Решение заседания кафедры





Скачать 125.5 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры
Дата публикации23.03.2015
Размер125.5 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение

Министерство образования и науки РФ


Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"







Утверждаю




Зав.кафедрой

художественного образования









Геворгян Н.Р.










Решение заседания кафедры




Протокол № 1




«02» сентября 2013 года




Программа дисциплины

Психология творчества



Специальность

050602

Изобразительное искусство










Составители:




Мосина Вал.Р., к.п.н., проф.










Москва

2013



Введение. Основное содержание программы.


Выписка из ФГОС по учебной дисциплине



предмет является обязательной дисциплиной;



относится к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемым вузом (общепрофессиональный цикл).



ОПД.В.02 Психология творчества – 48 часов



Пояснительная записка



Главная задача данного курса – дать студенту такое понимание художественно творческого процесса, чтобы он определил для себя критерии настоящего художественного творчества, открыл в себе способность заниматься творчеством. Потому, что художественное творчество - это основа духовного развития. Это то, что позволяет стать творческой личностью.

Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. Данный курс отличает больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. Психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника. Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения.



Цели и задачи дисциплины



Цели дисциплиныформировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.



Задачи дисциплины - активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; способствовать овладению основами языка различных видов искусства; развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения учащихся по созданию словесной интерпретации произведений разных видов искусства; очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации; раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии студента;


Требования к уровню освоения дисциплины



По окончании изучения дисциплины студент должен:


знать


интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;


уметь

работать в глобальной сети Internet.



создавать творческие интерпретации художественного произведения различных родов и жанров; анализировать и оценивать разные аспекты художественного произведения; анализировать собственные творческие работы и работы однокурсников; различать творческую интерпретацию произведения и волюнтаристское толкование художественного текста.



владеть навыками

интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;


Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Отбор материала основан на принципе системности обучения и формирования картины мира. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины.


Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Программа курса «Психология творчества» заканчивается зачетом. Промежуточный контроль – реферат. В курсе предусматривается проведение лекций и практических занятий в музеях.

1.

Содержание дисциплины

Тема 1.


Психология художественного творчества.



Становление психологии искусства. Природа художественного восприятия. Личность художника как предмет психологического анализа.

Тема 2.


Творческое сознание художника.



Метаморфозы творческого Я художника. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии. Художник и его двойник. Художник и нарциссизм. Художник и артистизм.

Тема 3.


Культурно-психологические стимулы художественного творчества



Исторические типы мироощущения и формы художественного видения. Стиль как духовно-психологический горизонт исторической эпохи. Драматизм в искусстве как претворение исторических состояний сознания.

Тема 4.


Художник и социальная психология



Биография художника как проблема социальной психологии. Сословная психология и эволюция статуса художника. Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века.

2.


Основные понятия


Интерпретация, композиция, язык искусства, образ, вид, род, талант, художник, личность, архетип, магия, миф.



Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.


Семинарские занятия

Занятие 1

Творческое сознание художника.




План проведения семинарского занятия




Метаморфозы творческого Я художника. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии. Художник и его двойник. Художник и нарциссизм. Художник и артистизм.




Кривцун О.А. Психология искусства. – М., 2009.




Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества, М., Когито-центр, 2003.




Мейлах Б.С. Художественное творчество. - Л., 1983




Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1987.

4.

Итоговый и промежуточный контроль


Перечень вопросов для итогового контроля


К зачету:


Чем отличается предмет психологии художественного творчества от психологии искусства?

Какие основные подходы художественного творчества вы знаете?

В чём существенная разница между психоаналитическим и диалектико-материалистическим подходом художественного творчества?

В чём заключается психоаналитический подход художественного творчества?

В чём заключается диалектико-материалистический подход художественного творчества?

В чём заключается психодраматический подход художественного творчества?

Сформулируйте закон эстетической реакции по Выготскому?

Кто автор и основоположник психодрамы? Психология художественного творчества и психология искусства идентичны.

Какие черты творческой личности вы можете назвать?

Автором какой модели подходов художественного творчества был Я. Л. Морено?

Какие техники психодрамы вы знаете?

В чём заключается техника диалога?

Что такое дублирование и множественное дублирование в психодраме?

В чём заключается техника “зеркало”?

Назовите основные функциональные аспекты психодрамы?

Какова роль стресса в артистической деятельности?

В чём заключается художественное развитие личности от интеллектуального развития личности?

Какие способы выявления творческих способностей существуют?

Назовите основные подходы создания художественного образа?

В чём основное отличие рационального и интуитивного в творческом процессе?

Назовите основные психологические характеристики личности художника?

С каким архетипом больше связан духовно-смысловой подход художественного творчества?



3

Промежуточный контроль



Перечень заданий для промежуточного контроля:



Тематика рефератов по анализу произведений.

Творчество Мирона Поликлета.

Фидий. Статуи Афины. Зевс Олимпийский.

Творчество Скопаса и Праксителя.

Творчество Феофана Грека.

Творчество Рублева.

Творчество Дионисия.

Творчество Джотто.

Творчество Донателло.

Творчество С. Боттичелли — крупнейшего флорентийского живописца конца XV в.

Творчество Тициана.

Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха.

Творчество М. А. да Караваджо.

Творчество А. ван Дейка.

Творчество Я. Иорданса.

Творчество Ф. Снейдерса.

Творчество Франса Хальса.

Творчество Н. Пуссена.

Творчество Ж. де Латура.

Творчество В. Ленена.

Творчество Ж. Калло.

Творчество Ж. Л. Давида.

Творчество Г. Курбе.

Творчество К. Коро.

Творчество Э. Делакруа.





5.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рекомендуемая литература



Основная



оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)

Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества, М., Когито-центр, 2009.

Кривцун О.А. Психология искусства. – М., 2009.

Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ и интерпретация произведений искусства» по направлению «Художественное образование». - 2011.

Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология творчества» для специальности «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы визуальной культуры» для направления «Педагогическое образование (магистратура). МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.



Дополнительная



оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).

Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства. М., 1943.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 2007.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2005.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.

Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1987.

Мейлах Б.С. Художественное творчество. - Л., 1983

Михайлов М. В. Мастера эпохи Возрождения. М.. 1967.



Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы



http://www.globmuseum.info/ Сайт «Музеи мира»



http://iskusstvu.ru/ Сайт об искусстве, истории искусства.



http://www.museum.ru/ Сайт Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина



http://www.tretyakovgallery.ru/ Сайт Государственной Третьяковской галереи



http://www.rusmuseum.ru/ Сайт Государственного Русского музея



http://www.hermitagemuseum.org/ Сайт Государственного музея «Эрмитаж»



http://site-about-art.in-global.net/ Сайт об искусстве



http://www.hiero.ru/ Сайт визуального искусства



http://www.mmoma.ru/ Московский музей современного искусства




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск