Академические свободы: генезис и современное состояние





Скачать 117.96 Kb.
НазваниеАкадемические свободы: генезис и современное состояние
Дата публикации16.07.2013
Размер117.96 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы

Академические свободы: генезис и современное состояние

Автор:Кайгородцева Е.И.

22.08.2005


        Прежде, чем рассматривать происхождение, становление и развитие академических свобод, хотелось бы обратиться к определению этого понятия, имеющемуся в настоящее время. В соответствии с Педагогическим энциклопедическим словарем "академическая свобода - это предоставление определённых прав работникам образования (профессорско-преподавательскому составу, научным работникам и студентам вузов). Означает возможность для преподавателя - свободно излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы и методику для научных исследований, а для студента - получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность руководства образовательного учреждения за создание оптимальных условий для свободного поиска истины".
        Более развернутое определение дается Словарем по правам человека. Академическая свобода (Academic freedom) означает свободу членов академического сообщества, каждого в отдельности или всех вместе, в стремлении к развитию и передаче знаний через исследования, разработки, дискуссии, документирование, творческую деятельность, преподавание, чтение лекций и создание научных работ. Для того чтобы создать условия для возникновения новых знаний и обучение технологиям прошлого и настоящего, правительства обязаны воздерживаться от использования системы образования в качестве инструмента для пропаганды. Они также должны обеспечить преподавательскому составу и студентам всех высших учебных заведений условия для автономии и свободы преподавания и исследовательской деятельности без полицейского или военного надзора или преследований. Академическая свобода включает открытый доступ к информации об общественных делах и делах своего учреждения, возможность обмениваться информацией со своими коллегами в своей стране и за рубежом.

        Таким образом, академическая свобода включает в себя такие элементы, как свобода преподавания и свобода студентов (свобода слова, исследований, выражения мыслей, при выборе курсов и форм обучения и т.п.). Хотелось бы отметить, что академическая свобода тесно связана с автономией учебного заведения, которая означает самостоятельность, независимость учреждения при определении его политики, в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности.
        Идея академических свобод развивалась вместе с увеличением роли университетов в Европе в 10-11 веках. Основной целью ученых этих учреждений была свобода в исследованиях и научных изысканиях. Несмотря на значимость университетов и наличие внутреннего самоуправления, все они были подчинены строгому церковному контролю. Церковь преследовала ученых, чьи идеи и исследования противоречили религиозным верованиям .
        Концепция и практика академической свободы, как ныне считается на западе, датируется приблизительно 17 веком . Истоком университетов средневековой Европы являются свободные объединения учеников, которые собирались вокруг знаменитых учителей и сами определяли свою жизнь. Вскоре общественная польза этих объединений была признана государственной властью, и они получили охранительные привилегии и почетные права, а именно автономное правосудие и право присуждать академические степени. Именно это свободное объединение самостоятельных людей, в котором как учитель, так и ученик не имеют иного интереса, кроме как любви к науке, где одни стремятся познать оставленные древними сокровища духовного образования, а другие - заронить в умах нового поколения искру того идеального воодушевления, что согрело их собственную жизнь, - положило начало университету, идея и организация которого основаны на полной свободе. Но эту свободу не следует понимать в смысле свободы преподавания в современном смысле. В Средние века большинство, как правило, очень нетерпимо относилось к отклоняющимся мнениям, и их сторонники нередко были вынуждены покидать университеты. И это происходило не только там, где в науку вмешивалась церковь или где речь шла о политических или метафизических вопросах. Даже медицинские факультеты, в том числе и самый известный из них - парижский, не терпели ни малейших отклонений от тех категорий, которые рассматривались учением Гиппократа.

        Таким образом, хотя академическая свобода существовала в университетах в средние века, в то время она означала лишь некоторые юридические права, например, право автономии и право гражданской или церковной защиты, которыми пользовались некоторые гильдии, образующие студенческие сообщества (studium generale) или университеты. До 17 века интеллектуальная активность в университетах была ограничена, в основном, теологическими соображениями, и мнения или выводы, которые противоречили религиозным доктринам, как правило, должны были быть отвергнуты как еретические.
        "В конце 17 века работы таких деятелей, как английские философы Джон Локк и Томас Хобс (John Locke and Thomas Hobbes), проложили дорогу для академической свободы в ее современном смысле. Их работы продемонстрировали необходимость отсутствия ограничений на исследования в науке и общего подхода в обучении, свободного от предрассудков любого рода. Однако ни Локк, ни Хобс не поддерживали неограниченную академическую свободу. Немецкие университеты в Галле и Геттингене, основанные соответственно в 1694 и 1737 году, были первыми европейскими университетами, которые предлагали широкую академическую свободу с незначительными отклонениями от ее основ. Но свобода преподавания сохранялась - и в Германии, и в соседних странах - не всегда. Во времена политических и религиозных конфликтов господствующие партии нередко позволяли себе довольно грубое вмешательство в процесс преподавания, и немецкая нация всегда воспринимала это как посягательство на святыню. Обширные политические свободы в новой Германской империи позволили исправить положение в этой сфере" .
        В конце 18 века в немецких университетах можно было "беспрепятственно преподавать самые радикальные следствия материалистической метафизики, самые смелые спекуляции на почве дарвиновской теории эволюции - и в равной мере самые радикальные теории непогрешимости папы. Конечно, приемы, не имеющие ничего общего с обсуждением научных утверждений, такие как подозрение в нечистой мотивации или поношение личностных качеств оппонента, остаются, как и на трибунах европейских парламентов, под запретом, равно как и провокация на совершение противоправных действий. Но вместе с тем ничто не мешает обсуждению любых спорных научных вопросов. В английских и французских университетах о свободе преподавания в таком смысле не может быть и речи. Даже в College de France на лекции о научном значении Э. Ренана наложен церковный запрет, а тьюторы английских университетов не могут ни на волос отступить от догматической системы английской церкви, не подвергнув себя взысканию со стороны архиепископа и не потеряв своих учеников". Берлинский университет, основанный в 1810 году, предложил доктрину Lehr- und Lernfreiheit ("свобода обучать и изучать") и укрепил позиции германии как лидера академической свободы в 19 веке. В 18 и 19 веках университеты в западной Европе, Великобритании и соединенных штатах пользовались все возрастающей академической свободой, поскольку признание экспериментальных методов в науке становилось все более распространенным, а контроль организаций со стороны религиозных конфессий становился все менее строгим. В Великобритании, однако, религиозные экзамены для окончания института и вступления в должность преподавателя не были отменены до конца 19 века.

        Что касается Соединенных Штатов, то и здесь в 19 веке для академических свобод представляла угрозу религиозная нетерпимость, из университетов было уволено большое количество преподавателей, религиозные верования которых находились в противоречии с установленными представлениями. Кроме того, еще одним сдерживающим фактором стала экономическая и политическая власть. Дело в том, что многие университеты имели богатых благотворителей в качестве опекунов, которые считали, что обучение в их университетах должно согласовываться с их собственными экономическими и политическими представлениями.
        В 20 веке основной угрозой для Штатов стал СССР, вследствие чего с целью предотвращения проникновения коммунистической идеологии множество профессоров было обвинено в поддержке коммунизма и потеряло их рабочие места.
        В настоящее время в США решаются следующие вопросы: какие обязанности сопровождают академические свободы? До какой степени академическая свобода одного человека не переступает границы той же свободы другого человека? Возможно, решение этих проблем поможет сформировать содержание определения академических свобод и свободы преподавания.

        Так некоторые исследователи, определяют ответы на эти вопросы следующим образом: ученый, "преподаватель должен быть этичен, что обозначает его обязательство преподавать правду, базирующуюся на свидетельствах, рациональных аргументах и объективных исследованиях" . "Демонстрируя свое предпочтение к правде, преподаватель выполняет свои моральные обязательства, что в свою очередь автоматически приводит к возникновению ощущения ответственности перед студентами" .
        В результате появляется вывод, что академические свободы тесно связаны со свободой преподавания, поскольку "академическая свобода - это свобода, предоставленная преподавателям, в преподавании предметов (поскольку они лучше знают исследуемую область), не сдержанная политикой или идеологией. Это - также свобода студентов изучить и искать правду, не находясь под давлением, с целью определения политических или идеологических перспектив" .
        Законодательное же отношение США выразилось в том, что академическая свобода должна быть выражена в свободе обучения, свободе выполнения научных исследований, свободе творческой работы и свободе изучения.

        Хотелось бы отметить, что нормативное закрепление свободы преподавания как таковой, а также как части академических свобод наблюдается в настоящее время в конституциях разных стран, но далеко не всех. Так Основной закон Федеративной Республики Германия в статье 5 п.3 закрепляет, что "искусство и наука, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не осовбождает от верности Конституции" (Artikel 5 [Meinungs-, Informations-, Pressefreiheit; Kunst und Wissenschaft] (3) Kunst und Wissenschaft, Forschung und Lehre sind frei. Die Freiheit der Lehre entbindet nicht von der Treue zur Verfassung.).
        Конституция Италии гласит, что "искусство и наука свободны, и преподавание их свободно. …Учреждения высокой культуры, университеты и академии имеют право на автономную организацию в пределах, установленных законами государства (ст. 33).
        Статья 20 основного закона Испании помимо признания и закрепления права на свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений в устной, письменной форме или иными средствами воспроизведения, провозглашает и свободу преподавания, которые ,по сути являются тесно связанными с академическими свободами.

        Академические свободы закреплены и в конституционном законодательстве Греции. Ст. 16 п.1 "Искусство и наука, исследования и образование свободны. Их развитие и содействие им являются обязанностью государства. Университетская свобода и свобода образования не освобождают от обязанности соблюдать Конституцию".
        Япония в закреплении академических свобод ограничилась гарантией свободы научной деятельности . Что также весьма важно, поскольку конституции некоторых государств на этом аспекте внимания не акцентировали, например, Канада, США. Хотелось бы отметить, что академические свободы как таковые не закрепляются, речь идет либо о их составляющих, либо (что встречается реже) об университетской автономии.
        Что касается становления академических свобод в нашем государстве, то его путь был долог и сложен, что обусловлено историческими особенностями. Но, тем не менее, в настоящее время государство, закрепляя академические свободы, определило свою позицию по данному вопросу.

        Прежде всего (здесь речь идет не о хронологической первоочередности, а о главенстве юридических источников), была закреплена свобода преподавания (которая является частью академических свобод) статьей 44 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года - "каждому гарантируется свобода преподавания".
        А в соответствии со ст. 55 Федерального закона РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 "при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников".
        Ст. 3 п. 3 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании" от 22 августа от 1996 № 125-ФЗ гласит, что "Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

        Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий ля свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения".

        Логичнее всего будет в качестве завершения обратить внимание на международное закрепление академических свобод (хотя, безусловно, юридически международные нормы права ратифицированных документов имеют главенствующее значение по отношению к национальным).

        "При исполнении профессиональных обязанностей учителя должны пользоваться академической свободой. Поскольку учителя обладают особой компетенцией в оценке учебных пособий и методов обучения, наиболее подходящих для своих учащихся, то они должны играть главную роль при выборе и приспособлении учебных материалов, отборе учебников и применении методов преподавания в рамках утвержденных программ и с помощью органов народного образования", гласит ст. 61 Рекомендаций о положении учителей, принятых Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей в Париже 5 октября 1966 году . Статья 62, кроме того, дополняет, что "Учителя должны быть свободны в использовании методов, которые им представляются наиболее целесообразными для оценки успеваемости учащихся, но при этом должна быть исключена несправедливость по отношению к отдельным учащимся".
        Кроме того, имеется такой документ, как Рекомендация о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений, принятый Генеральной конференцией на ее 29-й сессии в Париже в 1997 году, который более детально регламентирует академические свободы.
В частности:

        "11. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны иметь доступ к библиотекам, которые имеют в наличии современную литературу, отражающую разные стороны той или иной проблемы и не являющуюся предметом цензуры или других форм вмешательства в интеллектуальную деятельность. Они также должны иметь не ограниченный цензурой доступ к международным компьютерным сетям, спутниковым программам и базам данных, необходимым для их преподавательской деятельности, научной или исследовательской деятельности.
        12. Следует способствовать публикации и распространению результатов научных исследований, полученных преподавательскими кадрами учреждений высшего образования, для приобретения ими той репутации, которой они заслуживают, а также для содействия развитию науки, техники, образования и культуры в целом. С этой целью следует предоставлять преподавательским кадрам учреждений высшего образования право беспрепятственной публикации результатов своих научных исследований и работ в книгах, журналах и базах данных по их собственному усмотрению и под своей фамилией при условии их авторства или соавторства вышеупомянутых работ. Следует также обеспечивать соответствующую правовую защиту интеллектуальной собственности преподавательских кадров учреждений высшего образования, в частности, защиту, предусмотренную национальным и международным законодательством в области авторского права.
        <...>

        28. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на преподавание без всякого вмешательства при условии соблюдения признанных профессиональных принципов, включая профессиональную ответственность и интеллектуальную взыскательность в отношении норм и методов преподавания. Недопустимо требовать от преподавательских кадров учреждений высшего образования проводить обучение вопреки их знаниям и совести или принуждать их использовать учебные программы и методы, противоречащие национальным и международным нормам, касающимся прав человека. Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны играть ведущую роль в разработке учебных программ и планов.
        29. Преподавательские кадры учреждений высшего образования имеют право на проведение научных исследований без всяких запретов или вмешательства, руководствуясь своей профессиональной ответственностью и при условии соблюдения признанных на национальном и международном уровнях профессиональных принципов интеллектуальной взыскательности, поиска научной истины и исследовательской этики. Они также должны иметь право на свободную передачу другим лицам и на публикацию результатов исследований, авторами или соавторами которых они являются, в соответствии с пунктом 12 настоящей Рекомендации" .

        В качестве заключения хотелось бы отметить, что на данном этапе закрепленная концепция свободы должна быть дополнена концепцией ответственности, которая станет очередным шагом в развитии. Выступая устно или письменно, как гражданин, преподаватель должен быть свободен от институтской цензуры или дисциплины, но осознавать, что специальная позиция влечет специальную ответственность. Он должен помнить, что публика может оценивать эту профессию и этот институт по его высказываниям. Поэтому преподаватель все время должен быть аккуратен, проявлять соответствующую сдержанность, выказывать уважение к мнениям других.




© Кайгородцева Е.И., 2005

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Академические свободы: генезис и современное состояние iconРабочая программа развитие и современное состояние мировой автомобилизации...
Развитие и современное состояние мировой автомобилизации: рабочая программа / авт сост. В. Г. Башкирцев, спб.: Ивэсэп, 2012. – 18...
Академические свободы: генезис и современное состояние iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное...
Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом»
Академические свободы: генезис и современное состояние iconРеферат на тему: «Современное состояние гидро- и ветроэнергетики....
Современное состояние гидроэнергетики, её место в энергетике и влияние на окружающую среду
Академические свободы: генезис и современное состояние iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
А мне всегда хотелось свободы в общем ее понимании, т е свободы думать и делать, творить и создавать, придумывать новые идеи, свободы...
Академические свободы: генезис и современное состояние iconТулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении...
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное...
Академические свободы: генезис и современное состояние iconРабочая программа дисциплины "философские проблемы культуры и цивилизации"...
Возрождения, а также Нового и Новейшего времени на проблему свободы воли. Помочь студентам расширить свое мировоззрение на предмет...
Академические свободы: генезис и современное состояние iconПечать кавказских минеральных вод: история, типология, современное состояние

Академические свободы: генезис и современное состояние iconСовременное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом
Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом 1
Академические свободы: генезис и современное состояние iconПримерные темы рефератов
Современное состояние науки об организации производства и перспективы ее развития
Академические свободы: генезис и современное состояние iconПриложение к программе
«Современное состояние банковской системы и экономики России, возможности посткризисного развития»
Академические свободы: генезис и современное состояние iconУчебно-методический комплекс ддп. Р. 01 Психогенетика
Показать современное состояние и перспективные направления психогенетических исследований
Академические свободы: генезис и современное состояние iconСовременное состояние проблемы изучения школьной мотивации. 3
Этот урок, я надеюсь, запомнится вам надолго
Академические свободы: генезис и современное состояние icon1. Необходимость, сущность денег и их функции 9
Тема Банковская система: возникновение, современное состояние, проблемы и перспективы. 13
Академические свободы: генезис и современное состояние icon1. Современное состояние, проблемы диагностики и перспективы развития...
Тема Современное состояние, проблемы диагностики и перспективы развития онкологии. Организация онкологической службы. Принципы лечения...
Академические свободы: генезис и современное состояние iconРефератов для студентов III курса
Современное состояние и перспективы развития физической культуры и спорта в России
Академические свободы: генезис и современное состояние iconПриложение Пример оформления тезисов
Современное состояние рынка депозитных услуг и пути усовершенствования депозитной политики


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск