В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что





Скачать 86.65 Kb.
НазваниеВ новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что
Дата публикации29.12.2014
Размер86.65 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться не те государства, которые добыли больше угля или произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии.

Поэтому новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему – подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить, и работать педагоги и выпускники всех без исключения типов школ. Подключение школ к сети Интернет еще больше раскрыло доступ к получению информации.

  1. Использование Интернет-технологий учителями

Использование Интернет-технологий учителями-предметниками вызывает сегодня больше вопросов, чем имеет готовые ответы и решения.
Интернет-технологии позволяют создавать на новом уровне профессиональное сообщество людей, объединенных общими интересами, позволяет решать и обсуждать актуальные вопросы независимо от расстояний, что на сегодняшний день является безусловно важным фактором, когда в прошлом остаются единые программы и учебники, когда вопросы снабжения методической литературой оставляют желать, мягко говоря, много лучшего. Создание Виртуальных методических объединений (ВМО) вызывает большой интерес и поддержку сетевого сообщества учителей-предметников, уже есть пример организации ВМО учителей иностранного языка, также было инициировано создание ВМО учителей географии и информатики. Проведение Всероссийского августовского педсовета (http://pedsovet.alledu.ru/ ) послужило мощным "толчком" для активного продвижения этой идеи, когда координаторы предметных секций продолжили работу и фактически организуют ВМО учителей-предметников

Процесс освоения образовательного пространства Интернет школами отразился в выпусках еженедельного электронного листа рассылки "Педсовет по средам", материалы которого полностью размещены на сайте "Школьный сектор" (http://school-sector.relarn.ru/).

Учителями-предметниками были проведены телекоммуникационные проекты ("Пусть будет планета голубой и зеленой", "Человек заводит пернатого друга", и др.), созданы образовательные сайты ("Кабинет русского языка и литературы" http://ruslit.ioso.ru/, "Иностранный язык и компьютер в школе" http://virtlab.ioso.ru/, "Птицы в городской квартире" http://schools.keldysh.ru/sch1964, "Наша маленькая родная голубая планета"
Огромные просторы России, удаленность многих образовательных учреждений от научных и культурных центров, вынужденная миграция населения, необходимость повышения квалификации или переквалификации кадров вызывает потребность в новой форме образования - дистанционной, технологическая основа которой - компьютерные телекоммуникации.


  1. Образовательные функции Internet

Основные функции Интернет связаны с ее вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, а также с информационными ресурсами сети, которые могут быть полезны в образовательном процессе.

Вещательные услуги:
· книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;
· Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;
· Электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;
· Обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари, справочники.

Интерактивные услуги:
· Электронная почта;
· Электронные телеконференции;
· IRC (Internet Relay Chat).

Поисковые услуги:
· Каталоги;
· Поисковые системы;
· Метапоисковые системы.

Все указанные услуги уже существуют и достаточно хорошо развиты в русскоязычном Интернете.
Особое внимание, пожалуй, следует уделить дальнейшему развитию виртуальных библиотек, доступных пользователю. Но для этого необходимо решить вопросы авторского права.
Среди информационных ресурсов сети следует особо выделить:

1. курсы дистанционного обучения, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для системы повышения квалификации, для вузов по отдельным дисциплинам, для школьников, для родителей):

· курсы, интегрированные с системой очного базового, углубленного, углубленно-профильного обучения;
· Полностью сетевые курсы;
· Курсы, интегрированные с кейс-технологиями (печатными учебными пособиями, видеокассетами, CD-ROM дисками, пр.);

В нашем понимании курс дистанционного обучения предусматривает наличие в системе учителя, учащихся и электронного учебника, курса, пр.
2. Курсы, программы, предназначенные для самообразования.
3. Веб-квесты, также предназначенные для целей обучения.
4. Обучающие олимпиады, викторины, телекоммуникационные проекты.
5. Методические объединения учителей.
6. Телеконференции для специалистов (учителей-предметников, директоров, завучей школ, ректоров и проректоров вузов, пр.).
7. Консультационные виртуальные центры (для преподавателей, студентов, аспирантов, школьников, родителей).
8. Педсоветы для школ.
9. Научные объединения студентов, аспирантов, школьников.

Интернет-технологии на уроках и после…

На основе опыта использования Internet в учебной деятельности

1. Самостоятельная работа учащихся с Сетью (даже старшеклассников) должна обязательно координироваться и, возможно, ограничиваться программно-аппаратными средствами (фильтры и т.д.) и организационными мерами.

2. Для обучения работе в Интернет наличие постоянной связи с Сетью желательно, но не необходимо. Вполне возможно будет достаточным иметь внутреннюю сеть (интранет) с сервером, реализующим основные интернетовские услуги (WWW, e-mail, ftp, etc.). При необходимости на этом сервере могут размещаться фрагменты информации "большой" сети.

3. Самым эффективным оказалось использование Интернет на дополнительных занятиях. Это связано в большей степени с теми проблемами, которые существуют при использовании ИТ на других предметах:

отсутствие технической возможности,

отсутствие положительной мотивации,

груз традиционных представлений о ведении урока.

В рамках дополнительного образования наиболее интересными для учеников являются проекты, в которых используются уникальные технические возможности телекоммуникаций и которые не могут быть реализованы другими средствами (обмен информацией в реальном или почти реальном (например в течение дня) времени, групповой обмен, общение с почтовыми и поисковыми роботами, шифрование информации и т.д.).

4. Чтобы присоединиться к действующим в Сети образовательным программам, не обязательно быть знатоком ресурсов Интернет или листать "желтые страницы". Для начала достаточно подписаться на два-три списка рассылки (в нашем случае - "Техно" и "Педсовет") и регулярно просматривать несколько телеконференций, например, relcom.education. Тогда нужная информация скорее всего сама найдет Вас.

А нужен ли компьютер?

Вопрос ученикам: "Хотите ли вы, чтобы на уроках стал использоваться Интернет?" Примерно девяносто процентов дружно захлопали в ладоши и прокричали, цитируем: "Да, конечно!" "Это же так классно - искать разную информацию при помощи компьютера." "Можно искать рефераты и контрольные, а в остальное время переписываться с кем-нибудь из Америки". Но были и такие (9,5%), кто отнёсся к идее Интернета на уроках:

а) нейтрально

("Мне без разницы, хоть тетрадь, хоть notebook." "Я считаю, что это необязательно.")

и даже

б) отрицательно (0,5%).

Удивились? Сейчас поясним: некоторые считают, что человеку, не умеющему даже работать на компьютере, какой-то неведомый Интернет и подавно не нужен

Что же привлекательного нашли в идее Интернет-образования остальные?
Во-первых, подростки особым трудолюбием не отличаются. Поэтому сразу вспомнили, что, снова цитируем, "во всех цивилизованных странах Интернет уменьшает труд людей." "Не нужно будет для поиска каких то докладов, рефератов целыми часами сидеть в библиотеке, перерывать половину всего фонда." При этом опрошенные подчеркнули, что доступ к Сети должен быть совершенно бесплатным. (Такие ответы оказались характерными для 75% респондентов.)

20% считают, что главное в Интернет-образовании - то, что "на компьютере на уроке поиграть можно". 70% считают главным достоинством использования Интернета на уроках - его "выгодность". Правда, в чём конкретно она заключается - никто пояснить так и не сумел.

И примерно 99%, уже заканчивая свой ответ, вспоминали о том, что Интернет - это ещё и сокровищница информации, которая (информация) должна быть "более интересной и актуальной, чем в учебниках".

Мнения педагогов

На вопрос ответило 100 учителей разных предметов из 37 городов России с разным стажем и навыками работы на компьютере. Некоторые ответы опубликованы ниже.

1. На каких уроках в школе эффективнее всего использовать Интернет - технологии? Почему?





Конечно, на уроках информатики - так как совпадают и предмет, и средство обучения.



На уроках МХК. Особенно этот важно для провинциальных школ, так как решается проблема недоступности посещения музеев. Работа по принципу, лучше один раз увидеть, чем услышать.



На уроках биологии, географии - возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.
На уроках математики, физики, химии - возможность дистационного образования от работников высшей школы (более "громких" авторитетов что-ли), наблюдение процессов, происходящих в микромире.
На уроках литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.



Мне кажется, компьютер имеет смысл применять в случае необходимости: контроль домашнего задания, показ каких-то видео-сюжетов, презентаций. А вот использовать его как некоторое развлечение и панацею от не заинтересованности учеников ни в коем случае нельзя. Поэтому считаю, что вопрос должен ставиться иначе.



Представляется, что место Интернет-технологий внутри образования (как формального, так и дополнительного и неформального) - в первую очередь в рамках проектной деятельности учащихся. На уроке же возможна презентация результатов работы или использование соответствующего оборудования и программ (слайды, презентации) на позиции ТСО.



Есть нехорошая тенденция подменять практические, лабораторные занятия по химии, физике и пр. компьютерными моделями. Что касается сложных установок, которые порой нельзя воспроизвести в реальности - это понятно, а вот зачем моделировать лабораторный практикум?



На уроках естественно-математического цикла для развития пространственного мышления (мультимедийные учебники).



Интернет-технологии наиболее эффективно использовать при проведении уроков творческого плана (независимо от названия предмета).



Можно использовать на любом уроке, но лишь как часть методики, не заменяя контакт учитель - ученик.



Информационные технологии возможно использовать только при достаточной подготовке учителя и ученика в области компьютерной техники. Поэтому, в первую очередь, они могут быть использованы учителями информатики. Возможно, что этот учитель параллельно ведет физику и математику, тогда он может отдельные элементы урока переводить на ПК.



Мне кажется, что эффективней всего использовать Интернет-технологии на уроках, где большую роль играет наглядность, а также большой объем дополнительной информации, например, естественно-научный цикл, история, впрочем, все зависит от творческого потенциала педагога. Захочешь, все, что угодно придумаешь.



Я считаю, что Интернет-технологии можно использовать на любых уроках. Самое главное, чтобы это было оправдано на конкретном уроке - т.е. это не должно быть самоцелью.



Проблемы
Не смотря на кажущуюся эффективность использования Интернет-технологий в учебной деятельности, возникает ряд проблем, причем очень серьезных.

  1. Проблема, с котрой сталкивались, наверное все, кто пытался использовать Интернет на уроках – порнографические картинки, рекламы, объявления в том же стиле и т.д.

Все это может появиться на экране вашего компьютера в любой момент, независимо от ваших действий. Представьте себя в такой ситуации…А рядом ученики…

  1. Вирусы(компьютерные).А знаете ли вы, что в сети Интернет были вирусы, убивающие человека?

  2. Подавляющее большинство учеников Интернет интересует не как средство для учебы, а как развлечение, поэтому интереса к учебе все равно не появится. Им все равно скучно. Прибавьте сюда низкую скорость работы Internet на наших линиях…




Выступление на педагогическом совете
Работу выполнила

Курносова Е.Е.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconГр. 006 Проверил: Зубов В. Е
Прежде чем говорить о зарождении культуры я хочу сказать пару слов о том, что же значит термин «культура». Это слово произошло от...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconИзначалье, исток, единый, единственный, человек
Изначалье, исток – это также означает движение, направление именно к данному образу. Точка из которой пошли лучи, лучи, содержащие...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время отношение к научному производ­ству как профессии обусловлено прежде всего тем, что наука вступила в такую стадию...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconТезисы лекций по дисциплине «отечественная история»
История (от греческогоhistoria) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconШкольная библиотека информационный центр школы
А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconО чем чаще всего говорят, когда вспоминают школу?
Урок был и есть и в ближайшем будущем, по-видимому, останется главной формой организации обучения и воспитания учащихся в школе....
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconТема: Лирические образы в музыке
Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
История (от греческого historia) означает рассказ о прошедшем, об узнанном. Имеет много определений, но прежде всего – это процесс...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconФормирование информационной культуры молодежи
Если вовремя не обратить внимание на информационную культуру, прежде всего учащихся, не попытаться повысить ее, то в дальнейшем мы...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что icon«картина» каждого из разделов дисциплины. Это, прежде всего, 3 главные раздела: Теория культуры
Федерального компонента «Культурология». Содержание данного пособия фиксирует программу курса, включающую как лекционную часть, так...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconРешение и мотивация поступают от взрослого. А от ребенка требуется...
Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. Различие состоит прежде всего в том, кто решает, что нужно сделать...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconУральская академия государственной службы кафедра иностранных языков
Это становится особенно актуальным в новом тысячелетии, когда меняются условия и сама суть образования. Осуществляется переход от...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconВ. Э. Вацуро Центральное положение, которое занял Пушкин в русской...
Пушкина и выдвинули его на это место. Первая треть XIX в в России не случайно определяется как «пушкинская эпоха» — и этот термин...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconФранцузские художники-импрессионисты. 7
В конце XIX века, в эпоху больших общественных потрясений, зародилось новое направление в живописи, получившее название «импрессионизм»...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconДоклад на снтк 2010 на тему: стероиды: здоровье, этика или спортивный триумф
Перед спортсменом стоит ряд вопросов, прежде всего, морально-этический. Считается, что нужно соревноваться в равных условиях, то...
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной». А это, прежде всего, означает то, что iconИнновационная деятельность в условиях реализации фгос при решении...
Тапов реформирования, были решены. Причин этому много. По мнению Фулан Майкла «Реформа – это не просто воплощение последних политических...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск