Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение –
Терешковская основная общеобразовательная школа
«Согласовано»
Руководитель МО
_____________ Протокол № ___ от «____»________2013 г.
|
| «Утверждено»
Директор
МОУ Терешковской ООШ Романов Е.П. Приказ № ___ от «___»____2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коваль Надежды Митрофановны
по учебному курсу «Окружающий мир»
1 класс Базовый уровень
УМК «Планета знаний»
Г.Г.Ивченкова,И.В.Потапов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
протокол № ____от «__»_______2013 г
Рабочая программа по окружающему миру
Предмет: окружающий мир. 1 класс.
Система обучения: традиционная.
Программа: образовательная
УМК: Планета Знаний. Окружающий мир. Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г. Количество часов в неделю по программе 2
Количество часов в неделю по учебному плану 2
Количество часов в год 66
Из них:
Из них:
*предметных уроков 7
*экскурсий 7
* Н.Р.К. 10
* практических работ 10
* опытов и наблюдений 20
* проверочных работ 4
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2009 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»
Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программа является авторской.
Программа и материал УМК рассчитан на 66 часа в год, 2 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).
Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель – формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.
Задачи курса:
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
социализация ребёнка;
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличие пробелов в знаниях и умениях);
формирование основ экологической культуры;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
При отборе содержания курса учитывались основные дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности, а также принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования».
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу положено диалектическое единство системы «природа – человек – общество».
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали).
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику. Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
При отборе и построении содержания курса учитывались и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и экологический.
Данная программа обеспечивает результаты деятельности, которая выражается в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для успешного обучения в среднем звене школы, а также в усвоении конкретных элементов социального опыта и опыта творческой деятельности.
Содержание программы
Пришла пора учиться (13 часов)
Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель – ученик, ученик – ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня.
Человек (13 часов)
Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т.п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека.
Природа в жизни человека (21 час)
Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды6 год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового)6 корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга.
Человек среди людей (17 часов)
Наша страна – Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказывать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах.
Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу (начало осени, середина осени, зима, весна).
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
основные части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги);
органы чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа) и их значение;
виды эмоционального состояния человека (грустный, весёлый, удивлённый, испуганный);
о здоровом образе жизни и элементарных правилах личной гигиены;
о предметах личной гигиены и их назначении;
о профессиях родителей и работников школы;
о безопасном поведении дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
свои имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес;
название страны, её столицу;
герб и флаг России;
виды транспорта (наземный, воздушный, водный);
названия частей растений;
отличительные признаки деревьев, кустарников и травянистых растений, лиственных и хвойных растений;
названия некоторых насекомых, рыб, птиц и зверей (по 3-4 представителя);
о значении домашних животных в жизни человека;
наиболее характерные признаки времён года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных);
названия месяцев в году и дней недели;
некоторые охраняемые растения и животные.
Учащиеся должны уметь:
различать эмоциональное состояние людей (грусть, веселье, удивление, испуг);
выполнять элементарные правила личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, в природе и общественных местах;
приводить примеры видов труда людей;
выражать приветствие, благодарность, просьбу; правильно вести себя за столом и в общественных местах;
различать части растений 9корень, стебель, лист, цветок, плод);
приводить примеры дикорастущих и культурных растений, домашних и диких животных;
ухаживать за комнатными растениями;
правильно вести себя в природе.
Учащиеся могут знать:
названия основных возрастных периодов жизни человека (младенец, дошкольник, школьник, подросток, взрослый, старый человек);
о самонаблюдении и самоконтроле;
о мире невидимых существ (микробов) и их роли в распространении болезней;
некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
условия жизни растений и животных: свет, тепло, вода, воздух, почва;
как развиваются растения;
о разнообразии способов движения и питания животных;
гимн России.
Учащиеся могут уметь:
различать объекты живой и неживой природы;
различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
выращивать растения одним из изученных способов (из семени, луковицы, черенка, листа);
приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей);
рассказывать о разнообразии труда людей;
устанавливать родственные связи;
пользоваться схемами, таблицами, справочной литературой.
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир », 2 ч в неделю
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности
| Планируемые результаты
| Вид контроля
| Элементы
Дополни тельного содержания
| Дата
проведения
| план
| факт
| Пришла пора учиться (13 ч)
| 1
| Вводный урок. Что такое окружающий мир.
С 3-7, раб. тетр. №1 с. 3-5
| 1
| Изуче ние нового
| Что такое окружающий мир. Как человек познает природу. Правила поведения в природе
| Знать, что окружающий мир - это все, что мы видим вокруг. Уметь называть предметы окружающего мира; наблюдать за явлениями природы; описывать и называть явления природы; проводить простейшие опыты; объяснять материал по сюжетным рисункам
| Фронтальная беседа
|
| 2 сент
|
| 2
| Ты и твое имя
С 8-9 , раб. тетр. №1 с. 6-7
| 1
| Урок-игра
| Как человек познает самого себя
| Знать свое имя, имена своих близких и родных людей.
Уметь задавать вопросы; составлять слово из первых букв названий предметов; объяснять значение имени; пользоваться справочником
| Текущий
|
| 6
|
| 3
| Экскурсия «Твоя школа»
| 1
|
| Дорога от дома до школы
| Знать правила поведения в школе; знать, где находятся кабинет врача, библиотека, столовая, спортзал, актовый зал, классы
| Практическая работа
|
| 9
|
| 4
| Твоя школа
С 10-11 , раб. тетр. №1 с. 8-9
| 1
| Комбинированный
| Правила поведения в школе
| Уметь рассматривать и анализировать изображение школы в учебнике; называть людей, которые работают в школе; анализировать свои поступки и поведение в школе; разыгрывать сценки с определением правил поведения в школе
| Текущий
|
| 13
|
| 5
| Экскурсия «Во дворе школы»
| 1
|
| Что такое окружающий мир. Природа как важнейшее условие жизни человека
| Знать правила поведения во дворе школы
| Текущий. Индивидуальный опрос
|
| 16
|
| 6
| Во дворе школы
С 12-13, раб. тетр. №1 с 10-11
| 1
| Урок практического применения знаний, умений
| Школьный двор. Что такое окружающий мир. Способы познания окружающего мира
| Уметь анализировать изображение шк. двора в учебнике и сравнивать свой шк. двор с этим рисунком; рас сказывать, что есть во дворе твоей школы; задавать вопросы по рисун ку, используя слова «что», «где», «для чего», «когда»; анализировать поступки детей и выбирать из них правильные; доказывать свое мнение
| Текущий
|
| 20
|
| 7
| Экскурсия «Вот и лето прошло»
| 1
|
| Как человек познает приро ду. Нежив. и жив. природа (различение, краткая характе ристи ка объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание связи нежив. и жив. природы. Спо собы познания окружающего мира: наблюдения, опыты
| Знать признаки лета.
Уметь составлять рассказ на тему
«Что я видел на экскурсии»
| Текущий. Индивидуальный опрос
|
| 23
|
| 8
| Вот и лето прошло
С 14-15 ,
раб. тетр. №1 с. 12-13
| 1
| Комбинированный
| Времена года. Сезонные изменения в природе летом и осенью
| Знать, что ядовитые грибы собирать нельзя.
Уметь по рисункам определять время года; называть ядовитые грибы; называть признаки лета
| Текущий
|
| 27
|
| 9
| Экскурсия «Дорога в школу»
| 1
| Комбинированный
| Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах
| Знать дорогу в школу; правила дор. движения. Уметь выполнять прави-ла безопасности в дороге от дома до школы; показывать на схематичном рисунке путь. Пети и Маши от дома до школы; определять, какие опас ности могут подстерегать по дороге из дома в школу; выполнять сигналы светофора при переходе улицы
| Текущий
|
| 30
|
| 10
| Дорога в школу
С 16-19 ,
раб. тетр. №1 с. 14-15
| 1
| Урок-путешествие
| Дорога в школу. Безопасное поведение на дорогах
| Знать безопасный маршрут от дома до школы; как обходить автобус, троллейбус, трамвай при переходе улицы; дорожные знаки; как избе жать опасности по дороге в школу. Уметь рассказывать о правилах пере хода улицы; определять по справоч нику, что обозначают дорожные знаки; рассказывать о своей дороге от дома до школы
| Текущий. Индивидуальный опрос
|
| 4 окт
|
| 11
| Твой распорядок дня
С 20-21 ,
раб. тетр. №1 с. 16-17
| 1
| Комбинированный
| Режим дня школьника. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья
| Знать понятия «режим, распорядок дня». Уметь рассказывать о распо рядке дня; сравнивать свой распоря док дня с распорядком дня героя учебника; пользоваться справочни ком; определять время суток на рисунке; объяснять различие во времени суток
| Текущий
|
| 7
|
| 12
| Экскурсия «Осень»
| 1
|
| Взаимосвязь растений и живот ных. Растения: травы, кустарники, деревья. Живот ные: разнообразие (насеко мые, рыбы, птицы, звери)
| Знать признаки осени. Уметь выполнять простейшие наблюдения во время экскурсии; собирать и хра нить природный материал; сравнивать листья, собранные на экскурсии
|
|
| 11
|
| 13
| Осень
С 22-23 ,
раб. тетр. №1 с. 18-19
| 1
| Комбинированный
| Явления природы (общее представление о 3—4 явлениях). Особенности времен года. Времена года, их особенности
| Знать понятия «перелетные птицы» и «оседлые птицы». Уметь анализи ровать и сравнивать признаки лета и осени; пользоваться справочником; находить признаки осени на рисунке; выполнять поделки из природного материала
| Текущий. Индивидуальный опрос
|
| 14
|
| | |