Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории»





Скачать 80.93 Kb.
НазваниеУрок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории»
Дата публикации10.08.2014
Размер80.93 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок: Нравственные категории.

Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории», «добро», «зло», «положительные нравственные категории», «отрицательные нравственные категории»;

Обучающиеся должны убедиться в том, что знания по данной теме необходимы для определения личностных жизненных ориентиров, для оценки общественных явлений с позиции нравственных категорий.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

Притча: Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, -спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания- это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».(изображаю круги на интерактивной доске)

Надеюсь, наш урок будет способствовать расширению познания каждого из нас. Расширяющийся круг познания ставит для нас новые вопросы и мы стремимся найти на них ответы. Порой кажется, что то уже познано и это очевидно, но в очевидном мы находим неочевидное, но вполне вероятное.

Сегодня мы постараемся открыть это неочевидное, но вполне вероятное, в на первый взгляд, простой теме: Нравственные категории

ΙΙ. Изучение нового материала.

У вас на столах есть 2листочка. На одном - высказывания мыслителей древности о нравственных категориях, другой – нужен будет для записей.

Итак, что такое нравственные категории? Обратимся за помощью к словарям.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (нравственный кодекс человека)

Нравственный – соответствующий требованиям нравственности.

Категория (греч.) – 1)общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство);

2)разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких–либо признаков.(Словарь иностранных слов)

Категория - общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания (категория добра). (Словарь Ожегова.)

Что вы представляете, когда слышите слово «добро»? Какие ценности вы ассоциируете с добром? (на экране слайд)

Что вы представляете, когда слышите слово «зло»? Какие качества личности у вас ассоциируются со злом?( на экране 2я часть слайда)

Обсудить следующие вопросы для закрепления представлений о «добре» и «зле». ( вопросы на слайдах)

  1. Почему добро часто ассоциируется со светом (или белым цветом), а зло – с тьмой (черным цветом)?

  2. Как вы считаете, кто из философов прав?

  • Человек от природы добр и надо только не мешать развитию этого врожденного добронравия.

Ж-Ж. Руссо

  • Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы.

Демокрит .

Знаете ли этот эпизод из «Мастера и Маргариты»: Понтий Пилат обращается к Иешуа:

- Что это ты все время употребляешь слова: «Добрые люди»? Ты всех так называешь?

- Всех. Злых людей нет на свете.

(Крысолов по приказу Понтия Пилата ударил Иешуа, и на вопрос Понтия Пилата: Ты по прежнему считаешь, что все люди добрые? И тот, что ударил тебя тоже добрый? Иешуа ответил: Да, считаю! Люди становятся злыми от недостатка любви, от того, что много страданий перенесли в жизни.)

Вам известно выражение «сосуд Пандоры»?

Была в доме Эпитемея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора ( «наделенная всеми дарами»), и мучило ее любопытство. «Должно быть у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?» - думала Пандора. Однажды, когда Эпитемея не было дома, Пандора открыла сосуд и … вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Болезни, загнанные туда Прометеем…

Как вы думаете, почему Прометей, спасая людей от «зла» не уничтожил его полностью, а только спрятал?

Неужели зло необходимо?

Воланд («Мастер и Маргарита») спрашивает мытаря Матфея: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?».

Давайте попробуем встать в познании на ступеньку выше, попробуем разобраться в не сразу очевидном, но вполне вероятном.

Мы говорили, что добро ассоциируется с белым цветом. Знаете ли вы, что в природе нет как такого белого цвета. Художники утверждают, что белый цвет вбирает в себя все оттенки.

Не означает ли это что в добре есть что то от зла, а зло включает в себя и добро?!

Давайте обсудим следующие ситуации.

  1. Не убий – нравственный, религиозный принцип. Почему он не относится к солдатам? Воин- защитник Отечества уважаем в обществе как патриот, он образец высокой нравственности?

  2. Эвтаназия – это добро или зло?

  3. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». Почему так происходит?

Вы видите, насколько неоднозначна ваша оценка предложенных ситуаций. Вы своими ответами проиллюстрировали закон дидактики «Единство и борьба противоположностей". Как много неочевидного, но вполне вероятного в нравственных категориях «добро» и «зло».

ΙΙΙ. Выводы: Сократ говорил: «Высшая мудрость – различать добро и зло». Вот оно неочевидное, но вполне вероятное. Добро и зло – это абстрактные философские понятия, но это и нравственные категории. От человека, от общества, от исторической эпохи зависит каким содержанием наполняться эти понятия. А содержание, в свою очередь, зависит от приоритетов общества, от личностных ценностей. М.Булгаков в письме сестре писал:

« Воланд – то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания – с «древа добра и зла». В душе каждого человека идет борьба «добра» и «зла», вся история человечества - это борьба «добра» и «зла» и что победит зависит от нравственного стержня.

Вот оно «древо добра и зла» (на слайде) на нем вы видите нравственные категории - это плоды. Каждый человек свободен в своем выборе! Что он предпочтет! Человек укрепляет свой «нравственный стержень» (ось) положительными нравственными качествами, так же как он укрепляет свой иммунитет витаминами, для того чтобы противостоять вирусам. М. Булгаков говорил Воланд (Зло) нужен для того, чтобы проверить какова сила «нравственного стержня». Ведь «никакие силы зла не властны над тем, кто имеет прочный нравственный стержень, кто является хозяином своих помыслов и своего дела». ИМЕННО ОТ КАЖДОГО ИЗ ВАС ЗАВИСИТ: КАКИМИ ВАМ БЫТЬ? КАКОЙ ВЫБОР ВЫ СДЕЛАЕТЕ? НО КАЖДЫЙ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР!

Психологи провели исследование на тему: Что человек ценит в других людях и что бы он хотел воспитать в себе?

Человек хочет видеть себя:

  • Уверенными

  • Умными

  • Целеустремленными

  • Выдержанными

  • Доброжелательными.

Человек хочет видеть в окружающих:

  • Доброту

  • Честность

  • Взаимопонимание, сочувствие

  • Терпимость

  • Щедрость.

Люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих – значит нужно быть добрее самим. Золотое жизненное правило поможет всегда: «Относись к другим так как ты бы хотел, чтоб относились к тебе».По доброму!

Спроси у жизни строгой:

Какой идти дорогой?

Куда по свету белому

Отправиться с утра?

Иди за Солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра!

Забудь свои заботы,

Падения и взлеты,

не хнычь, когда судьба

Тебя ведет, не как сестра.

Но если с другом худо, не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда иди

Дорогою добра!

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов!

Не забывай, что жизнь –

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный:

Иди, мой друг всегда иди

Дорогою добра. Стихи Ю.Энтина

ΙV. Домашнее задание: Какое высказывание (те что предложены на первом листе)вы выбрали бы для себя сейчас? Какое высказывание отражает ваше жизненное кредо?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мыслители древности о нравственных категориях.

  • Нет добродетели выше правдивости, нет порока хуже лжи.(Др. индийская мудрость)

  • Дела должны вести нас к счастью. Но где нет справедливости, нет счастья. Поступай же справедливо. (Др. индийская мудрость)

  • Добродетель в том, чтобы делать ближним добро и не причинять зла. А делать добро – это делать для них то, чего желал бы самому себе. (Др. индийская мудрость)

  • С великим трудом поднимаем мы камень на гору, а вниз он падает мгновенно – так же влекут нас вверх добродетели, а вниз пороки. (Др. индийская мудрость)

  • Побеждай гнев мягкостью, зло-добром, жадность- щедростью, ложь- правдой. (Др. индийская мудрость)

  • Человек, творящий зло, - враг самому себе: ведь сам он и вкусит плоды своего зла.

  • Для жадного нет дельного и не дельного, нет славного и позорного, нет доброго и злого – для него есть только выгодное и невыгодное. (Др. индийская мудрость)

  • Живи в молодости так, чтобы быть счастливым в старости.(Др. индийская мудрость)

  • Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе – вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть – это зависит только от нас самих. (Конфуций)

  • Совершенный человек всё ищет в себе, ничтожный – в других. (Конфуций)

  • Не имей друзей, которые бы уступали тебе в моральном отношении.(Конфуций)

  • Ученик спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, за добро – добром».(Конфуций)

  • Уважать другого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего. (Конфуций)

  • Из всех преступлений самое тяжкое – это бессердечие. (Конфуций)

  • Если у тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков. (Конфуций)

  • Посещать и слушать злых людей – это уже начало злого дела. (Конфуций)

  • Люди высшей нравственности не считают себя нравственными; поэтому они имеют высшую нравственность.(Лао-цзы)

  • Когда видишь хорошее, следует отнестись к нему почтительно и проверить, есть ли у тебя эти качества. Когда видишь плохое, следует отнестись к нему с презрением и проверить, нет ли у тебя этих качеств. .(Сюнь-цзы)

  • Не делай зла, и тебя не постигнет зло; удаляйся от неправды, и она уклонится от тебя.(Ветхий завет)

  • Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло. (Притчи Соломона)

  • Кто презирает ближнего своего, тот грешит, а кто милосерд к бедным, тот блажен. (Притчи Соломона)

  • Кто бросает камень вверх, бросает его на свою голову, и коварный удар разделит раны. Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею. Кто делает зло, на того обратится оно, и он не узнает, откуда оно пришло к нему.(Ветхий Завет)

  • Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. (Притчи Соломона)

  • Добродетель проявляется в поступках и не нуждается ни в обилии слов, ни в обилии знаний.(Антисфен)

  • Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми. (Аристотель)

  • Нравственный человек многое делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. (Аристотель)

  • Должно приучать себя к добродетельным делам и поступкам, а не к речам о добродетели.(Демокрит)

  • Если даже ты наедине с собой, не говори и не делай ничего дурного. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других. (Демокрит)

  • Не думай, что, сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести. (Исократ)

  • Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр)

  • Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил. (Геллий)

  • Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость – все это может быть объединено в понятии «честность». (Квинтилиан)

  • Добродетель тем отраднее, чем больших трудов она стоит сама по себе. (Лукан)

  • Для добродетели ни одна дорога не является непроходимой. (Овидий)

  • Нет худа без добра. (Народная мудрость)

  • Ценность добродетели в ней самой. (Сенека)

  • Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего. (Цицерон)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconУрока: к концу урока учащиеся смогут
Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconУрок Тема: Нравственные правила
Способствовать формированию таких понятий как «нравственность», «нравственные правила» через закрепление знаний заповедей мировых...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconТема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла»
Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconТема: Правила поведения в школе. Цель урока
Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, внимательность, предупредительность, воспитанность
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconТемы рефератов. Современные подходы к определению категории «качество»...
Сравните представленные в табл. 4 определения понятия «качество», что между ними общего и в чем разница, какие аспекты этой категории...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconНа 01. 01. 2011 г. Статистика занимающихся шахматами в ханты-мансийскому...
Педагоги общеобразовательных учреждений – 192 чел., в т ч. 4 – в/категории, 5 – 1 категории, 1 – 2 категории
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека;...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconСовершенствование учительского корпуса
Осуществляли педагогическую деятельность 29 педагогических работников. Имеют соответствующие категории: высшую квалификационную категорию-15...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В мо 6 учителей. Среди них 4 учителя высшей категории: Богачева О. Н., Бугаева Н. В., Коптева И. А., Солодова С. Я.; 1 учитель I...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Евстрахова О. А., Волошенко Л. С., Худякова В. А., Сотникова И. В., Бузулукина Т. Н., Кривогузова Т. В., 2 учителя первой категории...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconТема: Понятие о происхождении ионизирующих излучений
Цель занятия: Теоретический разбор основных положений радиофизики. Усвоить понятия вида и доз излучения. Усвоить основные эффекты...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconУрок 1 Тема: Науки о человек. Здоровый образ жизни
Цель: усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconМку «уо и мп» с 22. 11. по 28. 11. 2013 года
Алексей Ляхов (в весовой категории 50 кг), Алексей Самбурских (в весовой категории 63 кг) в упорной борьбе завоевали серебряные медали;...
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconУрок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач»
Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории» iconУрок 17. Планета Друзей
«Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск