Скачать 456.28 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Волгоградский филиал Кафедра менеджмента Субочев Н.С. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки бакалавра 080400.62 Управление персоналом
Волгоград 2011 Содержание
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины 1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Введение в специальность» Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления; основы управления человеческими ресурсами; индивид на работе; мотивация и ответственность; планирование человеческих ресурсов; набор и селекция персонала; формы занятости и работа по контракту; оценка персонала; интервьюирование при приеме на работу; подготовка персонала; управление карьерой. 1.2. Целью учебной дисциплины «Введение в специальность» является формирование у студентов общего представления о системе работы с персоналом в государственных и муниципальных органах, в кредитно-финансовых учреждениях и предприятиях, о методах и технологиях кадрового менеджмента. Курс предполагает краткое знакомство с основными этапами развития теории и практики кадровой работы в ХХ веке, изучение деятельности служб персонала. Основными задачами данного учебного курса являются:
Изучение дисциплины «Введение в специальность» предусматривает включение следующих вопросов:
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения предмета «Введение в специальность» студент должен знать:
Студент должен приобрести следующие навыки:
4. Презентации учебного материала на семинарах и в курсовых работах. Обладать следующими компетенциями: – владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5); – готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, обладанием навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОК-8); – осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13); – знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1); – знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике (ПК-8); – владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41); – владением навыками анализа и диагностики состояния социальной сферы организации (ПК-57); –способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом (ПК-64). Дисциплина «Введение в специальность» находится на стыке гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, опирается на знания студентов по истории, социальной философии, социологии и психологии. Междисциплинарные связи осуществляются при анализе этапов развития теории и практики кадрового менеджмента, применении основных принципов, форм и методов управления персоналом с учётом конкретных социально-экономических условий, научных исследований управленческих процессов и отношений в государственных и муниципальных органах, финансово-кредитных учреждениях и предприятиях. 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ (36ч.) на 2011– 2012 уч. год для студентов БкУП-100.
Тема 1. Управление персоналом как интегральный компонент менеджмента организации. Управление персоналом как профессиональная деятельность, научная дисциплина и учебный предмет. Менеджмент персонала и его место в общем менеджменте организации. Содержание понятий «кадры», «персонал», «человеческие ресурсы», «кадровая политика» и «управление персоналом», их соотношение в кадровом менеджменте. Основные понятия: кадры, персонал, человеческие ресурсы, кадровая политика, управление персоналом, кадровый менеджмент. Тема 2. Основные этапы развития тории и практики управления персоналом в XXвв. Социокультурная характеристика трудовых ресурсов в начале века. Основоположники научного менеджмента Ф. Тейлор, Г. Форд и Г. Эмерсон, А.Файоль о принципах и методах кадровой работы. Хоторнские эксперименты Э. Мэйо и их значение для разработки теории и практики «человеческих отношений». Кадровая работа в условиях командно-административной системы в СССР. Основные понятия: функциональная администрация, дифференциальная система оплаты труда, хоторнские эксперименты, «эффект Хоторна», «человеческие отношения» с персоналом. Тема 3. Современные концепции управления человеческими ресурсами. Традиционные и инновационные модели управления персоналом: сравнительный анализ. Характеристика американской, японской и западноевропейской моделей управления персоналом. Оценка возможностей их применения в современной России. Основные условия и факторы перехода к инновационному управлению персоналом в современной России. Основные понятия: человеческие ресурсы, традиционные модели кадровой работы, инновационные модели управления человеческими ресурсами, принципы и структура инновационного управления персоналом. Тема 4. Система управления персоналом организации Цели и функции системы управления персоналом. Основные элементы системы управления персоналом: руководитель организации, линейные и функциональные руководители, кадровая служба, формальные и неформальные объединения трудового коллектива. Основные понятия: система управления персоналом, стратегия организации, миссия организации. Тема 5. Руководитель в системе управления персоналом. Основные роли руководителя организацией в системе управления персоналом: лидер, администратор, плановик, предприниматель, кадровик. Профессионально важные качества успешного менеджера. Влияние академической успеваемости, образования и личностных свойств на эффективность руководства. Основные понятия: роль руководителя, функции руководителя, профессионально важные качества успешного менеджера. Тема 6. Организационная культура. Характеристика организационной культуры как интегрального фактора управления персоналом. Функции организационной культуры. Основные компоненты структуры организационной культуры: базовые социальные представления, ценности и артефакты. Основные понятия: организационная культура, функции организационной культуры. Тема 7. Рекрутинг персонала. Рекрутинг как технология кадрового планирования, набора, отбора и найма новых работников. Кадровое планирование как составная часть кадровой стратегии и плановой деятельности организации. Цели, этапы и методы кадрового планирования. Аудит персонала. Основные понятия: рекрутинг новых работников, кадровое планирование, аудит персонала. Тема 8. Набор персонала. Набор персонала, его внутренние и внешние источники, анализ их достоинств и недостатков. Методы набора персонала, оценка их эффективности. Правила составления резюме. Основные понятия: резюме, набор персонала, источники и методы набора персонала. : Тема 7. Отбор персонала. Отбор персонала: понятие и процедура. Основные этапы отбора: анализ документов, медицинский осмотр, тестирование, отборочное собеседование. Виды и условия проведения отборочных собеседований. Основные понятия: отбор персонала, тестирование, отборочное собеседование. Тема 9. Наем работников. Процедура найма персонала. Трудовой кодекс РФ о понятии, структуре и процедуре заключения трудового договора (контракта). Срочный и бессрочный трудовой договор. Условия заключения выгодного трудового договора. Основные понятия: наём персонала, трудовой договор (контракт). Тема 8. Адаптация персонала. Адаптация как включение нового работника в организационную среду, в процессе которого осуществляется как приспособление, так и преобразование организационной среды. Структура трудовой адаптации. Адаптивные способности личности. Основные понятия: адаптация, организационная среда, адаптивные способности. Тема 9. Оценка персонала. Понятие и функции оценки персонала. Критерии оценки персонала государственных и муниципальных органов, предприятий, кредитно-финансовых учреждений. Формы оценки персонала и условия их успешного применения. Аттестация как основная форма оценки государственных и муниципальных служащих. Основные понятия: оценка персонала, критерии оценки персонала, аттестация, аттестационная комиссия.. Тема 10. Деловая карьера. Деловая карьера как форма реализации способностей персонала и удовлетворения потребностей организации в человеческих ресурсах. Субъекты управления карьерой. Должностная (вертикальная), квалификационная (горизонтальная) и центростремительная виды карьеры. Проблема выбора вида карьеры. Основные понятия: деловая карьера, должностная, квалификационная и центростремительная карьера. Тема 11. Развитие персонала. Понятие развития персонала и его значение для успешной деятельности организации и карьеры работников. Основные критерии, формы и условия эффективного развития персонала государственных и муниципальных органов, кредитно-финансовых учреждений и предприятий. Основные понятия: развитие персонала, обучение персонала, методы обучения. Тема 12. Мотивация и стимулирование. Понятия мотивации трудовой деятельности и стимулирования. Основные теории мотивации. Экономическое и неэкономическое стимулирование: способы поддержания баланса между ними. Переход от краткосрочных внешних к долгосрочным стимулам. Наказательные и поощрительные виды стимулирования. Основные понятия: мотивация, стимулирование, экономическая и неэкономическая формы стимулирования, принципы стимулирования, методы стимулирования. Тема 13. Конфликты в организации. Понятие конфликта, объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Условия перерастания противоречия в конфликт. Инцидент и конфликтная ситуация. Субъекты и объекты конфликта. Типологии организационных конфликтов. Основные понятия: конфликт, структура конфликта, динамика конфликта. Тема 14. Высвобождение персонала. Понятие, причины и критерии эффективности высвобождения персонала. Основные правила высвобождения персонала: привязка к рабочим местам, осуществимость, минимизация затрат. Методы высвобождения персонала: прекращение найма, перемещение, сокращение рабочего времени, аутплейсмент и др. Основные понятия: высвобождение персонала, привязка к рабочим местам, аутплейсмент. Тема 15. Кадровая служба организации. Место кадровой службы в системе управления организаций. Задачи и основные функции кадровых служб. Организационная структура кадровых служб с учетом профиля и размера предприятия. Взаимодействие кадровых служб с линейным руководством и консультантами. Основные понятия: кадровая служба, менеджер по персоналу. Тема 16. Кадровый консалтинг. Кадровое консультирование руководителей и специалистов: понятие, цели и задачи. Процедура кадрового консалтинга. Взаимодействие кадровых консультантов с заказчиками. Основные понятия: кадровый консалтинг, кадровое агентство, консультант по управлениюперсоналом.
Список литературы Основная литература
Дополнительная литература
8. Публикации в журналах «Управление персоналом», «Служба кадров и персонал», «Справочник по управлению персоналом», «Менеджмент в России и за рубежом» и др. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроляВарианты контрольных работ для осуществления текущего контроля уровня знаний студентов (аттестации). Вариант 1.
А) наука управления; Б) стратегия и практика управления персоналом; С) подготовка руководящих кадров.
А) кадровой политике; Б) управлению персоналом; С) руководителю кадровой службы.
А) наука о методах работы с персоналом; Б) регулирование движения автотранспорта; С) профессиональная деятельность по руководству сотрудниками организации.
А) управлении кадрами; Б) в управлении персоналом; С) в управлении человеческими ресурсами.
А) в управлении кадрами; Б) в управлении персоналом; С) в управлении человеческими ресурсами. 6. Как самый ценный капитал организации, который необходимо развивать, наращивать, работник рассматривается на этапе: А) управления кадрами; Б) управления персоналом; С) управления человеческими ресурсами.
А) в первой половине Х1Х века; Б) во второй половине Х1Х века; С) в первой половине ХХ века.
А) руководителя службы персонала; Б) председателя профсоюза работников предприятия; С) руководителя службы занятости населения.
А) в подчинении замдиректора по административно-хозяйственным вопросам; Б) в подчинении директору по персоналу; С) в подчинении генеральному директору. 10. В организационную структуру кадровой службы не входит: А) отдел кадров; Б) отдел организационной культуры; С) маркетинговая служба. Вариант 2. 1. Организационная культура – это: А) нормы и правила поведения в организации; Б) корпоративные мероприятия; С) миссия организации; 2. В число функций организационной культуры не входят: А) адаптивная; Б) прогрессивная; С) интегративная; 3. В структуру организационной культуры включаются следующие уровни: А) конфиденциальный; Б) символический; С) официальный; 4. Рекрутинг персонала – это: А) набор персонала; Б) привлечение персонала в организацию; С) отбор персонала. 5. Адаптация персонала представляет собой: А) приспособление новичка к организации; Б) преобразование новым работником организационной среды; С) сочетание приспособления и преобразования организационной среды. 6. Инновационная модель управления персоналом – это: А) новая модель; Б) заимствованная за рубежом; С) разработанная с учетом собственного и зарубежного опыта управления. 7. К функциям кадровой службы в традиционной модели управления относится: А) выписка больничных листов; Б) оформление личных дел работников; С) разработка методов стимулирования труда. 8. К функциям кадровой службы в инновационной модели управления относится: А) выписка больничных листов; Б) внедрение новой технологии; С) разработка методов стимулирования труда. 9. Кадровый консалтинг – это: А) помощь в решении финансовых проблем. В) консультирование по способам сокращения текучести кадров. С) обучение методам управления персоналом. 10. Понятие «управление персоналом» используется в научной литературе в следующих значениях: А) учебный предмет. В) наука. С) профессиональная деятельность. Итоговый тест по дисциплине 1. Кадровый менеджмент – это: А) наука управления; Б) стратегия и практика управления персоналом; С) подготовка руководящих кадров. 2. В кадровом менеджменте ведущая роль отводится: А) кадровой политике; Б) управлению персоналом; С) руководителю кадровой службы. 3. К управлению персоналом организации не относится: А) наука о методах работы с персоналом; Б) регулирование движения автотранспорта; С) профессиональная деятельность по руководству сотрудниками организации. 4. Как придаток машины, исполнитель заданных функций, работник рассматривается в: А) управлении кадрами; Б) в управлении персоналом; С) в управлении человеческими ресурсами. 5. Как личность, стремящаяся реализовать на работе социальные потребности в общении, признании и уважении, работник рассматривается: А) в управлении кадрами; Б) в управлении персоналом; С) в управлении человеческими ресурсами. 6. Как самый ценный капитал организации, который необходимо развивать, наращивать, работник рассматривается на этапе: А) управления кадрами; Б) управления персоналом; С) управления человеческими ресурсами. 7. Первые специалисты по работе с кадрами появились: А) в первой половине Х1Х века; Б) во второй половине Х1Х века; С) в первой половине ХХ века. 8. Система управления персоналом предприятия не включает: А) руководителя службы персонала; Б) председателя профсоюза работников предприятия; С) руководителя службы занятости населения. 9. Оптимальный организационный статус кадровой службы заключается: А) в подчинении замдиректора по административно-хозяйственным вопросам; Б) в подчинении директору по персоналу; С) в подчинении генеральному директору. 10.В организационную структуру кадровой службы не входит: А) отдел кадров; Б) отдел организационной культуры; С) маркетинговая служба. 11. Организационная культура – это: А) нормы и правила поведения в организации; Б) корпоративные мероприятия; С) миссия организации; 12.В число функций организационной культуры не входят: А) адаптивная; Б) прогрессивная; С) интегративная; 13. В структуру организационной культуры включаются следующие уровни: А) конфиденциальный; Б) символический; С) официальный; 14.Рекрутинг персонала – это: А) набор персонала; Б) привлечение персонала в организацию; С) отбор персонала. 15. Адаптация персонала представляет собой: А) приспособление новичка к организации; Б) преобразование новым работником организационной среды; С) сочетание приспособления и преобразования организационной среды. 16. Инновационная модель управления персоналом – это: А) новая модель; Б) заимствованная за рубежом; С) разработанная с учетом собственного и зарубежного опыта управления. 17. К функциям кадровой службы в традиционной модели управления относится: А) выписка больничных листов; Б) оформление личных дел работников; С) разработка методов стимулирования труда. 18. К функциям кадровой службы в инновационной модели управления относится: А) выписка больничных листов; Б) внедрение новой технологии; С) разработка методов стимулирования труда. 19. Кадровый консалтинг – это: А) помощь в решении финансовых проблем. В) консультирование по способам сокращения текучести кадров. С) обучение методам управления персоналом. 20. Понятие «управление персоналом» используется в научной литературе в следующих значениях: А) учебный предмет. В) наука. С) профессиональная деятельность. Вопросы к зачету.
|
Методические рекомендации 8 Введение 10 часть первая введение в специальность.... Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, учащихся техникумов и колледжей, изучающих адаптивную физическую культуру,... | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине введение в специальность ... | Рабочая программа по дисциплине В. В введение в специальность ... | ||
Памятка для студентов групп мапп-61-62 по изучению дисциплины «Введение в специальность» Дисциплина «Введение в специальность» изучается в 4-ом семестре. В ней будут рассмотрены следующие темы | Рабочая программа по дисциплине Введение в специальность Программой учебной дисциплины «Введение в специальность» предусматривается изучение основных вопросов развития страхования в Российской... | ||
Методические указания по педагогической практике «введение в специальность»... «Введение в специальность» педагогическая практика учебного характера. Данная практика предшествует практике «Пробные уроки и занятия»... | Рефератов по дисциплине «введение в специальность» Темы рефератов по дисциплине «введение в специальность» (блок кафедры экономической теории и прикладной экономики) для студентов... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» «введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | Учебная программа курса Введение в специальность: Налоги и налогообложение Основной целью учебно-методического комплекса по курсу «Введение в специальность: Налоги и налогообложение» является создание целостного... | ||
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История... История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение... | Статья написана на основе рефератов, представленных студентами первого... Введение в специальность ' (группа 8650 приема 1985 года). Рефераты написаны почти 30 лет назад, но, на мой взгляд, представляют... | ||
Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» Рабочая программа дисциплины «Введение в специальность» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | Программа курса «введение в специальность (сравнительная политология)»... Программа дисциплины «Введение в специальность (Сравнительная политология)» цикла опд | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Введение в специальность»... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» Методические указания для изучения дисциплины «Введение в специальность» для студентов заочной формы обучения специальности 230104... |