Скачать 159.05 Kb.
|
Тема урока: «Нравственные проблемы современной семьи и православие». Тип урока: урок – творческий отчет Цель урока: Создать условия для осознания старшеклассниками необходимости изучения традиций и уклада жизни православной семьи как хранительницы духовно-нравственного опыта предков, неразрывно связанного с насущными проблемами современной семьи и вопросами молодежи, в области духовно-ценностных ориентиров. Задачи урока:
самоотверженной и жертвенной любви.
Ожидаемые результаты:
Подготовительный этап: - учащиеся класса делятся на 5групп, каждая из которых, готовит презентацию согласно тематике блока- модуля программы «Семья - малая церковь» по опорным вопросам: 1. На каких принципах должны основываться идеальные отношения в современной семье? 2. Какие факторы оказывают негативное влияние на взаимоотношения в семье? 3. Какие, на ваш взгляд, духовные ценности православия могли бы способствовать укреплению современной семьи? 4. Сформулируйте, в соответствии с вашей темой, один из пунктов Семейного кодекса для молодых людей, вступающих в брак. Этапы подготовки:
Темы блока-модуля: 1. «Мужчина и женщина» - 1 группа; 2. «Муж- глава семьи» - 2 группа; 3. «Чти отца и матерь свою» - 3 группа; 4. «Как правильно выйти замуж» - 4 группа; 5. «Роль женщины в сохранении здоровья нации» - 5 группа. Ход урока. I .Организационный момент (постановка проблемы). - Ребята, на предыдущих уроках мы с вами познакомились с духовными традициями православной семьи, изучали труды выдающихся деятелей христианства, прочитали соответствующие главы Святого Писания. Напомню основные темы наших бесед, составляющие тематический блок-модуль «Семья-малая церковь: 1. «Мужчина и женщина»; 2. «Муж- глава семьи»; 3. «Чти отца и матерь свою»; 4. «Как правильно выйти замуж»; 5. «Роль женщины в сохранении здоровья нации. Сегодня мы, опираясь на, полученные знания, попробуем создать модель идеальной семьи. 2. Актуализация базовых знаний. - Что означает в вашем понимании слово «семья»? - Какие семейные ценности актуальны для вас? - Есть ли в вашей семье традиции? - С чем они связаны? - Какие взаимоотношения в вашей семье? - Как вы относитесь к укладу жизни в вашей семье? (На доске открывается схема, которую необходимо дополнить недостающими элементами) семья семейные реликвии семейные традиции семейный бюджет семейные праздники семья семейный бюджет семейный кодекс семейные тайны семейный альбом - (В процессе работы с понятиями «семья» и «семейные отношения» учащиеся определяют круг семейных взаимоотношений, их регулирование, уклад, досуг и т.д.) - У каждого из вас на столе есть лист бумаги. Напишите на нём любое слово, которое отражало бы разные стороны семейной жизни, семейных отношений или просто относилось бы к понятию «семья». ( примерные варианты слов: кодекс, бюджет, отдых, фильм, праздники, жизнь, традиции, реликвии, тайны, альбом, бизнес, радости и т.д.) - Семья – это не только социальная и трудовая единица. Социальное единство этим не исчерпывается. Достаточно вспомнить, что есть честь семьи, которую соблюдают все ее члены, то есть принадлежность к семье как социальному единству захватывает и душу. (На доске цитата из Библии: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего). Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть». Быт. 2, 23 – 24) - Как вы понимаете, выражение: «будут два одна плоть»? (ответы учеников) - Это истина моногамии и неправда разводов. Благодать, даруемая любящим друг друга супругам в браке, никогда не может быть исчерпана, она всегда пребывает в семье и с семьей. Семья – это одно целое. Нет в семейной жизни разделенных сфер – отдельно телесной, социальной и духовной близости. Здесь одно откликается и отражается в другом, все очень связано внутренне и интимно, и любая боль одного чувствительно дает себя знать в другом. Для семьи, для семейной жизни нам дан пол, и все богатство, вся полнота и сила его впервые открывается в семье в своем высшем цветении и выражении. - Какая общая черта присутствует во всех счастливых семьях? - Может ли быть счастливой семья, в которой отсутствует самоотречение ради другого супруга? - Нужно ли готовиться к браку? - Каким образом? - Когда нужно начинать? - На эти и другие вопросы нам с вами предстоит сегодня ответить. 3. Сообщение новых знаний. - Как правило, семья начинается с заключения брака путем регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Законным супругам выдается свидетельство о браке. Информационный отдел нашей редакции подготовил сообщение, отражающее демографическую ситуацию в нашем районе. ( Демонстрация презентации, отражающей демографическую ситуацию в стране, области, районе, выступление 2-х учеников класса, основанное на данных полученных в интервью с работниками ЗАГСа, священнослужителями) Выступление ученика: Хочу обратить ваше внимание на данные демографической статистики по Октябрьскому сельскому району: за 1 квартал 2008 года полноправными жителями нашего Октябрьского района стали 165 младенцев(140 за тот же период прошлого года), из них 84 – девочки, 81 – мальчик. Продолжают быть нередкими случаи, когда родители не состоят в зарегистрированном браке, но отец ребенка желает установить отцовство. В первом квартале 2008 года в отношении 25 детей было установлено отцовство (16 за аналогичный период прошлого года). Всего за 1 полугодие этого года появились на свет 309 малышей. Очевидна, положительная динамика рождаемости, но заставляют серьезно задуматься следующие цифры: в текущем квартале было зарегистрировано 89 браков, развелись 73 пары; за 6 месяцев текущего, 2008 года зарегистрировано 182 брака, развелись148 пар. (Газета Октябрьского района «Сельский вестник» 23 апреля 2008г.) Очевидно, что для многих брак не стал обителью счастья, так как стоит не только на любви. Это социальный институт, а потому он неизбежно имеет в основе три составляющие – власть, ответственность и эмоциональность. Для тех, кто не готов подчиняться, принимать на себя ответственность брак становится разочарованием. Еще одна важная тенденция - стремление юношей и девушек скрепить свой союз перед алтарем. Впрочем, венчаются сегодня не только молодые. Многие люди, обретя в своей жизни религиозную веру, венчаются в достаточно зрелом возрасте, имея порою даже внуков. Но главное, что понимают молодые и немолодые люди, придя в храм для венчания, это то, что церковный брак – не магия и не гарантия благополучной жизни, а потенциал, сила и благословение для совместного несения тягот жизни. 4. Работа в группах. - А сейчас я предлагаю вам оформить подготовленный материал в виде презентации. (Во время практической работы учащихся звучит песня в исполнении Л. Долиной «Погода в доме») Практическая деятельность школьников: 1. составление алгоритма деятельности; 2. практическая работа: а) подготовка наглядно-графического материала; б) оформление материалов для презентации. 5. Презентация. - Итак, настало время представить результаты деятельности наших групп. Сообщение учащихся 1 группы на тему: «Мужчина и женщина»
Вопросы для социологического опроса:
Сообщение учащихся 2 группы на тему: «Муж – глава семьи»
Вопросы для социологического опроса:
Сообщение учащихся 3 группы на тему: «Чти отца и матерь свою…»
Вопросы для социологического опроса:
Сообщение учащихся 4 группы на тему: «Как правильно выйти замуж (жениться)»
Вопросы для социологического опроса:
Кто прав?
Сообщение учащихся 5 группы на тему: «Роль женщины в сохранении здоровья нации»
Вопросы для социологического опроса:
6.Подведение итогов. - На мой взгляд, нам удалось получить общее представление об идеальной семье и вместе с тем выявить те негативные факторы, которые стоят на пути ее создания. Попробуйте сопоставить ваши рассуждения о современной семье с христианской точкой зрения на проблемы брака и семьи. Какой вывод можно сделать? Примерные ответы учащихся: - Очевидно, что христианское учение о семейных духовных ценностях не противоречит современному представлению об идеальной семье. - Знакомство с православными семейными традициями помогло нам по-новому взглянуть на проблему брака, ощутить свою ответственность перед обществом за свое будущее. - Возрождение православных семейных ценностей будет способствовать укреплению современной семьи. - Чувствуете ли вы теперь, что семья – это действительно малая Церковь? ( ответы учеников) - По замыслу Творца, иерархия существует во всем творении Божьем. Отсюда становится понятным, почему муж – глава семьи. Главенствовать – значит брать на себя все самое трудное. Семья является житейским крестом для ее главы. В послании апостола Павла к есефянам говорится о том, что «муж есть глава жены, как Христос глава церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф. 5, 23 – 25) Главным в этом единении является принцип жертвенной любви и отдания себя другому. Христос возлюбил Церковь, так как собою пожертвовал ради тех, кто ее составляет. Принцип жертвенной любви есть главный постулат устроения подлинной семьи. Такой любви, когда не я в центре мира, а тот, кого я люблю. Семья, в которой любовь как взаимное желание спасения друг друга и помощи в этом, и в котором один ради другого себя во всем стесняет, ограничивает, отказывается от чего-то, для себя желаемого, - это и есть малая Церковь. 7.Рефлексия. - Друзья, мы с вами тоже составляем одну семью, школьную, полноправными членами которой являются ученики, педагоги, родители. - Чем же отличается наша школьная семья от домашней и что между ними общего? (ответы учащихся) - Все мы любим свои семьи, родственников, друзей и желаем им крепкого здоровья, добра, светлых и радостных дней. Мы желаем своим близким добра, счастья, благополучия. Сегодня я хочу научить вас одной незамысловатой детской песенке, полной глубокого духовного смысла и теплоты. А звучит она так: Давайте попросим Отца Бога Света Нашим родителям долгая лета! Долгая лета! Долгая лета! Долгая! Долгая! Долгая лета! - Таким образом, мы сможем пожелать долгих лет жизни родственникам, друзьям, соседям, учителям, директору нашей школы, президенту нашей великой России - всем кто нам дорог в этой жизни, кому мы обязаны всем, что имеем. (коллективное исполнение песенки учениками класса и учителем). Литература: 1.Домострой. М.: ОБРАЗ, 2007. 2.Карин С.Х. В мире мудрых мыслей. М.: Знание, 1962. 3.Не прерывая связь времен. Сборник методических рекомендаций и организационно-практических материалов. – Смоленск: ГОУ ДПОС «Смоленский областной институт усовершенствования учителей», 2006. 4.Панькова И.И. Христианская нравственность в современном мире. Ростов-на-Дону. 2007. 5.Последняя крепость. Протоирей Максим Козлов. Беседы о семейной жизни – М.: Издательство храма Св. мученицы Татианы при МГУ, 2006.. 6.Янушкявичус Р., Янушкявичене О., Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО – ПРЕСС, 2007 |
Семьи в русской литературе Нравственные проблемы в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (понимание счастья, долга, греха, справедливости) | Программа Спартакиады «Я и моя семья», «Реальный путь создания семьи», «Моя семья – ты Родины частица!», «Что такое семья?», «Трудовые традиции моей семьи»,... | ||
Федеральное агенство по науке и инновациям Юга России» и школу-семинар для студентов, молодых ученых и специалистов «Социальные, психолого-педагогические и духовно-нравственные... | Конкурс учителей истории и обществознания на лучшую разработку внеклассного... Образовательное учреждение: муниципальное образовательное учреждение–Кузайкинская средняя общеобразовательная школа Альметьевского... | ||
Конспект урока тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные... Тема: Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений» | Программа дисциплины актуальные проблемы современной науки и журналистика... Актуальные проблемы современной науки. Современные научные концепции дальнейшего развития человечества | ||
Реферат Нравственные ценности семьи Российского императора Николая Емакова Наталия Владимировна, Российская Федерация, Костромская область, город Кострома | Урок литературы "Нравственные проблемы в повести В. Г. Распутина " Дать краткий обзор творчества В. Распутина, обратить внимание на проблемы, которые ставит писатель в повести | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного... | Практический семинар по теме «Ценности семьи и семейной жизни в традиционных... Сош№55 5 февраля 2014г прошёл городской научно – практический семинар по теме «Ценности семьи и семейной жизни в традиционных религиозных... | ||
Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль... Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности» | Рабочая программа Предмет Технология, модуль: «Домашняя экономика» Состав семьи. Экономические функции семьи. Экономические связи семьи с другими семьями, предприятиями, государством, обществом. Семейное... | ||
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории», «добро», «зло», «положительные нравственные категории», «отрицательные... | «Православие России в XXI веке» С 25 апреля по 6 мая 2011г в школе проходила декада православной культуры по теме «Православие России в XXI веке» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Духовно-нравственные основы семьи. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя» (в 3 книгах). М. 2002 | Москва Актуальные проблемы современной науки гуманитарные науки часть... Актуальные проблемы современной науки: Труды 14-й Международной конференции -конкурса «Актуальные проблемы современной науки». Гуманитарные... |