Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы





Скачать 64.02 Kb.
НазваниеСовременная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы
Дата публикации28.08.2014
Размер64.02 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Современная школьная библиотека – информационный и интеллектуальный центр современной школы.

БИБЛИОТЕКА образовательного учреждения – один из старейших типов библиотек в нашей стране. Так, в «Трудах Первого Всероссийского съезда по библиотечному делу» (1911) было предложено в связи с растущей сетью школ создать всеобщую сеть школьных библиотек. В 1914 году на территории России учебные библиотеки образовательных учреждений составляли 78 % от общего числа библиотек.

Сегодня даже приблизительная статистика показывает, что сеть библиотек, принадлежащих Министерству образования, – самая многочисленная в России.

Содержание деятельности и развитие школьной библиотеки планируется исходя из «Программы развития образовательного учреждения», «Годового плана образовательного учреждения». К основным задачам школьной библиотеки относятся: информационно-документное обеспечение учебно-воспитательного процесса; формирование информационной культуры учащихся, включающей культуру чтения, поиска и переработки информации; содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива и администрации; осуществление библиотечно-библиографического обслуживания учителей, учащихся; внеклассная работа с использованием традиционных и нетрадиционных источников информации.

Стремление к высокому качеству образования влечёт за собой создание новых, адекватных требованиям информационного общества моделей школы, которые нуждаются в ином более высоком уровне информационно-библиотечной поддержки своей деятельности.

Изменившиеся подходы к обучению, использование проектно-исследовательских методик, развивающие у школьников навыки самостоятельного мышления и социальной адаптации, способствуют активной включенности в этот процесс и библиотечных работников.

Работники школьных библиотек прекрасно осознают, что для многих российских детей школьная библиотека является первой библиотекой в их жизни, и именно школьные библиотеки создают читателя для всех остальных типов библиотек, поэтому они не должны быть слабым звеном библиотечной системы. Работники школьных библиотек в последние годы озабочены поиском места и роли библиотеки в сопровождении инновационных процессов в образовании, что неизменно влечет за собой необходимость инновационных изменений и в их деятельности.

Перемены происходят в основном, не на замене традиционной библиотеки, а на основе её сохранения и разностороннего развития.

Цель инноваций в школьных библиотеках информационное сопровождение инновационных процессов в образовательных учреждениях, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг.

В основном фонде нашей библиотеки библиотеки более 14 тысяч экземпляров документов. В прошедшем учебном году в библиотеке было 564 читателя. Посещений – 6453, книговыдача составила – 8769 экземпляров книг без учета выдачи учебников. Рабочее место библиотекаря оборудовано компьютером, принтером, сканером. Ведутся электронный каталог основного фонда в программе «MAPK– SQL», картотека учебников в программе «1С Школьная библиотека» и картотека медиатеки.

В библиотеке имеется так же компьютер и принтер для пользователей. Имеется выход в Интернет.

Фонд энциклопедической и справочной литературы полностью удовлетворяет запросы читателей. Справочные издания не только поступали централизовано, но дарились выпускниками, покупались школой.

На базе библиотеки нашей школы мы пробуем создать Информационно-библиотечный центр — органично сочетающий традиционные и инновационные формы деятельности. Основные задачи ИБЦ: создание единого информационно-библиотечного образовательного пространства школы и обеспечение доступа пользователей к информации на всех видах носителей, обучение их основам информационной культуры.

В последние годы в фондах библиотеки появилось много документов на электронных носителях (дисков). Мы не пошли по пути создания библиотеки-медиатеки. Медиатека стала одним из отдельно выделенных разделов фонда. Было принято «Положение о медиатеке», разработано правила пользования медиатекой. В медиатеке собираются не только материалы поступающие централизовано, но и наиболее удачные электронные продукты, созданные педагогами и учащимися школы.

Современные технологии быстро и прочно входят в нашу повседневную жизнь. Все чаще учащиеся обращаются в поисках информации к электронным источникам. Но не умея работать с печатным источником информации, дети не могут оценить и правильно выбрать нужный материал. Этот навык вырабатывается у школьника только в процессе работы с книгой. И здесь на помощь библиотекарям и педагогам приходят традиционные уроки библиографической грамотности. В начальной школе это знакомство с библиотекой, структурой книги, умение правильно выбирать книги, начальные навыки работы со справочными изданиями. Возникает справедливый вопрос, где взять время еще и на библиотечные уроки. Ведь даже в начальной школе дети перегружены. Практически каждый из школьников кроме уроков посещает различные кружки, школу искусств и т.д. Выход видится в интеграции библиотечных уроков в учебные занятия. Например работа со словарями ведется на уроках русского языка, и поэтому библиотекарь может рассказать о том как устроен словарь, правила работы с ним. На уроках литературного чтения можно познакомить ребят с детскими энциклопедиями, словарями, справочниками. Научить различать издания по способу подачи материала. Обязательно показать как можно работать с электронными энциклопедиями. Эти уроки не обязательно проводит библиотекарь, он может только подобрать для учителя необходимый материал. А вот закрепление знаний полученных на библиотечных уроках это работа, которую обязательно должен проводить библиотекарь в индивидуальной работе с читателем. Поработать с электронными справочными пособиями на уроке каждому ребёнку не удается, но эта возможность есть у него при посещении библиотеки. Здесь библиотекарь не только научит его правильно загрузить диск, но и поможет сформулировать запрос и правильно ввести его в поисковую систему. Пытаемся мы работать и с электронным изданием для взрослых. Учимся совмещать материал найденный в электронном виде с материалом взятом из книг.

В школьную жизнь прочно вошли проектно-исследовательские методики. Проектированием занимаются и на уроках и во внеурочной деятельности. В библиотеке были осуществлены два проекта. «100 ответов на 100 вопросов» и «Мы читаем всей семьёй». (Слайды) Продукты этих проектов можно использовать в деятельности библиотеки еще не один раз. Но чаще библиотека выступает как партнёр проекта. Оказывая детям и педагогам помощь в подборе и обработке нужного материала, в поиске иллюстративного материала в правильном оформлении проекта.

Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. В прошлом учебном году мы начали создавать учебные презентации о детских писателях. Это несколько слайдов в которых содержится информация о биографии писателя, его портрет, небольшая электронная книжная выставка.. Может возникнуть вопрос, а почему бы не взять просто портрет и оформить книжную выставку. Кстати это мы тоже делаем. Но, к сожалению, далеко не все портреты детских писателей можно найти, да и в фонде всё меньше и меньше остаётся детских книг по программе. Правда и электронное пособие можно применить только в кабинете где есть проектная техника. Но, в этом году у нас два кабинета начальных классов полностью оборудованы, на очереди третий.

Проводя с младшими школьниками конкурсы, викторины, анализируя читательские интересы, мы видим, что дети практически не знают классику детской литературы. А если и отвечают на вопросы викторины, то пользуются знаниями, полученными из мультфильмов. Анализ читательских формуляров в 4-х классах показал, что дети много читают книг о животных, любят читать детские научно-популярные журналы. И редко берут «Приключения Буратино» А. Толстого, Повести о Незнайке Н.Носова и т.д. за ответом на вопрос почему так происходит далеко ходить не надо. Имеющиеся в фонде книги имеют очень невзрачное полиграфическое оформление. Ребёнок навряд ли сам выберет книгу Волкова о приключениях Элли, которая напечатана на газетной бумаге практически без иллюстраций. Но практика показывает, если ребенок все же взял такую книгу, он обязательно придет за продолжением. Значит необходимо сделать так, чтобы школьник обратил внимание на наш увы невзрачный фонд. Младшие школьники очень ценят рекомендации своих учителей, родителей. В библиотеке мы постоянно оформляем выставки «Читали ваши мамы, читали ваши папы», «Мы вам советуем прочесть» и т.д. книги с этих выставок ребята берут очень охотно. Всегда интересно проходят классные часы «Книги, которые мы выбираем» на которых учащиеся, библиотекарь, учитель рассказывает о своих любимых книгах и предлагает их прочитать другим. Советуя прочитать товарищам свою любимую книгу ребята могут оформлять рекламные листовки, презентации. Вначале сделанные от руки, ну а в дальнейшем и на компьютере.

Конечно вернуть любовь детей к чтению, это работа ни одного мероприятия и не одного года, но совместными усилиями я думаю мы всё же сдвинем дело с мертвой точки.

Мы еще не можем сказать, что создали на базе школьной библиотеки Информационно-библиотечный центр. Мы сделали только первые шаги. Основная работа по сбору информации и её продвижению была была рассчитана на педагогов и учащихся старшей школы. С читателя 1-4 классов чаще использовались традиционные методы работы. И основная работа только в планах.

Для внедрения наших планов в жизнь необходимо дальнейшее совершенствование работы библиотеки.

  • Расширить деятельность библиотеки как центра информационной культуры на всех участников образовательного процесса.

  • Развивать материально-техническую базу библиотеки, используя при этом новые информационные технологии

  • Формировать основные фонды библиотек.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconШкольная библиотека информационный центр школы
А это прежде всего медиаобразование и создание в школе медиатеки так пришло ли время?1 да, и доказательство этому Федеральная целевая...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы icon«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Очень хочется, чтобы школьная библиотека занимала достойное место в образовательном и информационном пространстве. Соответственно...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconБиблиотека информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию?
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconШкольная библиотека и вопросы книгообеспечения
Библиотека школы №49 является структурным подразделением школы и участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconШкола имени А. А. Яковлева
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире,...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconШкольная библиотека как центр формирования информационной культуры...
Гендина Н. И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности (2002)
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconРуководство ифла по библиотечному обслуживанию аудиовизуальными материалами
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Школьная библиотека – неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconПлан работы библиотеки на 2012 -2013 учебный год Основные задачи библиотеки
Школьная библиотека неотъемлемая часть образовательного процесса. Содействуя развитию грамотности, информационных навыков, преподавания,...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconМатериалы к семинару: Школьная медиатека как необходимый компонент...
Шапиро К. В. Директор школы №336, координатор программы информатизации системы образования Невского района Санкт-Петербурга
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconТ. Д. Жукова, кпн, президент Русской школьной библиотечной ассоциации,...
Библиотека как когнитивный ресурс инновационных образовательных процессов в школе
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconВ прошедшем учебном году школьная библиотека не только осуществляла...
Библиотека, расположена на первом этаже школы по адресу: ул. Розы Люксембург, 46. Занимает специальное помещение площадью 92 кв м,...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconПрограмма курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская...
Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconПрограмма межрегионального семинара «Школьная медиатека как информационный...
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconРуководство ифла / юнеско для школьных библиотек Основные международные...
Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую...
Современная школьная библиотека информационный и интеллектуальный центр современной школы iconАнализ работы библиотечно-информационного центра моку сош пгт Мирный за 2012/2013 учебный год
«Школьная библиотека – важнейший когнитивный* ресурс инновационного образовательного процесса в школе, «центральный мозг» школы»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск