Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские





Скачать 127.02 Kb.
НазваниеСозданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские
Дата публикации05.07.2013
Размер127.02 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Право > Справочник
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские. Практически все справочники декларируют всемирный охват материала, однако, практика показывает, что основной упор делается все-таки на североамериканские сайты. Естественно, что обращение к глобальным справочникам ресурсов требует минимального владения английским языком.

 Yahoo! (http://www.yahoo.com)
Yahoo! является одним из самых первых, надежных и авторитетных справочников Всемирной паутины. У каталога два основных достоинства: - внушительный объем (на сегодня отражено порядка 2 миллионов сайтов в более чем 25 тысячах категорий) и научность и логичность используемой схемы классификации. За счет этого в справочнике объективно отражаются все отрасли знания без каких либо приоритетов. В Yahoo! учитываются не только web-сайты, но и конференции UseNet. Эти достоинства на протяжении всей второй половины 1990 годов позволяли Yahoo! оставаться незаменимым инструментом для первоначального ознакомления с информационным наполнением в Интернет по любой области деятельности.

Основной ряд Yahoo! включает 14 категорий, в числе которых:БИЗНЕС И ЭКОНОМИКА, КОМПЬЮТЕРЫ И ИНТЕРНЕТ, НОВОСТИ И СМИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ, ИСКУССТВО И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛИТИКА, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ и т.д. Использование Yahoo!, как и любых других справочников, наиболее эффективно для ознакомления с наполнением Интернет по различным областям деятельности, при размытости критериев поиска - когда неизвестно по каким ключевым словам осуществлять поиск. Разыскание осуществляется путем последовательного просмотра категорий: шаг за шагом, разворачивая пункты меню, построенные в иерархическом порядке, можно знакомиться с полным перечнем ресурсов, постепенно сужая и конкретизируя тему. Так от самого общего раздела СПРАВОЧНЫЕ РЕСУРСЫ (REFERENCES) можно дойти до web-сервера конкретной библиотеки, миновав по пути разделы БИБЛИОТЕКИ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТРАНЫ, БИБЛИОТЕКИ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА. На каждой ступени иерархии, после названий разделов в скобках указывается число отраженных в нем ресурсов. При большом количестве объектов в одном разделе пользователям предлагается выбрать первую букву названия сайта (например, названия университета или фамилии популярного исполнителя).

Справочник имеет перекрестную структуру, позволяющую находить данные, используя различную логику поиска. Например, Московский государственный университет может быть найден как по цепочке ОБРАЗОВАНИЕ/ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ/ УНИВЕРСИТЕТЫ РОССИИ, так и через РЕГИОНЫ/ СТРАНЫ/ РОССИЯ/ ОБРАЗОВАНИЕ/ УНИВЕРСИТЕТЫ.

 При необходимости выявить данные о конкретных объектах целесообразно прибегнуть к непосредственному поиску. В поисковую строку должны быть введены ключевые слова, максимально полно обозначающие искомый объект. Следует учитывать большой объем Yahoo! и, следовательно, опасность возникновения большого информационного шума при выдаче результатов. Поэтому прежде чем прибегать к поиску по ключевым словам, рекомендуется предварительно пройти несколько соответствующих иерархических ступеней. Например, для поиска сайтов, посвященных хоккеисту Павлу Буре (Bure) рекомендуется предварительно войти в раздел СПОРТ/ ХОККЕЙ и ограничить условия поиска, передвинув соответствующую фишку на пункт just this category (только в этой категории). В этом случае автоматически отсеются ссылки на многочисленные сайты, в которых встречается термин Bure, но которые не имеют никакого отношения к российскому хоккеисту.

 

В случае результативного поиска, в перечне результатов вначале будут указаны категории (рубрики классификации), в которых встречаются искомые слова, а затем названия отдельных серверов.

 

Yahoo! - огромный транснациональный проект. В основном справочнике учитываются главным образом англоязычные ресурсы, представленные по всему миру. Для разысканий по отдельным странам выделены Local Yahoos! - региональные справочники, обладающие иерархической структурой, аналогичной главному справочнику, но отражающие ресурсы отдельных стран в основном представленные на национальных языках.

 

Учитывая гигантскую популярность и, следовательно, посещаемость Yahoo!, в последние несколько лет его владельцы уделяют все большее внимание побочным сервисам, среди которых электронные магазины, аукционы, службы новостей, агентства путешествий и т.п. Собственно справочник занимает все более и более скромное место в интерфейсе титульной страницы сервера. Кроме того, за включение сайта в "коммерческие категории" справочника взимается не только разовая, но и ежегодная абонентская плата - 300 долларов. Это не только затрудняет включение в Yahoo! новых сайтов мелкого бизнеса, но и приводит к исключению из каталога сайтов, не уплативших ежегодный взнос. Естественным следствием этого является то, что содержание справочника постепенно все менее соответствует реальному наполнению Интернет. Эксплуатация известной торговой марки без поддержания высокого качественного уровня основного продукта уже обернулось снижением авторитета Yahoo! как ведущего справочника и если в ближайшее время в этой области не будут предприняты кардинальные шаги его популярность будет снижаться, несмотря на громкое имя.

 

Open Directory Project (http://dmoz.org)
Справочник ресурсов Интернет, являющийся на сегодня одним из наиболее полных в мире - порядка 2.6 миллионов ссылок в более чем 50.000 категорий. Главной особенностью проекта является его некоммерческая направленность: он практически полностью формируется силами добровольцев из числа пользователей Сети, считающих себя экспертами в различных областях знания. В этом одновременно сила и слабость проекта, поскольку степень и качество наполнения разных категорий справочника полностью определяются наличием, квалификацией и степенью ответственности редактора конкретной рубрики.

Иерархическая структура Open Directory достаточно научна и логична. В каждой рубрике, помимо англоязычной части, как правило, представлены варианты справочника на нескольких десятках национальных языков, в числе которых и русский. Все они подготовлены региональными редакторами из числа жителей соответствующих стран. При желании можно перейти на русскоязычный вариант справочника с первой страницы, выбрав из основного деления WORLD подрубрику RUSSIAN. В ней, однако, на сегодня зарегистрировано всего около 10 тысяч сайтов, что никак отражает реального наполнения российского сегмента Сети. Подобным же образом обстоит ситуация и с другими иноязычными вариантами.

 В настоящее время Open Directory является динамично развивающимся проектом, который перехватывает значительную долю популярности у коммерциализировавшегося Yahoo!. Увеличение среднего объема справочника более чем на 1000 сайтов в день дают проекту неплохие перспективы в будущем, подтверждая мысль о том, что совокупный интеллектуальный потенциал сетевого сообщества превосходит интеллект одной, пусть даже очень мощной компании.

 

Усовершенствованный вариант Open Directory с успехом используется в качестве справочника в поисковой системе Google.

 

About (http://www.about.com)
Справочник, поддерживаемый экспертами различных областей знания. Основная отличительная черта About - принципиальная ориентация отражение не всех, а лишь наиболее ценных и заслуживающих доверия ресурсов. Основной ряд классификации включает 24 деления, которые выделены в соответствии с интересами среднестатистических пользователей Интернет. Среди них АВТОМОБИЛИ, ПОМОЩЬ В ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ, ХОББИ И ИГРЫ, ДЕНЬГИ, ПУТЕШЕСТВИЯ, ПОДРОСТКИ и т.п. Внутри категорий подрубрики выделяются в виде перечней в правой стороне экрана. Очень квалифицированно составлены аннотации включенных сайтов.

 

Главным недостатком About является огромное количество рекламы, как встроенной в интерфейс, так и самопроизвольно открывающейся в новых окнах, а также практически стопроцентная ориентация на североамериканские ресурсы.

 

Глобальные поисковые системы
Поисковые системы (search engines) распространены в гораздо большем количестве, нежели электронные справочники и число их, составляющее сегодня нескольких десятков, продолжает неуклонно увеличиваться. Профессиональная работа с ними требует специальных навыков, поскольку простой ввод искомого термина в поисковую строку скорее всего приведет к получению списка из сотен тысяч документов, содержащих данное понятие, что практически равносильно нулевому результату.

 

Google (www.google.com)

 

Поисковая система, запущенная в 1998 году и являющаяся ныне единоличным лидером среди глобальных поисковых систем по всем значимым параметрам. Главное достоинство Google - объем его индексного файла, который составляет на сегодня более 3 миллиардов web-страниц и статей из групп новостей по интересам. В сутки программы-роботы системы индексируют порядка трех миллионов новых и обновленных страниц, при том, что актуализация базы производится каждые 28 дней.

 

Второе несомненное преимущество Google - его способность индексировать документы не только в виде HTML-файлов, но также документы в форматах PDF, RTF, PS, DOC, XLS, PPT, WP5 и ряде других. При этом Google позволяет моментально конвертировать страницы в указанных форматах в обычный HTML-файл, что освобождает пользователя от необходимости иметь специальное программное обеспечение для доступа к файлу.
Следующим важнейшим достоинством является специально разработанный модуль ранжирования результатов - PageRank. Он основан на алгоритме, согласно которому вначале устанавливается структура ссылок во всей Сети, а затем каждая отдельная страница ранжируется в соответствии с числом и значимостью ссылок на нее с других страниц. При этом авторитетность внешних ссылок более важна, чем их количество. Подобный алгоритм позволяет существенно повысить релевантность ссылок в следствии чего Google отличает высокая степень соответствия найденной информации интересам пользователя. Этот результат достигается, в частности, еще и за счет специальной подсистемы защиты пользователя от сайтов, которые продвигаются с помощью различных недобросовестных методов.

 Google отличается высокой степенью комфорта для пользователя. Несмотря на то, что это глобальная поисковая система, пользователи из неанглоязычных стран автоматически переадресовываются на интерфейс на их родном языке. Русскоязычный интерфейс, в частности, находится по адресу www.google.com.ru. Длительность процесса в большинстве случаев не превышает одной секунды, несмотря на огромный объем индексного файла системы.

Методика поиска с помощью Google предельно проста. В поисковую строку водится запрос на естественном языке - неважно на русском, английском или любом другом. Язык запросов не допускает усечения терминов знаком "*", поэтому все возможные варианты слов (library, libraries, librarians) пользователю следует вводить самостоятельно. Все термины запроса по умолчанию объединяются условием AND (И) - перед ними нет нужды ставить знак "+". Таким образом в список результатов попадают лишь страницы, содержащие все введенные ключевые слова. Для поиска по точной фразе традиционно используются кавычки: так запрос "Кто убил кошку у мадам Поласухер?" прямо приведет к ссылке на полный текст "Собачьего сердца" Михаила Булгакова. Поисковый механизм игнорирует стоп-слова (предлоги, союзы, артикли), однако если какое-либо из таких слов существенно перед ним необходимо поставить "+", давая понять системе, что в данном случае термин даже из одной буквы является значимым (например: Александр +I).

 Google имеет в своем арсенале множество опций для максимальной конкретизации запроса. Все они доступны через меню Advanced Search "Расширенный поиск". Помимо уже описанных возможностей добавляются фильтры, ограничивающие язык документа, его формат (к примеру, "только документы в PDF"), время опубликования ("последние три месяца"), месту термина в самом документе ("в заголовке страницы") или расположение страницы в определенном домене или даже сайте.

 

Выдаваемые в результате поиска ссылки на документы, помимо традиционных сведений о заглавии документа, контексте искомых слов и данных о размере содержат функцию Cached "Сохранено", позволяющую полностью восстановить весь документ, если по каким-либо причинам сайт на котором он расположен недоступен. Еще одна функция Similar pages "Похожие страницы" позволяет получить перечень страниц, содержание которых схоже с указанным источником. Это функция, впрочем, пока выполнена без особого успеха.

 

Помимо поиска текстовых материалов Google обладает лучшими на сегодня возможностями поиска иллюстраций с помощью режима "Поиск изображений" (Images, "Картинки"). В его базе данных учтено более 390 тысяч иллюстраций, разыскание которых ведется аналогично поиску текстовых документов с возможностью ограничения определенным размером, форматом или цветностью графических файлов - все через опцию "Расширенный поиск изображений".
При использовании Google следует, однако, помнить, что при работе с файлами большого объема он индексирует не весь источник, а лишь его первые 101 Кб. (для PDF-файлов лимит ограничен 120 Кб.) поэтому индексация документа пока не всегда гарантирует возможность его нахождения по любому фрагменту текста.

 

В качестве собственного справочника ресурсов Интернет Google использует усовершенствованный массив Open Directory Project, что порой позволяет сочетать достоинства обоих поисковых инструментов.

 

Дополнительным платным сервисом Google является поиск труднодоступной информации непосредственно человеком. Стоимость этого вида обслуживания - $2.50 за ответ.

 

AlltheWeb / Fast Search (http://www.alltheweb.com)

Поисковая система, существующая с 1997 года, расположена в Европе (Норвегия) и изначально была ориентирована преимущественно на европейские сайты. В настоящее время отражает более 2.1 миллиарда документов, среди которых весомое место занимают русскоязычные материалы. Обновление базы производится раз в две недели, среднее время индексации - 5 недель. AlltheWeb способен индексировать PDF-файлы, которые обрабатываются без ограничения их размера.

Помимо текстовых разысканий в WWW, AlltheWeb поддерживает поиск в группах новостей по интересам, файлов на FTP-серверах, иллюстраций, видео фрагментов и MP3 файлов.

 Система оперирует традиционным языком запросов, включающим знаки "+", "-", кавычки для поиска цитат, круглые скобки для поиска по условию ИЛИ. Более сложные ограничения задаются специфическими операторами системы. Однако для формирования многоуровневых запросов лучше обратится к Advanced Search ("Расширенному поиску"), который позволяет легко применить фильтры, в числе которых ограничения по местоположению термина в документе, определенному домену или сайту, времени опубликования, языку и даже объему исходной страницы.

 

Среди сервисных функций AlltheWeb возможность автоматически объединять результаты в "тематические" папки. Специальная функция позволяет каждому пользователю создать свой собственный интерфейс системы с указанием приоритетов при сортировке результатов и дополнительными услугами, как например, отправка найденных ссылок по электронной почте.
Скорость работы AlltheWeb весьма высока и полностью оправдывает название поискового механизма, именуемого Fast Search (Быстрый поиск).

 

Alta Vista (http://www.altavista.com)
Система введена в эксплуатацию в 1996 году и в течении трех лет являлась признанным лидером сетевого поиска по объему индексного файла, эффективности ранжирования результатов и сервисным функциям. Именно в ней был впервые опробован ставший ныне традиционным язык запросов: знаки "+" и "-", усечение с помощью знака "*" и кавычки для поиска по точной фразе. С форме углубленного запроса были впервые эффективно использованы булевые операторы и оператор расстояния - NEAR.

 

На данный момент Alta Vista содержит сведения всего о 550 миллионах web-страниц и статьях из телеконференций. Декларируется полное обновление базы каждые три месяца. Этого явно недостаточно, чтобы сохранить лидирующие позиции в мировом поисковом сервисе.

Единственным сервисом Alta Vista, сохранившем актуальность является поиск мультимедийный файлов, в особенности аудио и видео. Поисковый механизм при этом опирается на имена мультимедийных файлов и подписи к иллюстрациям. До некоторой степени может быть полезна и функция перевода найденных страниц на ведущие европейские, а также китайский, корейский и японский языки.

 Помимо перечисленный глобальных поисковых систем в некоторых случаях (более по инерции) продолжают использоваться устаревшие поисковые сервисы, среди которых наиболее заметны Lycos (www.lycos.com), HotBot (www.hotbot.com), InfoSeek (www.infoseek.com) и Excite (www.excite.com). Малый объем их индексных файлов в настоящее время не позволяет полагаться на предоставляемые ими сведения. "Молодые" поисковые системы, запущенные в 2000 и 2001 годах, такие как WiseNut (www.wisenut.com) и Teoma (www.teoma.com), несмотря на внушительный объем проиндексированных документов пока не представляют особого интереса. Ни одна из них, в частности, не способна осуществлять поиск документов на русском языке.

 

Мета-поисковые системы
Отличия в стратегии и широте охвата материала различных систем часто приводят к тому, что разные поисковые средства дают разноречивые ответы на один и тот же запрос. Этим не замедлили воспользоваться разработчики поисковых орудий особого рода, основанных исключительно на использовании потенциала других поисковых систем. Все они получили название мета-поисковые машины. К наиболее известным их представителям, в частности, относятся MetaCrawler (www.metacrawler.com), KartOO (www.kartoo.com), Cyber 411 (www.cyber411.com) и некоторые другие. Мета-поисковые системы не имеют собственных поисковых роботов и баз данных (индексных файлов). Их достоинство заключается в умении рассылать вводимые в них запросы по другим системам, а затем суммировать результаты. Таким образом, пользователь, вводя поисковое предписание, например, в Cyber 411 фактически одновременно обращается к десятку поисковых систем. Этим гарантируется "объективность" полученных результатов, однако, учитывая различия в подходах к обработке терминов разными системами, результат может оказаться не всегда релевантным запросу.

Пользоваться мета-поисковыми системами рекомендуется для выполнения запросов, связанных с поиском очень простых, и, предположительно, крайне редко встречающихся в Сети предметах (лекарственных препаратах, химических элементах, редких сочетаниях имен собственных и т.п.). В этом случае результаты поиска сразу же дают представление насколько широко данные ключевые слова (объекты) встречаются в Сети. Другой причиной обращения к мета-поиску является крайний недостаток времени. Однако, поскольку мета-поисковые средства очень часто не в состоянии корректно обработать запрос для различных поисковых систем и правильно совместить полученные из разных источников результаты, их использование не рекомендуется при выполнении сложных запросов. Поисковые предписаниях, включающие несколько словосочетаний с указанием расстояния между терминами и тому подобными условиями заведомо не могут принести правильный ответ.

 Единственной мета-поисковой системой, рассылающей запросы в российские поисковые машины является 360.ru (www.360.ru). Она обладает способностью хорошо суммировать и даже ранжировать результаты, осуществляет поиск иллюстраций и MP3 файлов. Помимо России, поиск можно ограничить любым другим регионом мира или не ограничивать совсем. Скорость обработки запросов 360.ru весьма высока.

 

Развернутый список мета-поисковых систем можно получить в Русской справочной библиотеке (http://www.openweb.ru/stepanov/library/gsengine.htm).

По материалам библиотеки Министерства культуры РФ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconОтделение химиотерапии гематологических заболеваний и интенсивной...
Анемия уменьшение общего количества гемоглобина, чаще всего проявляющееся уменьшением его концентрации в единице объема крови. В...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские icon11 Уроки товарищества. Н. Новгород
Тсжей, мерах по форсированию их создания и невмешательстве, когда созданием тсжей занимаются мошенники
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconРеферат на тему: ”Развитие медицинской этики и
Оно обусловлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине это права пациента, испытуемого и т д.)...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconИстория компании Primavera
Базовая настройка Oracle Primavera P6 Professional и иерархических структур (eps, obs и других справочников)
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconРеферат на тему: «Основные понятия и принципы врачебной этики и медицинской деонтологии»
Оно обу­словлено, прежде всего, резко усиливающимся вниманием к правам человека (в медицине это права пациента, испытуемого и т д.)...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconРеферат (перевод) по философии на тему Философия математики Л. Витгенштейна
Лфт, получая свое формирование в средний период, и развиваются в поздний, добавляя ко всему прочему важный критерий математического...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconБолезни вен. Это серьезно?!
Подобное отношение к собственному здоровью, как правило, ничего хорошего не приносит и в большинстве случаев оканчивается серьезным...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские icon“Химия
Этот метод позволяет получить задержанные примеси в высококонцентрированном состоянии, она в большинстве случаев отличается простотой...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconНовые акторы и безопасность в киберпространстве
Кроме того, современное информационное общество достигло такого уровня развития, когда одной из основных форм ведения войн начала...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconКак приходят в Рэйки? По-разному. В большинстве случаев, как говорят...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconБиоакустика птиц
У каждого животного есть своя система звуков. В большинстве случаев звуки, производимые животными, могут что-то значить (состояние,...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconПротокол №2 родительского собрания во 2 классе от 24 декабря 2008года. Повестка дня
«Откуда в нем такое?!». Не пугайтесь: в большинстве случаев детская агрессия – абсолютно естественная вещь. Проблема не в самой детской...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconМетод получения порошков
Порошки- исходное сырье пм- не являются в большинстве случаев материалами, встречающимися в природе в свободном состоянии, а представляют...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские icon«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры
Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
Системный анализ – новая, находящаяся в стадии формирования наука о закономерностях развития сложных естественных и искусственных...
Созданием и актуализацией справочников глобального масштаба в большинстве случаев занимаются информационные компании, прежде всего американские iconИспользование мультимедиа-технологий в образовании
Мультимедиа технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. В большинстве случаев использование...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск