Скачать 80.93 Kb.
|
Урок: Нравственные категории. Цель: обучающиеся должны усвоить понятия: «нравственные категории», «добро», «зло», «положительные нравственные категории», «отрицательные нравственные категории»; Обучающиеся должны убедиться в том, что знания по данной теме необходимы для определения личностных жизненных ориентиров, для оценки общественных явлений с позиции нравственных категорий. Ход урока. Ι. Организационный момент. Притча: Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, -спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?» В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания- это маленький круг, а мои – большой. Все, что осталось вне этих кругов, - неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».(изображаю круги на интерактивной доске) Надеюсь, наш урок будет способствовать расширению познания каждого из нас. Расширяющийся круг познания ставит для нас новые вопросы и мы стремимся найти на них ответы. Порой кажется, что то уже познано и это очевидно, но в очевидном мы находим неочевидное, но вполне вероятное. Сегодня мы постараемся открыть это неочевидное, но вполне вероятное, в на первый взгляд, простой теме: Нравственные категории ΙΙ. Изучение нового материала. У вас на столах есть 2листочка. На одном - высказывания мыслителей древности о нравственных категориях, другой – нужен будет для записей. Итак, что такое нравственные категории? Обратимся за помощью к словарям. Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами (нравственный кодекс человека) Нравственный – соответствующий требованиям нравственности. Категория (греч.) – 1)общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство); 2)разряд, группа предметов, явлений, лиц, объединенных общностью каких–либо признаков.(Словарь иностранных слов) Категория - общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания (категория добра). (Словарь Ожегова.) Что вы представляете, когда слышите слово «добро»? Какие ценности вы ассоциируете с добром? (на экране слайд) Что вы представляете, когда слышите слово «зло»? Какие качества личности у вас ассоциируются со злом?( на экране 2я часть слайда) Обсудить следующие вопросы для закрепления представлений о «добре» и «зле». ( вопросы на слайдах)
Ж-Ж. Руссо
Демокрит . Знаете ли этот эпизод из «Мастера и Маргариты»: Понтий Пилат обращается к Иешуа: - Что это ты все время употребляешь слова: «Добрые люди»? Ты всех так называешь? - Всех. Злых людей нет на свете. (Крысолов по приказу Понтия Пилата ударил Иешуа, и на вопрос Понтия Пилата: Ты по прежнему считаешь, что все люди добрые? И тот, что ударил тебя тоже добрый? Иешуа ответил: Да, считаю! Люди становятся злыми от недостатка любви, от того, что много страданий перенесли в жизни.) Вам известно выражение «сосуд Пандоры»? Была в доме Эпитемея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора ( «наделенная всеми дарами»), и мучило ее любопытство. «Должно быть у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?» - думала Пандора. Однажды, когда Эпитемея не было дома, Пандора открыла сосуд и … вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Болезни, загнанные туда Прометеем… Как вы думаете, почему Прометей, спасая людей от «зла» не уничтожил его полностью, а только спрятал? Неужели зло необходимо? Воланд («Мастер и Маргарита») спрашивает мытаря Матфея: «Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла?». Давайте попробуем встать в познании на ступеньку выше, попробуем разобраться в не сразу очевидном, но вполне вероятном. Мы говорили, что добро ассоциируется с белым цветом. Знаете ли вы, что в природе нет как такого белого цвета. Художники утверждают, что белый цвет вбирает в себя все оттенки. Не означает ли это что в добре есть что то от зла, а зло включает в себя и добро?! Давайте обсудим следующие ситуации.
Вы видите, насколько неоднозначна ваша оценка предложенных ситуаций. Вы своими ответами проиллюстрировали закон дидактики «Единство и борьба противоположностей". Как много неочевидного, но вполне вероятного в нравственных категориях «добро» и «зло». ΙΙΙ. Выводы: Сократ говорил: «Высшая мудрость – различать добро и зло». Вот оно неочевидное, но вполне вероятное. Добро и зло – это абстрактные философские понятия, но это и нравственные категории. От человека, от общества, от исторической эпохи зависит каким содержанием наполняться эти понятия. А содержание, в свою очередь, зависит от приоритетов общества, от личностных ценностей. М.Булгаков в письме сестре писал: « Воланд – то постоянное зло, которое необходимо для существования добра и вечной справедливости в мире. Такова диалектика исторического развития и человеческого познания – с «древа добра и зла». В душе каждого человека идет борьба «добра» и «зла», вся история человечества - это борьба «добра» и «зла» и что победит зависит от нравственного стержня. Вот оно «древо добра и зла» (на слайде) на нем вы видите нравственные категории - это плоды. Каждый человек свободен в своем выборе! Что он предпочтет! Человек укрепляет свой «нравственный стержень» (ось) положительными нравственными качествами, так же как он укрепляет свой иммунитет витаминами, для того чтобы противостоять вирусам. М. Булгаков говорил Воланд (Зло) нужен для того, чтобы проверить какова сила «нравственного стержня». Ведь «никакие силы зла не властны над тем, кто имеет прочный нравственный стержень, кто является хозяином своих помыслов и своего дела». ИМЕННО ОТ КАЖДОГО ИЗ ВАС ЗАВИСИТ: КАКИМИ ВАМ БЫТЬ? КАКОЙ ВЫБОР ВЫ СДЕЛАЕТЕ? НО КАЖДЫЙ БУДЕТ ОТВЕЧАТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР! Психологи провели исследование на тему: Что человек ценит в других людях и что бы он хотел воспитать в себе? Человек хочет видеть себя:
Человек хочет видеть в окружающих:
Люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты. Вы чувствуете дефицит доброты в окружающих – значит нужно быть добрее самим. Золотое жизненное правило поможет всегда: «Относись к другим так как ты бы хотел, чтоб относились к тебе».По доброму! Спроси у жизни строгой: Какой идти дорогой? Куда по свету белому Отправиться с утра? Иди за Солнцем следом, Хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди Дорогою добра! Забудь свои заботы, Падения и взлеты, не хнычь, когда судьба Тебя ведет, не как сестра. Но если с другом худо, не уповай на чудо, Спеши к нему, всегда иди Дорогою добра! Ах, сколько будет разных Сомнений и соблазнов! Не забывай, что жизнь – Не детская игра. Ты прочь гони соблазны, Усвой закон негласный: Иди, мой друг всегда иди Дорогою добра. Стихи Ю.Энтина ΙV. Домашнее задание: Какое высказывание (те что предложены на первом листе)вы выбрали бы для себя сейчас? Какое высказывание отражает ваше жизненное кредо? ПРИЛОЖЕНИЕ Мыслители древности о нравственных категориях.
|
Урока: к концу урока учащиеся смогут Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,... | Урок Тема: Нравственные правила Способствовать формированию таких понятий как «нравственность», «нравственные правила» через закрепление знаний заповедей мировых... | ||
Тема: Нравственные уроки рассказа Е. Носова «Кукла» Моей неизменной темой по-прежнему остаётся жизнь простого деревенского человека, его нравственные истоки, отношение к земле, природе... | Тема: Правила поведения в школе. Цель урока Понятия, которые должны усвоить дети: этикет, внимательность, предупредительность, воспитанность | ||
Рабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение... Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика» | Темы рефератов. Современные подходы к определению категории «качество»... Сравните представленные в табл. 4 определения понятия «качество», что между ними общего и в чем разница, какие аспекты этой категории... | ||
На 01. 01. 2011 г. Статистика занимающихся шахматами в ханты-мансийскому... Педагоги общеобразовательных учреждений – 192 чел., в т ч. 4 – в/категории, 5 – 1 категории, 1 – 2 категории | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: познакомить с героическим поступком жён декабристов; определить нравственные понятия, духовные возможности человека;... | ||
Совершенствование учительского корпуса Осуществляли педагогическую деятельность 29 педагогических работников. Имеют соответствующие категории: высшую квалификационную категорию-15... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В мо 6 учителей. Среди них 4 учителя высшей категории: Богачева О. Н., Бугаева Н. В., Коптева И. А., Солодова С. Я.; 1 учитель I... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Евстрахова О. А., Волошенко Л. С., Худякова В. А., Сотникова И. В., Бузулукина Т. Н., Кривогузова Т. В., 2 учителя первой категории... | Тема: Понятие о происхождении ионизирующих излучений Цель занятия: Теоретический разбор основных положений радиофизики. Усвоить понятия вида и доз излучения. Усвоить основные эффекты... | ||
Урок 1 Тема: Науки о человек. Здоровый образ жизни Цель: усвоить понятия об основных этапах развития анатомии, физиологии, гигиены человека | Мку «уо и мп» с 22. 11. по 28. 11. 2013 года Алексей Ляхов (в весовой категории 50 кг), Алексей Самбурских (в весовой категории 63 кг) в упорной борьбе завоевали серебряные медали;... | ||
Урок по физике. Тема: «Термодинамика. Решение задач» Открытый урок по литературе. Тема: Нравственные уроки в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб», 5 в класс | Урок 17. Планета Друзей «Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй |