«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры





Скачать 444.29 Kb.
Название«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры
страница1/4
Дата публикации15.04.2015
Размер444.29 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Культура > Документы
  1   2   3   4



ОТ АВТОРА

В предлагаемой работе отражены основные позиции в изучении одной из базовых дисциплин гуманитарного цикла Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так и тематику семинарских занятий, где через понятийный аппарат представлена «картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела:

  1. Теория культуры.

  2. История мировой культуры.

  3. История русской культуры.

В ходе изучения культурологии студентов ожидает встреча с тематическими видеоматериалами, в которых представлен исторический срез, восприятие человеческой культуры через время эпох. Теоретическая же часть включает в себя анализ неоднозначной проблематики культурологического знания, выяснение сущности культуры.

Учитывая специфику профессиональной деятельности будущих специалистов по связям с общественностью, исследование направленности и реализации культуры через способы человеческой деятельности в рамках курса будет осуществляться через призму коммуникативных особенностей личности, поскольку понятие «коммуникация» является определяющим в самой структуре знания, получаемого студентами, обучающимися по специальности 030602.

В целях наиболее наглядного освещения содержательной стороны семинарских занятий автор предлагает отдельный, и в то же время, логически встроенный раздел «Планы семинарских занятий», который послужит ориентиром в подготовке ответов на вопросы в процессе изучения дисциплины. Этот раздел насыщен тематически обусловленным библиографическим списком (списком литературы), который является обязательным источником для углубления знаний студентов, мотивированных на профессиональный и личностный рост в области интеллектуальной деятельности.

Сама по себе дисциплина «Культурология» коммуникативна по характеру передачи информации, поскольку культура как предмет изучения сотворима в процессе разных видов коммуникаций (материальных, духовных). Логика движения культуры есть логика изменения сознания, где сознание - одна из очевиднейших форм монолога в контексте диалога прошлых культур, формирующих «язык» культуры современной.

В часы, отведенные на самостоятельную работу, студенты могут осваивать культурологический материал через познание и исследование отдельных блоков (темы сообщений) в рамках конкретных семинарских занятий. Самостоятельное изучение тем и подготовка выступлений в то же время генерирует у студентов творческий подход при решении задач гуманитарного стиля.

Обсуждение студентами проблематики культурологического поля, нахождение ответов на ряд вопросов, поставленных самой культурой, должно носить креативный (творческий) характер, что является одним из условий накопления знаний и его использования при дальнейшем изучении других необходимых дисциплин обще­профессионального плана на старших курсах.

Удачи вам, друзья, в освоении и понимании неоднозначного хода культурной событийности, творцом которой является человек!

Программа курса
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель изучения дисциплины

Содержание дисциплины включает в себя 3 раздела:

1) теория культуры; 2) история мировой культуры;

3) история русской культуры.

Цель теоретического раздела дисциплины - познакомить студентов с историей формирования культурологической мысли, понятийным аппаратом культурологического знания, осветить сущность и характер феномена культуры, его многоаспектность и вариативность.

Цель исторических разделов - дать представление об исторических типах и периодизации европейской культуры, особенностях российской цивилизации и менталитета; вычленить проблемные стороны движения культуры; показать различные сферы, составляющие «поле» человеческой культуры.

1.2. Задачи изучения дисциплины

При раскрытии содержания дисциплины подчеркнуть и доказать значимость изучения дисциплины культурологии, которая является одной из базовых учебных дисциплин социально-гуманитарного знания Федерального блока государственного образовательного стандарта высшего образования; рассмотреть историко-культурный материал, выделяя при этом приоритетные в той или иной культуре ценности, знания, «языки», символы, составляющие ее историко-культурное своеобразие; сформировать у студентов художественный вкус; выявить специфику динамики коммуникативного пространства культуры начала XXI в.

1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший курс культурологии,

а) должен знать:

  • место и роль культурологии в системе гуманитарных наук; философский срез культурологической мысли;

  • методы и принципы изучения культуры, основные подходы и позиции к ее определению;

  • основные периоды и типологию динамики мировой и русской культуры;

б) должен уметь:

  • сопоставлять важнейшие периоды динамики мирового социокультурного пространства с культурно-историческим процессом России;

  • выделять наиболее актуальные, практически значимые вопросы теории и истории культуры;

  • самостоятельно, в творческом поиске обобщать и разрешать проблемные вопросы определения человеческой деятельности в сфере культуры:

в) должен иметь представление:

  • о том, что любая человеческая деятельность невозможна вне культуры, о том, что человек является основой культурологической проблематики;

  • о том, что этический аспект поведенческой культуры является определяющим наряду с эстетическим отношением к реальности;

  • об основных навыках культуры общения, поведения, элементах социализации, творческой актуализации, межкультурной коммуникации.


2. Содержание дисциплины
2.1. Наименование разделов, тем лекций (их содержание)

Раздел 1. Теория культуры

Лекция 1.1. Культурология как система знания. Феномен и сущность культуры. 2 часа
Определение культурологии. История возникновения и формирования культурологии. Виды культурологии. Цели, методы культурологии. Три основных подхода при рассмотрении культурологии. Место и роль культурологии в поле гуманитарных наук.

Многообразие подходов к определению культуры. Три основные позиции в оценке культуры. Сущность культуры. Человек – основа культурологической проблематики – субъект культуры. Онтология культуры. Культ и культура. Светская и религиозная трактовка сущности культуры. Обыденное и теоретическое представление о культуре. Отрасли, виды и формы культуры. Проблема специфичности культуры.

Методы и принципы изучения культуры. Системный метод в исследовании культуры. Структурные функциональные и типологические методы исследования культуры. Аспекты постижения культуры. Проблема соотношения культуры и цивилизации. Работа О.Шпенглера «Закат Европы».
Лекция 1.2. Становление теории культуры. Философия культуры. Культура повседневности. 2 часа
Смена представлений о культуре в историческом времени. Греческая «пайдейя». Предпосылки идеи гуманизма в античном Риме. «Свернутость» культуры в период европейского Средневековья. Становление культурологической мысли в эпоху Возрождения. Принципы гуманизма, антропоцентризм. Программа культивирования разума - первое проблемно-тематическое направление в философии XVII в., имеющее непосредственное отношение к философии культуры. «Трактат об усовершенствовании разума». Осмысление культуры Декартом, Локком, Спинозой. Социоцентризм французского Просвещения (XVIII в.). Воззрение по методу Ш.Монтескье (1689-1755).

Понятие «философия культуры». Философия культуры как теоретическая дисциплина. Работа Иоганна Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии истории человечества» как итог философии истории XVIII в., как целостная философия культуры в ее историческом измерении. Проблематика свободы в проекции на культуру с позиции И.Канта (1724-1804) - «природа», «свобода», «культура». Гегелевская концепция культуры как «образование». Гегелевская модель морали. Г.Ф.Гегель (1770-1831) об исторических культурах. Философия культуры XIX века. Шиллер. Ф (1759-1805), И.В.Гете (1749-1832) и романтизм. Проблема культуры в «философии жизни». Критика классического образа культуры. А.Шопенгауер (1788-1860), Ф.Ницше (1844-1900). Ценностная теория культуры В.Виндельбанда (1848-1915) и Г.Риккерта (1863-1936). Понятие «аксиология». Философия культуры во Франции XIX века. Э.Дюркгейм (1858-1917), О.Конт (1798-1857).

Понятие «культура повседневности». Культурная семантика повседневного пространства. Формы повседневной культуры. «Дневная» и «ночная» культуры.

Уровни культуры и культурности. Ценности культуры. Нормы и идеалы в культуре. Культура и свобода. Культурные смыслы любви. Специфические и постмодернистские методологии осмысления и постижения культуры XX – XXI вв.
Лекция 1.3. Основные культурологические концепции XX века. Осмысление динамики культуры начала XXI в. 2 часа

Специфика социологического подхода к культуре. Соотношение
культуры и социальной системы (П.Сорокин). Экзистенциалистская
концепция культуры. Понятие «экзистенциализм». Ж.-П.Сартр (1905-1980) о
повседневности как основе культурной жизни индивида.
Культурологическая мысль 2-й пол. XIX века. Эволюционная теория
культуры Э.Тейлора. Неоэволюционизм (Л.Уайт-1900-1975).
«Поток жизни» и культура в понимании Георга Зиммеля (1858-
1918). «Диалог» между столетиями в оценке значимости темы
наступившего времени (Сократ (ок. 470-399 до н. э.), Х.Ортега-и-Гассет (1883-1955)).

