природой общением? Какой вид общения иллюстрирует данная ситуация?

В) Какой вид общения представлен в следующем отрывке?

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело…

(А.С. Пушкин)

Г) Существует точка зрения о том, что при чтении книг, просмотре кинофильма взаимодействие с создателем художественного произведения является общением. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Если да, то, о каком виде идет речь?


ДЛЯ ЧЕГО?
Определите функции, которые выполняет общение в обществе.

1.Какую функцию общения раскрывает миф о Вавилонской башне?

2.Какая функция общения раскрывается в пословице «По одежке встречают, по уму провожают»?

3.О какой функции общения идет речь: «Посредством общения люди обмениваются информацией, получают знания, передают опыт»?


БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ?
О каком средстве общения говорит французский мыслитель XVI в. Мишель де Монтень: « А чего мы только не выражаем руками? Мы требуем, обещаем, зовем и прогоняем, угрожаем и т.д. Кивком головы мы соглашаемся, отказываемся, жалуемся и т. Нет движения, которое не говорило бы на языке, понятном всем без исключения».

- Какое ещё средство общения мы активно используем в жизни?







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Умк «Физика –10,11» Мансурова А. Н., Мансурова Н. А. при изучении физики в классах средней школы с гуманитарным и социально- экономическим...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconМодель «Систематическое исследование»
Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconГаврилова Игоря Викторовича на тему: «Прогноз погоды». Работа Гаврилова...
Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconПавлоградский
Гаврилова Игоря представляет собой оригинальное самостоятельное исследование посвященное изучению погоды своей местности. Содержание...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconИсследование социально-экономических и политических процессов рабочая...
Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст]: Рабочая программа дисциплины для студентов очной и заочной...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения icon«Проектирование программного пользовательского интерфейса для электронной...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconУрок-исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения...
Урок–исследование в 9-м классе по теме "Решение задач на закон сохранения механической энергии"
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconИсследование социально-экономических и политических процессов для...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconКонспект лекций по дисциплине «Информационные технологии управления»...
Составители: кандидат технических наук, доцент кафедры общих гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconУрок физики в 8 классе по теме: «Лабораторная работа по теме: «Исследование...
Перестроение из шеренг в колонны (поворотом на право), с построением на лицевой линии
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconСценарий проведения сеанса видеоконференцсвязи по теме «Дидактический...
Формат сеанса: серия выступлений педагогов с опытом работы по заявленной теме с последующим обсуждением проблемных вопросов
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconРеферат по дисциплине ист в образовании на тему «Рейтинг \"электронной готовности\" стран»
Исследование проводилось в 69 государствах мира, все они были проранжированы в зависимости от частоты использования Интернета и новейших...
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconПравительство Российской Федерации
Разработана предметной цикловой комиссией по правовым и социально-экономическим
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....
Исследование по заявленной теме проводилось в классе с социально-экономическим профилем обучения iconПрограмма дисциплины «Экономика города и управление муниципальным...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск