М ОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А.Яковлева Школьная библиотека _____________________________________________________________________________
МОУ Чухломская средняя общеобразовательная
школа им. А. А. Яковлева.
План работы школьной библиотеки
МОУ ЧСОШ
им. А. А. Яковлева
2009 – 2010 уч. год I. Вводная часть. Миссия библиотеки.
Школьная библиотека представляет информацию и идеи, имеющие большое значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который всё больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования. Основные цели библиотеки.
1. Осуществление государственной политики в сфере образования через библиотечно–информационное обслуживание пользователей, обеспечение их прав на свободное и бесплатное пользование библиотечно–информационными ресурсами, гарантированное государством.
2. Создание единого информационного образовательного пространства, организация комплексного библиотечно–информационного обслуживания учащихся и учителей, обеспечение их свободного и безопасного доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.
3. Воспитание гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей.
4. Организация систематического чтения учащихся.
5. Организация досуга с учётом интересов, потребностей учащихся. Задачи библиотеки.
Обеспечение учебно–воспитательного процесса и самообразования путём библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся в образовательных проектах.
Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий. Оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации.
Сбор, накопление и обработка информации и доведение её до пользователя. Проведение внеклассной работы на базе источников информации, имеющихся в библиотеке.
Развитие содержательного общения между учащимися, воспитание культуры общения.
Основные функции библиотеки.
1. Аккумулирующая – школьная библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-библиографические ресурсы.
2. Сервисная – библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов, обеспечивает доступ к удалённым источникам информации.
3. Методическая – библиотека разрабатывает методические разработки для проведения внеклассной работы.
4. Учебная – библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий учащихся.
5. Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма по отношению к государству, своему краю и школе.
6. Социальная – библиотека содействует развитию способностей учащихся и самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
7. Просветительская – библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры.
8. Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы.
II. Формирование фонда библиотеки.
Работа с фондом учебной литературы
|
| №
| Содержание работы
| Срок исполнения
| Срок исполнения
| 1.
| Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками на 2009-10 уч. год.
| Сентябрь-октябрь
|
| 2.
| Приём и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников согласно учебным программам.
| Май-июнь;
Август-сентябрь
|
| 3.
| Подготовка перечня учебников на 2010-11 уч. год. Приём и обработка новых учебников, поступивших через районное МО.
| Апрель-май
|
| 4.
| Списание ветхих учебников
| Январь-февраль
|
| 5.
| Изучение и анализ использования учебного фонда
| в течение года
|
| 6.
| Пополнение и редактирование учебного фонда в программе АИБС
| в течение года
|
| 7.
| Ведение тетради выдачи учебников
| в течение года
|
|
Работа с фондом художественной литературы
|
| 1.
| Изучение состава фонда и анализ его использования
| Декабрь, январь
|
| 2.
| Своевременный приём, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений
| в течение года
|
| 3.
| Учёт библиотечного фонда
|
|
| 4.
| Ведение электронного каталога поступающей литературы
| в течение года
|
|
Работа с фондом
|
| 1.
| Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.
| в течение года
|
| 2.
| Обеспечение мер по возмещению ущерба, причинённого носителям информации в установленном порядке
| в течение года
|
| 3.
| Организация работ по мелкому ремонту и переплёту изданий с привлечением библиотечного актива и Г.П.Д.
| в течение года
|
| 4.
| Составление списка должников
| 2 раза в год
|
|
|
|
|
| 5.
| Обеспечение требуемого режима. Раз в месяц – санитарный день.
| сентябрь-май
|
| 6.
| Систематический контроль по своевременному возврату в библиотеку выданных изданий
| в течение года
|
|
Комплектование фонда периодики
|
| 1.
| Комплектование фонда периодики в соответствии с образовательной программой школы
| в течение года
|
| 2.
| Оформление подписки на I полугодие
| в течение года
|
| 3.
| Оформление подписки на I полугодие
| в течение года
|
|
III. Справочно-библиографическая работа
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1.
| Вести тетрадь учёта библиографических справок
| в течение года
| 2.
| Ведение электронного каталога нетрадиционных носителей информации
| октябрь-май
| 3.
| Проведение библиотечно-библиографических занятий для учащихся с привлечением новых информационных технологий
| в течение года
| 4.
| Составлять рекомендательные списки литературы, планы чтения по заявкам учителей Ир обучающихся к классным часам и, юбилейным датам и праздникам
| по заявкам
| 5.
| Выполнение тематических, фактических и информационных справок. Консультации у каталога и картотек. Формирование независимого библиотечного пользователя как одного из условий саморазвития достоинства личности.
| в течение года
| 6.
| Обновление сайта библиотеки
| 1 раз в месяц
|
IV. Работа с читателями
№
| Содержание работы
| Срок исполнения
|
I. Индивидуальная работа
| 1.
| Обслуживание читателей на абонементе: учащихся, педагогов, родителей.
| в течение года
| 2.
| Рекомендательные беседы при выдаче книг
| в течение года
| 3.
| Беседы о прочитанном
| в течение года
| 4.
| Рекомендательные и рекламные беседы о новых книгах, энциклопедиях, журналов поступивших в библиотеку
| в течение года
| 5.
| Анкетирование «Твои любимые книги» (начальная школа)
| Январь, февраль
| 6.
| Анализ и изучение читательских формуляров
| в течение года
|
II. Работа с родительским комитетом школы
| 1.
| Составление списка учебников, необходимых к началу учебного года для родителей
| Май, июнь
| 2.
| Методическая помощь в проведении родительских собраний
| по плану школы
| 3.
| Вывешивание рекламной информации для родителей на сайт библиотеки
| по плану школы
| 4.
| Выступления на родительских собраниях
| январь-апрель
| 5.
| Работа с родительским комитетом по комплектованию фонда библиотеки в рамках акции «Подарим библиотеке книжку»
| январь
| 6.
| Провести анкетирование родителей на родительских собраниях по теме: «Что и как читают наши дети?»
| январь-апрель
|
III. Работа с педагогическим коллективом
| 1.
| Информация учителей о новой учебной и методической литературе, педагогических журналах и газетах. Подбор и поиск материала к предметным неделям.
| в течение года
|
IV. Работа с учащимися
| 1.
| Обслуживание учащихся согласно расписанию работы библиотеки
| в течение года
| 2.
| Просмотр формуляров с целью выявления задолжников
| 1 раз в четверть
| 3.
| Проводить беседы с вновь записавшимися читателями о культуре чтения. Знакомство с «Правилами пользования библиотекой».
| в течение года
| 4.
| Рекомендовать литературу согласно возрастным категориям читателей.
| в течение года
| 5.
| Ознакомление учащихся с мультимедиа ресурсами, имеющимися в фонде библиотеки
| в течение года
| 6.
| Совместно с учащимися принимать участие в различных конкурсах
| в течение года
|
V. Библиотечно - библиографические и
информационные знания.
Класс
| Содержание работы
| Срок исполнения
| 1 класс
| Тема №1 Первое посещение библиотеки. Путешествие по библиотеке. Знакомство с «Книжным домом». Понятие: читатель, библиотека, библиотекарь.
| октябрь
|
| Тема №2 Основные правила пользования библиотекой. Как самому выбрать книгу.
| Ноябрь, декабрь
|
| Тема №3 Правила и умения обращаться с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Правила пользования книгой. Простейший ремонт книг «Книжкина больница»
| Февраль, март
| 2 класс
| Тема №1 Роль и назначение библиотеки. Понятие абонемент, читальный зал. Расстановка книг на полках, самостоятельный выбор книг.
| Сентябрь, октябрь
|
| Тема №2 Структура книги. Кто их создает. Внешнее и внутреннее строение и оформление книги.
| Декабрь, январь
|
| Тема №3 Детская периодика, газеты и журналы. Любимые детские издания.
| Март, апрель
| 3 класс
| Тема №1 Углубление знаний о структуре книги. Обучение учащихся самостоятельно работать с книгой
| Октябрь, ноябрь
|
| Тема №2. « Твои первые энциклопедии, словари, справочники. Структура справочной литературы.
| Январь, февраль
| 4 класс
| Тема №1 «Чудо, имя которому – книга!» роль книги в жизни людей.
| Ноябрь, декабрь
|
| Тема №2 «Аптека для души», история библиотек, знакомство с древними библиотеками»
| Март, апрель
| 5 класс
| Тема №1 «Детская периодика» (газеты, журналы) Использование периодики в учебном процессе
| Октябрь, ноябрь
|
| Тема №2 «Энциклопедии, Словари, Справочники». Обучение и умение ими пользоваться
| Апрель, май
| 6 класс
| Тема №1 Выбор книг в библиотеке. Знакомство с библиографическими указателями.
| Февраль, март
|
| Тема №2 справочно-библиографический аппарат библиотеки. Каталоги, карточки, электронный каталог.
| Апрель, май
| 7 класс
| Тема №1 Методы работы с информацией. Анализ книги. Составление конспекта. Рецензия.
| Октябрь, ноябрь
|
| Тема №2 Справочно–библиографический аппарат библиотеки, каталоги, картотеки, электронные носители.
| Март, апрель
| 8 класс
| Тема №1 Художественная ярмарка для старшеклассников. Основные жанры и виды. публицистика
| Сентябрь, октябрь
|
| Тема №2 «Путешествия по книгомаршрутам». Знакомить с «Таблицами ББК»
| Февраль, март
| 9 класс
| Тема №1 «Реферат. Умение самостоятельно вести информационный поиск литературы для реферата»
| Ноябрь, декабрь
|
| Тема №2 «Информационный поиск литературы для доклада, поиск с использованием медиатеки, Интернета».
| Январь, февраль
|
IV. Массовая работа.
Плановые ежегодные книжные выставки и библиотечные плакаты.
| 1.
| «Маленький мой городок, в сердце моём уголок».
|
| 2.
| «Информация для учителя».
|
| 3.
| «Их именами названы улицы нашего города».
|
| 4.
| «Город детства, моя Чухлома».
|
|
Выставки в помощь учебному процессу
| 1.
| к/в «Готовимся к ЭГЭ».
|
| 2.
| к/в «За страницами нашего учебника».
|
| 3.
| Подборка материалов и к/в к предметным неделям.
|
|
Ежемесячные книжные выставки к юбилейным датам:
|
| «105 лет со дня рождения Н.А. Островского»;
|
|
| «195 лет со дня рождения Лермонтова М.Ю.»;
|
|
| «150 лет со дня рождения Чехова А.П.»
|
|
| «2010 год – год Учителя».
|
|
Воспитание здорового образа жизни.
| 1.
| Бинарный урок: «Путешествие в страну здоровья».(1-4 кл.)
| 2 четверть
| 2.
| Классный час: «Я презираю сигарету» (презентация) 5-9 кл; 10-11 кл.
| 3 четверть
| 3.
| Классный час: «Сам себе доктор» (профилактика простудных заболеваний) 1-4 кл.
| 1 четверть
| 4.
| К/в «На краю пропасти» (о вредных привычках).
| 1 четверть
| 5.
| Классный час: «В гостях у доктора Градусника». 1-2 кл.
| 4 четверть
| 6.
| Классный час: «Мы зарядку делали, прыгали и бегали». 3-4 кл.
| 4 четверть
|
Нравственное воспитание.
| 1.
| Работа клуба по нравственному воспитанию по отдельному плану.
| в течение года
| 2.
| Классный час: «Право и закон». 8-9 кл.
| 2 четверть
| 3.
| Классный час: «Друг в беде не бросит». 2-5 кл.
| 3 четверть
| 4.
| Классный час: «Красный, жёлтый, зелёный…» 1-4 кл.
| 1 четверть
| 5.
| Классный час: «Спички – это не игрушка!» 5-6 кл.
| 2 четверть
| 6.
| Литературный час: «Ты одна такая – любимая и родная!» 1-4 кл.
| 3 четверть
| 7.
| Урок-диспут: «Умеем ли мы общаться?» 8-11 кл.
| 4 четверть
| 8.
| Беседа: «Безопасное материнство – здоровье будущей мамы». 10-11 кл.
| 4 четверть
| 9.
| Литературно-музыкальная композиция: «Учитель, перед именем твоим…» (2010г. – год Учителя) 8-11 кл.
| 3 четверть
|
Литература
| 1.
| К/в «С любовью к русской деревне». ( творчество В.П.Астафьева)
| 2 четверть
| 2.
| Литературный утренник: «Он – наш поэт, он – наша слава…!» (о Пушкине) 5-9 кл.
| 4 четверть
| 3.
| Утренник: «В гостях у сказки». 1 кл.
| 1 четверть
| 4.
| Работа клуба «Читайка». ( по отдельному плану)
| в течение года
| 5.
| Литературный час-презентация: «Мне дали имя при крещенье – Анна…» (А.Ахматова) 10-11 кл.
| 3 четверть
|
Экологическое воспитание.
| 1.
| Экологический конкурс: «Не наступите на жука!» 2-4 кл.
| 1 четверть
| 2.
| Игра: «Осенний листопад» 4-6 кл.
| 1 четверть
| 3.
| Классный час: «Природа. Экология. Дети». 8-9 кл.
| 3 четверть
| 4.
| Утренник: «Дар маленького зёрнышка» 1-4 кл.
| 2 четверть
| 5.
| Игра: «Лес чудес». 2-4 кл.
| 2 четверть
| 6.
| «Путешествие по зоопарку». 1 кл.
| 1 четверть
|
Краеведение
| 1.
| К/в «История моего города»
|
| 2.
| Классный час: «Сытин нашего времени». 10-11 кл.
| 2 четверть
| 3.
| Праздник поэзии местных авторов: «Всё это родина твоя, земля твоя родная». 6-9 кл.
| 4 четверть
| 4.
| Плакат: «Мой город - Чухлома».
|
|
Эстетическое воспитание.
| 1.
| Классный час: «В гостях у этикета». 5-8 кл.
| 3 четверть
| 2.
| Классный час: «Школа вежливых наук» 1-4 кл.
| 2 четверть
| 3.
| Обсуждение книги Бушелевой «Поговорим о воспитанности».
| 3 четверть
| 4.
| К/в: «Эстетика и поведение».
|
|
Патриотическое воспитание
| 1.
| Праздник –презентация: «Держава армией крепка…» 5-8 кл.
| 3 четверть
| 2.
| Презентация-викторина: «Овеянные славою флаг наш и герб».
| 4 четверть
| 3.
| Мероприятия к 65-летию Победы по отдельному плану.
| 4 четверть
|
Цикл мероприятий к знаменательным и памятным датам:
|
| 1. День Знаний
| сентябрь
|
| 2. День Учителя.
| октябрь
|
| 3. Новогодний праздник
| январь
|
| 4. День Защитника Отечества.
| февраль
|
| 5. Международный Женский день.
| март
|
| 6. Прощание с Азбукой.
| март
|
| 7. День Победы
| май
|
Воспитание культуры чтения
| 1.
| Классный час: «Будь здорова, книжка». Праздник для первоклассников.
| 1 четверть
| 2.
| «Посвящение в читатели». 1 кл.
| 1 четверть
| 3.
| Праздник «Прощание с Азбукой». 1 кл.
| 3 четверть
| 4.
| К/в «Я хочу читать».
| 2 четверть
| 5.
| Обзор литературы: «Мои первые книжки». 1-2 кл.
| 2 четверть
|
Книжкины именины
| 1.
| Открытие «книжкиной» недели: «Я открываю мир чтения».
| март
| 2.
| Утренник: «Чтение – вот лучшее учение».
| март
| 3.
| Викторина: «Хочу всё знать».
| март
|
|
|
|
VII. Повышение квалификации.
1.
| Участие в семинарах.
|
| 2.
| Самообразование.
|
| 3.
| Работа в рамках методобъединения
|
| 4.
| Взаимодействие со школьными библиотеками района, с центральной библиотекой.
|
| 5.
| Пройти курсы повышения квалификации (областные).
|
| |