Урока: Развивающая





Скачать 83.22 Kb.
НазваниеУрока: Развивающая
Дата публикации30.06.2014
Размер83.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Смирнов Александр Анатольевич

учитель ОПК МБОУ СОШ № 15
ст. Родниковской Курганинского района


Тема урока: Православные иконы (урок-лекция)

Область применения:

  1. Уроки мировой художественной культуры в общеобразовательной
    школе.

  2. Факультативы ОПК.

  3. Элективный курс «Духовно-нравственная культура».

Урок проводится в 6 классе (1-й год обучения).

Цель урока:


  1. Развивающая: познакомить учащихся с возникновением иконописи на
    Руси, рассмотреть, как на Кубани чтили православие. Активизация
    аналитического мышления, памяти, внимания, актуализация знаний,
    формирование ориентации на непреходящие духовно-нравственные
    ценности российской культуры.

  2. Воспитывающая: воспитание высокого ценностного отношения к
    духовному, историческому и культурному наследию народов России,
    воспитание уважения к историческому прошлому Кубани.

  3. Обучающая: активизация познавательной деятельности, мотивация к
    освоению знаний о религии, иконописи как мировоззренческой сферы культуры.



Оборудование: мультимедийная система, ноутбук, интерактивная доска, иллюстративный материал.

Ход урока:

Вступление:
Учитель:

Небесный ангел мой, прошу, храни меня

В пустыни жизни, посторонних не виня.

Свечой горю, от лютой хвори таю.

И где души найти спасения не знаю.

Объятья чёрные мне бездна открывает,

Отчаянно борюсь, но силы не хватает.

Хранитель светлый, подставь своё крыло,

Дай опереться мне, коль так не повезло,

Дай силу обрести, надежда на тебя.

Пожалуйста, прости и сохрани меня.
Как хорошо, когда в доме мир, любовь и достаток, как хорошо, когда все здоровы и счастливы.

Но неожиданно пришла беда или иная радость и как правило мы, возносим слова благодарности или мольбы к Богу, обращая свой лик к православным иконам.

Итак, тема нашего урока - православные иконы.

Сегодня мы узнаем о великолепии иконописи на Руси, поговорим о православных иконах, о том, как на Кубани чтили православие, выполним практическую работу по изготовлению рамки на икону.

Иконопись на Руси предположительно возникла в 11 веке.

Икон эпохи Киевской Руси сохранилось совсем немного. Самая древняя из уцелевших русских икон написана, видимо, при Святополке Изяславиче или Владимире Мономахе, т. е. в конце 11-го первой четверти 12 века). (Обраща-
емся к изображению)

Это миниатюра из изборника Святослава 1073 года с изображением великого князя Киевского Святослава Ярославича и его семьи. Это заставка в изборнике Святослава 1073 г., выполненная в старовизантийском стиле.

Самыми яркими фигурами древнерусской иконописи по-прежнему являются гениальные русские мастера, воспитавшие группу талантли-
вых учеников. Это Андрей Рублёв и Феофан Грек.

Иконы: Богоматерь Донская Богоматерь из деесусного чина принадлежат кисти Феофана Грека Икона Апостола Павла 15 века и знамени-
тая Троица творения Андрея Рублёва.

  • Какие чувства и настроения вызывает икона Пресвятой Троицы?

  • Какой смысл попытался автор вложить в нее? (Подчеркнуть символ единства)

В настоящее время в какой бы уголок земли ни забросила жизнь православного человека, он везде может помолиться в своей среде, в родных
православных храмах, что возведены по всему миру.

На предыдущем уроке дети получили задание найти изображения святых, узнать, кто изображён, далее по желанию ребятам даётся возможность выступить и
рассказать историю жизни святого.


Учитель: Как вы думаете, ребята, кого Господь наделил особой силой молитвы? (Дети называют имена святых.)

Учитель: Правильно, ребята! Особой силой молитвы Бог наделил тех людей, которые посвятили служению Ему всю свою жизнь. Тех, кто пострадал за веру, тех, кто находился в непрестанном обращении к Нему. Их называют угодниками Божьими, святыми.

Говорят, что «по молитвам таких праведников еще стоит мир». По ним совершались чудеса.

Труд их называется духовным деланием Тысячи случаев благодатной помощи явили людям святые угодники, однако было замечено, что каждый из них помогает в определённых болезнях или скорбях. Иногда это связано с житием святого, который или сам испытывал такие страдания, или по смыслу Божьему мог особенно хорошо исцелять подобные недуги.

Перед иконой Святителя Николая мирликийских чудотворца молятся за несправедливо обиженных, за брошенных и детей и одиноких женщин, от нужды бедности и уныния, а также желая удачно выдать замуж дочь.

Перед чудотворным образом святого Пантелеймона молятся об исцелении всех болезней и недугов.

Икона Божьей матери «Сподручницы грешных» помогает при лечении больных СПИДом, наркоманов, также при стихийных бедствиях и эпидемиях.

Есть православная традиция - обращаясь к Богу с молитвой, зажечь лампадку. Человек стремится к духовному преображению, подобно тому, как воск дает жизнь огню. Горящая свеча символизирует пламя нашей души, которое доносит до Бога наши молитвы.

Дети, а как вы думаете, можно ли обращаться к Богу своими словами? (В этой проблемной ситуации дети, обычно, высказывают противоположные мнения. Ответы аргументируются).

Учитель: Вы все по- своему правы, у каждого человека может быть своя молитва, ведь Господь так всемогущ, что услышит любого.

Далее слово предоставляется Отцу Игорю (рассказывает о Спа­се, об отношении к святым).

Учитель просит учащихся рассказать о том месте, где были найде­ны изображения святых? (чаще всего ребята отвечают: в шкафу, среди книг и т. д.)

Учитель: На Кубани иконы стояли в святом, красном, кутном уг­лу, располагался он в правом восточном углу жилища. Там находилась божница, состоящая из одной или нескольких икон, украшенных руш­никами, бумажными цветами, и стола-угольника. В божнице хранились предметы, имеющие священное, обрядовое значение: венчальные свечи, молитвы, обручальное кольцо мужа. Обязательно в красном углу была икона Девы Марии с младенцем, и именные иконы. Иконы никогда не вешались на гвозди, в память о тех гвоздях, на которых был распят Ии­сус Христос. Чаще это были деревянные черенки или палочки.

Закрепление изученного материала

Творческое задание: Каждому ученику раздаются листы с зада­нием. Ученикам нужно заполнить пропуски в предложениях, данных ниже. Затем вписать эти слова в клетки кроссворда.

  1. При каком князе предположительно была написана самая древняя из православных икон ........................

  2. Кто является автором иконы «Троица» ......................

  3. Назовите имя автора иконы Богоматерь Донская .......................

  4. Что зажигали православные христиане перед молитвой ...................

  5. Как на Кубани назывался угол для хранения икон ......................

  6. На что нельзя вешать иконы .....................

  7. Икону эту называют ........Нерукотворный






2







4




7
















5

3













6
















1

















































































Практическая работа

Учитель: А теперь, попробуем себя в роли иконописцев или рес­тавраторов. Выполним практическую работу: перед вами изображения святых, материал, из которого можно будет сделать рамку на икону.

Учитель предлагает организовать выставку и иллюстрирует рабо­ты детей, подводит итог урока.

Задание на дом:

Тема следующего урока: храмы и храмовое строительство.

Учащимся дается задание: подготовить сообщения о храмах, по­строенных на территории Краснодарского края. Для творческих лично­стей можно предложить поработать над очерком истории создания хра­ма на территории нашего поселения.

Урок закончить молитвой Оптинских старцев.

Молитва.

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спо­койной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи мо­ей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня Молиться, верить, надеяться, терпеть, про­щать и любить.

Аминь.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: Развивающая iconЗадачи: Образовательная формирование навыков поиска информации в сети Интернет; Развивающая
Развивающая – развитие у школьников логического мышления, внимательности, творческого подхода к делу
Урока: Развивающая iconЗадачи: Образовательная: повторить понятия реактивного движения,...
Развивающая: развитие уменя применять ранее изученный материал в новых, нестандартных условиях
Урока: Развивающая iconКонспект урока. Умк "English vi" авторы: Афанасьева О. В. Михеева...
Развивающая: развитие монологической речи, обогащение и усложнение её словарного состава, развитие мышления, сенсорной сферы, расширение...
Урока: Развивающая iconУрока: Образовательная
Развивающая: знакомство с традициями, историей и культурой англоговорящих стран
Урока: Развивающая iconРазработка урока «Мир в зеркале искусства»
Развивающая: способствовать развитию познавательной деятельности и креативности учащихся
Урока: Развивающая iconЗадачи урока: Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного...
Цель урока: дать представление учащимся о православной традиции отношения к иконам
Урока: Развивающая iconТема урока: Координатная плоскость
Развивающая: развивать познавательную активность учащихся, используя на уроке компьютерную презентацию
Урока: Развивающая iconТема урока : «Environmental Problems»
Развивающая – развитие активности, способности к анализу, обобщению и формулированию собственных выводов
Урока: Развивающая iconКаким он должен быть?
Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методика его проведения? Конечно же, нет. Триединство...
Урока: Развивающая iconЭлектромагнитные волны. Тип урока
Развивающая: развитие логического мышления (анализ, синтез, абстрагирование), формирование умений работы с учебной и дополнительной...
Урока: Развивающая iconЗадачи урока: I. Образовательная: в ходе урока дать представление...
Развивающая: способствовать развитию критического мышления учащихся, развитию навыков работы с картой, текстом параграфа, вычленять...
Урока: Развивающая iconУрок английского языка в 8 классе Тема урока
Задачи урока: обучающая – научить различать временные формы глагола (прошедшее время); развивающая – развить внимание и память; воспитательная...
Урока: Развивающая iconЗадачи урока: Обучающая: узнать значение и связь слов «православие»,...
Ключевые понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание
Урока: Развивающая iconТема урока: «Создание таблиц и работа с формулами в текстовом редакторе Microsoft Word»
Развивающая – развивать у учащихся познавательный интерес, логическое и образное мышление, творческие способности
Урока: Развивающая iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
...
Урока: Развивающая iconКонспект урока по изобразительному искусству. Тема: Костюмы Средневековья
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск