Тема: Лирические образы в музыке





Скачать 30.27 Kb.
НазваниеТема: Лирические образы в музыке
Дата публикации28.01.2015
Размер30.27 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
7 класс

Тема: Лирические образы в музыке
Музыка, как и любой вид искусства, отображает жизнь во всех её проявлениях.

Когда мы говорим "образ" – это означает, что мы воображаем себе что-то, и это что-то состоит из 2-х составляющих:

1. то, содержание, которое заложено в самом художественном произведении;

2. то, как мы понимаем это содержание, что мы себе представляем.
Т.о., музыкальный образ – это жизненное содержание, воплощённое в музыкальных звуках.
Сила искусства, и музыки в том числе, - в его правде, в том, насколько сильно образ, созданный художником (композитором) действует на нас, какие чувства в нас вызывает и насколько эти чувства соответствуют тому, что композитор хотел выразить в своей музыке.
Мы с вами изучим 3 главных типа образов в музыке:

  1. лирические

  2. драматические

  3. эпические


Сегодняшний урок посвящён лирическим образам в музыке.
Слово лирика происходит от слова "лира" – это древний инструмент, на

котором играли певцы (рапсоды), повествуя о различных событиях и пережитых эмоциях.
Лирика – это непосредственное, очень личное восприятие мира и различных событий.

Это чувства и переживания героя, лирического героя, это его монолог, в котором он повествует о том, что ему довелось пережить.

В лирическом произведении нет никаких событий, в отличие от драмы и эпоса – только исповедь лирического героя, его личное восприятие различных явлений.

Главные свойства лирики:

  • чувство

  • настроение

  • отсутствие действия


Мы познакомимся с типичным лирическим героем – мифологическим персонажем Древней Греции – Орфеем и образом этого героя, созданным различными композиторами разных эпох.

Об Орфее написано много, наиболее известные музыкальные произведения –

  • Опера Кристофа Виллибальда Глюка "Орфей"

  • Оперетта Жака Оффенбаха "Орфей в аду"

  • Зонг-опера современного композитора Александра Журбина "Орфей и Эвридика"


В основе всех этих произведений лежит история любви Орфея к его погибшей жене Эвридике и его путешествие в ад, с целью вернуть её к жизни.

Эта история опирается на миф об Орфее.

Орфей был одним из знаменитых греческих героев, считается первым профессиональным музыкантом. Он играл на лире (от названия которой, как мы помним, и пошло название "лирика"), играл настолько прекрасно, что его игра покоряла всех: людей, зверей, чудовищ.

Однажды Эвридику укусила змея, и она умерла. Горе Орфея было безутешно, он выражает его в знаменитой арии "Потерял я Эвридику" (Глюк, Журбин).

Боги Олимпа сжалились над ним, и Зевс разрешил ему спуститься в царство мёртвых, Аид, и вывести оттуда жену, поставив условием ни разу не посмотреть на неё.

(показать картинки)

Орфей спустился в Аид, играя на лире, и все персонажи подземного царства мёртвых, очарованные его игрой, уступали ему дорогу, даже страшный пёс Цербер, которому поручено охранять вход в Аид.

Он нашёл Эвридику, взял её за руку и повёл вверх, прочь из царства мёртвых, не глядя на неё, как и велел ему Зевс.

Но Эвридика, не понимая причины этого, стала жаловаться на то, что Орфей, вероятно, разлюбил её и умолять хоть раз взглянуть на неё. Орфей не удержался, посмотрел на жену – и она вновь умерла.

Горе Орфея выражено в прекрасной мелодии из 2-го акта оперы, которую мы сейчас прослушаем.
(слушаем "Мелодию" Глюка для флейты с оркестром)
Вопросы:

  1. Какой инструмент солирует в этой мелодии? (флейта)

  2. Почему Глюк выбрал именно его? (холодное, потусторонне звучание, впечатления от недавно посещённого царства мёртвых, где как бы замерли все человеческие чувства)

  3. Какие чувства выражает эта мелодия? (глубокую печаль, смирение, нежность, безнадежность)


В античном мифе Орфей так и потерял Эвридику.

Но в опере Глюка всё кончается благополучно: Амур, видя отчаяние Орфея, принёс ему добрую весть – Зевс разрешил вернуть Эвридику на землю, к живым людям, растроганный талантом Орфея и его безутешным горем.

Но Орфей ещё не знает этого – "Мелодия" Глюка выражает всю полноту его печали.
Таким образом, в этом произведении есть все признаки лирического образа:

  • Чувство

  • Настроение

  • Отсутствие действия


______________________________________________________________________________________
Даты жизни К.В.Глюка – 1714-1787

Это великий оперный реформатор, создал новый тип оперы: оперы, в которой главной была не внешняя вокальная виртуозность, а правда жизни, тесная связь вокального действия с инструментальным сопровождением, яркая обрисовка характеров героев и их чувств.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Лирические образы в музыке iconТема урока Тип урока
...
Тема: Лирические образы в музыке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки....
Тема: Лирические образы в музыке iconУрока: Героические образы в музыке и живописи
Цель: Пронаблюдать, как разные виды искусства – поэзия, музыка, живопись по-своему и независимо друг от друга воплощают героические...
Тема: Лирические образы в музыке iconТема: Эпические образы в музыке
Совокупность произведений этого рода, объединенных общей темой, общей национальной принадлежностью, хронологией и т п
Тема: Лирические образы в музыке icon«Образ матери в музыке, поэзии, живописи. Древнейшая песнь материнства!»...
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки
Тема: Лирические образы в музыке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знакомить с происхождением русских народных художественных промыслов через лирические образы героев русских народных сказок
Тема: Лирические образы в музыке iconУрок по теме «Музыкальные образы»
Цели: обобщить и систематизировать знания по теме «Музыкальные образы»: знать основные виды музыкальных образов в классической музыке...
Тема: Лирические образы в музыке iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Тема: Лирические образы в музыке iconСтрадания в музыке. В. Лобос
Человек – главный герой искусства. Тема страдания в музыке 18 века. И. С. Бах «Страсти по Матфею. Ария Альта»
Тема: Лирические образы в музыке iconТема урока Цели и задачи урока
...
Тема: Лирические образы в музыке iconТема урока: Импрессионизм в музыке и живописи
Цель урока: знакомство с музыкальными стилями кон. XIX нач. XX вв., одним из основных направлений в музыке и живописи, а аткже художниками...
Тема: Лирические образы в музыке iconРеферат на тему: «Фольклорные образы в литературе, живописи и музыке,...
А. П. Сумароков в борьбе за простоту и естественность литературы также обращается к народной поэзии; общеизвестно широкое использование...
Тема: Лирические образы в музыке iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Звуки музыки волшебной…». Женские образы в музыке, литературе, живописи так назывался урок литературы в 8 «Б» классе, который мы...
Тема: Лирические образы в музыке iconТемы рефератов «Образы природы античного, раннего (Средневековья...
Образы природных стихий и космогонических идей в древнеиндийских ведах и упанишадах
Тема: Лирические образы в музыке iconТема урока
Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни
Тема: Лирические образы в музыке iconТема: о чём рассказывает музыкальный жанр
В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск