Скачать 115.03 Kb.
|
Тема урока «Московское государство в конце XV – начале XVI века» «Государь всея Руси Иван Васильевич III» Цель урока: изучить процесс формирования великокняжеской власти и нового централизованного государства посредством реформ Ивана III. Знание: основные вехи развития власти на Руси. Понимание: роль личности и деятельности Ивана III в становлении самодержавия как формы правления. Применение: умение отобрать из предложенных источников, фактов и событий те, которые относятся к становлению самодержавной власти. Анализ: работа с текстом учебника и выделение основных слоёв населения, на которые мог опираться Государь всея Руси. Синтез: умение обобщить информацию о слоях населения и государственных реформах с помощью таблицы, схемы. Оценка: Оценить деятельность Ивана III как преемника Византийских политических традиций, а также значение установления самодержавной власти для дальнейшего развития России. Вводная беседа
Но первым правителем русских земель, кто вошёл в историю как великий государь, стал Иван Васильевич III. Проблемный вопрос: Почему с утверждением самодержавия Иван III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? Ответ на этот вопрос зависит от нашего представления о самодержавии. Итак ……… в конце урока мы должны обобщить наши знания, полученные в ходе трёх уроков, и сделать выводы. На доске представлены словосочетания, которые помогут вам правильно сформулировать свои мысли:
Ход урока: Часть 1. Повторение домашнего задания. Задание 1. Давайте вспомним основные этапы объединения русских земель.
Задание-вопрос: найдите в тексте учебника на стр. 174 строки, которые будут выводом к таблице ………………………………………………………………………………………………………… Единое Русское государство с конца XV века, как было принято в Византии, стало называться Россией, а имя великого князя всея Руси Ивана по православному статусу стало звучать Иоанн. Часть 2. Переход к изучению нового материала: Задание 2. А теперь давайте обратимся к литературному источнику – стихотворению Надежды Гончаровой. (демонстрируется иллюстрация картины «Иван III топчет ханскую басму») Наступил год 1480-ый … Обуяла татарского хана гордыня: Он потомок прямой Чингис – хана! Что-то мало ему подчиняется ныне Русь великого князя Ивана! Шлёт Ивану Ахмет своё слово: «А ты помнишь, как корчились ваши цари От Батыевой сабли жестокой? Сорок тысяч алтын на Руси набери, И отдай мне дань за три срока! Да ещё островерхий колпак свой вдави В знак покорности хану Ахмету, А не то потоплю твою землю в крови, По хребтам по боярским проеду …» Государь прочитал, и спокоен, и строг, Повернулся к Ахметовым людям, Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог И сказал: «Дань платить мы не будем! …» С той поры не решалась нас грабить орда, Иго тяжкое сброшено было. А в орде началось несогласье, вражда, И распалась татарская сила. Вопросы классу:
Часть 3. Изучение нового материала.
Учащиеся показывают составленные кластеры «Иван Ш - преемник Византийских политических традиций», называют главные составляющие. (Демонстрация слайда).
Давайте послушаем очевидцев давно минувших дней, свидетелей тех событий и по их рассказам составим социальную лестницу, в которой мы назовём все основные слои населения Руси и отразим властные решения Ивана III по отношению к этим людям. Рассказы-сообщения учащихся:
3) «черносошные» По ходу выступлений учащихся другие ученики заполняют 2-ую часть ступенчатой таблицы. Задание 3. Заполнение второй части таблицы-лестницы. Иоанн, божией милостью государь всея Руси пожаловал:
Вопросы классу:
(ответ: титулы Ивана III –
(Слайд с дополнением). Задание 4. Ребята, а теперь давайте представим и изобразим, как Иоанн, божией милостью государь всея Руси управлял страной? Какие органы власти были им созданы? Заполняется схема управления (слайд) Государь всея Руси, великий самодержец Иван Васильевич III ?………… дума Единый закон ?…………. дума 1497 г…………? ……….? ………? ………….? Московское уездов войско, Установление в основном, для крестьян …………..? из …………? …………….? Часть 4. Подведение итогов (слайд картины Н.Овечкина «Иван III»). Почему с утверждением самодержавной власти Иоанн III вошёл в историю как великий государь всея Руси ? – (учащиеся с помощью опорных слов делают выводы)
Домашнее задание: § 21 (п. 4 – пересказ), задания 3, 4, 5, 6 - в рабочей тетради. Технологическая карта урока истории для учащихся по теме «Московское государство в конце XV – начале XVI века» «Государь всея Руси Иван Васильевич III» Дата _____________ Ученик (ученица) __________________________________ Класс _____________
Итого: я набрал(а) ___________________ баллов. Примечание: Оценка «3» - от 7 до 13 баллов Оценка «4» - от 14 до 20 баллов Оценка «5» - от 21 до 27 баллов |
Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III Тема: Московское государство в конце XV – начале XVI века. Государь всея Руси Иван Васильевич III целевая аудитория: 6 класс | Конспект урока по истории России в 6 классе Тема урока: Московское... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельцовская средняя общеобразовательная школа | ||
Церковь и государство в конце XV начале XVI века Она поддерживала гибкую политику вынужденного союза с Золотой Ордой Александра Невского, вдохновляла Дмитрия Донского на Куликовскую... | Ерма к В конце xv—начале XVI века на месте разрозненных русских княжеств образовалось обширное и могущественное Российское государство.... | ||
Название «порухи 70-80 годов XVI века» получил Какие иностранные политические силы поддерживали самозванцев в России в начале XVII века | Реферат по предмету «История Отечества» тема: Советское государство... Поэтому в городах в конце 1920 – начале 1921 г начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы... | ||
Испания ко второй половине XVI века. Положение страны к началу завоевания Империи инков В начале XVI века Испания была поделена на два королевства – Арагон и Кастилию, которые только завершили борьбу с арабами, выдворив... | Реферат Причины Смуты в России в представлении европейца XVII в Целью моего исследования является раскрыть причины смуты в России в конце XVI- начале XVII века. Перед тем как начать исследования,... | ||
Образовательная программа по внеурочной деятельности «Умелые руки0» Его гражданские социально-экономические изменения, в нашей стране в конце XX века и в начале XXI века привели к катастрофическому... | Реферата: конец XIX начало XX века Благотворительность безвозмездная деятельность, направленная на общественную пользу. И тема моей работы: Развитие Благотворительности... | ||
Реферат по дисциплине: «Политология» Европа: формирование новой геополитической обстановки в конце ХХ начале XXI века | Реферат «Народное образование школ Киясовского района в конце xix-начале XX века» Земские училища и школы Мушаковской волости Елабужского уезда | ||
План урока Тема Тема: «Многообразие кубанских рушников в конце 19 начале 20 века. Узоры на рушниках» | «Спор рационализма и эмпиризма» в философии Нового времени В последней трети XVI начале XVII века происходит буржуазная революция в Нидерландах, а с середины XVII века буржуазная революция... | ||
Конспект открытого урока по истории Тема: Россия в начале XVI века ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Познакомить учащихся с техническими изобретениями 19 века и их влиянием на повседневную жизнь человека в конце 19 начале 20 в в |