Скачать 83.79 Kb.
|
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНАЯ ПОДГОТОВКА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ: ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В. Я. Семенов Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Россия semenovalera@yandex.ru Повышение качества профессиональной подготовки учителей музыки в настоящее время является одним из стратегических ориентиров развития страны. Это обусловлено, прежде всего, тем, что подготовка высококвалифицированных, компетентных специалистов, которые готовы к успешной профессиональной деятельности и творческой самореализации, способствует развитию всех отраслей культуры, искусства и образования. Система образования играет основную роль во всех сферах жизнедеятельности человека, так как именно в этой системе формируется стержень личности человека, определяются жизненные ориентиры личности будущего специалиста. Поэтому в образовательном пространстве любого учебного учреждения личность учителя является ключевой фигурой, управляющей процессами обучения, воспитания и развития. Одним из актуальных направлений в теории и практике образования является социально-гуманитарная подготовка будущих учителей. Целью социально-гуманитарной подготовки является формирование личности учителя, который обладает общечеловеческими ценностями, осознает социально-ориентированный характер своей профессии и готов к постоянному самосовершенствованию для успешной профессиональной деятельности. Под социально-гуманитарной подготовкой мы понимаем целенаправленный процесс формирования личности учителя с развитым гуманистическим мышлением и социально ответственным отношением к детям, к работе к будущему общества и готового к успешной профессиональной деятельности. Формирование личности будущего учителя должно быть тесным образом сопряжено с национальной и общечеловеческой культурой. Это обусловлено тем, что «человек является целостным образованием, его нельзя рассматривать в отрыве от реальных социальных условий, он не может формироваться половинчато, на него всегда воздействует окружающая его среда, социальные условия, быт, традиции, культура». [1, с. 2-3]. С изменением социо-культурных условий меняются и требования к личности учителя музыки, в связи с этим пересматриваются основные концептуальные подходы, ведется поиск наиболее эффективных методов и форм обучения. Мы ориентируемся в своем исследовании на позицию Д. Д. Шостаковича, который считал музыку одним из сильнейших орудий воспитания каждого человека, а урок музыки в свою очередь - это урок искусства, совершенно особенный. Необходимые педагогические, музыкальные и знания другого рода, умения и навыки конечно необходимы, но их недостаточно. Нужно еще и значительно большее, что делает учителя личностью – способность увлечь детей музыкой, вызвать желание ее исполнять и слушать, стремиться к общению с высоким искусством, самостоятельно его познавать. Анализируя музыкально-педагогическую литературу, опыт коллег, а также собственный опыт мы пришли к выводу, что в настоящее время существует огромная проблема отсутствия интереса учащихся к звучащим на уроках произведениям классической музыки, особенно это заметно у учеников подросткового возраста. Данная причина является следствием многих факторов: ─ непопулярность классической музыки в подростковой среде; ─ сложность музыкального языка и образной сферы произведений классической музыки; ─ пропаганда СМИ коммерческой, порой не самого высокого качества. Однако, порой главным барьером в общении подростка с классической музыкой выступает сам педагог, который либо отказывается включать произведения академического искусства в репертуар, либо наблюдая низкий уровень интереса учащихся и нежелание общаться с классикой использует отрицательные оценку и отметку, тем самым еще больше вызывая негативные эмоции при восприятии или исполнении. На наш взгляд, цель учителя в современном уроке музыки должна быть ориентирована на изменения, которые происходят в учащихся. Это означает, что сам процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, а на освоение способов и приемов быть сопричастным к этому опыту, самому его осваивать, преобразовывать и пополнять его. Именно ученик должен являться источником движения и быть своеобразным создателем самого процесса, а музыка выступает как источник содержания и незаменимое условие существования его музыкальной деятельности. Учитель при этом должен организовать лишь возможность общения учащегося с музыкой. Развитие интереса подростков к классической музыки невозможно без совершенствования самого учителя. Учитель, на наш взгляд, должен пересмотреть форму и структуру урока, уметь подобрать и использовать в своей деятельности наиболее эффективные приемы и методы работы, а так же грамотно подходить к выбору репертуара для исполнения и слушания. Форма и структура урока. Для успешного развития интереса к классической музыке необходимо учитывать интересы и музыкальные предпочтения подростков. Устный опрос и анкетирование, проведенные нами в МОУ СОШ №128 и НОУ СОШ «Царицынская №1» Дзержинского и Центрального районов города Волгограда показали, что музыкальные предпочтения мальчиков и девочек существенно различаются. Так, девочки предпочитают в основном современные эстрадные песни в исполнении популярных молодежных групп, в то время как мальчикам нравятся более агрессивные направления современного рока, репа и дабстепа. Помимо этого мальчики и девочки развиваются по-разному. Многие учителя и детские психологи считают, что «современная система образования подстроена под девочек»: девочки более усидчивы, послушны, им легче дается заучивание материала. Разные и пики работоспособности: мальчикам необходим высокий темп, а девочкам он может помешать; для мальчиков полезен элемент соревнования друг с другом, а для девочек он опасен последующими ссорами – для девочек очень важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают критику и не любят, когда их сравнивают друг с другом. [2, с.2]. Более того, деятельность восприятия музыкального произведения является, на наш взгляд, самой сложной на уроке музыки, так как именно при восприятии учащиеся индивидуально решают поставленные перед ними задачи: по-своему переживают звучащую музыку, основываясь на собственном опыте, по-разному трактуют содержание, ассоциирую музыкальный образ с наиболее близкими и знакомыми им самим ситуациям, самостоятельно выражают свои мысли при обсуждении звучащей музыки. В связи с вышесказанным, на наш взгляд, наиболее эффективной формой являются групповые уроки, где группы детей формируются с учетом их гендерных особенностей. Таким образом, педагог получает возможность подбирать музыкальный материал для слушания и исполнения в соответствие с интересами учащихся. Ввиду того, что процесс знакомства классической музыки на современном уроке невозможен без подготовки, которая заключается в пояснении педагога, сравнения содержания произведения с доступными и близкими подросткам современными музыкальными опусами или с произведениями других видов искусств, целесообразно обращаться к данному виду деятельности во второй части урока. В свою очередь, смена места процесса восприятия музыки в общей структуре урока требует серьезной подготовки педагога, которая заключается как в накоплении необходимого материала, так и разработке нового плана, в котором будет учитываться сохранение рабочей атмосферы на протяжении всего занятия. Методы и приемы В развитии интереса у подростков к классической музыке наибольшую эффективность показали такие методы, как беседа и рассказ, метод сравнения, метод моделирования художественно-творческого процесса. При выборе методов мы учитываем потребность подростков во взрослении как «центральное новообразование подросткового периода». [3, с. 35]. Ввиду доступности информации, чему способствует развитие сети Интернет, методы беседа и рассказ требуют несколько иного подхода. Чтобы заинтересовать детей, подготовить их к восприятию определенного музыкального образа необходимо тщательно продумать содержание беседы. Важна не только доступность информации, но и ее актуальность для самих учащихся. Так при изучении того или иного музыкального произведения, необходимо не только рассказать историю его создания, но и по возможности сообщить биографические сведения о композиторе не только на момент написания данного опуса, но и о годах его юности, взглядах на жизнь. Важно дать детям информацию о том, что, несмотря на разные эпохи, идеи и музыка композиторов-классиков современны и сегодня. В качестве примера можно остановиться на творчестве А. Скрябина – его идеи синтеза искусств, а также совмещение науки и искусства нашли свое воплощение в знакомых современным подросткам светомузыкальном сопровождении и кино формата 3D. Метод сравнения позволяет ассоциировать знакомую подросткам музыку с произведениями классической музыки. В качестве объектов могут выступать как схожие по содержанию и образной сферы музыкальные произведения, так и классическое и современное звучание одного и того же музыкального опуса: ─ фрагмент «Половецких плясок» оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» и современный реп трек Warren G and Sissel «Prince Igor»; ─ Богослужебное песнопение "Садок священник" Ф. Генделя и гимн ФИФА. Применение метода моделирования художественно-творческого процесса возможно с помощью компьютерной программы «Steinberg Cubase 5». Возможности данной программы позволяют воспроизводить звучание музыкального произведения с помощью различных тембров – как имитирующих звучание реальных музыкальных инструментов, так и созданных самими учащимися с помощью синтезатора «Cubase». При этом имеющаяся в программе функция «drum-machine» позволит воспроизвести несколько вариантов ритмического сопровождения. Репертуар Музыкальный репертуар, который звучит на уроке, рекомендуется программами и методическими разработками. Однако, у педагога есть право корректировать, дополнять и обновлять звучащие на уроках музыки произведения, учитывая предпочтения и интересы учащихся. Разделение класса на группы с учетом гендерных особенностей учащихся позволяют использовать разный музыкальный репертуар в группах мальчиков и девочек. Основываясь на увлечении юношей современной музыкой с «тяжелыми» ритмами, рок- и реп-группами, мы предлагаем им в качестве музыкального материала для слушания произведения классической музыки в современной обработке с близкими подросткам по тембру музыкальными инструментами. Среди авторов современных обработок выступают такие исполнители и коллективы, как «РЭПсодия», «Jan Holland», «Royal Orchestra». В группе с девочками мы учитываем их увлечение современными молодежными сериалами и популярной музыкой. По аналогии с приемами, используемыми нами в группах мальчиков …., большинство музыкальных произведений, предназначенных для слушания, предлагается в сравнении с оригинальным звучанием. Использование во время звучания музыки соответствующего видеоряда, основанного на кадрах из фильма, в котором звучит изучаемое произведении, способствует появлению большей заинтересованности девушек процессом восприятия музыкального произведения. При сравнении знакомой девочкам музыки с ее оригинальным звучанием на уроке музыки в МОУ СОШ №128 Дзержинского района города Волгограда, мы получали следующие письменные комментарии: ─ «Музыка красивая, но когда она звучит в исполнении оркестра, без электронных музыкальных инструментов, она нравится мне еще больше. Я не знала, что это произведение написал композитор-классик». Аида М. 9 «б» класс; ─ «Я не думала, что классическая музыка бывает интересной. Я не знала, что оказывается слушаю классическую музыку в наушниках почти каждый день, думая что это современное произведение». Валерия У. 8 «а» класс. Таким образом, анализируя ответы девочек и мальчиков подростков, мы отмечаем повышение уровня интереса к произведениям классической музыки, что доказывает эффективность применяемых нами форм и методов работы. Однако, для реализации последних необходима мобильность самого учителя музыки, его потребность в саморазвитии, совершенствовании своих умений и навыков, стремление и способность к применению современных технологий на уроках музыки. Именно на эти качества, на наш взгляд, целесообразно и перспективно ориентироваться в процессе социально-гуманитарной подготовки современного учителя музыки. Список использованной литературы 1. Берикханова А.Е. Сотрудничество ВУЗА и общественных организаций как фактор совершенствования социально-гуманитарной подготовки будущих учителей [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com/21_NNP_2010 /Pedagogica/70490.doc.htm (дата обращения: 23.02.2013); 2. Сергеева О. М. Современный урок музыки как основная форма организации учебной работы [Электронный ресурс] URL: onsonans.ucoz.ru/publ/sovremennyj_urok_muzyki_kak_osnovnaja_forma_organizacii_uchebnoj_raboty/1-1-0-7 (дата обращения: 05.03.2013); 3. Столярчук Л. Ю. «О концепции Центра гендерных исследований ВГСПУ (к 5-летию создания)», Изв. Волгогр. гос.пед.ун-та. Серия «Педагогические науки». 2012. № 11(75), с. 34-37. |