Урок 17. Планета Друзей.
Цель:
1. Обобщение и систематизирование знаний учащихся по
итогам изучения первых двух блоков предмета «Светская этика», первый – это «Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, второй – «Светская этика».
Задачи:
Предметные: понимание значения нравственности в жизни человека и общества .
Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий.
Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувства других людей. Оборудование: Основы светской этики: учебник для 4 кл. М: 2011; мультимедиа- проектор; компьютер; творческие работы.
На доске: «Добро не наука, оно действует». Рисунки ребят по пройденным темам.
Подготовительная работа: Учащиеся класса разбиваются самостоятельно на творческие группы, образуя планеты. Каждая группа состоит из 4-5 человек.
Ход урока.
Орг. момент. Музыка. Спейс.
Целевая установка.
Слайд---« Природа дала нам в руки большую интеллектуальную и моральную силу, но мы часто используем эту силу как оружие против ближних. Поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестным и диким». Так сказал Аристотель.
Пройдёт время, и другой философ – Гегель, разовьёт эту мысль таким образом:
Слайд--- «Когда человек совершает тот или другой поступок, то это ещё не добродетель; добродетелен он лишь в том случае, если этот способ поведения становится постоянной чертой характера».
Всё верно, человек не может жить без цели, без идеалов, без морали, если он хочет быть достойным своего звания.
Качества эти неврождённые, и не генетический код передаёт их. Их нужно воспитывать. Можете ли вы чувствовать чужую боль, как свою собственную, можете ли делать добро, не раздумывая, не рассчитывая получить что-то взамен? Этому вы учились на уроке этика. Научиться всему нравственному не возможно на нескольких уроках, это нужно воспитывать в себе целую жизнь. Тем не менее вы многое знаете, посмотрим, что у вас получилось.
Итак, в путь!
Проверка творческого домашнего задания :
конкурс называется «Парад планет».
Слайд---:
Каждая группа представляет свою планету / Название планеты, в соответствии. Девиз, песня или стихотворение о своей планете. Рисунок/.
Вопрос учителя:
1.Какие события могут проходить на вашей планете?
Ответ команды:
Вопрос учителя:
2.Какие правила взаимодействия действуют на вашей планете?
Ответ команды:
Вопрос учителя:
3.Как разрешаются конфликты на вашей планете?
/После представления, команды вывешивают свои рисунки планет на доску/.
Конкурс – поступки
Слайд---:
/фрагменты из сказок «Золушка», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях", «Сказка о рыбаке и рыбке», «Снежная королева»/.
Учитель:
Вспомните русские народные сказки или сказки зарубежных писателей . Зачитайте отрывок или инсценируйте. Расскажите о несправедливом отношении одних героев по отношению к другим. Объясните, почему вы так считаете.
(выходят по одному учащемуся от каждой группы и вытаскивают листок с отрывком из данных сказок. В течение 1 минуты идёт подготовка задания, затем выступление). 3 конкурс «Презентация »
/учащимся на прошлом уроке были даны темы для будущей презентации на выбор по пройденному материалу:
«Россия - Родина моя»;
«Я хочу вам рассказать об одном добром человеке»;
Добро и зло в русских народных сказках»;
«Добродетельные герои сказок Г.-Х.Андерсена, Ш.Перро» (по выбору);
Добродетель и порок в сказке А.Т.Толстого «Золотой ключик», или Приключения Буратино»;
«Вот что значит настоящий, верный друг»;
Приключения Буратино»;
«Вот что значит настоящий, верный друг»;
«Ты навсегда в ответе за тех. Кого приручил (А. де Сент-Экзюпери).
- От каждой команды выходят 1-2 человека и представляют свою презентацию.
Учитель:
- Мы познакомились увидели какие планеты находятся в нашей Вселенной. Но, чтобы лучше понять и почувствовать друг друга нужно поздороваться. Ведь как гласит народная молва, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем лечебное снадобье. И с этим нельзя не согласиться.
Слайд---:
Замечательный знаток русской речи Владимир Иванович Даль собрал немало приветствий, которые бытовали в прошлом.
Жнецам, заканчивающим жатву, говорили: « С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!»
Молотильщикам также желали успешной работы: «По сто на день, по тысяче не неделю!»
«Хлеб, да соль!», или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим. «Гуси-лебеди летели» - так приветствовали хозяев дома, если они белили потолок.
Вежливый человек не просто должен был ответить на приветствие, но использовать специальную для этого этикетную форму.
Когда женщине занятой дойкой говорили» «Море под коровой!» - у нее наготове был ответ: «Река молока!»
- физкультминутка
Учитель:
Давайте поприветствуем друг друга рукопожатием!
/учащиеся приветствуют друг друга из каждой команды рукопожатием/.
Слайд---:
4 конкурс «Собери пословицу»
-Сейчас вам нужно найти пару пословице которая появиться на слайде.
/каждой команде выдаются листочки на которых написаны окончания пословиц беспорядочно/.
Учись доброму
| худое на ум не пойдёт.
| Истинное добро
| всегда просто.
| Сделаешь худо
| не жди добра.
| Добро желаешь
| добро и делай.
| Добрый человек
| добру и учит.
| За добро
| добром и платят.
| Добро творить
| - себя веселить.
| Живи для людей,
| поживут люди для тебя.
| С добрым жить
| хорошо.
| Худого худым
| не исправишь.
| От добра
| добро не ищут.
| Кто родителей почитает,
| тот во веки не погибает.
| Вся семья вместе,
| так и душа на месте.
|
Слайд---:
5 конкурс «Три слова».
- учитель:
Каждая команда получит три слова. Вам нужно составить предложение или небольшой рассказ используя эти слова.
Духовный мир, традиции, семья.
|
| Свобода, ответственность, человек.
| Добро,зло,поступки.
| Дружба, одноклассники, 4класс
|
Слайд---:
6 конкурс «Подарок».
- учитель:
Каждой команде выдано три листочка. На первом напишите , чтобы вы хотели подарить другу.
На втором, чтобы вы подарили классу.
На третьем, чтобы вы подарили новому предмету « Светская этика». Слайд---:
Итог урока:
- Вот и подошёл к концу наш урок и первая часть курса «Светской этики». Мне хочется сказать словами древнегреческого философа Аристотеля:
«Не для того мы рассуждаем, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы стать хорошими людьми.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.
Спасибо – урок окончен. |