Скачать 90.9 Kb.
|
Школьная библиотека - информационный центр школы.Л.С.Загорская, зав. библиотекой СШ №2 г. Переславль-З алесский Октябрь 2002 г. "Школьная библиотека - это кабинет № 1 , информационный центр всей школы!" из программы развития образования г.Переславля XXI век- Век информационного общества, это, вероятно , новый тип цивилизации, а поэтому дети должны войти в этот ми хорошо подготовленными, обученными, понимающими смысл и необходимость компьютеризированной реальности. Воспитание доверия к качеству и достоверности информации - предмет особой заботы и контроля со стороны библиотекаря. А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки. так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая программа развития единой образовательной и информационной Среды на 2001-2005 гг. Из федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды на 2001- 2005годы”: Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологическая информационно-образовательная Среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методическиё, информационный, технологический . организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования. Основные направления развития медиаобразования. Современную школу характиризует возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Мы видим в них возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно - познавательной деятельности:
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ Под медиаобразованием мы понимаем обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации. Медиаобразование следует отличать от использования СМИ как вспомогательных средств преподавания других областей знаний, например истории, физики, математики. Термин “медиаобразование” появился у нас в 70-е годы, возникла концепция, получив название “визуальная грамотность”. Авторы концепции считали важно сформировать у учащихся комплекс умений, включая в себя умения:
Важно найти точки соприкосновения учебного предмета и “внешних” информационных потоков и решать задачи, которые соответствуют именно данному учебному материалу. Что же мы называем медиатекой? Термин не имеет однозначного толкования и единого определения. Составные части медиатеки следующие:
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ШКОЛЫ. Медиатека нужна в первую очередь для того, чтобы взяться за практические задачи “заселения” многосредового пространства. Какое же структурное подразделение необходимо школе для успешного и эффективного внедрения медиаобразования? В начале 90-х годов школе нужна была медиатека, в конце 90-х в школе были медиацентры, а начало 21 века принесло новое понимание того, что школе нужно своё специальное структурное подразделение – служба информационных и мультимедийных технологий (служба ИМТ), т.е. это развитие библиотеки, медиатеки, радиоузла и т.д., требуется создание единого информационного образовательного пространства школы. Виды деятельности участников образовательного процесса. УЧИТЕЛЯ- предметники:
УЧАЩИЕСЯ:
БИБЛИОТЕКАРЬ:
АДМИНИСТРАЦИЯ школы:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ:
РОДИТЕЛЬ:
Основой открытого информационного пространства школы является компьютеризированные рабочие места, объединенные в единую сеть ИНТРАНЕТ. Но нам пока далеко до ИНТРАНЕТА в школе. Первоочередная задача- создание медиатеки в школе. Миссия школьного библиотечного медиацентра. “Через эффективную деятельность медиатеки школы – к качественному образованию, от качественного образования - к качеству жизни”, т.к. понимаются различные стороны жизни:
Основной вид деятельности – образовательный. Цель создания медиатеки – удовлетворения информационных потребностей участников образовательного процесса. Принцип организации медиатеки – комфортная информационная среда. Медиатека – информационный центр школы для свободного доступа участников образовательного процесса к информационным ресурсам на различных носителях. Школьная медиатека обеспечивает самоподготовку учащихся и повышение квалификации учителей. Материально- техническая база медиатеки:
Все рабочие места и сервер медиатеки объединены в локальную сеть, подключённую к сети ИНТЕРНЕТ. ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ МЕДИАТЕК. 1этап – выбор помещения, подбор мебели, оборудования, определение технико-тематического состава информационных материалов. 2 этап – создание индивидуальных рабочих мест для самостоятельных занятий учащихся и учителей с информацией, подключение к ИНТЕРНЕТУ, создание фонда нетрадиционных носителей (компьютерные программы, видеоматериалы, CD- ROM- диски). 3 этап – создание веб-страничек, издание школьной газеты, видеоновостей 4 этап – создание ИСО. Ян Каменский говорил” Книги – это инструмент насаждения мудрости”, но сегодня уже существуют и различные виды электронных изданий для образования. Электронные издания (ЭИ) - термин, характеризующий все виды электронных средств, предназначен для использования в образовательном процессе. Можно выделить следующие, наиболее применяемые в сфере образования виды ЭИ. Электронный учебник– он как правило состоит из 3-х компонентов
Электронные энциклопедии и путеводители, справочники - содержат большой справочный материал, характеризуется наличием мощного поискового аппарата и возможности подготовить реферат, доклад на базе отобранного материала. Атлас – электронная коллекция графических документов, систематизирующей информацию по предмету, например: география, биологи и т.д. Задачник – массив задач, позволяющий учителю создать выборки для классных и домашних заданий, самостоятельные и контрольные работы, а ученику- выбирать задачи для самоподготовки. Коллекция, галерея - электронное фото произведений искусства, музейных экспонатов, записи музыкальных произведений, речей исторических деятелей, произведения устного народного творчества и т.д. Ассоциация мультимедиа уже сегодня может предложить серию учебных программ для старших классов, абитуриентов, учителей. 1С: Репетитор - русский, биология, химия, тесты по орфографии, физика. Хорошо известны продукты Физикон, но комплексное и глубоко качественное программное обеспечение "Кирилл и Мифодий" настолько заинтересовало педагогическую общественность, что сделана корпоративная покупка и в городской компьютерной сети она доступна каждому желающему. У нас в Межшкольном учебном комбинате создан детьми электронный учебник "Третьего тысячилетия", он договорной основе переносится на сервер департамента образования Ярославской области. Учебники и пособия по преподаванию компьютерных дисциплин располагаются на внутригородских серверах МУК uchcom2 и ИПС РАН tower и их используют все желающие. Электронные варианты учебников обладают рядом положительных свойств, прежде всего :
Создание в структуре информационно-образовательной среды (ИОС) библиотечного сервира тоже не представляется сложным, в качестве библиотечного сервира принята система ИРБИС, разработанная в ГПНТБ, у нас есть эта система, при наличии более современного офисного компьютерного оборудования библиотека может активно включиться в общий информационный поток. В настоящее время образование во всём мире и в России в частности претерпевает кардиональные изменения. Эти изменения серьёзно затрагивают цели и стратегические направления образования, что в свою очередь приводит к необходимости перестраивать его структуру, менять технологию и методики обучения. Очевидно, что простой закупри компьютеров и подключения их к сети ИНТЕРНЕТ недостаточно, необходимо создание ИОС. Хотелось бы на перспективу в программу бибуроков включить и цикл занятий по информационной культуре для 3-9 классов. А критериями информационной культуры считаю:
Таким образом, информационная культура- это умение целенапрвленно работать с информацией и использовать для её получения , обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Приобретение нового офисного оборудования и ИНТЕРНЕТ, занятия по информационной культуре- будущее школьной библиотеки. В школьные библиотеки должны прийти современные информационные технологии, без этого она останется на обочине развития общества, превратится в склад старой, никому не нужной литературы. Список использованной литературы. 1. Бсепелько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.:Педагогика, 1989. 2. Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательных технологий. Завуч, 1998 №1, с. 20-36. 3.Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. Педагогика, 1997, №1 4. СелевкоТ.К. Технологии развивающего обучения. Школьные технологии, 1997,№ 4 5. Юдин В.В Педагогическая технология. Учебное пособие. Ярославль, ЯрГПУ, 1997 6. Якиманская И.С. Личностно- ориентированное обучение в современной школе. М.:Сентябрь, 1996 7. Ястребцева Е.Н. Информационно- образовательные средства новой школы. Школьная библиотека,2000, №1, с.43-45 6. Время пришло?! (концепция развития школьной медиатеки) Школьная библиотека, 2000, № 6, с.26- 30 7. Школьный библиотечный медиацентр : от идеи до воплощения, М, 2001. |
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы Современная школьная библиотека – информационный и интеллектуальный центр современной школы | «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности» Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно... | ||
Библиотека информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? | Школьная библиотека и вопросы книгообеспечения Библиотека школы №49 является структурным подразделением школы и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права... | ||
Школа имени А. А. Яковлева Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,... | Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры... Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,... | План работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,... | ||
Т. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,... Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе | В прошедшем учебном году школьная библиотека не только осуществляла... Библиотека, расположена на первом этаже школы по адресу: ул. Розы Люксембург, 46. Занимает специальное помещение площадью 92 кв м,... | ||
Программа межрегионального семинара «Школьная медиатека как информационный... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» | Анализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год «Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы» | ||
Информационный бюллетень №10. (конкурсы, гранты, конференции) Июнь... Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес | Информационный бюллетень №13. (конкурсы, гранты, конференции) Сентябрь... Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес | ||
Информационный бюллетень №7. (конкурсы, гранты, конференции) Апрель... Центрально-черноземный региональный информационный центр по научно-технологическому сотрудничеству с ес | Информационный бюллетень №15 (конкурсы, гранты, конференции) Ноябрь 2006 Содержание: «Горящие» Центрально-черноземный региональный информационный центр научно-технологического сотрудничества с ес |