Скачать 177.23 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Ф.И.О./ __________ _____________ 2011г. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________/Белозерова А.А./ «______»___________2011г. Рассмотрено на заседании кафедры ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры протокол № __ от «___» __________2011 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой __________________/Боме Н.А./ «______»___________ 2011г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, отделение Биология, протокол № __ от «___» ____________ 2011 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _____________/Фролова О.В./ «______»_____________2011г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/Федорова С.А./ «______»_____________2011г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыБелозерова А.А. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ГЕОГРАФИЯ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология Тюменский государственный университет 2011 Белозерова А.А. Происхождение и география культурных растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.68 Биология (магистры) очной формы обучения профиля Биотехнология. Тюмень, 2011, ___ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Белозерова А.А. Происхождение и география культурных растений. Учебно-методический комплекс. [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии растений и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Белозерова А.А., 2011.
Целью данного курса является знакомство студентов с понятиями о центрах происхождения и центрах разнообразия, географическом распространении основных видов культурных растений. Задачами курса являются: - знакомство с концепциями центров происхождения культурных растений, а также с основными географическими областями исторического развития культурной флоры; - знакомство с методами определения географических центров происхождения видов культурных растений. - изучение основных групп культурных растений, их хозяйственного значения, происхождения и географического распространения.
Дисциплина по выбору «Происхождение и география культурных растений» входит в профессиональный цикл подготовки студентов направления Биология, читается на 2 курсе в 3 семестре. Данный курс базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин «Концепции генетических банков растительных ресурсов», «Проблемы познаваемости истории растительного мира», «Региональная флористика, гербарное дело и создание базы данных», «Методы анализа флор», «История и методология биологии», «Современные проблемы биологии». Знания, умения и навыки, полученные при изучении этой дисциплины, будут использованы при освоении курса «Современные технологии изучения и сохранения генетических ресурсов», при подготовке дипломных работ.
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ОК-2: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению; ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Таблица2. Планирование самостоятельной работы студентов
Тема 1. История изучения происхождения культурных растений Значение культурных растений в жизни человека и их происхождение. История развития взглядов на проблему происхождения культурных растений. Работы А. Декандоля, Ч. Дарвина, И.Н. Клингена, Г.И. Танфильева, Е.В. Вульфа, Н.И. Вавилова, В.Л. Комарова, Н.В. Базилевской, П.М. Жуковского, Е.Н. Синской, А.И. Купцова и др. Культурные и культивируемые растения. Возраст культурных растений. Сорные растения как родоначальники культурных растений. Первичные и вторичные культуры. Роль бессознательного и сознательного отборов в создании новых видов и сортов культурных растений. Тема 2. Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений Понятие ареала, определение, структура. Сплошные (целостные) и прерывистые (дизъюнктивные) ареалы. Форма и размеры ареала. Космополитические ареалы. Эндемичные ареалы. Формирование и типизация ареалов. Викарные (замещающие), циркумполярные, пантропические, биполярные ареалы. Растения-эндемики, неоэндемики, палеоэндемики (реликты). Центры таксономического разнообразия. Первичные и вторичные генцентры. Методы определения географических центров происхождения культивируемых растений Археологический, исторический, лингвистический, ботанический (дифференциальный систематико-географический) методы. Основные моменты, на которые необходимо обращать внимание при изучении происхождения культурных растений (по Е.Н. Синской). Флористическое районирование суши по А.Л. Тахтаджяну (Голарктическое, Палеотропическое, Неотропическое, Капское, Австралийское, Голантарктическое царства). Тема 3. Концепции о происхождении культурных растений Роль работ Н.И. Вавилова в установлении центров происхождения культурных растений (Южноазиатский, Восточноазиатский, Юго-западноазиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центральноамериканский, Южноамериканский). Мегагенцентры происхождения культурных растений по П.М. Жуковскому (Китайско-японский, Индонезийско-индокитайский, Австралийский, Индостанский, Среднеазиатский, Переднеазиатский, Средиземноморский, Африканский, Европейско-сибирский, Центрально-американский, Южно-американский, Северо-американский) Географические области исторического развития культурной флоры по Е.Н. Синской (Древнесредиземноморская, Восточноазиатская, Южноазиатская, Африканская. Новосветская). Центры происхождения культурных растений по А.И. Купцову (Переднеазиатский, Среднеазиатский, Средиземноморский, Эфиопский, Северокитайский, Мексиканский, Перуанский, Индийский, Индонезийский, Западносуданский). Тема 4. Главнейшие группы культурных растений, их хозяйственное значение, центры происхождения и географическое распространение 1) Пищевые растения: а) крахмалоносные (пшеница, рожь, рис, кукуруза, сорго, картофель, хлебное дерево, батат, маниок); б) растения, дающие белки (фасоль, чечевица, горох, соя, бобы, нут, земляной горох); в) сахароносные (сахарный тростник, сахарная свекла, сахарная пальма, сахарный клен); г) масличные (подсолнечник, маслина, арахис, кокосовая пальма, масличная пальма); е) овощные (капуста, морковь, баклажан, редис, лук); ж) бахчевые (арбуз, дыня, тыква); з) плодово-ягодные (яблоня, груша, слива, вишня, цитрусовые и др.); и) стимулирующие (чай, кофейное дерево, какао, кола). 2) Технические растения: а) волокнистые (хлопчатник, лен, конопля, рами, джут, абака, сизаль, канатник, кенаф, кендырь); б) каучуконосные (гевея, гваюла, кок-сагыз); в) гуттаперченосные (бересклет бородавчатый); г) красильные (хна, индигоноска); д) пряные (ваниль, гвоздичное дерево, имбирь, перец черный, лавр благородный); е) эфиромасличные (мята, лаванда, кориандр, иланг-иланг, бергамот). 3) Кормовые растения (люцерна, клевер, брюква, репа, турнепс); 4) Лекарственные растения (хинное дерево, камфарное дерево, бальзаминовое дерево, алоэ); 5) Цветочно-декоративные растения (амариллис, кринум, хлорофитум, монстера, бегония, бальзамин, цикламен, тюльпан, гиацинт).
При подготовке к занятиям студенты прорабатывают основную и дополнительную литературу, готовят конспекты по темам «История изучения происхождения культурных растений», «Понятия об ареале, центре происхождения и центре разнообразия растений». При изучении второй темы заполняют таблицу «Центры происхождения растений», на контурных картах изображают местоположение данных центров. По всем темам планируется обсуждение изученного материала. Также студенты, используя основную и дополнительную литературу, готовят реферат по выбранной теме объемом 10-15 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации. Темы рефератов приведены ниже. Темы рефератов
Контрольные вопросы к зачету
При обсуждении нового материала и закрепления уже известной информации по всем темам планируется использование метода эвристических вопросов, мозговой штурм, дискуссии. При изучении темы «Концепции о происхождении культурных растений» планируется анализ концепций различных ученых с целью выявления их достоинств и недостатков, а также показ фильма о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова. Кроме того, планируется проведение экскурсии в лаборатории Тюменской сельскохозяйственной академии (ТГСХА) для знакомства с разнообразием культурных растений.
8.1.Основная литература:
8.2. Дополнительная литература:
8.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Центры_происхождения_культурных_растений http://a-nomalia.narod.ru/100otkr/88.htm http://b-energy.ru/biblioteka/46-biogeografiya-s-osnovami-ekologii/188-uchenie-vavilova-o-centrah-proishojdeniya-.html http://bse.sci-lib.com/article120673.html http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2008/t12_4/vogis_12_4_27.pdf http://www2.bioversityinternational.org/publications/Web_version/47/ch06.htm http://ishulenina.ru/Classiki/Alexeev/stanovlenie/11.html http://www.bionet.nsc.ru/vogis/pict_pdf/2007/t11_3_4/vogis_11_3_4_06.pdf http://www.letopisi.ru/index.php/Вавилов,_Николай_Иванович
При изучении курса «Происхождение и география культурных растений» используется мультимедийное оборудование. Имеется коллекция семян и соцветий главнейших групп культурных растений, гербарный материал, фильм о биографии и научных достижениях Н.И. Вавилова |