Тема: «По следам прошлого. Город Озёрск»
Цель: формирование активной жизненной позиции школьников, привитие любви к родному краю, городу, бережного отношения к памятникам старины; совершенствование умения учащихся работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, понимать проблему, выдвигать гипотезу, отстаивать собственную позицию и использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности; совершенствовать исследовательские способности, углублять умения и навыки, необходимые для самостоятельного творчества; развивать культуру общения и речи
Ход урока
1.Оргмомент
2.Слово учителя
-Вначале несколько слов о том, почему мы решили пройти по следам прошлого города Озёрска. Во-первых, наверное, потому что почти все ребята родились в этом краю. Пусть даже это и не город Озёрск, а Гусев или Калининград, во-вторых, потому что мы живём и растём здесь, в-третьих, потому что это нам интересно – погрузиться в историю, узнать:
« А что было до меня здесь? А чем занимались жители города? О чём они думали, когда прогуливались по тем самым улочкам, где сейчас я прохожу или проезжаю на велосипеде? и т. д.
И поможет нам в этом буклет «По следам прошлого г.Озёрска», который был издан совсем недавно в рамках проекта «Эко- прогулка к знаниям».
Слайд№0
3.Немного об этом удивительном буклете ( Автор текста: Август Соловьёв, автор фото: Павел Елизаров).
Рассказывают об этом юн.коры (Киселёв Кирилл, Николай Тимошенко, Денис Курносов, Артём Спиченко). Ребята рассказывают о том, как они встретились в городском музее с его директором А.В.Соловьёвым, взяли у него интервью именно по поводу рождения этого буклета о родном городе ребят. Они также сделали несколько снимков. Собеседником школьников оказался очень мудрый, много знающий человек с интересной судьбой. Интервью было успешным. Кирилл Киселёв смог продумать круг вопросов и чётко сформулировал их в соответствии с темой и задачей интервью.
4.Сообщения учеников
-Исторический обзор
Слайд№00
-Историко-туристический маршрут в г.Озёрск::
Музей – Мельница – Электростанция - Дуб Гинденбурга - Дом Рихарда Вихерта – Площадь - Дом Густава Корта - Озёрский техникум природоустройства - Гарнизон Даркемена – Линденштрассе –Кирха - Реймерс Хоф - Дрезден Хоф - Крупорушка - Вилла земельного Совета - Стадион(«Свиной луг»)- Банунен - Веедерн
-Начинаем мы свою необычную прогулку в прошлое со здания историко-краеведческого музея города Озёрска. Оно построено в 1921 году. Как домик для гостей входило в комплекс усадьбы Рихарда Вихерта.
Слайд№1
Сообщение ученика о городском Музее (стр.1) -Первая мельница была построена в 1723 году на деньги короля Фридриха Вильгельма 1 и принадлежала королевской службе Гудваллена. В 1725 году мельница была подарена королём городу.
Слайд№2
Сообщение ученика о первой Мельнице (стр.2) -Первая электростанция на территории Калининградской области была сооружена в городе Даркемен (Озёрск) в 1880 году. Станция имела два электрогенератора общей мощеностью около800 кВт и обеспечивала электроэнергией большую часть Восточной Пруссии.
Слайд№3
Сообщение ученика об электростанции (стр.№3) -Благодарные жители Даркемена 2 октября 1917 года к 70-летию со дня рождения генерал-фельдмаршала Гинденбурга в честь освободителя Восточной Пруссии посадили дуб Гинденбурга.
Слайд №4
Сообщение ученика о Дубе Гинденбурга (стр.№4) -Дом Рихарда Вихерта. По сведениям хозяина дома, в нём останавливалась во время наполеоновских войн 1807-1812 годов королева Пруссии Луиза. Весь комплекс, включая здание музея, были окончательно отстроены к 1922 году.
Слайд №5
Сообщение ученика о доме Рихарда Вихерта (стр.№5)
-Городская площадь Даркемена имела впечатляющие для торговли размеры -№,25 гектара. И хотя в Восточной Пруссии, а также в Германии самая большая площадь располагалась в Тройбурге (ныне Олецко в Польше), в Калининградской области площадь города Озёрска самая большая.
Слайд №6
Сообщение ученика о площади (стр.6) -Дом Густава Корта на торговой площади Даркемена был построен в 1903 году.Хозяин дома держал корчму, которую даркеменцы называли «Деревенская собака с мотыгой».
Слайд№7
Сообщение ученика о доме Густава Корта (стр.7) Слайд №8 -Данный архитектурный ансамбль состоит из трёх зданий, выстроенных в разное время. Их владельцы: часовой мастер Фриц Вольтготт, торговцы мануфактурой Рихард Шеласнитцки и Альфред Хофманн, владелец магазина «Drogerie» - продажа лекарств без рецептов, настоев трав и ягод, мазей и хозяйственной химии. Сообщение ученика об этом здании (стр.8) -Даркемен стал гарнизонным городом в 1736 году. Для батальона пехотного полка №59 в октябре 1892 года построены казармы. Последнее здание (лазарет) вступило в строй в 1901 году. История Гарнизона по Версальскому договору закончилась в 1915 году. С 1918 года здесь проживали граждане, потерявшие жильё.
Слайд №9
Сообщение ученика о гарнизоне (стр.9) -Улица Линденштрассе (ныне Дзержинского)
Слайд №10
Сообщение ученика об этой улице (стр.10) -Кирха была освящена 9 октября 1842 года. Строение имело существенный недостаток - низкий шпиль сдерживал развитие промышленности в городе. Дымовые трубы не должны быть выше креста кирхи. К пятидесятилетию кирхи была произведена реконструкция – надстроена высокая башня, часовых дел мастер Л.Розе изготовил и установил трёхциферблатные часы.
Слайд №11
Сообщение ученика о кирхе (стр.11) -Отель «REIMERS HOF» (двор стихотворцев). Одним из ярчайших исторических событий, связанных с этим зданием, является проживание в нём в 1807 году короля Пруссии Фридриха Вильгельма Третьего с супругой Луизой и русским царём Александром Первым.
Слайд №12
Сообщение ученика о Реймерс Хофе(стр.12) -Здание, восстановленное на деньги «Дрезденского союза помощи для города и района Даркемен», названо в честь города-шефа «Дрезденер Хоф». Отель имел большой зал, который использовался как кинозал и театр, собственную кондитерскую и кафе, самодеятельный театр. Гости чувствовали себя как дома.
Слайд № 13
Сообщение ученика о Дрезденер Хофе (стр.13) -Жилой дом Ульриха Вихарда, одного из владельцев мельницы, построенной в 19 веке.
В конце тридцатых годов здание мельницы было продано А.Шмидту. В здании организовали пивоваренное производство, разливалась минеральная вода.
Слайд №14
Сообщение ученика о крупорушке (стр.14) -Вилла земельного (районного) Совета - ландрат построена в 1913 году и использовалась как жилое здание руководителя района, а также как место проведения совещаний в узком кругу, приёма и размещения гостей. Сегодня здесь размещен Центр развития творчества детей и юношества.
Слайд №15
Сообщение ученика о вилле земельного Совета (стр.15)
-«Свиной луг» (стадион) –главное сооружение города. Футбольная команда города называлась «Восточнопрусская Шальке», побеждала команды Голдапа, Инстербурга. Защитник команды Вилли Рефельдт руководил спортом в районе. Спортсменом №1 города был Ганс Фрич. Он имел многочисленные рекорды и был знаменосцем на Олимпийских играх в 1936 году в Берлине.
Слайд №16
Сообщение ученика о стадионе (стр.16) -Все вы, ребята, слышали, наверное, о даче Геринга. Некоторые даже были в тех местах. Это знаменитый Байнунен. Вместо громадного леса в 1847 году Иоганн Фаренхайд начал обустройство парка с прудами и широкими аллеями, украшенными скульптурами. Замок строился долго и был готов в 1864 году. Но первые посетители музея могли осматривать залы ещё в 1854 году. Имение было знаменито античными скульптурами, произведениями известных художников Европы.
