Скачать 46.52 Kb.
|
Мы все понимаем, как важно развивать чувство ответственности в детях, хотим, чтобы он был самостоятельным. Понимал, что у него есть определенные обязанности: убирать свою комнату, учить уроки и т.д. вместе с тем мы хотим, чтобы дети нас слушались и выполняли наши требования. Ответственность и послушание – это два различных типа поведения. Различие состоит прежде всего в том, КТО решает, ЧТО нужно сделать ребенку и ПОЧЕМУ это нужно сделать, т.е. какова мотивация. В случае послушания решение и мотивация поступают от взрослого. А от ребенка требуется просто выполнение задания. Например, он сам убирает свою комнату, потому что пока он это не сделает, ему не разрешат играть на компьютере. В случае ответственности решение о выполнении задания ребенок принимает сам. Он согласен его выполнить и понимает, почему это нужно сделать. Например, ребенок каждый день сам выполняет домашние задания. Детей нужно учить и ответственности, и послушанию. Часто оказывается, что дети при всем своем стремлении к самостоятельности оказываются не в состоянии сами справиться с различными повседневными задачами. Дело в том, что ответственность формируется постепенно. Можно выделить 3 уровня ответственности. На первом уровне ребенок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии. Например, когда дети начинают учиться в первом классе, они делают уроки вместе с кем-то из взрослых. На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее дети могут забыть. И им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. Например, ребенок собирает портфель на завтра, но иногда забывает об этом, и ему необходимо напоминать. Третий уровень ответственности – САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ. Ребенок не только сам выполняет всю работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий. Например, ребенок всегда и без напоминаний два раза в день гуляет с собакой. Осваивая любое новое действие, будь то решение задач или уборка квартиры. Ребенок постепенно проходит все уровни ответственности. Конечно, нам бы хотелось. Чтобы ребенок большинство своих обязанностей выполнял ответственно. К сожалению, сразу достичь этого невозможно. Ребенок нуждается в помощи взрослого. Вот несколько простых способов воспитания самостоятельности в детях.
Наша задача: научить ребенка делать выбор, организовывать свою жизнь и отвечать за себя. Чтобы чувствовать себя субъектом своих действий, контролирующим свою жизнь, необходимо иметь выбор. Вначале возможные варианты мы определяем сами, например: «Что ты будешь пить: сок или компот?», «Какую кофту купим: красную или зеленую?», «С чего тебе приятнее начать - с математики или с английского?», «Можешь помыть посуду сейчас или когда вернешься с прогулки». Когда ребенок научится выбирать из предложенного, можно спросить его, что он сам предлагает. Например, «Как ты думаешь, куда мы можем пойти все вместе в воскресенье?».
Прежде всего это понимание задачи, т.е. знание того, что нужно сделать и как это нужно сделать. То, что может показаться ленью или безответственностью, часто на самом деле является следствием непонимания поставленной задачи. Важно все четко обсудить с ребенком. Например, если мы хотим, чтобы ребенок убрал в комнате, можем ему сказать: «Убери, пожалуйста. В комнате: протри пыль, пропылесось пол, убери все вещи на место». Конечно, если ребенок уже выполнял подобное задание раньше, можно обойтись краткой просьбой.
Дети должны знать. Что любые поступки имеют свои последствия и разные поступки приводят к разному результату.
Имея внутреннюю мотивацию, ребенок сам принимает решение о выполнении задания, согласен его выполнять, понимает, почему это нужно сделать. Поэтому почаще просите ребенка пояснить важность выполняемых действий. Например, попросите ребенка продолжить предложения: «Я понимаю, что важно выполнять домашнюю работу, потому что…», «Я доволен своей домашней работой, когда мне удается…», «У меня есть специальное место, куда я кладу работу, чтобы не забыть взять ее с собой в школу. Оно расположено…».
Так вы быстрее и без конфликтов достигните цели. Конечно, одного напоминания будет недостаточно, чтобы ребенок убрал вещи, приступил к выполнению домашнего задания и т.д., особенно если он уже привык к замечаниям или к тому, что это делают вместо него. Но все равно результатов долго ждать не придется – ни вам, ни ему. Просто привлекайте внимание ребенка к предмету. Например, произносите спокойно без раздражения: «Кроссовки!», «Посуда» и т.д.
Обвиняя ребенка в случившемся, мы только заставим его почувствовать себя униженным. Мы унижаем его еще больше, если, например, наводим порядок вместо него, тем самым словно отрицая его способность исправиться. Учите ребенка исправлять свои ошибки, а не только гневаться, расстраиваться, хитрить, чтобы скрыть проступок. Описывайте то, что видите. Так вы поможете ребенку сосредоточиться на том, что нужно сделать, например: «Тут пролито варенье, скорее, нам нужна губка!». Такое описание подтолкнет ребенка к действию, даст ему почувствовать свою долю ответственности. Привлекая внимание к проблеме, к делу, требующему выполнения, мы постепенно научим его проявлять инициативу. Попробуйте обронить как бы невзначай: «Кошка, похоже, проголодалась», или «В этой комнате не пройдешь, не наступив на что-нибудь», или даже «Я вижу, тут один мальчик никак не усядется за задание по математике», «Я вижу, двое ребят нацелились на один кусок торта»… * * * Если у вас возникнет необходимость поговорить об особенностях ответственности у вашего ребенка, вы всегда сможете обратиться за консультацией
МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области Как воспитать чувство ответственности в детях? 2012 г. |
Директор музея Л. Н. Толстого Для того, что человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Волшебное слово для работы с детьми мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что... | ||
Урок 2 Тема: Описание помещения в художественном стиле Из ваших описаний можно понять, любите ли вы свою комнату, чем она вам нравится? Нет. И это правильно, потому что вы сделали деловое... | Доклад подготовила учитель математики мбоу антоновской оош галицына Е. А «Идеальное управление – когда управления нет, а его функции выполняются. Каждый знает, что ему делать. И каждый делает, потому что... | ||
Решение заседания кафедры Потому, что художественное творчество это основа духовного развития. Это то, что позволяет стать творческой личностью | Почему? Потому что возникают следующие резонные вопросы И как бы мы себя не утешали достижениями проводимой в республике судебно-правовой реформы, пока процессуальный закон позволяет суду... | ||
В жизни всегда есть место подвигу! Потому что спасти чужого тонущего ребёнка, построить детскую площадку для малышей на нищенскую пенсию, отреставрировать заброшенную... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ему завязывают глаза. По команде взрослого дети идут, молча по кругу, пока взрослый жестом не показывает на одного из детей. Тот... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Озёрска. Во-первых, наверное, потому что почти все ребята родились в этом краю. Пусть даже это и не город Озёрск, а Гусев или Калининград,... | ||
Декабрь «сам» №4 2013г Новости декабря Все ребята в Лесютинской школе очень ждут Новый год. Так ждут, что из классов на каждой перемене слышны песни: «Jingl bells», «Пока... | 1. Понятие и специфика общения Умеете ли вы общаться? Уверен, что все скажут: "Да, конечно". Но в какой форме проходит это общение? Чаще всего это просто разговор,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Не допускайте мысли о том, что вы случайный человек в программе, потому что на это вы поставлены Богом. Пусть есть более даровитые... | Рабочая программа по классу вокал составитель: преподаватель Петь может каждый, но вот стать мастером своего дела подсилу не всем. Для это требуется огромное желание, труд, необходимые знания... | ||
Сегодня у нас знаменательное событие начал свою работу новый телеканал... Сегодня у нас знаменательное событие – начал свою работу новый телеканал «Учительский». И это событие тем более знаменательно, потому... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Однако вызывающие восхищение в наших условиях творят обычные дети, и притом все. Просто я считаю, что развить способности – это,... |