Скачать 346.76 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Рабочая программа дисциплины Цитология, гистология и эмбриология Направление подготовки: 111801 – «Ветеринария» Квалификация: специалист Форма обучения: очная Составитель: Клейменова Н.В., к.в.н., доцент кафедры анатомии, физиологии и хирургии _________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2012 г. Рецензент: Скребнев С.А., к.в.н., доцент кафедры эпизоотологии и терапии ___________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2012 г. Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 111801 – Ветеринария (квалификация (степень) «специалист») и примерной учебной программой по цитологии, гистологии и эмбриологии Программа обсуждена на заседании кафедры анатомии, физиологии и хирургии ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» Зав. кафедрой: Малахова Н.А., к.в.н., доцент ___________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» __________2012 г. Проверено: Начальник отдела менеджмента качества УМУ__________________________ Лист согласования рабочей программы Декан факультета биотехнологии и ветеринарной медицины, Масалов В.Н., д.б.н., профессор __________________ ______________________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «____» __________2012 г. Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки ВПО 111801 – Ветеринария (квалификация (степень) «специалист») _______________________________________________________ (направление) протокол № ______ от «_____»____________ 2012 г. Председатель учебно-методической комиссии по направлению подготовки 111801 – Ветеринария (квалификация (степень) «специалист») Буяров В.С., д.с.-х.н., профессор ____________________ _____________________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г. Заведующий выпускающей кафедрой эпизоотологии и терапии Сахно Н.В., к.в.н., доцент ____________________ _______________________ (ФИО, ученая степень, ученое звание) «_____» __________2012 г. Директор научной библиотеки Ишханова Е.В. _________________ _____________ (ФИО) «____» __________2012 г.
Цитология, гистология и эмбриология относится к общепрофессиональному ветеринарно-биологическому циклу базовой части. Развитие животноводства на основе оптимальных технологий требует всемерного улучшения подготовки высококвалифицированных специалистов сельского хозяйства. В решении этих задач большое значение приобретает изучение общебиологических дисциплин, среди которых одно из первостепенных мест занимает цитология, гистология и эмбриология. Цель дисциплины: - дать обучающимся знания структурной организации процессов жизнедеятельности клеток, тканей, органов сельскохозяйственных и домашних животных и закономерностей их развития в онтогенезе. Задачи изучения дисциплины: - сформировать у обучающихся умение свободно использовать знания нормальной структуры клеток, тканей и органов при изучении механизмов изменения в них в патологических условиях, тем самым, создавая, наряду с другими клиническими дисциплинами основы врачебного мышления. Важно научить студента, чтобы он, используя сумму теоретических и практических знаний по цитологии, гистологии и эмбриологии, хорошо ориентировался в потоке научно-технической информации, мог обобщать и творчески использовать ее в своей работе. 2. Место дисциплины в структуре ООП специалитета Цитология, гистология и эмбриология взаимосвязана с другими дисциплинами. Она имеет много точек соприкосновения с физикой, химией, широко используя их законы и методы, т. к. многие физические и химические процессы лежат в основе строения и жизнедеятельности клеток, тканей и организма в целом. Цитология, гистология и эмбриология опирается на данные анатомии, биохимии и зоологии, т. к. все процессы жизнедеятельности организма протекают у животных в определенных структурах организма, и в основе их лежат биохимические процессы. В свою очередь цитология служит основой для всех специальных ветеринарных дисциплин: зоогигиены, клинической диагностики, патологической физиологии, фармакологии и др. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» направлен на формирование у студентов следующих компетенций: а) Общекультурные: - владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно, сформулировать устную и письменную речь (ОК-2); - осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-4); - использовать знание иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников (ОК-8); - использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-11). б) Профессиональные: - уметь правильно пользоваться медико-технической и ветеринарной аппаратурой и инструментарием в лабораторных, диагностических и лечебных целях и владеть техникой обследования животных (ПК-3); - способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ, основные методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний (ПК-5); - способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у взрослых животных, молодняка и новорожденных, способных вызвать тяжелые осложнения и/или летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-7); - осуществлять необходимые диагностические, терапевтические, хирургические и акушерско-гинекологические мероприятия; знать методы асептики и антисептики и их применение (ПК-8); - способность и готовность назначать больным адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии пациентам с инфекционными, паразитарными и неинфекционными заболеваниями (ПК-9); - способность и готовность проводить вскрытие и профессионально ставить посмертный диагноз, оценивать правильность проведенного лечения в порядке судебно-ветеринарной экспертизы и арбитражного производства (ПК-11); - способность и готовность проводить ветеринарно-санитарно-просветительскую работу среди населения; осуществлять социокультурное и гигиеническое образование владельцев животных (ПК-26); - способность и готовность осуществлять распространение и популяризацию профессиональных знаний, воспитательную работу с обучающимися, анализ состояния и динамики объектов деятельности (ПК-27); - способность и готовность проводить подготовку и переподготовку специалистов ветеринарного, зоотехнического и биологического профилей (ПК-28). - способность и готовность осуществлять сбор научной информации, подготовку обзоров, аннотаций, составление рефератов и отчетов, библиографий, участвовать в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня, выступать с докладами и сообщениями по тематике проводимых исследований, анализировать отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, разрабатывать планы, программы и методики проведения научных исследований, проводить научные исследования и эксперименты (ПК-29); - способность и готовность к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований; умеет применять инновационные методы научных исследований в ветеринарии и биологии (ПК-30). В результате освоения дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» обучающийся должен: Знать: значение дисциплины для ветеринарии; закономерности структурной организации клеток, тканей и органов с позиции единства строения и функции; гистофункциональные особенности тканевых элементов, участвующих в биологических процессах на основе данных световой, электронной микроскопии и гистохимии; основные закономерности эмбрионального развития сельскохозяйственных животных и птиц. Уметь: микроскопировать гистологические препараты; идентифицировать ткани, их клеточные и неклеточные структуры на микроскопическом уровне; определять органы, а также их тканевые и клеточные элементы на микроскопическом уровне; устанавливать связь изученного материала с другими дисциплинами; применять полученные знания в практической и научной деятельности. Владеть: культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, званиями иностранного и латинского языка, навыками микроскопирования гистологических препаратов; индентифицирования тканей, их клеточных и неклеточных структур на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях; определения органов, а также их тканевых и клеточных элементов на микроскопическом и ультрамикроскопическом уровнях; распознавания изменения структуры клеток, тканей и органов в связи с различными физиологическими и защитно-приспособительными реакциями организма. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины «Цитология, гистология и эмбриология» составляет 6 зачетных единиц.
5.Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины
5.2. Разделы дисциплин и виды занятий
5.3. Лабораторный практикум
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Контрольные вопросы для самостоятельной работы студентов Cигнальные пути клеток в онтогенезе животных Строение эукариотической и прокариотической клеток Функции клеток Дифференцировка эмбриональных клеток Биология опухолевых клеток Энергетические вещества тканей почки Химическая организация клетки. Органические вещества Строение и функции клетки Строение клетки и функции ее органоидов Строение и функции прокариотической клетки Химический состав клетки Метаболизм как основа жизнедеятельности клетки Деление клетки. Митоз Артериолы, венулы, капилляры Артерии Вены Сердце Миндалины Тимус Лимфатические узлы Селезенка Костный мозг Гипофиз Щитовидная железа Околощитовидная железа Надпочечник Язык Пищевод Желудок Тонкая кишка Толстая кишка Молочная железа Волосы Кожа Легкие Трахея Печень Околоушные железы Подчелюстная железа ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ЦИТОЛОГИИ, ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ 1. Цитология как наука. Строение клетки 1. Цитология, гистология, эмбриология и их место среди биологических наук. 2. Клеточная теория и ее роль в развитии биологии. 3. Современный метод микроскопических исследований. 4. История микроскопического метода исследования. 5. Методы изучения клеток и тканей. 6. Кариолемма, кариоплазма, ядрышко, хроматиновые элементы. 7. Ядро. Форма строения и химический состав, функциональное значение. 8. Строение плазмы. Органоиды и включения. 9. Плазмолемма, ее функция и строение. 10. Митохондрии и рибосомы, их строение и функции. 11. Строение и функции комплекса Гольджи, лизосом и центриоли. 12. Митоз клетки. Стадии деления. 13. Включения клетки и их классификация. 14. Раздражимость, движение, фагоцитоз и секреция клетки. 15. Достижения эмбриологии и ее роль в развитии ветеринарной и зоотехнической наук. 16. Гаметогенез. Сперматогенез. 17. Развитие половых клеток самки. 18. Зависимость строения яйцеклетки от условий развития зародышей, ланцетника, лягушки, птицы и млекопитающих. 19. Строение сперматозоида. 20. Строение яйцеклетки. 21. Морфология оплодотворения. 22. Типы дробления и их зависимость от количества желтка в яйцеклетки. 23. Развитие ланцетника. 23. Развитие ланцетника. 24. Развитие лягушки. 25. Развитие птицы. 26. Развитие рыбы. 27. Развитие млекопитающего. 28. Плодные оболочки и их образования. 29. Дробление зиготы. Виды дробления. 30. Стадийность развития млекопитающих в эмбриологии. 31. Гаструляция и образование зародышевых листков. 2.Ткани. Классификация тканей 1. Определение понятий о тканях. 2. Классификация тканей. 3. Характеристика эпителиальной ткани. 4. Характеристика однослойного эпителия. 5. Характеристика многослойного эпителия. 6. Опорно-трофические ткани и их характеристика. 7. Строение мезенхимной ткани. 8. Строение ретикулярной ткани. 9. Железистый эпителий и различные типы секреции. 10. Форменные элементы крови. 11. Плазма и сыворотка крови. 12. Характеристика строения ретикулярной ткани. 13. Форменные элементы и межклеточное вещество рыхлой соединительной ткани. 14. Характеристика плотной соединительной ткани. Строение дермы, сухожилий и фасции. 15. Различные виды хрящевой ткани. Строение надхрящницы. 16. Костная ткань. Характеристика гистологических элементов. 17. Разновидность мышечной ткани и их микроскопическое строение. 18. Характеристика нервной ткани и ее элементов. 19. Микроскопическое строение нейрона и морфология рефлекторной дуги. 20. Классификация нейроглии и ее морфофункциональная характеристика. 21. Мякотные и безмякотные нервные волокна. 22. Нервные окончания. Рецепторы и их классификация. 3. Частная гистология 1. Гистологическое строение органа слуха и равновесия. 2. Понятие об анализаторах. Гистологическое строение глаза. 3. Гистологическое строение кровеносных сосудов, артерий, вен и капилляров. 4. Гистологическое строение мочеточника и мочевого пузыря. 5. Строение половых желез самца. 6. Строение половых желез самки. 7. Строение плаценты и их типы. 8. Роль сердечно-сосудистой системы в организме и ее разделение на кровеносную и лимфатическую. 9. Строение лимфатического узла и сосудов. 10. Значение органов кроветворения. Гистология подэпителиальных лимфоузлов, селезенки и красного мозга. 11. Характеристика желез внутренней секреции. Гистологическое строение гипофиза, эпифиза. 12. Бронхиальная группа желез, их закладка и строение. 13. Строение щитовидной и паращитовидной желез. 14. Характеристика надпочечников и их строение. 15. Функции кожи. Гистопологическое строение эпидермиса, дермы и подкожной клетчатки. 16. Строение и развитие волоса. 17. Строение и типы секреции половых и сальных желез. 18. Развитие и строение молочной железы. Морфология секреции молока. 19. Общее строение пищеварительной трубки. 20. Органы ротовой полости и их строение. 21. Строение языка и органов вкуса. 22. Развитие, строение и смена зубов. 23. Строение глотки и пищевода. 24. Гистологическое строение желудков и преджелудков. 25. строение стенки тонкой кишки. Особенности строения 12-перстной кишки. 26. Строение тощей и подвздошной кишок. 27. Особенности строения толстой кишки. 28. Пищеварительные железы. Строение печени и поджелудочной железы. 29. Брюшина и ее производные. Гистологическое строение брюшины. 30. Микроскопическое строение спинного мозга и спинальных ганглиев. 31. Гистологическое строение воздухоносных путей носа, гортани, трахеи и бронхов. 32. Газообмен в легких и гистологическое строение альвеол и плевры. 33. Дольчатое строение почек. Строение нефрона. 34. Оболочки сердца и их строение. 35. Гистологическое строение стенок матки. Темы рефератов: |
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65) | Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | ||
Рабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология... | Рабочая программа министерство здравоохранения и социального развития российской федерации Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, квалификация «специалист», специальное звание Врач, очная форма обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Руф Ю. Н. Экономическая безопасность. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080101. 65 Экономическая... | Учебной дисциплины «патологическая анатомия» 060101. 65 «лечебное... Дисциплина «Патологическая анатомия» относится к математическому, естественнонаучному и медико-биологическому циклу дисциплин | ||
Программа среднего профессионального образования по специальности... Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования альметьевский государственный институт... | Рабочая программа дисциплины Гистология Специальность 020501 Биоинженерия... В процессе изучения дисциплины совершенствуются навыки работы с оптическими приборами при использовании специальных гистологических... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Направление подготовки – 031301. 65-теоретическая и прикладная лингвистика Квалификация подготовки –специалист Форма подготовки –... | Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | ||
Рабочая программа дисциплины Философия Специальность 020501 Биоинженерия... Данная дисциплина логически и содержательно-методически связана с дисциплинами «История», «Социология», «Биоэтика». Для освоения... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060201... Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности... | ||
Рабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103... Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности... | Рабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060201... Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности... | ||
Рабочая программа По дисциплине «биология» Для специальности «060103... Целью изучения дисциплины является приобретение студентами системных теоретических знаний в области биологических наук и способности... | Рабочая программа для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист» Российской Федерации: Рабочая программа. Для слушателей, обучающихся по квалификации (степени) «специалист». Направление – «Судебная... |