Психоаналитическая концепция культуры (З.Фрейд, К.Г.Юнг, Э.Фромм, А.Адлер). А.Тойнби (1889-1975) о диалогической сущности развития культуры. Понятие «семиотика». Культура как знаково-символическая система (структурализм К.Леви-Стросса, М.Фуко). Отечественная семиотическая школа (Ю.Лотман). Теория игровой культуры. Игра как феномен культуры (Й.Хейзинга). Диалогическая концепция культуры (М.Бахтин, М.Бубер, В.Библер). А.Моль об интеллектуальной насыщенности культуры. Язык и символы в культуре. Основные типы знаковых систем культуры. Время и пространство культуры. В.В.Налимов (1910-1997): прогноз развития культуры («Изменение культуры - это изменение состояния сознания»). Глобализация культуры начала XXI века. Понятие и сущность медиакультуры.
Лекция 1.4. Морфология и типология культуры. Функции культуры. Культура. Религия. Общество. Природа. 2 часа
Понятие «морфология». Культура как система духовных образований. Динамика культуры. Материальная и духовная культура. Художественная культура. Этика и эстетика в контексте культуры. Красота как совершенное. Культура и искусство. Культура и религия. Мораль и культура. Аполлоническое и дионисийское начала в культуре и искусстве. Понятия «субкультура» и «контркультура». Массовая и элитарная культура. Функции культуры. Организационная культура. Корпоративная культура.

Историческая типология культуры. Культурные эпохи: Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. Циклизм культур. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского (1822-1885) в работе «Россия и Европа». Психология и культура. Вера, религия, культура.

Одиночество как феномен культуры. Культура и общество. Психология и искусство. Жанровая специфика искусства. Танец и время. Понятие «творчество».

Творческий процесс. Психология творчества. Сущность художественного произведения. Психоанализ и искусство. Психодрама и театр (Я.Морено). Художник. Психологические механизмы существования в культуре (проекция, идентификация). Понятие «стиль». Художественный вкус. Стиль в искусстве. Понятие «дизайн». Примитив в искусстве и культуре. Движение культуры как изменение сознания. Индивидуальность и традиция в культуре. Природа и культура. Техника и культура. Понятие «этнос». Этнонациональное измерение культуры. Картина мира и модель мира в истории культуры. Межкультурные коммуникации. Понятия «ассимиляция», «аккультурация». Культурная модернизация.

Лекция 1.5. Культура и личность. Инкультурация и социализация. 2 часа
Понятие «личность». Мотивации и потребности. Культура и речь. Культура языка. Речевое поведение. Социальные роли говорящих. Этикет. Правила этикета. Деловой этикет. Речевой этикет и культура общения. Проблема «снижения» языка. Слагаемые «модели» культурного человека. Интеллект и интеллигентность. Культура чувств. Эмпатия. Невербальный и вербальный компоненты коммуникативной культуры человека.

Понятие «идентичность». Культурная самоидентичность. Социокультурная коммуникация. Инкультурация и социализация. Культурная адаптация. Понятия «культурный код», «культурный шок», «культурная идентификация». Нравы в культурном контексте человеческой истории. Ментальное поле культуры. Распределение игровых ролей в общении. Психология общения и культура. Понятие «соционика». Понятие «психотип». Определение характера. «Заповеди» творческой личности. Культура и «жизненная энергия». Мода. Имидж. Праздник как явление культуры.

Спонтанность - форма жизни в культуре и условие эмоционального бытия человека. Конструктивное и деструктивное начала в культурных проявлениях субъекта. Понятие «агрессии». Понятие «лидер». Соотношение формального и неформального лидерства. Культура и власть. Проблема соотношения зависти и ревности в истории культуры.

Раздел 2. История мировой культуры

Лекция 2.1. Культурогенез. Пракультура. Динамика культуры периода ранних древневосточных цивилизаций. Античность. 2 часа
Понятия «генезис», «культурогенез». Основные этапы становления человека. Специфика и периодизация первобытной культуры (пракультура). Особенности первобытных религий и искусства. Миф. Архетип. Основные характеристики древних культур (Египет, Др. Индия, Др. Китай, культура майя и ацтеков, африканская культура).

Античность как тип культуры. Проблема «греческого чуда». Периодизация античной культуры. Древнегреческая мифология в искусстве и структуре сознания. Основные черты древнегреческого искусства: гедонизм, принципы агона, калокагатии. Теория эстетического воспитания (пифагорейцы, Платон, Аристотель). Мимезис. Катарсис. Своеобразие древнеримского искусства. Отношение к греческой традиции. Римское право в системе духовных ценностей. Эллинизм и его основные черты. Эллинизм как синтез греческой и восточной культур. Достижения эпохи.

Лекция 2.2. Развитие европейской культуры от начала Средневековья до эпохи Просвещения (XVIII в.). 2 часа.
Периодизация европейской средневековой культуры. Специфика и материальные основы западноевропейской культуры. Христианство как духовный стержень европейской культуры. Культура ислама как классическая культура Востока. Основные черты средневековой культуры Европы: господство религиозного мировоззрения, аскетизм, элементы двуеверия в народном сознании, отрицание гедонизма, усиление внимания к внутреннему миру человека. Ментальность средневекового человека. Монашество, Рыцарство. Романский и готический стили в архитектуре. Карнавальная культура. Средневековая культура. Средневековая городская культура.

Традиция культуры эпохи Возрождения. Понятие «Ренессанс». Характерные черты культуры Ренессанса: идея самоценности человеческой личности, светский характер мировоззрения, гуманизм, восстановление античного принципа гедонизма. Значение творчества и индивидуальности в рамках личности, ее креативной деятельности.

Маньеризм. Предпосылки становления и развития протестантской культуры. Движение Реформации. Понятие «абсолютизм». Классицизм - логика красоты - как направление духовной культуры XVII века в Европе. Барокко - «экспрессия чувств». Рококо. Основные черты эпохи Просвещения. Научная и художественная картина мира эпохи Просвещения (XVIII в.).
Лекция 2.3. Движение и тенденции развития европейской культуры Х1Х в. Мировая культура XX в. 2 часа
Ценностные установки европейской культуры XIX века. Импрессионизм. Романтизм. Переоценка эстетических идеалов. Символизм и реализм в литературе. Проблема синтеза искусств.

Основные тенденции развития мировой культуры XX в. Проблематика модерна, постмодерна. Культура и наука в техногенной цивилизации. Социальные коллизии в агрессивном мире. Поиски разрешения кризиса в культуре. Социально-психологический портрет человека XX в. Культура в эпоху глобализации. Этапы глобализации.
Раздел 3. История русской культуры
Лекция 3.1. Развитие культурологической мысли в России. Византийская и древнерусская культуры. 2 часа
а) русская культура как предмет культурологии. Ментальность русского человека. Идеал русской духовности. Влияние старообрядчества на петровскую европеизацию. Идея В.Н.Татищева о «всемирном умопросвячении». Культурологическое осмысление русской истории в XVIII в. /теории М.В.Ломоносова, С.Е.Десницкого/. Славянофильство и западничество. Русская культурологическая мысль в XX веке. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского. Воззрения С.М.Соловьева, B.C. Соловьева;

б) становление византийской культуры /IV-X вв./. Становление и расцвет византийской культуры /VII-X вв.; XI-XII вв./. Влияние византийской культуры на Россию. Исихазм. Иконоборцы и иконопочитатели. Византийское храмовое искусство;

в) картина жизни древнерусского общества. Материальная культура Руси. Переход от язычества к православию. Языческий пантеон богов. Становление русской духовной культуры. Фольклор. Письменность. Летописание. Памятники русской ведической культуры /«Песни птицы Гамаюн», «Велесова книга»/. Взаимовлияние аполлонического и дионисийского в древнерусском искусстве.
Лекция 3.2. Социодинамика русской культуры с VIII по XVII века. 2 часа
а) особенности культуры российской цивилизации. Основные черты русской средневековой культуры. Святые и юродивые – уникальные явления в культурно-историческом процессе Руси;

б) культура периода золотоордынского ига. Золотой век русской иконописи и фресковой живописи. Духовная культура Руси /2-я пол. XIII в. - сер. XVI в./. Особенности социально-исторического развития культуры XV-XVI вв. Идеология старообрядческой Руси. Русское барокко.
Лекция 3.3. Проблема русской культуры XVIII-XIX вв. Отечественная культура XX - начало XXI века. 2 часа.
а) культура петровских преобразований. Европеизация русской культуры. Тенденция развития архитектуры. XIX в. – время окончательного формирования русской национальной культуры. Развитие театрального искусства. Музыка в России. Русская национальная опера. Генезис русского классического балета. Реализм в русской живописи. Романтизм в русской литературе. Русский классицизм;

б) общая характеристика социальной картины в России XX века. Русское декадентство рубежа веков /XIX-XX вв./. Серебряный век русской философии и литературы. Художественный «примитив» в русской культуре. Тенденции развития художественной культуры России 2-й пол. XX века. Русский авангард. Символизм в поэзии. Акмеизм. Имажинизм. Русский модерн. Изобразительное искусство в России XX века /характеристика различных стилей/. Эволюция отечественной хореографии. «Катакомбная культура». XXI столетие - время противоречий, философского осмысления будущего российской цивилизации в контексте мирового социального пространства. Влияние судьбы России на ход исторических реалий в рамках мирового культурного поля.
2.2. Тематика семинарских занятий

С.з.1. Культурология. Сущность культуры. Философия культуры. Основные культурологические концепции. 2 часа.

С.з.2. Морфология культуры. Культура. Общество. Личность. Инкультурация и социализация. 2 часа.

С.з.3. Пракультура. Древневосточная культура. Античность. 2 часа.

С.з.4. Специфика европейской культуры в ее историческом времени (от Средневековья до эпохи Просвещения). 2 часа.

С.з.5. Особенности мировой культуры XIX-XX веков. Художественные доминанты эпох. Тенденция развития культуры начала XXI века. 2 часа.

С.з.6. Социодинамика русской культуры со времен язычества до XX века. Исторический экскурс в прошлое. 2 часа.
2.3. Планы семинарских занятий

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconВ новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей...
«индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconЛ. В. Милов Историками уже немало сделано для изучения истории сельского...
Однако на ряд существенных ее особенностей практически обращалось мало внимания. Прежде всего это касается процессов, характерных...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это прежде всего воспитание сознания человека, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество творческих работ – 5 (по итогам каждого раздела и в конце изучения всего курса)
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Это обусловлено, прежде всего, тем, что подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, которые готовы к успешной...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconТеория личности А. В. Петровского
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, личность, по мнению А. В. Петровского, это качество...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconРоссийская академия образования
Подготовка к межпредметному уроку происходит по мере изучения отдельных разделов модуля. После каждого очередного раздела определяются...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconБиблиотека
«Школа – это прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения», часто повторял
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот вопрос! Прежде всего, это пренебрежительное отношение к учебе, знаниям. Это стремление к примитивному времяпрепровождению. И,...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconКонтрольная работа Раздел 4
Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы дисциплины
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconДипломныйпроек т на тему: «Разработка проекта санации банка»
В современном мире показателем развитости экономики страны является банковская сфера и, прежде всего, ее главные элементы – коммерческие...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время отношение к научному производ­ству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconРеферат (перевод) по философии на тему Философия математики Л. Витгенштейна
Лфт, получая свое формирование в средний период, и развиваются в поздний, добавляя ко всему прочему важный критерий математического...
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconЗадания для формирования в развития учебных умений – это задания,...
Запишите названия для каждого из разделов текста в тетрадь – это и есть план текста
«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры iconУрок литературы, особенно в начальной школе, это всегда урок творчества....
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №63»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск