Скачать 3.07 Mb.
|
филиал НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА» В СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Утверждаю Директор Филиала НОУ ВПО «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области ____________профессор Л.А. Соловьев «_____»________________2012 г. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») Очная и заочная форма обучения Андрейчиков Н.Н.- заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Утверждено на заседании кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Протокол № от « » 2012 года Заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Андрейчиков Н.Н. Смоленск 2012 1 Аннотация и пояснительная записка 1.1 Место дисциплины в структуре основной образовательной программы бакалавриата Дисциплина «Административное право» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлению 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр») по очной и заочной формам обучения в Смоленском филиале НОУ ВПО «Академии права и управления (институт)» и изучается в рамках профессионального цикла федерального компонента по специальности 030900 «Юриспруденция». Административное право является ведущей отраслью российского права, т.к. общественные отношения, которые регулируются нормами в сфере государственного управления, основополагающие в жизни общества и государства. Дисциплина «Административное право» тесно связана и базируется на знаниях, полученных студентами при изучении «Теории государства и права», «Конституционное право» и т.д. Учебно-методический комплекс по курсу «Административное право» включает в себя программу, составленную в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 04.05.2010г.) и учебного плана НОУ ВПО «Академии права и управления (институт)» по направлению подготовки 030900.62 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»), планы проведения лекционных, семинарских и практических занятий, методические рекомендации, дополнительный учебный материал с практическими работами с целью самопознания и саморазвития, список литературы, вопросы для подготовки к зачету. 1.2 Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Административное право» является освоение студентами основ теории административного права и содержания современного административно-правового регулирования в РФ, а так же практики применения административно-правовых норм. Задачами дисциплины являются: - формирование у студентов глубоких знаний об основных принципах, категориях и институтах административного права, достигнутом уровне его развития; - обучение студентов правильному ориентированию в действующем законодательстве; - правильному толкованию и применению норм административного права,; - ознакомление студентов с системой государственного управления, формами и методами управления, способами обеспечения законности, с организацией и административно-правовым регулированием народным хозяйством, а также с законодательством об административных правонарушениях.. 2.3. Общая трудоемкость дисциплины Изучение дисциплины предусматривает 252 часа или 7 зачетных единиц (кредитов). Для очной формы обучения, в том числе: лекции – 40 часов, практические (семинарские) занятия – 88 часов, самостоятельная подготовка студентов – 124 часа. Для заочной полной формы обучения, в том числе: лекции – 6 часов, практические (семинарские) занятия – 14 часов, самостоятельная подготовка студентов – 232 часа. Для заочной сокращенной формы обучения, в том числе: лекции – 6 часов, практические (семинарские) занятия – 8 часов, самостоятельная подготовка студентов – 238 часов. Распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий а) Форма обучения: очная
б) Форма обучения: заочная (полная)
в) Форма обучения: заочная (сокращенная на базе СПО и ВПО)
2.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины административное право Общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК), формируемые у студента: общекультурные компетенции (ОК): осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). профессиональные компетенции (ПК): способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5); готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8); способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9); способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12). 2.5. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: -теоретические основы государственного управления в Российской Федерации; -основные положения административно-правовых институтов, отраженных в нормативно-правовых актах; -способы отстаивания своих прав, свобод и интересов в случае нарушения таковых; -пути повышения престижности государственно-управленческой деятельности; -цели и содержание инновационных процессов в государственном управлении; -стандарты, дающие возможность работать в международных организациях по предупреждению и раскрытию правонарушений. Уметь: оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; толковать и правильно применять правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения. Владеть: юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками разрешения правовых проблем и коллизий; навыками принятия необходимых мер защиты прав человека и гражданина. 2.6. Содержание курса Курс «Административное право России» представлен тремя частями: Общая часть - «Государственное управление и административное право»; Особенная часть – «Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления»; и третья часть «Административная юрисдикция». Таким образом, осуществлен уход от традиционного деления курса на Общую и Особенную части. В первой части раскрывается понятие государственного управления, сущность и принципы исполнительной ветви власти, механизма административно-правового регулирования; дается подробная характеристика субъектов административного права, форм и методов государственного управления; уделяется внимание актам государственной администрации, а также системе способов обеспечения законности в государственном управлении. Во второй части нормы определяют правовой статус тех же субъектов административного права, но уже в различных отраслях и сферах государственного управления. Третья часть рассматривает вопросы, касающиеся административной ответственности, административных деликтов, производства по делам об административных правонарушениях. 2.7. Организационно-методическое построение курса Курс состоит из лекций и семинарских, практических занятий, самостоятельной работы студентов. Для более глубокого осмысления теоретического материала и его практического применения, разработаны логические, проблемные, практические задания, тестирование по каждой теме. 2.8.Условия и критерии оценивания уровня освоения дисциплины Условия оценивания: от студентов требуется посещение занятий, выполнение творческих заданий, активная работа на семинарах и обязательное участие в тестовых испытаниях. Особо ценится активная работа на занятиях (умение вести дискуссию, творческий подход к заданиям, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также качество выполнения заданий (оценивается только самостоятельная работа, а не работы из Интернета). Критерии оценивания:
2.9. Образовательные технологии При изучении дисциплины предусматривается использование следующих активных и интерактивных образовательных технологий (учебных форм), предусмотренных в планах семинарских и практических занятий:
2.10. Формы текущего и итогового контроля: 1. Групповая дискуссия. Цель: прояснение мнений, позиций и установок в процессе непосредственного общения, обмен знаниями по теме/вопросу, активизация коллективных интеллектуальных ресурсов для подготовке к зачету. Критерии оценки: теоретическая подготовка, ссылки на авторов, логичность и доказательность в изложении собственных позиций, активность, вежливость/этикетность в аргументировании. 2. Доклады и рефераты по темам. Цель: углубленное изучение вопроса или темы. Критерии оценки: наличие плана, списка изученной литературы, точность ссылок, логичность и последовательность изложения, обоснованность выводов, предъявление собственной точки зрения по изученному вопросу. 3. Реферирование источников. Цель: подробное изучение монографий. Критерии оценок: точность в цитировании, логичность, последовательность, полнота анализа точки зрения автора, структура изложения, наличие выводов и формулирование собственного отношения к прочитанному. 4. Выполнение логических и проблемных заданий. Цель: закрепление изученного вопроса. Критерии оценок: логичность, использование знаний теоретического материала. 5. Тестирование. Цель: проверить и оценить знания студентов. 6. Зачет и экзамен. Цель: проверить и оценить знания студентов; обобщить и структурировать изученный материал. 3. Рабочая учебная программа 3.1. Содержание учебной дисциплины ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИАДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РАЗДЕЛ IВВЕДЕНИЕ В КУРС АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВАТЕМА 1. Государственное управление и исполнительная власть. Государственное управление как разновидность управления делами государства и социального управления. Правовые основы взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей. Государственное управление — особый вид государственной деятельности. Сущность и основные признаки государственного управления. Государственное управление и исполнительная власть, их функции и принципы. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Требования, предъявляемые к государственному управлению и исполнительной власти на современном этапе развития общества. ТЕМА 2. Предмет, методы, источники и система административного права Понятие административного права и его особенности. Круг общественных отношений, регулируемых административным правом. Методы административно-правового регулирования. Принципы административного права. Соотношение административного права с другими отраслями права. Источники (формы выражения) административного права. Административное право и административное законодательство. Роль и значение административного права в регулировании управленческих и иных общественных отношений. Понятие и предмет науки административного права. Место науки административного права в системе юридических наук и ее соотношение с наукой социального управления. Развитие науки административного права. Разработка проблем науки административного права в трудах ученых-административистов. Роль науки в совершенствовании административного права и государственного управления. Роль науки административного права в правовом обеспечении деятельности органов внутренних дел, в улучшении организации и повышении эффективности их работы. Административное право зарубежных стран. Предмет, задачи и система курса «Административное право». ТЕМА 