Слайд №17
Сообщение ученика о Байнунене (стр.17) -Территория имения Веедерн составляла 1276 гектаров. 1800 год стал началом работы конезавода ( в нашем городе оно известно как производство «Хлебороб»). В дальнейшем Эберхард фон Зитзевитц с супругой расширили табун лошадей и завели племенную книгу. Так Веедерн стал известным в Пруссии сельскохозяйственным предприятием и международным признанным конезаводом чистопородного разведения лошадей.
Слайд №18
Сообщение ученика о Веедерне (стр.18)
-Мы с вами совсем недавно посетили конюшню Веедерн. Как вы понимаете, это была не случайная поездка, а запланированная. Вот теперь вы владеете большим объёмом информации о нашей конюшне. Я прошу вас написать отзыв об этой поездке, ваши впечатления о конюшне, людях, работающих там, о благородных животных, которые так вам понравились. Лучшие работы будут напечатаны в нашей школьной газете.
- Такова история города, известная всем. А что если мы, ребята, продолжим работу наших земляков и узнаем ещё что-то интересное? И воплотим это тоже на бумаге?
5.Работа в группах
1 группа придумывает название нашей будущей работе о родном городе, вторая продумывает, что можно проиллюстрировать и каким образом; 3 группа продумывает, с какими уважаемыми людьми города, ветеранами войны и труда нужно встретиться, какую информацию ещё нужно раздобыть, чтобы история родного города стала полнее;
4 группа продумывает наши будущие маршруты по городу; 5 группа продумывает , какие мероприятия нужно провести, чтобы привести в порядок наши улицы и парки. Стихотворением «Наш Озёрск» Николая Журавлёва, нашего земляка, мне хочется завершить этот урок. Читает его Николай Тимошенко. Наш Озёрск – городишко
Не большой и не малый,
И своей красотою
Не может блистать,
и с Одессой, Смоленском,
И с Орлом, и Находкой
Его просто нельзя
И не нужно равнять. Он по-своему в красках,
И в цветах, и в газонах,
Он приветлив и тих,
Он пригожий собой.
А девчонки и парни
Жизнерадостно смотрят
И во время беды
Не пройдут стороной. Вот окончу я техникум наш,
Улечу куда-то счастье искать,
Но друзей и тебя, как звезду над Озёрском,
Буду в сердце своём сохранять. Старички здесь в почете
И старушки под стать им.
Вспоминают под липой
Молодые года:
Как они воевали,
как хлеба убирали,
Как влюблялись порою
На всю жизнь, на года.
Мелкий дождь моросит,
Очень часто ненастье,
и ручьи побежали
К Анграпе-реке.
И такое бывает,
Ведь природе не скажешь,
Как не скажешь слезам
Не бежать по щеке. В дни, когда наступает
Торжеств многозвучье,
То на площадь Победы
Народ валом идёт,
И под звуки оркестра,
И под грохот салюта
Разнаряженных деток
С собою ведёт.
У дороги стоят, зеленеют сосёнки
И каштаны с черёмухой
Буйно цветут,
И природа с народом
Слилась воедино,
Величаво, спокойно
И мирно живут. Здесь в садах изобилье –
И черешня, и вишня,
И малина, и слива
Повсеместно растёт,
А весной под окошком,
Рядом с чёрной рябиной,
Соловей на рассвете
Свои песни поёт. Только храм на пригорке
Стоит одиноко,
Он изранен зловеще
Проклятой войной.
Две берёзки стоят,
Устремившись в печали
К облакам в поднебесье
Своей красотой. Он безмолвьем своим
Обращается к людям:
«Подлечите меня,
Я больной, не тружусь
Я служил многовато
Веками когда-то,
А быть может, и вам
Я ещё пригожусь». Как всем хочется очень,
Чтобы жизнь не кончалась, чтобы мир на земле
Воцарился навек,
Чтобы дети рождались,
Чтобы люди смеялись,
Чтобы горя не знал
На земле человек. |