3. Механизм административно-правового регулирования Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементы. Понятие административно-правовой нормы. Структура и виды административно-правовых норм. Действие административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм. Виды реализации. Применение норм административного права. Требования правильного применения норм административного права. Понятие административно-правовых отношений. Элементы (структура) административно-правовых отношений. Виды административно-правовых отношений и критерии их классификации. РАЗДЕЛ II СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА ТЕМА 4. Административно-правовой статус человека и гражданина Административно-правовой статус граждан России, их административные правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, их административные правоспособность, дееспособность, деликтоспособность. ТЕМА 5. Органы исполнительной власти Понятие органа исполнительной власти. Система органов исполнительной власти и принципы ее построения. Президент России и исполнительная власть. Виды органов исполнительной власти и их административно-правовой статус. ТЕМА 6. Государственные служащие Понятие, принципы и виды государственной службы. Государственная должность. Государственный служащий и его административно-правовой статус. Классификация государственных служащих. Административно-правовое регулирование прохождения государственной службы. Поощрение и ответственность государственных служащих. Дисциплинарная ответственность и ее виды. ТЕМА 7. Общественные и религиозные объединения и их служащие Понятие и виды общественных объединений. Образование общественных объединений и прекращение их деятельности. Административно-правовой статус общественных объединений. Административно-правовой статус служащих общественных объединений. Понятие религиозного объединения. Виды религиозных объединений. Образование религиозных объединений и прекращение их деятельности. Административно-правовой статус религиозных объединений. Контроль и надзор за деятельностью общественных и религиозных объединений. РАЗДЕЛ III АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕМА 8. Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления Понятие формы государственного управления. Организационные и правовые формы управленческой деятельности. Правотворческая (нормоустановительная) деятельность. Правоприменительная деятельность и ее виды (регулятивная и правоохранительная). Понятие и сущность методов государственного управления, их классификация. ТЕМА 9. Административно-правовые акты управления Понятие и юридическое значение административно-правового акта управления. Роль актов управления в механизме административно-правового регулирования. Виды административно-правовых актов управления. Требования, предъявляемые к актам управления, и последствия их несоблюдения. Действие административно-правовых актов государственного управления. ТЕМА 10. Административное принуждение и административная ответственность Понятие административного принуждения и его отличие от других видов государственного принуждения. Цели и основания применения мер административного принуждения. Виды мер административного принуждения и их правовая характеристика. Гарантии законности применения мер административного принуждения. Сущность административной ответственности. Административные правонарушения: понятие, состав, виды. Виды административных наказаний. РАЗДЕЛ IV АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕМА 11. Понятие и основные принципы административного процесса. Административные производства. Административный процесс: его особенности. Принципы административного процесса. Административно-процессуальное право. Административно-процессуальные нормы и отношения. Процессуальные гарантии прав граждан в административном процессе. Административные производства и их виды. Производство по предложениям, заявлениям и жалобам граждан. Производство по делам о поощрении. Дисциплинарное производство. РАЗДЕЛ V ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ ТЕМА 12. Сущность и способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Сущность обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Государственный контроль в управлении. Прокурорский надзор в управлении. Административный надзор. Обжалование неправомерных действий органов и должностных лиц. ЧАСТЬ ВТОРАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРАХ И ОТРАСЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ РАЗДЕЛ VI АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МЕЖОТРАСЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТЕМА 13. Административно-правовое регулирование государственного прогнозирования социального развития и иных видов межотраслевого управления Понятие прогнозирования социального развития. Органы прогнозирования. Административно-правовое регулирование занятости населения, труда и социальных вопросов. Государственная служба занятости населения. Организации государственного прогнозирования социального развития. Административно-правовое регулирование финансовой деятельности и кредитования. Техническое регулирование как институт административного права. Административно-правовое регулирование учета и статистики. Таможенная служба и ее административно-правовое регулирование. РАЗДЕЛ VIIАДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕМА 14. Административно-правовое регулирование управления обороной Понятие, содержание и правовые основы управления обороной. Система и административно-правовой статус органов военного управления. Военная служба и ее административно-правовое регулирование. ТЕМА 15. Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью Понятие, содержание, особенности и правовые основы управления государственной безопасностью. Система и административно-правовой статус органов государственной безопасности. Охрана государственной границы. Виды охраны. Пограничный режим. ТЕМА 16. Административно-правовое регулирование управления юстицией Юстиция: понятие и содержание. Особенности и правовые основы управления юстицией. Система и административно-правовой статус органов управления юстицией. Организация руководства учреждениями юстиции. Учреждения юстиции, исполняющие уголовные наказания и административно-правовое регулирование их деятельности. ТЕМА 17. Административно-правовое регулирование управления иностранными делами Понятие, содержание и административно-правовые основы управления иностранными делами. Система и административно-правовой статус органов управления иностранными делами. РАЗДЕЛ VIII АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ТЕМА 18. Административно-правовое регулирование управления образованием Образование и его виды. Государственные гарантии прав граждан в области образования. Права и обязанности граждан в сфере образования. Понятие, содержание и правовые основы управления образованием. Система и административно-правовой статус органов управления образованием. Образовательные учреждения и административно-правовое регулирование их деятельности. Управление негосударственными образовательными учреждениями. ТЕМА 19. Административно-правовое регулирование управления наукой Наука и ее роль в развитии общества. Виды научной деятельности. Понятие, содержание и правовые основы управления наукой. Система и административно-правовой статус органов управления наукой и научными учреждениями. Академии наук и административно-правовое регулирование их деятельности. ТЕМА 20. Административно-правовое регулирование управления культурой Отрасли культуры, права граждан в сфере культуры. Понятие, содержание и правовые основы управления культурой. Система и административно-правовой статус органов и учреждений управления культурой. Творческие объединения в духовно-культурной сфере. ТЕМА 21. Административно-правовое регулирование управления в сфере охраны здоровья и социального обеспечения граждан Здравоохранение, физкультура, спорт, туризм как объекты административно-правового регулирования. Система и административно-правовой статус органов управления здравоохранением, физкультурой, спортом, туризмом и социальной защитой граждан. Административно-правовое регулирование отношений в сфере медицинского обслуживания и осуществления государственного санитарного надзора. Административно-правовое регулирование отношений в сфере физкультуры, спорта, туризма. Социальное обеспечение граждан и его административно-правовое регулирование. РАЗДЕЛ IX АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА 22. Административно-правовые и организационные основы управления хозяйственной деятельностью Хозяйство и его отрасли. Понятие, содержание и правовые основы управления хозяйством. Административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности. Административно-правовой статус предприятий, объединений и иных хозяйственных организаций. Административно-правовой статус предпринимателя, гарантии предпринимательской деятельности. Государственная поддержка предпринимательства, защита прав предпринимателей. Административно-правовое регулирование отношений в сфере конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках. ТЕМА 23. Административно-правовое регулирование отраслей |
Учебно-методический комплекс по курсу «Конституционное право» включает... Директор Филиала ноу впо «Московский институт государственного управления и права» в Смоленской области | Учебно-методический комплекс включает в себя учебную рабочую программу... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Хозяйственное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «ценообразование» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «маркетинг» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «литература» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное гуманитарное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «бухгалтерское дело» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Права человека и международное право» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право часть особенная» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» Учебно–методический комплекс по дисциплине «Уголовное право (часть общая)» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Международное право» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Политическое источниковедение Учебно-методический комплекс по курсу «Политическое источниковедение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности: 030501 юриспруденция Согласовано Учебно-методический комплекс «Таможенное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | А право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права Учебно-методический комплекс по дисциплине «Семейное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |